avatar
Критика на конкурс
Паук на снегу
 
Я не читаю до начала работы над разбором и отзывы участвующих и даже комментарии, чтобы не «сбить» личное впечатление от текста.
Хочу предупредить Автора и читателей – в данном случае – это уж точно ооочень личное впечатление.
Возможно Автор даже не представлял того, что скрыто в его маленьком тексте. Я вытащила на свет, может, больше, чем надо. Но если, кто будет называть это «выдумкой», постараюсь в своем разборе привести доказательства.
Признаюсь, я – большой любитель игр подсознания. И потому всё время нахожусь в поиске скрытых смыслов, подводных течений. А в этом рассказе их предостаточно.
 
Пусть будет свободно текущее рассуждение в узких рамках правил.
 
Итак, начнем.
Знаете, мой кот обожает клубки ниток. Он может выслеживать понравившийся клубок сутками, пока не доберется до него. Затем начинается жуткое действо: кот создает конструкцию из ниток, опутывая ножки столов и стульев, ручки кресел и дверей. Он опутывает всю комнату, вплетая отдельными элементами в общую композицию швабру, телевизор, подушку. Добивается ли он какой цели? Например, чтобы я в темноте едва начавшегося утра попала в ловушку и разбила лоб? Конечно, нет. Он просто забавляется игрой, даже не представляя, к каким последствиям может привести игра.
Так, ничего необычного.
Вот паутина паука – это совершенство. Логика, расчет, конструкция, проверенные веками эволюции. И цель. У паутины всегда есть цель – поймать.
Автор рассказа начинает плести свою паутину ещё в названии. Успокаивает нас — «ничего необычного», заманивает нежным «снежным» и ставит в тупик «это совсем не свидание».
Автор быстро скрывается за спиной персонажа и продолжает вкрадчиво плести. «Обычно в наших краях зимы малоснежные. Снег лежит на полях нелепыми проплешинами…» Уводит от пейзажа в нелепость – образ шахматной доски. Ну, я то понимаю – это предложение поиграть. Поиграть смыслами и намеками. Поиграем.
Вот веет опасностью – «тонкий наст, опасный ледник».
Автор долго рассказывает, чем возмущает читателя, о нынешней зиме. Вплетает в текст опасные слова – «суровый, неизвестно, налетел, сбил, отрезаны, отчаянный, издевательский, бессильно скрежетать…»
Читатель в недоумении – да, разве можно в таких условиях появиться свиданию? Читатель даже думает, не замерзнет ли главный герой? Не погибнет ли, стремясь к возлюбленной своей? Не является ли качеством его характера безрассудство?
Нет, говорит Автор, он же — Главный Герой. «Я понимаю, что вы, читатели, в недоумении. Представляете, вот в такую погоду я и поехал на свидание».
Ох, как же интересен этот персонаж!
Он, хорошо понимая условия погоды, причиной поступка приводит нам прежде всего не эмоции, не тоску души. Он перечисляет поводы. Логично перечисляет. Плетет паутину слов, за которыми скрывается основное — желание прикоснуться к ничего неподозревающей жертве, вызвать в ней эмоциональный отклик. «Я поймал себя на мысли, что это было бы очень здорово.» Ах, змей! И как этот вертихвост говорит о ней: не ахти, знакомая, очередной раз, день с девушкой. Имя стало всего лишь поводом к выбору именно её кандидатуры. Был бы день Елены, досталось бы Елене.
Лично я, как читатель, с этой минуты стала подозревать в поступках героя скрытый пласт паучьей философии. «Я сделаю ей своеобразный сюрприз…» Чёрт! Я не добегу, не буду согревать её ладони, не буду дышать на её щеки, не буду мерзнуть в тонких ботинках. Нет! Я создаю план и по нему действую. Вот, что читалось мне между строк.
Снег немного смешал план. Паук затих. «В ту ночь я не спал и, сидя на кухне, пил крепкий чай, нервно курил и наблюдал». Ждал добычу. Нервничал. «Циклон прилетел специально, чтоб не дать мне возможности поехать». «Я чувствовал себя уязвлённым». «Сможешь ли не отказаться от своей идеи?» «У тебя – всего два выходных дня, ты только что приехал чёрт-те откуда, во вторник – опять на работу, так зачем же убивать один из выходных на нелепую поездку неизвестно зачем и для чего?”
Эти цитаты только из одного абзаца, посвященному смущению и досаде главного героя. И только один раз в нем упоминается имя цели.
Однако, признается герой, истинный паук, «расстояние меня не смущало никогда». «Снегом меня тоже не испугать». Решение принято («Решение было таково…»), но Автор не спешит. Снова развешивает герой перед читателями целое полотно из паутины.
Рассказ о знакомстве, попытка вызвать сочувствие – «небольшое село, живу с родителями».
Но точные цифры – 150 км, отчет о действиях «докурив очередную сигарету и допив очередную чашку чая», «мне надо было сначала добраться до облцентра, затем делать пересадку» не прибавили мне, как читателю, уверенности в чистоте намерений паука.
Да вот он и сам хладнокровно сообщает: «Ну, если я чего решил – так выпью обязательно!» Чего?! Крови?!
И снова паутина словес. Пока доберешься до точки в предложении, уже и забудешь о своих подозрениях! «Правда, водитель предупредил, что и сам не знает, будет ли следующий рейс – “видите, мол, какая погода”, – на что я, понимающе кивнув, сел на свободное место, сжался, обняв себя руками, и, включив в наушниках музыку, задремал». Обхватив себя руками. Ага! Паук, сложивший лапки!
И снова прорывается в большом абзаце снисходительное отношение к жертве: «сюжет, старая комедия, герои комедии, первое знакомство благополучно завершилось, я удалил номер девушки, обоюдного веселья…»
Чего же ты едешь-то сквозь снег?! Чего ты хочешь на самом деле? «С тех пор наше общение покатилось как по маслу». К чему ты ведешь жертву?
А как аппетитно паук расписывает предвкушаемую трапезу! «Пропорционально сложена», «Она не была худенькой, скорее наоборот – обладая довольно крупной костью, она выглядела как “девушка в теле”, но отнюдь не полной». Меню ресторана людоедов? И ничего об имени. И ничего о сексуальном влечении, о взрыве в мозгу, огне в сердце. Один холодный расчет.
Но не тело интересует паука. Это вторично. Он проговаривается: «никогда не отвечал подсознательным желаниям всех девушек». Он их изучал до пластов подсознания?!
«Намного важнее для меня было получить сердце девушки, а не её тело». Змеище! Паучище в черном полупальто! Мягко проникнуть в муху и ввести парализующий яд.
«Тело всегда пойдёт вслед за сердцем, рано или поздно, а вот сердце ещё хорошенько подумает, идти ли за телом в постель или перекурить “это дело” на пороге…» На этом моменте мне стало страшно. Ведь это герой нашего времени. Холодный, как снег, паук на тонком льду! Он никогда не провалится, ибо легок. И ветром его не снесет, ибо цепок. И до жертвы доберется!
Смотрите, как он хладнокровно оценивает ситуацию! «Центральные улицы и подъезды к домам для машин были хорошо расчищены», «Я сел в нужную мне маршрутку, подождал, пока она выедет за территорию автовокзала и только потом позвонил».Готовится охота.
«При всём том, что водитель вёл машину крайне аккуратно», «За это время я пару раз звонил Тане – рассказать, где мы сейчас». Понятно: не уходи, не исчезай – я бегу по паутине.
Хотя герой всё замечает — «было видно, что сейчас её мысли совсем о другом», паук привязывает по ниточке жертву к себе! «Ты не рада меня видеть? – поинтересовался я, мелкими глотками, стараясь растянуть удовольствие, глотая горячий чай». Удовольствие в чае! А не в общении с человеком.
И вот последний узел, против которого жертва уже неизбежно не в силах противостоять: «я слегка коснулся губами её снежной щеки». Смертельный поцелуй сделан. Жертва цепенеет.
По пути в логово паук признается в своем довольстве: «На душе у меня было легко и радостно, на сердце – спокойно.» Он рассуждает, философствует. Долго. Три абзаца.
Жертва звонит первая сытому обогретому пауку. Он доволен. Он получил эмоциональный пир.
Но как любой паук, склонный к завершенности паутины, не может не спросить: «Как цветы?» Конечно, он же потратился! Паук наивно бросает фразу: «О цене, уплаченной мною ради этих десяти-двадцати минут, я даже не думал». Ха! Мы, читатели, уже подумали об этом. Вместе с главным героем. И потом долго главный герой убеждает нас в чистоте помыслов.
Но я уважаю персонажа девушку. Пусть из нее вырвали кусочек сердца. Пусть она не заметила, что 30 минут возвращалась одна в пургу и холод домой, усадив гостя в маршрутку. Но она что-то поняла. И я надеюсь, что сумеет сделать выводы и бороться с эмоциональными пауками. «Да… – задумчиво ответила она. – Я это долго буду помнить…»
И паук холодно признается: «Продолжения наших отношений, как и предполагал мой разум, не случилось. Но та поездка всё равно была не зря…»
Прежде всего, она была не зря для паука, удовлетворенного своим поступком, результатом продуманных действий, разрушительными последствиями «встречи ни о чём», выведением жертвы из равновесия.
Да. Вот так прочитала я рассказ.
И я восхищена. Честно. Гладкая речь, хорошо сплетенная паутина чувств, умение создавать в рассказе второе дно, интуитивное прочтение персонажей, чувство слова (скорее всего подсознательное).
Интересный рассказ, многообещающий Автор.
Вот тут представьте женщину, дописывающую последние слова этого разбора. Она улыбается. Даже хихикает. Она думает: писать -не писать последнее предложение.
Решается. «Во имя всех женщин! Вы, Автор, всё же не паук, а ещё котенок, овладевший желанным клубком и пытающийся создать веселую ловушку».
Похожие топики
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль