avatar
Артур Хейли, «Перегрузка». Как бы классика.
Жаль, что у нас умер этот жанр — гиперреализм с производственным романом. Ну, хоть иностранцы выручают.
Данный роман живописует будни американских энергетиков. Как всегда, Хейли информативен и поучителен как «Нэшнл Джиографик» — тут тебе и угольная ТЭЦ изнутри, и плотина ГЭС, и трансформаторная подстанция с рубильниками. Вообще этот автор может в любой рутине откопать нечто интересное и оформить в виде экшен-лавстори-детектива. Плюс выдать какое-то количество фактов, не известных простому обывателю, но интригующих. Например — знаете, что в США разворовывается в среднем 10% электроэнергии и газа? А кто главный вор обычно? Я не поверил — сетевые супермаркеты (типа «Ашана»). Не какой-нибудь алкаш с «жучком» в счётчике или с магнитом, всё серьёзнее — даже фирмочки есть полулегальные, предоставляющие услуги по «усовершенствованию» приборов учёта.
А такой факт — там нельзя устанавливать счётчики за свой счёт — только от компании. Потому что если у меня будет «свой» счётчик (как сейчас в России) — меня нельзя будет привлечь к суду в случае моего мухлежа. Судить там можно только по статье «Порча имущества компании», а если я установил свой счётчик, то идите лесом — я и контролёров к нему не подпущу. Мой — и всё тут.
Любопытно, что рост тарифов там такая же беда, как и в России, что как бы свидетельствует: приватизация сектора — не панацея. Однако, общественный контроль за тарифообразованием там очень жёсткий. «Отбалды» там не принято. Это не у нас — чиновник в носу поковырял — вот вам новый тариф.
 
Но, это по фактам. По сюжету — присутствует. Достаточно острый, с убийствами, авариями, отловом гадов и справедливым возмездием. Покусившийся на Энергосистему сам же от неё и падёт. Гады (как обычно у Хейли) — конкретные, без полутонов, одним словом — типичные сволочи. Правда, имхо, в данном случае автор маленько «попсанул», пытаясь пнуть «проклятых коммуняк». Террористы в романе не выглядят коммуняками, скорее какие-то ультра-леваки с Марксом под мышкой. Впрочем, для американского читателя Маркс, Брежнев, Мао и Пол Пот — одно лицо (я так подозреваю), поэтому — объяснимо.
Определённо Хейли в этом романе «попсанул» и с главным героем, топ-менеджером компании мистером Нимом Голдманом. Явно хотел обаять читателя «Такой он хороший па-арень, такой он хороший па-рень…» его харизмой, однако мистер Ним вышел каким-то сексуальным агрессором. К середине книжки уже сбиваешься со счёта, где и кого успел приласкать главный герой. То одну, то другую, то жену одного приятеля утешил, то жену другого порадовал, причём с ведома супруга. То девушку-инвалида, то женщину-журналиста. Причём выходит, что сам герой вроде бы и не при делах — это они по собственному желанию на него набрасываются чуть ли не хищно. Что в целом выглядит не очень жизненно.
 
В целом роман увлекает. Конечно, до «Аэропорта» и «Полосы 08» он не дотягивает, но тоже удачный. И чертовски многоплановый. Тут тебе и журналистская этика, и семейные катастрофы, и фальшивое обаяние «Гринписа», и арабы с нефтью, и неподсудные чиновники, и любовь, и жизнь, и смерть — всё как в реале.
Похожие топики
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль