Подозреваю, рассказ нужно делать так, чтобы у читателя не возникали недоумения, которые автор решил не развеивать. Например, ему в голову не могло прийти, что читатель не знает всего сеттинга. Даже той его части, что осталась за кадром.
Каждый читатель вправе воспринимать текст так, как он его воспринимает. Поэтому мне непонятен термин — несправедливые придирки. Придираться начинаешь, ИМХО только в том случае, когда текст ничем особенным тебя не задел, не заинтересовал. Когда приходится читать через силу. «Какая скука, — думаешь, — хоть попридираться с тоски!»
Свежий воздух, свежий морозец (странное словосочетание) называются так потому, что чувствуются. В мороз пощипывает кожу, свежий воздух пьешь, и так далее. Есть чувственный отклик.
«Свежий космос» ощущается как? Чем его восприятие отличается от обычного? Та же вонь пота в скафандре.
— Стонать можно.