avatar
Мне кажется, что любые критерии оценки зависят от цели оценки, потому что все слишком относительно в мире, и не существует совершенно ничего объективного в таких неточных сферах как, например, литература.
Знающие и умные люди могут меня засмеять, потому что я дилетант, да, так и есть — и я не хочу казаться тем, чем не являюсь, но исходно постановка вопроса меня несколько смущает.
 
Собственно, зачем мы пытаемся оценить качество литературы?
 
Если мы оцениваем с точки зрения, будет это продаваться и стоит ли это издавать — тут я полностью на стороне того, что говорят издательства и те, кто с ними соприкасался тем или иным образом. Ну, глупо же спорить, что это их работа и они в этом разбирают куда лучше нас, спорящих о великих делах на кухне. И тут вовсе не обязательно «писать то, что пипл хавает», «подстраиваться под серии и стандарты» — не всегда и не всех издают исключительно в сериях и ломают себя через коленку. В основном это справедливо именно для начинающих авторов, на которых боятся рисковать — и спокойнее издать то, что точно купят. Но это все совершенно не по теме, я понимаю. И все-таки существуют некоторые популярные критерии оценки, которые просто исторически сложились и соответствуют восприятию большинства, на которое издательства и ориентируются. Это я так вижу.
 
Если мы оцениваем в отрыве от вопроса издательства вообще, то мы уже не ориентируемся на условное «большинство», а скатываемся совсем в субъективные оценки, потому что у каждого из нас отдельно взятого нет глобального опыта оценки восприятия других людей (у издательств все же опыт, как мне кажется). И тут каждый уже сам смотрит, что хочет читать, что любит, что у него отзывается, что увлекает и что он будет советовать другим.
И мы настолько все разные, что иногда даже страшно.
И то, что одному — шедевр и просто до слез, другому — до тошноты.
И можно сколько угодно друг на друга обижаться за то, что «тебе нравится то, что я не считаю достойным» или «ты ругаешь то, на самом деле — вершина литературы».
Вот только это «на самом деле» === «для меня».
 
Но несмотря на то, что мы все разные, у нас есть общие черты, и мы сбиваемся в группы по восприятию, вкусам, отношению к жизни и т.д. И опять же скатываемся в понятие большинства: «чем больше людей полюбили это произведение, тем оно лучше». Но кто-то обязательно не полюбит.
 
Это я все к тому, что такие критерии можно составлять не «вообще», а только «лично мои критерии».
Вот лично мои такие:
1. Идея, тот свет, которые виден за строками и резонирует. Если света нет, то мне не понравится даже самое гениальное произведение.
2. Герои — такие, чтобы сопереживать или понимать всей душой, хотя бы один.
3. Язык — либо «как чистое стекло», чтобы не мешал, либо «вкусный», чтобы наслаждаться. «Вкусный» предпочтительнее.
4. Сюжет (только на четвертом месте) — чтобы все складывалось в единый паззл в конце, обожаю это чувство — как отрешенной сложной задачи.
5. Атмосфера, мир и все остальное, что я забыла.
 
вот это лично мои критерии такие.
а вообще тема любопытная.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль