Психопаспорт, или "Его выбор сделан"
 

Психопаспорт, или "Его выбор сделан"

27 июля 2016, 11:23 /
+18

http://anitix.com/uploads/posts/2014-10/thumbs/1412809898_psihopasport.jpg

 

Psycho-pass [2012]

Психопаспорт

Производство: Япония

Жанр: триллер, фантастика, киберпанк

Тип: ТВ (22 эп.), 25 мин.

Режиссёр: Сиотани Наоёси

Автор оригинала: Уробути Гэн

 

«Страшно, когда стоишь у черты —

А за чертою такой же, как ты,

Только с огнём в глазах:

Его выбор сделан.» ©

Вместо эпиграфа

 

Это аниме я собиралась посмотреть давно. Ибо Уробучи Гэн вначале покорил меня «Мадокой», а затем добил «Fate/Zero» — и вот я уже преданнейшая почитательница его таланта. Но до Психопаспорта, тоже его творения, всё руки не доходили. Я вообще давненько не смотрела новых анимешек: на фильмы переключилась. А тут вот — новогодние каникулы, друг давно подзуживал посмотреть вместе, и как-то почти насильно посадил смотреть первую серию. А за первой серией как-то незаметно пошла вторая, а там и третья…

А дальше мы сели смотреть уже с мужем, ибо муж обижался, что я смотрю очередное творение великого Гэна без него. И пропали мы на два вечера. И то — до следующего вечера дотерпели лишь потому, что днём дела были.

Нет, я не скажу, что «Психопаспорт» вытеснил что-то из моего личного топ-3: топ, видимо, навсегда занят той же «Мадокой», тем же «Fate/Zero» и «Ангельскими ритмами». Но «Психопаспорт» встал где-то на одну полочку с «Кодом Гиассом» — что сразу следом за топом.

И, как и в случае с «Кодом», в основном благодаря одному персонажу.  

 

Двадцать второй век. В Японии, полностью изолированной от остального мира, правит балом система «Сибилла». Супер-компьютер, который контролирует жизнь каждого человека: после окончания школы «Сибилла» оценивает твои способности и говорит, чем тебе дальше заниматься. Иного пути не то что нет — есть. Но общество не поймёт. Никто не возьмёт в больницу врача, которому «Сибилла» рекомендовала стать слесарем. «Рекомендованные» музыканты будут презрительно воротить нос от «нерекомендованных». Зато люди лишены всех трудностей и метаний, связанным с выбором жизненного пути. И людям это, в общем-то, нравится. Ведь жить, не думая, куда проще.

Да, в Японии, можно сказать, настал золотой век. Никаких тебе краж и беспорядков — люди живут, не закрывая двери. Ведь везде стоят сканеры, с помощью которых всё та же «Сибилла» оценивает психоэмоциональное состояние прохожих, и у каждого есть так называемый «психопаспорт», в котором отражается это самое состояние. Если человек вдруг дозрел до такой кондиции, когда он может теоретически совершить кражу, убийство или насилие — «Сибилла» тут же об этом узнает. И вышлет за потенциальным преступником Инспекторов из Бюро Общественной Безопасности, местную полицию. Ведь лучше предупредить, чем разбираться с последствиями, верно? Вот-вот.

Впрочем, Инспекторы сами преступников, потенциальных или уже состоявшихся, не ловят. Им негоже пачкать руки: вдруг у них от этого психопаспорта испортятся, не дай Ками-сама! А для того, чтобы пачкать руки, есть Блюстители — охотничьи псы Бюро. Те же потенциальные преступники, чей «преступный коэффициент» давно зашкалил за допустимые нормы. Кто-то из них однажды был Инспектором, но потом слишком долго вглядывался в бездну, которая, как известно, в это время вглядывается в тебя. Кто-то потерял близкого человека и мечтает о мести, а «Сибилла» такие мечты не поощряет. У кого-то вообще с пяти лет преступный коэффициент зашкаливает… В общем, все — отбросы общества, которым уже нечего терять. Ведь, однажды переступив опасную черту, очень трудно вернуть свой психопаспорт в прежнее чистенькое состояние. А даже если вдруг вернешь — до конца жизни будешь под пристальным присмотром властей, как «однажды бывший потенциальным преступником». И со всякими карьерными плюшками, естественно, можешь попрощаться.

Но некоторых из этих отбросов «Сибилла» по какой-то причине сочла достойными для работы Блюстителями. Хоть служба и опасна, и трудна, а всё лучше, чем сидеть в камере местных тюрем-психушек. Вот и охотятся отбросы на себе подобных, вооружённые оружием под красноречивым названием «Доминаторы»: неимоверно крутые электронные пушки, напрямую соединённые с «Сибиллой». Грубо говоря, эдакие портативные сканеры, из которых ещё и стрелять можно. Направь Доминатор на подозреваемого — «Сибилла» мгновенно оценит его психопаспорт. Если преступный коэффициент выше нормы, но ещё терпим — Доминатор угостит преступника парализующим зарядом, после чего того отправят на принудительное лечение. Если же «Сибилла» решит, что данный человеческий индивидуум безнадёжно опасен для окружающих — Доминатор автоматически переключится на режим уничтожения: один выстрел мгновенно разорвёт жертву на мелкие кусочки. Ну а если психопаспорт в норме, Доминатор признает цель недоступной и просто-напросто не сработает, так что невинным нечего опасаться. А поскольку «Сибилла» никогда не ошибается, то судебная система и адвокаты упразднены: приговор каждому выносится и осуществляется Блюстителями мгновенно, на месте. А если сами Блюстители во время выполнения вдруг захотят чего непотребное сделать — отбросы же, чего с них взять? А вот тут в игру и вступают Инспекторы. Которые, конечно же, тоже ходят с Доминаторами. Один выстрел в непокорную шавку — и все проблемы решены. У шавок-то психопаспорта не в порядке, так что для Доминатора они цели вполне приемлемые.

И вот в Бюро попадает новенький Инспектор, юная идеалистка Аканэ Цунэмори — вчерашняя выпускница с высшим баллом на выпускном экзамене и с идеальным психопаспортом. «Сибилла» милостиво позволяла ей искать работу в любом престижном Министерстве, но у Аканэ были причины, чтобы выбрать Бюро. Правда, реальная жизнь сильно отличается от того, что им говорили на уроках. В частности, Аканэ думала, что будет делать мир лучше, задерживая преступников — а вместо этого обязана держать на мушке своих же подчинённых. Особенно одного, своевольного и циничного Блюстителя Когами Синъю по кличке «Ко». Данный Блюститель, кстати, сам когда-то был Инспектором — да только потом один нехороший человек убил его напарника, и Когами малость съехал с катушек. Теперь он живёт ради мести и строит теории заговора, уверяя всех, что учащение убийств в последний месяц совсем неспроста: за всем этим стоит один человек. Тот самый, что три года назад поспособствовал убийству его напарника. Загадочный блондин, о котором из всей информации — лишь расплывчатое фото да имя, которое напарник Когами успел назвать перед смертью: Макисима.

Конечно же, сперва Когами никто не верит. Да только очень скоро Макисима даст о себе знать, поставив перед Бюро следующий вопрос ребром — а так ли уж система совершенна, как все думают?..

 

Кто же из местных персонажей впечатлил меня больше всего?

Нет, не светлый образ Аканэ заставил меня поставить это аниме на полочку рядом с «Кодом Гиассом». Хотя и понравилась мне эта девочка: умница, очень быстро учится на своих ошибках, твердеет, закаляется, но не теряет своего внутреннего стержня. Она не тряпка, которая будет хныкать «но ведь убивать неправильно!!!» и позволит злодею уйти — и вместе с тем никогда не переступает границу, отделяющую справедливого карателя от убийцы. Границу, которую когда-то так быстро переступил Когами.

И нет, это не Когами, брутальный брюнет с укладкой от «Тафт Три Погоды», хищным взглядом и торсом Аполлона. Хотя хорош, зараза, не спорю. Силён, невероятно умён (прямо-таки Шерлок местного розлива), а здоровый цинизм в нём сочетается с трогательной заботой о своих коллегах — и особенно об Аканэ. Он нравится, ему симпатизируешь, его понимаешь, за него болеешь… до поры до времени.

Пока на сцене во всём блеске не появляется он. Макисима Сёго, главный антагонист. Он же — прекрасный снежный блондин в мокасинах на босу ногу и белой рубашке навыпуск. О, эти тонкие руки пианиста, прижимающие к груди бумажные книжки, в двадцать втором веке уже почти забытые; о, этот усталый, задумчивый, печальный и обречённый золотой взгляд; о, это вдохновенное лицо, столь поэтично-отрешённое в моменты, когда он прижимает опасную бритву к горлу жертвы — и эта улыбка над пропастью во ржи… ой, нет, там же был овёс… кхм.

Нет, Макисиму я полюбила не за то, что он внешне — вылитый ёльф или кукла бжд (хотя дерётся эта куколка не хуже Леголаса, так что скорее ёльф). Честное благородное слово. Ну ладно, за это тоже, но не только. А в первое очередь за то, что мне Макисиму и антагонистом-то назвать трудно. Нет, при первых его появлениях я искренне кипела негодованием и мечтала, когда же он, зайчик такой, маньяк-кукловод, допрыгается до мушки Аканэ с товарищами… Но это было ровно до того, как мне хоть немного открылись его мотивы.

Дальше возможно немножко спойлеров — но исключительно в плане общего течения развития сюжета. Никаких конкретных сюжетных откровений. Ибо то, что под доминированием «Сибиллы» кроется самая настоящая антиутопия, я видела с первой же серии. И то, что рано или поздно должен объявиться тот, кто бросит вызов системе — мне лично тоже было ясно. Только вот я наивно думала, что это будет Ко и его ко, то бишь Когами и компания. А оказалось, что в роли не совсем благородного, но прекрасного революционера выступит тот самый зайчик Макисима.

Суперкомпьютер, который берёт на себя роль не только всей судебной системы, но и вершителя человеческих судеб с момента рождения. Доминаторы, глаза и орудия «Сибиллы» — которые красноречивее было бы назвать разве что «Демократизаторами». Мир, который насквозь — фальшивка: вместо домашних интерьеров — голые бетонные стены, которые украшают голограммы, вместо одежды — голографические костюмы, вместо еды — синтезированная пища из овса с необходимыми ароматизаторами. Детективы, у которых исчезла всякая необходимость думать. Люди, которые спокойно, открыв рот, смотрят, как кого-то у них на глазах забивают молотком; которые предпочитают очищать свои мысли и успокаивать чувства медицинскими препаратами или аудиенцией у психолога — вместо того, чтобы просто поговорить с родными или достичь катарсиса посредством произведений искусства… а искусство — и картины, и книги, и музыка — ныне, к слову, тоже не в чести: мало ли какие эмоции может вызвать, сколько психопаспортов испортить…

И это — нормально? Это — тот идеал, за который сражаются Инспекторы и Блюстители, без раздумий стреляя в тех, на кого укажет «Сибилла»? А ведь психопаспорта портятся даже у тех, кто просто позволяет себе сомнения в текущем режиме…

Да, конечно, люди живут, не закрывая дверей. Спокойно, счастливо. Но люди ли они? Сейчас, когда фактически лишены какой-либо свободы воли, мыслей, выборов? Когда даже не пытаются с этим бороться, живя, как покорное стадо бездушных, безвольных зомби, погоняемое пастырем-«Сибиллой»… и ни разу не задаются сакральным вопросом «а судьи кто?».

А вот Макисима — Человек. Который задался этим вопросом — и бросил системе вызов. Справедливо решив не просто разрушить «Сибиллу», нет: сделать так, чтобы люди прозрели. И сами поняли, что не всё идеально в их мнимой утопии.

Только вот действовал Макисима… своеобразными методами. Так, как умел. Так, как было нужно действовать против конкретной системы. Все уверены, что «Сибилла» неусыпно находится на страже их спокойствия? Хорошо. Найдём тех, кто хочет совершить преступление, и дадим им средства и возможность его совершить — всего-навсего. А тем самым убедим Бюро, случайных свидетелей и самого себя в том, что «Сибилла» — не панацея. Что человек, который захочет убить, убьёт; что человек, который мог бы передумать, навсегда засядет в психушку — и будет сидеть там рядом с жертвой насильника, ибо после всего пережитого психопаспорт у неё был безнадёжно испорчен; а человек, который на глазах у свидетелей убил милую беззащитную девушку, спокойно уйдёт, так как Доминатор сочтёт, что с его психопаспортом всё в порядке — а иного оружия у Блюстителей нет…

И это только осечки судебной системы. Что уж говорить о том, как «Сибилла» выбирает за каждого его жизненный путь?..

А ведь Макисима мог бы прожить такую же спокойную и счастливую жизнь, как другие. Ещё и счастливее других — с его-то умом, силой, способностью постоять за себя и… характерной особенностью (а какой, не скажу, ибо тут уже конкретный спойлер). Но не захотел, ибо не по нутру ему было стать покорным барашком. И потом, когда ему фактически предложили своеобразное бессмертие и абсолютную власть — отказался. Ибо был Человеком — и умереть хотел Человеком. От руки того, кого сам признавал Человеком, а не марионеткой системы. Кто спустит курок по своей воле, а не по чьему-то приказу.

И таким он с самого начала признал Когами.

Я уже говорила, что сперва болела за Когами. Но когда появился Макисима, я поняла: Когами-то на самом деле… слабоволен. Он тоже понимал всё несовершенство, всю несправедливость суждения «Сибиллы»; да только продолжал оставаться винтиком в системе, даже когда его скинули на самое дно, зациклившись на своей мести, не понимая, что враг-то — совсем не Макисима. А потом встретил Его — с огнём свободы и непокорства в жёлтых глазах. Так похожего на самого Когами, только отрекшегося от «стороны ангелов», как говорил Мориарти — и перешедшего ту заветную черту, что отделяет покорного барашка от вольной птицы. И не зря Макисима вечно ходит в белом, а Когами в чёрном: ведь вдвоём они — вечная пара «заклятых и возлюбленных врагов», инь и янь, две стороны одной и той же медали.

Наверное, только встретив Макисиму, Когами наконец смог толком разобраться в себе. И конец аниме доказывает, насколько эти двое похожи. Ведь я почти уверена, что новый фильм, который выйдет в этом году, будет о восстании против «Сибиллы» — которое возглавит Когами. Ведь благодаря Макисиме он наконец сделал свой выбор.

Как часто в последних сериях мне хотелось, чтобы эти двое зарыли топор войны и объединились против настоящего врага… но увы: у Когами был повод для мести. А на руках Макисимы было слишком много крови, о которой он сам не мог забыть. Наверное, в глубине души он считал, что заслуживает смерти — иначе зачем бы ему, гению шахматных партий, так рисковать, подставляясь так часто и так неосторожно, самому вручая врагу дробовик для своей казни?..

И посиживал Макисима в кресле с книжечкой — только настоящей, бумажной, ибо против всякой искусственности, в том числе и электронных книг. Вдохновлял преступников на бунт против общества, цитируя им Гибсона, Дика, Оруэлла, Шекспира, Фуко и Бентама. Выстраивал тонкую комбинационную игру в революцию. А в перерывах между всем этим искал человека со свободной волей и исключительным умом. Такого же, как он сам. И нашёл — на свою голову.

Впрочем, думаю, сам Макисима не жалел об исходе их прекрасной увлекательной игры. Я вот только жалела. А что поделаешь…

 

В общем, на этом моя хвалебная ода Макисиме окончена.

Что ещё можно сказать об этом аниме? Интересные, неоднозначные персонажи — в принципе, никто к концу не остаётся нераскрытой шаблонной картонкой. Сюжет, не поражающий внезапными детективными вывертами, но постепенно, неторопливо раскрывающий интересную историю об игре в кошки-мышки двух исключительных людей. Хорошая атмосферность с характерной рисовкой и не особо запоминающейся, но уместной музыкой. Бескомпромиссность и кровавость без смакования жестокости — но скрыть ужасы деяний всяческих маньяков здесь не пытаются, и правильно.

Смотреть ли? Да. По моему мнению — обязательно. Ибо не шедевр, но более чем достойная вещь.

А ещё в ней есть Макисима, так что… хотя бы ради него. Трагического героя-злодея, свободолюбца и гения, родившегося не в то время и не в том месте.

Вечная память!

 

Пара характерных кадров с "зайчиком"

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль