Взято из блога
Варвары Корсаровой prodaman.ru/varvarka/blog/Suxoputnye-puteshestviya-v-mire-fentezi-shablony-i-zabluzhdeniya
Как отправить героя странствовать, чтобы он не сыграл в ящик на первом же переходе
Редкая книга в жанре фэнтези обходится без путешествий. Дорога — лучший способ показать мир, раскрыть характеры героев, окунуть их с головой в приключения.
В мире фэнтези герои могут добраться из пункта А в пункт Б на орлах/драконах/телепортом, но куда приятнее послать их избавляться от магических цацек/искать магические цацки/спасать принцессу от дракона/дракона от принцессы пешим ходом.
Автор подсовывает героям подробные карты, стелит под ноги удобную дорогу, припасы укладывает в маленькую заплечную котомку (чтобы герои не походили на вьючных животных со всем нужным в пути барахлом), приводит путников на постоялые дворы, чтобы дать им выпить кружечку пива и послушать сплетни (а заодно заполучить пару квестов), сталкивает с дружелюбными аборигенами и незадачливыми разбойниками.
Не путешествие, а увеселительная прогулка.
Сказка сказкой, но немного достоверности не повредит. Важно помнить: если в вашем мире еще не изобрели поезда и автомобили, путешествие будет делом сложным и опасным, особенно если герои странствуют по суше. В древности логистика таких мероприятий сильно отличалась от всего, к чему мы привыкли.
Вольный перевод статьи Land Travel Before Engines
Почему люди путешествовали по суше?
Потому что водных путей просто-напросто не было.
В древности путешествие по суше было делом медленным и изнурительным. Путешествовать по воде куда удобнее. Если ваши герои могут добраться до цели по реке, озером или морем, пусть так и сделают.
Во многих странах (например в Китае) даже каналы рыли, чтобы упростить передвижение в густонаселенных районах. Однако каналы в основном прокладывали в прибрежных низменностях. Если путь лежал через большой континент, и все реки текли перпендикулярно направлению движения, путешественникам приходилось двигаться по суше. Отправляясь исследовать западную Америку, географы Льюис и Кларк надеялись, что смогут плыть по рекам, но когда добрались до конца Миссури, найти еще один водный маршрут на запад не смогли. Пришлось им лезть через Скалистые горы.
Если в вашем мире есть реки, укажите причину, почему ваши герои ими не пользуются. Быть может, путешествие по реке станет опасным на враждебной территории.
Хорошие дороги были редкостью
В общих чертах дело обстояло так: по хорошим дорогам путешествовали только подданые сильных, развитых государств. Создание транспортной системы требовало огромных усилий, и не все правители могли это позволить. Чтобы успешно управлять большой империей, нужно дать возможность курьерам, посланникам или скороходам передвигаться быстро.
Строительство и эксплуатация дорог обходилось в немалую сумму. Прокладка путей сообщения — масштабный строительный проект, для которого нужны инженеры, картографы и масса рабов/рабочих.
Дороги быстро приходили в негодность: их портили копыта лошадей, грызла эрозия, точили лед и оттепель, заваливали упавшие деревья и оползни, затапливали наводнения, и так далее и тому подобное.
Если вы хотите, чтобы в вашем мире было полно разбитых дорог, стройте города, которые они будут соединять. Например, после распада Римской империи люди на протяжении столетий использовали римские дороги, которые веками обходились без ремонта. Правда, передвигаться по древним выбоинам и кочкам было не так-то просто.
Для колес гужевого транспорта нужны ровные, гладкие дороги. Если в вашем мире нет дорог в хорошем состоянии, вашим героям не светит путешествовать на телегах или каретах. Хотя история знает исключения — например, американские переселенцы. Прямые маршруты наподобие Орегонской тропы стали широко известными, потому что были единственными, по которым можно было двигаться на колесах, и только потому, что большая их часть шла по ровной прерии.
Если дороги не вымощены, они могут быть хорошо утоптаны обозами купцов. Поэтому если для вашего мира характерен безлесный и равнинный ландшафт, выбирайте повозки и популярные среди жителей маршруты. В противном случае, запомните: нет могущественной империи — нет путешествий на колесах.
Охранять дороги было сложно
От вопроса безопасности зависело решение государства о строительстве и поддержке дорог в хорошем состоянии. Римской империи дороги были нужны не только, чтобы завоевывать новые территории, но и для того, чтобы управлять постоянно растущей страной.
А вот в древней Японии поступали иначе — некоторые регионы защищали, убирая с рек мосты. В результате многие простые люди низшего класса вообще не имели возможности куда-либо поехать.
Чем сильнее правительство — тем выше безопасность. Чтобы бороться с незаконными поборами на дорогах и налетами бандитов, требовались не только патрули стражников, но и дипломатия, и даже войны. Если в какой-то части страны хозяйничали независимые княжества, или же правительство не могло обуздать местных царьков, от путешествий приходилось отказаться. Что толку от дорог, если с путешественников взимали поборы десятки феодалов-землевладельцев, а также постоянно грабили, брали в плен или убивали?
Движение на знаменитом Шелковом пути, который простирался от восточного Китая до Средиземного моря, часто зависело от открытых границ отдельных регионов Китайской империи. Когда важные части маршрута отошли к персам, торговля прекратилась. Для защиты торговцев Китай даже расширил Великую стену.
В целях безопасности странники, идущие в одном направлении, обычно держались вместе. На некотором расстоянии впереди и позади больших групп путешественников держались охранные отряды. Когда лишь несколько человек управлялись с большим количеством груза или животных, на стоянках в стратегических местах размещали колокола — прообразы современной сигнализации.
Встречи путешественников с местными жителями часто приносили неприятные сюрпризы. Существовали языковые барьеры, и в каждой местности могли быть собственные законы, о которых путешественники не знали. Для въезда в иностранные города через главные ворота гостям могли понадобиться специальные разрешения. Когда путники натыкались на местных жителей вдалеке от крупных поселений, одна сторона вполне могла попытаться воспользоваться доверчивостью другой. Развитию дружеских отношений это не способствовало.
С другой стороны, путешественники могли с благодарностью принять от аборигенов помощь, а те могли с радостью встречать гостей из тех мест, где они никогда не были.
Путешественники редко ночевали на постоялых дворах
На дорогах путешественникам предоставлялись различные услуги. Их ассортимент зависел от популярности маршрута и финансирования государства. Если правительство вкладывало деньги в развитие дорог, строили почтовые и перекладные станции для курьеров и правительственных чиновников. Там можно было остановиться на ночь, сменить лошадей, передать эстафету другому курьеру. В древней Японии вдоль дорог даже высаживали фруктовые деревья, чтобы путешественники могли отдохнуть и освежиться.
Кое-где услугами государственных перекладных или почтовых станций могли пользоваться дворяне, а простолюдины, которым не повезло жить у дороги, должны были в обязательном порядке предоставлять кров и пищу благородным гостям, пожелай те провести в их доме ночь. Однако чаще всего дворяне предпочитали останавливаться в домах других дворян. Так поступали даже в том случае, если хозяев не было дома.
На трактах, популярных среди купцов, стояли частные постоялые дворы. Обычно их строили рядом с государственными почтовыми станциями. Иногда из них вырастали целые поселения и даже города.
В древнем Риме некоторые из частных постоялых дворов, расположенных вблизи имперских станций, имели репутацию опасных притонов, в то время как другие были вполне удобны и безопасны.
Многие караван-сараи на Шелковом пути, в которых останавливались погонщики верблюдов, предоставляли купцам бесплатный ночлег. Выручка шла за счет продажи продуктов питания, припасов и навоза в качестве топлива.
В крупных городах небогатые путешественники не могли позволить себе комнату на постоялом дворе. Они останавливались в храмах, монастырях, больницах или приютах. Многие средневековые больницы и приюты находились в ведомстве церкви, были «многопрофильными учреждениями» и служили пристанищем для путешественников, бедняков и больных.
В маленьких городах и деревнях постоялые дворы или больницы попадались редко. В этих случаях кров могли предоставить местные жители, если путешественники не вызывали страха или подозрения. В противном случае приходилось спать на открытом воздухе (см. далее).
Люди часто путешествовали на своих двоих
До изобретения двигателей внутреннего сгорания все путешествия по суше были прочно связаны с использованием животной силы. Часто этими животными становились… люди.
Лошади или волы были не по карману небогатым путешественникам, к тому же вьючные животные с трудом передвигались по пересеченной местности или в узких ущельях.
В некоторых странах, например, в Южной Америке, просто-напросто не было домашних животных, которые могли бы выдержать вес человека.
Но пешие путешествия не такие уж медленные — если не сравнивать с другими способами передвижения.
Как правило, скорость обычных путешественников по суше не превышала средней скорости ходьбы. Дело в том, что здоровый, крепкий человек — одно из самых выносливых созданий; любое животное, которое движется быстрее человека, нуждается в более частом отдыхе. Единственный способ сделать передвижение по суше быстрее — использовать систему перекладных/сменных гонцов и лошадей.
Самое быстрое путешествие по суше совершили именно люди, передвигающиеся пешком. В древней империи инков сеть гонцов доставляла сообщения со скоростью 240 километров в день, в том числе в гористой местности. Курьеры бежали по хорошим дорогам и сменялись на станциях на расстоянии нескольких километров друг от друга.
Перевозка багажа — самая большая проблема путешествия без животных. Большинство пеших странников не были профессиональными спортсменами, как курьеры инков.
Можно навьючить человека со всех сторон — повесить мешок на спину, на грудь, да еще взгромоздить тюк на голову, но вряд носильщик сможет тащить все это барахло целый день. Однако на хороших дорогах или на ровной местности без деревьев можно было использовать колеса, даже не имея животных. Мормоны, когда шли на западные территории Америки, тащили ручные тележки.
Представьте себе тачку с колесами диаметром полтора метра! В такой тачке вмещалось от ста до двухсот килограмм. Одну тачку могли катить пять человек одновременно, хотя обычно с ней управлялся один-единственный путник. Если тачки нельзя было использовать, брали специальные коромысла для груза (шесты) или ярмо.
В хорошую погоду путники не надевали обувь — берегли ботинки, которые легко изнашивались и страдали от грязи и воды. Именно так: герои вашей книги могут шлепать босиком, подобно хоббитам. Но странники часто несли ботинки с собой и надевали их, когда достигали цели путешествия. Вероятно, заявляться в гости с грязными ногами считалось невежливым.
С животными было много возни
Вьючных и верховых животных использовали всегда, когда имелась возможность их достать, хватало денег и позволяли условия местности. Если путешественнику животные не были нужны постоянно, их покупали перед поездкой, а затем продавали.
Когда животные везли и людей, и груз без повозок, требовалось не меньше двух животных на человека. В противном случае одно животное везло кладь, а хозяин шел рядом. Скорость движения некоторых животных, например быков, меньше, чем скорость ходьбы человека.
При использовании животных возникало много проблем. Как и люди, непривычные к путешествиям животные должны были развить силу и выносливость. Неосторожные хозяева могли быстро их вымотать, если сильно нагружали в самом начале пути. Копыта или подушечки стоп изнашивались, животное начинало хромать. Чтобы избежать этого, нижнюю часть ноги обматывали кожей.
Животные также должны есть и пить. Воду и корм можно было найти в дороге, но караваны верблюдов везли корм с собой, когда шли по голой пустыне, а лошади нуждались в качественном корме, который не всегда можно найти в дороге.
Если вы пишете истории о путешествиях, в которых используют животных, рекомендуется изучить достаточно материала. Есть много тонкостей.
Например, верблюдов сложно нагрузить и заставить идти, поэтому караваны отправлялись рано утром и двигались без остановки до темноты. Путешественники даже спали на ходу. А вот когда переселенцы в Америке запрягали волов в фургоны, они делали короткие остановки ночью и днем, потому что волы плохо переносят дневную жару.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.