Но вообще это относилось, насколько помню, вообще ко всем людям, которые мыслят ограниченно и однобоко. Ко всем нетерпимым людям — и неважно, в чем их нетерпимость заключается. Это может быть совсем мелкая, бытовая нетерпимость — она выражается в шпионстве за соседями, в настырных попытках лезть в чужие жизни и чужие постели, распихивая людей по понятным и знакомым ячейкам — бабник, алкаш, умник, шлюха, разведенка и т.д. Это мелочное обезличивание людей может показаться ерундой — но ведь речи взрослых слышат дети, а затем тоже начинают классифицировать и клеить наклейки — и в школах появляются всем нам знакомые «нытики», «хулиганы», «ботаны», «ябеды» и пр. А это ведь не мелочи… если подумать.
А когда таких людей — большинство людей, если оглянуться, увы — правильно подзуживают и заводят по нужным стойлам… как в той цитате, что я приводил… то начинаются вещи более глобальные: тут и «гейропа», и «америкосы», и кто там еще плохой и враг… Людей, привыкших к наклейкам, так легко превратить в злобную, агрессивную толпу, готовую бить и рвать на части… и женщины, дети — их уже никто не остановит…
Вот поэтому я так ненавижу любые обобщения. Любое «все так делают» — это зло в своей основе, потому что застилает нам взгляд на множество разных и зачастую интересных людей — и создает какую-то безликую массу, типа планктона, которую можно… да всё можно, планктон же.
И особенно это мерзко в среде писателей. Ведь я это писал, уже долгое время пребывая среди тех, кто мнит себя литераторами. Писатель всегда был «проводником душ», особенным человеком — духовным пастырем, хоть и не облаченным саном, но тем он ценнее, поскольку заботится не о конкретных душах из VIP-списка, а о самых обычных нас с вами… А что теперь? Я ненавижу нашу революцию и ее последствия, ненавижу тиранов, какие бы имена они ни носили и как бы ни был высок их интеллект — но тот же Сталин отдавал должное писателям… уничтожая их. Этакое своеобразное «уважение». Поскольку знал: в руках писателя мощное оружие — слово. Власть над умами, над сознаниями. Ну, спасибо Сталину и иже с ним… это оружие уничтожено капитально. Теперь вместо писателей у нас шлюхи, готовые на всё ради публикации. И конечно, не только они — много талантливых людей… но кому они нужны? Хорошо, что им остался интернет…
Но разве он — панацея? У нас тут свежайший пример: наши мп-шные Тигробелки написали отличную книгу, без преувеличений, класс. Я как нелюбитель читать русскоязычных авторов был почти поражен и снимаю виртуальную шляпу: книга супер. А главное — она интересная! не в смысле «интересная», хотя и в этом смысле… в общем, она увлекательная. Живая, динамичная, несущая читателя на волнах интриги, риска, тайны, приключений и любви книга о пиратах. Казалось бы — вау! Книга о пиратах должна с полок улетать, как мороженое летом в парке. Но — нет. Не улетает. А ведь авторы на эту книгу жить пытаются… не только на эту, но ПОЧЕМУ ее не покупают?
А я вам скажу… вернемся к теме о «чтению наоборот», о чем я тоже говорил не раз… чтению только того, что знакомо, предсказуемо, что обклеено этими самыми наклейками. Когда всё решает не оригинальность, не новизна, не это самое «вау, сюрприз!» — а как раз наоборот: есть наклейка, есть знакомое и понятное, читаем… да мне от одной мысли о таком «чтиве» заснуть хочется… или выплюнуть эту тошнотворную жвачку со вкусом ваты…
Писатель как никто другой должен осознавать вред «наклеек». Любых. Всегда. Он должен уметь видеть не толпу во множестве разных людей, а наоборот — в любой толпе увидеть сотни индивидуальностей, по-своему самобытных, неповторимых и интересных…
А куда мы идем, если «шаг в сторону» трактуется как ошибка, а оригинальность сходит чуть ли не за преступление?
Типа того)
Но вообще это относилось, насколько помню, вообще ко всем людям, которые мыслят ограниченно и однобоко. Ко всем нетерпимым людям — и неважно, в чем их нетерпимость заключается. Это может быть совсем мелкая, бытовая нетерпимость — она выражается в шпионстве за соседями, в настырных попытках лезть в чужие жизни и чужие постели, распихивая людей по понятным и знакомым ячейкам — бабник, алкаш, умник, шлюха, разведенка и т.д. Это мелочное обезличивание людей может показаться ерундой — но ведь речи взрослых слышат дети, а затем тоже начинают классифицировать и клеить наклейки — и в школах появляются всем нам знакомые «нытики», «хулиганы», «ботаны», «ябеды» и пр. А это ведь не мелочи… если подумать.
А когда таких людей — большинство людей, если оглянуться, увы — правильно подзуживают и заводят по нужным стойлам… как в той цитате, что я приводил… то начинаются вещи более глобальные: тут и «гейропа», и «америкосы», и кто там еще плохой и враг… Людей, привыкших к наклейкам, так легко превратить в злобную, агрессивную толпу, готовую бить и рвать на части… и женщины, дети — их уже никто не остановит…
Вот поэтому я так ненавижу любые обобщения. Любое «все так делают» — это зло в своей основе, потому что застилает нам взгляд на множество разных и зачастую интересных людей — и создает какую-то безликую массу, типа планктона, которую можно… да всё можно, планктон же.
И особенно это мерзко в среде писателей. Ведь я это писал, уже долгое время пребывая среди тех, кто мнит себя литераторами. Писатель всегда был «проводником душ», особенным человеком — духовным пастырем, хоть и не облаченным саном, но тем он ценнее, поскольку заботится не о конкретных душах из VIP-списка, а о самых обычных нас с вами… А что теперь? Я ненавижу нашу революцию и ее последствия, ненавижу тиранов, какие бы имена они ни носили и как бы ни был высок их интеллект — но тот же Сталин отдавал должное писателям… уничтожая их. Этакое своеобразное «уважение». Поскольку знал: в руках писателя мощное оружие — слово. Власть над умами, над сознаниями. Ну, спасибо Сталину и иже с ним… это оружие уничтожено капитально. Теперь вместо писателей у нас шлюхи, готовые на всё ради публикации. И конечно, не только они — много талантливых людей… но кому они нужны? Хорошо, что им остался интернет…
Но разве он — панацея? У нас тут свежайший пример: наши мп-шные Тигробелки написали отличную книгу, без преувеличений, класс. Я как нелюбитель читать русскоязычных авторов был почти поражен и снимаю виртуальную шляпу: книга супер. А главное — она интересная! не в смысле «интересная», хотя и в этом смысле… в общем, она увлекательная. Живая, динамичная, несущая читателя на волнах интриги, риска, тайны, приключений и любви книга о пиратах. Казалось бы — вау! Книга о пиратах должна с полок улетать, как мороженое летом в парке. Но — нет. Не улетает. А ведь авторы на эту книгу жить пытаются… не только на эту, но ПОЧЕМУ ее не покупают?
А я вам скажу… вернемся к теме о «чтению наоборот», о чем я тоже говорил не раз… чтению только того, что знакомо, предсказуемо, что обклеено этими самыми наклейками. Когда всё решает не оригинальность, не новизна, не это самое «вау, сюрприз!» — а как раз наоборот: есть наклейка, есть знакомое и понятное, читаем… да мне от одной мысли о таком «чтиве» заснуть хочется… или выплюнуть эту тошнотворную жвачку со вкусом ваты…
Писатель как никто другой должен осознавать вред «наклеек». Любых. Всегда. Он должен уметь видеть не толпу во множестве разных людей, а наоборот — в любой толпе увидеть сотни индивидуальностей, по-своему самобытных, неповторимых и интересных…
А куда мы идем, если «шаг в сторону» трактуется как ошибка, а оригинальность сходит чуть ли не за преступление?