В целом — приятное впечатление осталось от этого рассказа. Как от очень техническ
 
avatar
В целом — приятное впечатление осталось от этого рассказа. Как от очень технически правильного произведения. Быть может, от того, что полностью оправдал ожидания: я, как и ожидала, увидела текст о войне, друге, память о котором чтят, и чью смерть считают несправедливой, незаслуженной.
Чем это плохо? Произведение принято считать информативным, если читательские ожидания оправдываются лишь частично. Иначе оно, к сожалению, не несёт ничего принципиально нового. Тут — не в обиду — так не получилось.
Начало, то первое, самое верное предложение, звучит. Оно простое и вроде довольно понятное, но сразу даёт какой-то диссонанс и повод для размышлений: дерево тёплое, а могила — холодная. Дерево на могиле и хранит тёплый, добрый дух погибшего. Ну, и отсылка к последнему эпизоду — смерти Александра: будто параллелизм начала и конца, на одно и то же место читатель смотрит по-разному, и это подчеркивает силу оставшейся памяти.
Дальше — предсказуемое чередование реальности и воспоминаний. Каждое воспоминание делает Александра выше и сильнее в глазах читателя — сначала мы узнаем о его взгляде на окружающий мир (вообще довольно правильном, прозорливом и мудром), потом он кормит раненного друга, оставаясь голодным, наступает на горло гордости и собственному достоинству ради друга и под конец, даже осознавая опасность, ценит сон своих боевых товарищей, бережёт их. Необыкновенно любит жизнь и верит в неё, умеет ждать и надеяться, а ещё помнит о жене, просит позаботиться о ней и будущем ребёнке, умирая.
Такой герой заслуживает уважения и гордости, хоть и вполне ожидаем. Но одной детали я все же немного удивилась. Тому, что его всегда называли Александром — чувствовали силу духа и в душе уважали этого человека. Честно говоря, только это в рассказе и зацепило так, что пару дней с прочтения спустя до сих пор вспоминается.
А вот Антон остается в тени, хотя он тоже любит Александра и старается помогать тому, немалое для него сделал. Но о себе, даже если ты не меньший герой, говорить было бы неправильно. Да и не осознает он, наверное, себя Героем. Радость от победы едва перевешивает горе стольких потерь.
Не получилось увлечь историей, вызвать переживания за героев. В свете Дня победы я как раз читала отрывки дневников людей, прошедших войну, и они отзывались в сердце куда пронзительнее, больнее. Рассказы там не о том, что первым делом думаешь при слове «война», а гораздо страннее и страшнее. Здесь же как будто эти ассоциации, поверхностный взгляд. Как мне показалось, конечно же.
В языке вылезло немного совсем неуместных повторов и незаметных ляпов.
Примеры
кровь льется по моей ноге
— нога по контексту не может быть чужой, поэтому лучше убрать местоимение. Аналогично — «свою спину» в последнем кусочке.
Недавно мы перешли в тыл. Пришли новые бойцы, а нас, израненных, уставших и голодных, отправили подальше в тыл — передохнуть.
— и примерно там же «дорогой друг» и «дорогая жена»
Не могут же они так поступить с человеком? Надеюсь, что не могут. Надеюсь, что сами они еще не потеряли человечность.
— тоже не совсем удачный повтор
я вдруг услышал крик Александра. Немедля, я крикнул во весь голос
Но это не ключевое ;)
Итак, подведём итог. Для меня Ваш рассказ оказался не особо примечательным, только один элемент действительно запал в душу. Но элемент это важный, он придает тексту особый тон. Но, к сожалению, в целом рассказ не несёт ничего ни духу, ни разуму.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль