Я стоял на холме, под высоким, раскидистым дубом, опираясь на тяжелый, отполированный многими руками посох. Стоял и смотрел на лес, который начинался у подножия холма и простирался до горизонта. Зеленые листья на ветках трепетали от ветра, деревья качали пышными кронами, словно приветствуя меня. Ветер, напоенный лесной свежестью, дунул мне в лицо, растрепав давно ставшие седыми, волосы; благоухание спелой земляники, грибная горечь, запах хвои — как хорошо слышать эти запахи, как хорошо понимать их, словно лес говорит со мной.
Но, кажется, я тут уже не один. Почувствовав чье-то присутствие, я окинул взглядом кромку леса и заметил, как качнулась ветка орешника.
— Выходи, не прячься, — сказал я громко, и эхо разнесло мой голос по всей чаще. — Зачем подглядываешь за мной?
Кусты зашелестели листьями, ветки раздвинулись, и на краю леса появилась молодая женщина. Босая, в простом сером платье, короткие волосы подвязаны красной лентой.
— Разреши подойти к тебе, — сказала она, почтительно склонив голову. — Не хотела тебя напугать и подглядывать не собиралась. Ждала, когда сам меня заметишь.
Я пристально посмотрел на нее, пытаясь понять, зачем она пришла. Гостья спокойно выдержала мой взгляд, не отведя зеленых глаз, наполненных, кажется, ожиданием и грустью.
— А ты смелая, — удивился я и велел ей: — Иди сюда, к дубу.
Женщина стала не спеша подниматься на холм, и, не дойдя до меня несколько шагов, остановилась, ожидая когда заговорю с ней сам.
Я молчал, уже догадываясь — и она не проста, и пришла сюда не просто так. Иногда — редко, потому что необычное пугает больше всего на свете и преодолеть этот страх даже ради исполнения своего заветного желания тяжело — люди приходят с просьбами. Иногда, тоже редко, потому что большую часть желаний они могут выполнить сами, я помогаю им. Какой же будет просьба женщины с красной лентой в волосах?
— Кто ты? — спросил я, и она подняла глаза и посмотрела так, словно я спросил нечто несусветное. Например, почему дождь идет сверху вниз, а не наоборот.
Но ответила, кажется, не так, как собиралась в первые мгновения. Правдой — я почувствовал бы ложь — но все равно не так.
— Ведьма. И я стала ей не потому, что люблю власть или силу.
— А почему же? — спросил я с улыбкой.
Она пожала хрупкими плечами:
— Просто иногда так случается. Что-то приходит к тебе, и понимаешь — это часть тебя, никуда от этого не деться. Можно отрицать, как то, что дождь идет сверху вниз, а не наоборот.
Она удивила меня. Неужели читает мысли? Но тут моя земля, и к тому же в руках у меня посох Силы, значит, она не может проникнуть туда, куда я сам ее не пущу — особенно в мои мысли. Совпадение?
— И тогда ты протягиваешь руку и берешь это, — закончила она. — Или выходишь под дождь…
Ведьма помолчала и выговорила зачем-то слова, которых я сначала не понял. Слова, в которых были ритм, смысл и что-то большее:
— В этом сумраке синем, где непокой — во всем,
Где за каплею капля сорваться спешат и кануть,
Если выйти под дождь, то почти растворишься в нем…
Ты — травой прорастешь. Я, наверное, эхом стану,
Эхом старых легенд, что однажды замрут, уснут,
Если подвиги старые не повторят герои.
Это правда дождя: все что есть — лишь сейчас и тут,
Только это мгновение, гулкое и смешное.
Ты отыщешь и больше, но станешь ли ты искать?
Вдруг да примешь за правду придуманную усталость?
Просто выйди под дождь. А зачем — не могу сказать.
Может, чтобы понять, как много тебя осталось.
Я слушал ее голос, и понимал что-то… Так бывает во время какого-нибудь транса, или просто если вдруг странное настроение и мир обретает какое-то сияние. Но такое понимание редко бывает полным и не задерживается надолго. Поэтому когда она замолчала, я уже ничего не понимал. Но хотел понять и потому спросил:
— У тебя есть ко мне просьба?
— Да, я пришла тебя просить… Мне всегда очень грустно, даже когда я улыбаюсь и…
— Над людскими эмоциями не властен, — резко прервал я ее, мне всегда было тяжело разговаривать на подобные темы, — вся Сила мира не сможет тебе в этом помочь. Зря ты побеспокоила меня. Конечно, можно наложить заклятье забвения, но тебе легче от этого не будет, душе нельзя приказать не страдать.
— Да, ты прав, душе нельзя приказать не страдать, — согласилась она и посмотрела глазами, полными слез, в мои. — Но я пришла просить не об этом. Грусть соединяет меня с прошлым… Вернее, с человеком из моего прошлого, которого когда-то любила. Мой избранник был старше меня, но мы проводили много времени вместе, мечтая о будущем. А однажды это будущее пришло за ним в лице одного старика. Тогда любимый исчез, я не знаю куда… Не знаю, но догадываюсь, потому что потом пошла тем же путем чтобы найти его. Получила Силу и научилась ей управлять, но так и не отыскала любимого…
— Грустная история, мне жаль тебя, — прервал я ее. — Но чего ты хочешь от меня?
— Мне дана немалая Сила, но ты сильнее. Прошу тебя, верни мне моего любимого, — ответила она.
Я нахмурился.
— Ты даже не знаешь, жив ли он… Обряд возвращения — живого или мертвого — тяжелый обряд. Во имя чего я буду проводить его? Грусть и печаль — еще не повод. Хочет ли твой любимый вернуться? Может, он давно забыл тебя.
— Наверное, он забыл, — согласилась ведьма, — но я — помню.
Я смотрел на нее, удивляясь ее упорству и верности, и ощущал, как мир вокруг снова обретает сияние, над которым не властна даже вечность. Ко мне возвращалось что-то, давно потерянное. По капле, медленно, как начинается дождь.
— Я помню, — повторила она, — помню этот посох. Незадолго до ухода моего избранника в нашу деревню приходил старый колдун, который держал его в руках. Помню, мой любимый потом рассказывал мне, как его поразило что-то… Вид или голос того старика. Или ореол Силы. В глазах любимого светился восторг. «Он дал мне прикоснуться к посоху, и я понял — это моя судьба. Понимаешь? Волшебство — величайшая сила!» Он говорил, захлебываясь словами, и казался мне мальчишкой, нашедшим новую игрушку. А я спросила…
— А ты спросила, — перебил я, наконец-то узнав ее, несмотря на заклятье, которое когда-то наложил на себя, и которое растаяло от слов ведьмы, — «зачем тебе сила волшебства, если ты владеешь силой любви?». И я ответил — чтобы защитить то, что люблю. Например, от смерти, ведь она рано или поздно берет свое.
Мы смотрели друг на друга и молчали. Она, пришедшая, чтобы потревожить мой покой и я, не уверенный уже, что когда-то хотел этого покоя. Выбрав силу, а не любовь, я быстро понял, что нельзя владеть обеими. Сила ревнива, она требовала всего времени и всей воли. Мой учитель, колдун, ничего не говорил об этом. Но я сам однажды спросил, почему не все получается, мои заклинания небезупречны, а жесты неверны, почему созданные мной волшебные вещи работают так недолго. «Ты пытаешься служить двум силам, — ответил он. — Но тебя мало для двоих». Тогда я взял свои воспоминания о девушке, которую любил и заключил в желудь, а его потом, намного позже, посадил на холме, устав носить на груди — любовь была слишком тяжела. Душе в самом деле нельзя приказать не страдать, даже если память стерта заклятьем.
— Ты сделаешь то, что я прошу? — спросила она.
— Не знаю, хочу ли этого… — начал я.
— Ты счастлив? — перебила ведьма, и пришлось задуматься, потому что она не спросила, был ли я счастлив, но хотела знать именно это. Но бывшее счастье не имеет значения — как уже прошедший дождь.
— Сейчас — нет, — сказал я, — потому что ты поставила меня на границу выбора и подвергла сомнению все, чем я до этого был. Никто не любит сомневаться. Но в прошлом было и счастье. Я не хочу от него отказываться.
— Будет другое счастье, — пообещала она, и я знал, что это правда. — На свете много разных путей. Как в том стихе. Можно стать травой или цветком после дождя. Или эхом… или…
— Ты просила вернуть любимого, — перебил я. — Вернуть меня. Тот, прошлый я, остался в прошлом. Как и прежняя ты. Возвращение невозможно. Даже с помощью Силы.
— Для чего тогда она нужна? — спросила ведьма.
Я улыбнулся.
— Чтобы иногда отказываться от нее. Где-то в прошлом есть точка, в которой я выбрал Силу. Если я верну туда нас обоих, может быть, ты сумеешь убедить меня отказаться. Хочешь попробовать?
— Да! — воскликнула она. — И готова принести любую жертву…
— Не нужно. Просто назови мое имя.
Она смотрела, не веря — так просто? И я взглядом подтвердил — именно так. Самые простые вещи — самые надежные.
— Люци́н, — произнесла она, и в этом имени были запах луговых трав и звон вечерней росы, и колючесть первой звезды.
А я в ответ назвал ее именем, серебристым и прохладным, как лунный свет:
— Сели́с.
Два эти имени протянулись между нами нитями, серебряной и золотой, сплелись, соединились вместе. От них потекли вверх и в стороны другие нити, как ручьи после дождя. Я не сразу понял, что это, а когда понял — испугался, что совершил ошибку, подмешав к желанию ведьмы обрести потерянное свое желание — не терять обретенное. К ее любви ко мне — свою любовь к Силе. Но проследив до конца одну из нитей, узнал — это не было ошибкой. Просто возможностью. Вернее — всеми возможностями. Потому что из одной единственной точки разойдутся разные пути. На одном я соглашусь с Селис и останусь с ней. На другом — колдуна встретит она, и это мне предстоит ее убеждать забыть о Силе. На третьем ничего не изменится. И спустя много лет от этой точки я снова буду стоять на холме, и ко мне придет Ведьма — просить вернуть ей потерянного любимого и говорить о дожде.
Остается не то, что прославят легенд слова
И не доводы разума, что на весы положишь,
А свобода быть всем, даже если — едва-едва.
Это правда дождя, под который ты выйти можешь.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.