Неоднозначность в литературе — обычное дело. Собственно, она в литературе нужна и оправданна, ибо заставляет задуматься. А это дело полезное )
А вот когда идет прямая и недвусмысленная подмена морали — это не очень хорошо.
Если автор подаёт неоднозначную ситуацию и сам отходит в сторону, остается нейтральным «беспристрастным свидетелем», который лишь показывает нам события, — это никого (надеюсь) не развратит. Нейтральность — по сути, тот же сократический метод… помолчи и дай поговорить и подумать другим. Но ведь сплошь и рядом автор просто не в состоянии сохранить нейтралитет. И это вполне естественно. И когда автор искренне любит своих «хороших» — а чаще, опять же неоднозначных — героев, это тоже естественно. Главное, чтобы читателю не вбивалась в голову идея, что зло обыденно, оправданно и нормально.
У Мартина этого нет. Во всяком случае, я при прочтении чувствовал, что зло — это зло. Да, в этом мире зла полным-полно, но и закадровый тон автора, и развитие сюжета, и действия самих героев — всё подводит к мысли, что да, это — именно зло. А не милый пушистый котеночек.
К сожалению, это есть, да. Очень многие незрелые умы пребывают во власти масс-медиа. Но те, кто чуть более одарен по части интеллекта и врожденного порока под названием «свойство размышлять», — те по-прежнему ищут ответов у писателей. И что им делать, если писатели (а нас всех, как ни крути, приучили воспринимать нас как «самую читающую нацию») воспевают зло, причем так горячо, так убедительно?
Конечно, вы можете сказать, что это не магические существа, а просто другие расы, наши соседи по планете. Но ведь они же — те самые феи, гоблины и иже с ними.
Так где вы проводите планку между фантастикой и фэнтези, если даже волшебные феи, танцующие на лужайке, и сладкий октябрьский эль — не критерии? )
Вот и Мартин выбрал такой стиль повествования: он просто показывает «историческую реальность» того мира. Он — в стороне, он нейтральный историк, чье дело — передать факты. А уж как их интерпретировать — наше дело.
Лично я читаю вещи куда более «мягкие», исходящие не из воспитания путем вбрасывания читателя в мир зла, а путем демонстрирования, как на фоне весьма сером и непроглядном местами — появляются и даже побеждают отдельные искры света. И сам такое пишу. Но при этом могу уважать мастеров другого пути )
Да ладно. А Лукьяненко я терпеть не могу.
незрелыеумы пребывают во власти масс-медиа. Но те, кто чуть более одарен по части интеллекта и врожденного порока под названием «свойство размышлять», — те по-прежнему ищут ответов у писателей. И что им делать, если писатели (а нас всех, как ни крути, приучили воспринимать нас как «самую читающую нацию») воспевают зло, причем так горячо, так убедительно?