В произведении (когда я наконец доберусь до этой главы) всё будет прозрачно. Тан струсит и начнет спасать свою шкуру вместо исполнения императорских приказов. С одной стороны, императорский приказ стоит выше приказа тана, но с другой стороны, личная тысяча воинов тана присягала на верность именно тану и, если ослушается его приказа, предаст клятву и запятнает свою честь несмываемым позором.
Такой вот непростой выбор: потеря чести или разграбленная страна с кучей жертв среди населения. И, что интересно, в рамках реалий описываемого мира 20% скажут, что честь дороже, другие 20% с ними категорически не согласятся, а колеблющееся большинство 60% примет сторону победителя.
Работа по заданию, часть #1Тема: Преданность Идея: Требовать от кошки собачьей преданности бесполезно, но нет никого, кто мог бы сравниться с ней в охоте на мышей и крыс, уничтожающих запасы зерна. Так кошачья преданность принадлежит не хозяину, а дому, где она обитает. Этот факт нужно принять и жить дальше.
Линия 0. Преданность (основная) Герои: тан Тувалор с преданностью пса, тан Анлетти с преданностью кота, Талиан, тринадцатилетний император с преданностью семье, Маджайра, пятнадцатилетняя сестра императора, любящая брата больше, чем перспективы, которые открывает власть. Тема: Мы преданы тому, во что верим и любим Идея: Собачья преданность слепая, пёс верен тому, кому присягнул на верность, пусть это хоть тёмный властелин; кошачья преданность избирательна и редко привязана к людям, кот предан своей земле и не терпит на ней беспорядков; преданность семье обеспечивает выживание рода.
Линия 2. Передача власти по наследству Герои: Талиан, тринадцатилетний мальчишка, воспитывавшийся в чужой семье вдали от дома. Маджайра, его пятнадцатилетняя сестра, выращенная и выпестованная императорским двором. Касилур, их двоюродный брат 20-22 лет, поднаторевший в управлении и политике. Тема: Не всегда законный наследник получает титул Идея: Когда вся власть сосредоточена в одних руках, характер и предпочтения личности становятся определяющим фактором в возвышении или упадке целого государства. Гуманизм и миролюбие, способствующие процветанию государства в спокойное время, во время войны способны привести его к гибели и, наоборот, решительный и храбрый правитель, не обделённый благоразумием, встав во главе войск, может воодушевить на борьбу целую нацию.
Линия 3. Рабство Герои: Талиан, тринадцатилетний император, Фариан, его единокровный брат, рождённый рабом. Меджас, капитан корабля, на котором Талиан прибыл в столицу на коронацию. Тема: Сила кровных уз Идея: Братская любовь способна размыть социальные различия, тем более что перед смертью все равны: и раб, и император.
Линия 4. Волк в шкуре овцы Герои: тан Майрахес, мужчина 30-32 лет, переметнувшийся на сторону врага, т.к. он отчаялся дождаться помощи от императора в урегулировании военного конфликта с зулунцами, более 15 лет не затухающего на подвластных ему землях. тан Герион, крайне амбициозный мужчина 23-х лет из самой западной провинции империи, продавшийся врагу из собственного честолюбия. Тема: Моя хата с краю Идея: Показать разницу между людьми, столкнувшимися с войной на пороге собственного дома и вынужденных дать отпор врагу, и теми, кто с удовольствием развязывает войну на чужой земле, чтобы набить золотом свои карманы, ни разу не считаясь ни с людскими жертвами, ни с разрушительными последствиями.
Линия 5. Горячая голова Герои: Талиан, тринадцатилетний император, Тан Кериан, пятнадцатилетний правитель самой северной провинции империи. Тема: Храбрость и глупость Идея: Показать трагические последствия, к которым приводит безрассудная храбрость, помноженная на юношеский максимализм, и рядом – настоящее мужество.
Линия 6. Истинный герой Герои: тан Деналион, трус, накануне решающей битвы покинувший поле боя, Талиан, тринадцатилетний император, заразивший простых солдат идеей, что исход битвы зависит от их доблести и храбрости ничуть не меньше, чем от умелого командования, Келун, предал своего тана, но спас империю. Тема: Приказ приказу рознь Идея: На войне нужно не только исполнять приказы, но и понимать, когда очередной приказ – это предательство против государства и нации.
Линия 7. Война Герои: тан Тувалор, мужчина 65 лет, похоронивший отца, братьев, сыновей и внуков, погибших в сражениях, тан Майрахес, мужчина 30-32 лет, продавшийся врагу за одно только обещание остановить кровавую резню, не прекращающуюся на территории подвластной ему провинции последние 15 лет, тан Кериан, потерявший отца и братьев на войне, но продолжающий считать, что лучшая смерть для мужчины – смерть с оружием в руках на поле битвы, тан Герион, мужчина 23 лет, использующий войну как инструмент для получения выгоды. Тема: Сравнение средневекового и современного взгляда на войну и допустимые потери в ней Идея: Раскрыть выражение «достичь цели любой ценой» с разных точек зрения. Для тана Тувалора и тана Кериана – ценой собственной жизни и жизни подчинённых; для тана Майрахеса и тана Гериона – ценой потери чести, подлостью и обманом, но с минимумом человеческих потерь.
Работа по заданию, часть #2Линия 0. Преданность (основная) Экспозиция: Талиан воспитывался в доме тана Тувалора и привык считать, что преданность принадлежит ему по праву крови. Раз родился императором, то таны будут тебе преданы все без исключения. Иначе – они предатели и должны понести наказание. Завязка: Тан Анлетти склоняет тана Тувалора на то, чтобы поддержать Талиана, а не его сестру Маджайру в борьбе за престол, приводя для этого множество весомых аргументов. С точки зрения тана Тувалора, его подговаривают совершить предательство. Развитие: Благодаря интригам и явной поддержке тана Анлетти, Талиан занимает престол вместо своей сестры Маджайры, которой трон принадлежит по праву старшинства. Но у Талиана зарождаются опасения, что его нынешнее возвышение носит временный характер, а сам он лишь пешка в чужой игре. Кульминация: За 2 часа до начала решающей битвы с врагом тан Анлетти предаёт Талиана, связывая его и пряча в сундуке. Место императора занимает его брат-раб Фариан. Талиан понимает, что под командованием предателей армия империи будет разгромлена. И ещё – что тану Анлетти выгодна его смерть, т.к. в этом случае тот сможет жениться на Маджайре (конечно же, во имя спасения империи и никак иначе) и самому стать императором. Развязка: Тан Анлетти недооценил вклад Талиана как в стратегическое планирование битвы, так и в поднятие боевого духа войск. Армия империи разгромила врага и захватила в плен вражеского главнокомандующего. Чтобы «отыграть» предательство назад (по мнению Талиана), тан Анлетти преподносит всё так, будто бы его изначальным планом было спасение императора, но Талиан ему не верит. Чтобы заручиться доверием императора, тан Анлетти приносит клятву верности, что на время убеждает Талиана в его лояльности.
Линия 1. Убийца императора Экспозиция: Тан Анлетти сообщает императору Гардалару о готовящихся военных действиях со стороны гердеинцев (жителей соседней страны) и предлагает принять меры. Но император слишком самонадеян. Он предлагает тану Анлетти убраться вон и не мешать ему пировать. Когда гердеинцы осадят столицу, тогда император доблестно разобьёт все их армии, и нечего раздувать из мухи слона.
Тан Анлетти взбешен. Армия гердеинцев превосходит числом, и, кроме того, гердеинцы заключили договор с ещё одним государством, а войну на два фронта империя точно не выдержит. Тогда тан Анлетти принимает решение убить императора Гардалара, чтобы спасти империю. Но ради наибольшей выгоды, он сговаривается с гердеинцами и преподносит всё так, что убьёт прославленного императора за деньги и добьётся, чтобы его место занял слюнявый сопляк, неспособный вести за собой армию.
На Маджайру в качестве наследницы гердеинцы не согласны, т.к. гердеинский посол долгое время был при дворе и знает, что Маджайра хоть и девушка, но обладает всеми необходимыми качествами правителя.
На золото, вырученное от сделки, тан Анлетти вооружает императорскую армию и нанимает наёмников. Завязка: Талиан узнает о смерти отца, когда в замок к тану Тувалору прибывает императорский вестник. Подробностей не так много. Император Гардалар был заколот кинжалом в спину в своём кабинете. Свидетелей нет. Развитие: Прибыв в императорский дворец, Талиан пытается узнать подробности смерти отца. Всё сходится к тому, что его смерть была выгодна гердеинцам (врагам), т.к. сразу после неё они пошли на империю войной. И ещё – орудие убийства изготовлено в провинции тана Арадора. Возможно, к делу причастна организация «Убийцы Шалитша»(наёмники, работающие за золото), т.е. это мог быть проплаченный кем-то заказ.
Талиан встречается с таном Арадором. Тот одет по последней гердеинской моде и в целом не вызывает к себе доверия. Более того, разведка тана Анлетти докладывает, что среди танов есть предатели. Подозрение падает на тана Арадора. Кульминация: В ходе битвы был захвачен сундук с письмами, где хранилась переписка главнокомандующего вражеских войск с танами-предателями. Среди писем есть тан с инициалом «А». Талиан уверен, что это Арадор, хотя и оставляет возможность, что это может быть Анлетти. Также там есть письма к танам Героиону и Майрахесу. Талиан созывает совет танов, чтобы обличить и осудить предателей. Поняв, что его действия раскрыты и наказанием будет казнь, тан Герион покушается на жизнь Талиана. Развязка: Тан Арадор убивает тана Гериона раньше, чем тот успевает убить Талиана, т.к. в действительности возглавляет организацию «Убийц Шалитша», но тщательно это скрывает. Император ранен. Личный врач тана Арадора занимается лечением Талиана, и тот быстро оправляется от раны. Император запутан и сбит с толку. Тан Арадор фактически спас ему жизнь, в то время как остальные таны бездействовали. Талиан понимает, что расследование зашло в тупик.
Линия 2. Передача власти по наследству Экспозиция: Талиан живёт в глубинке и не знает, что отцу до него нет особого дела. Письма, 1-2 раза в месяц приходящие к нему из дома, уже несколько лет от лица отца пишет Маджайра, его старшая сестра. Неудивительно, что каждое письмо пропитано искренней заботой и любовью, ведь для Маджайры Талиан – это вся семья (их мать умерла в родах, не сумев подарить супругу третьего ребёнка). Завязка: После смерти императора Гардалара тан Анлетти приходит к Маджайре и предлагает ей на выбор три варианта развития событий: а) меняется императорская династия б) либо она, либо брат умирают в междоусобице в) один живой, другой отдан в качестве гаранта союза. Маджайра выбирает третий вариант, соглашаясь стать невестой властителя соседней страны, чтобы заручиться поддержкой в предстоящей войне. Развитие: В императорский дворец приезжает Талиан. У него куча вопросов к сестре, но Маджайра дала клятву молчать. Она готовит брата к коронации, оставляя тонкие намёки, чтобы при желании тот смог во всём разобраться. Но Талиан уверен, что сестра желает ему смерти. На эту мысль его навела Эвелина, дочь тана Анлетти, расписав выгоды, которые якобы получит Маджайра от его гибели (чисто по-женски, из нелюбви к Маджайре, т.к. Эвелина с Маджайрой давнишние соперницы). Кульминация: Талиан успешно проходит коронацию и становится императором. В нём сильнее крепнут подозрения, что сестра планирует от него избавиться, потому что, сравнивая себя с ней, он находит её в гораздо большей степени готовой быть императрицей, чем себя. Талиан понимает, что его воспитывали как воина, а императору нужно быть ещё и управленцем, дипломатом, экономистом, реформатором и т.д.
Особенно остро это бьёт по самолюбию Талиана, когда он случайно слышит признание тана Тувалора, в котором тот преклоняется перед талантами Маджайры и сожалеет, что, не зная её, поддержал Талиана в незаконных притязаниях на трон. Но тут Маджайра приоткрывает часть правды, и Талиан узнает, кто на самом деле был автором писем. Развязка: Войско во главе с таном Тувалором (и Талиан вместе с ним) отбывает из столицы. Маджайра едет с братом на одном коне, провожая его до границ столичной провинции. Их отношения заметно потеплели, и когда Маджайра желает Талиану победы, тот обещает без неё назад не возвращаться. А ещё клянётся приложить все усилия к тому, чтобы Маджайре не пришлось выходить замуж за старика (властителя соседней страны). Маджайра находит слова брата милыми, но не относится к ним серьёзно.
Линия 3. Рабство Экспозиция: Из замка тана Тувалора в столицу Талиан плывёт на корабле капитана Меджаса. Это гребная триера, гребцы на которой – рабы, бывшие военнопленные. Несмотря на нападение раба, Талиан проникается сочувствием к этим людям и уговаривает капитана дать им через 5 лет службы вольную. Завязка: На пиру после коронации перед Талианом выступают поэты, певцы и танцоры. Среди всех он замечает стройного гибкого юношу, слишком похожего на него внешне, чтобы это могло сойти за совпадение. От сестры Талиан узнаёт, что этот раб их единокровный брат, и приближает последнего к себе, назначая на должность личного слуги. Развитие: От Фариана Талиан узнаёт подробности о привычках и характере отца. Нередко это приводит к спорам, т.к. образ идеального отца в голове Талиана рушится под давлением реальных фактов.
По ночам Фариану снятся кошмары. Когда отношения братьев налаживаются, Фариан раскрывает Талиану правду об истинном облике их отца, с головой погрязшего в разврате и пороке. Кульминация: Перед решающей битвой тан Анлетти предлагает Фариану занять место венценосного брата, т.к. разведка донесла, что основной целью вражеских войск будет император. А император на данный момент является ключевой фигурой, т.к. только из-за него войска танов до сих пор не разбежались в разные стороны. Его потеря положит конец всему. Из любви к брату Фариан соглашается. Развязка: Фариан погибает в битве. В его личных вещах Талиан находит записку с объяснениями, зачем и почему тот пошел на этот рискованный шаг, и преисполняется желанием дать людям, у которых отец или мать граждане империи, хоть какие-то права, в идеале – гражданство. Т.е. частично отменить узаконенное рабство.
Линия 4. Волк в овечьей шкуре Экспозиция: Войско, следуя к месту предполагаемого сражения, останавливается в замке тана Майрахеса. Талиан ужасается бедности интерьера, скудной пище и юному возрасту всех слуг: мальчикам не больше 7 лет, девочкам – 11. Тан Майрахес не может предоставить положенное законом число войск, т.к. у него их просто нет. Талиану и тану Тувалору показывают лучших из лучших воинов, и это сотня девочек-лучниц в возрасте от 12 до 15 лет с безразличным взглядом. Сомневаясь в их боевых способностях, Талиан вызывает одну из девочек на поединок на деревянных мечах и проигрывает бой. Завязка: Войско прибывает к месту сбора. С первого дня знакомства тан Майрахес проявляет удвоенную активность, чтобы заслужить благосклонность тана Тувалора. Его главный соперник – тан Герион, но тот отталкивает от себя высокомерным видом и язвительностью. Впрочем, и тан Герион, и тан Майрахес достаточно понимают толк в военной стратегии и тактики, чтобы тан Тувалор взял их в малый совет при генеральном штабе, т.е. фактически сделал своей правой и левой рукой. Развитие: Талиан узнаёт, что среди танов есть предатель, который слил информацию о расстановке войск и стратегии прошедшего сражения врагу, и именно поэтому тан Тувалор был застигнут врасплох и убит. Подозрение падает на тана Арадора. Чтобы противодействовать шпиону, Талиан договаривается с танами, что пришлёт каждому персональную инструкцию о том, как действовать во время будущего сражения. Теперь каждый тан имеет лишь часть информации.
Тан Анлетти единственный, кому кажется, что он знает весь план предстоящей битвы целиком, т.к. именно он подал эту идею Талиану, а также составил инструкции для танов. Талиану требовалось лишь переписать готовые инструкции и скрепить их печатью. Но Талиан оказался непослушным мальчиком и внёс в инструкции тана Анлетти свои поправки, не ставя последнего об этом в известность. Кульминация: Решающая битва выиграна, главнокомандующий вражеской армии взят в плен. Из палатки главнокомандующего изъят дорожный сундук с письмами, в котором содержится переписка с предателями. Теперь известны их имена: тан Герион, тан Майрахес и некий тан «А» (Арадор или Анлетти).
Талиан решает провести совет танов, чтобы принять решение по поводу Келуна, ну и заодно объявить имена предателей. Сначала он говорит имя тана Майрахеса, и тот кричит императору в лицо обо всём, что у него наболело. Талиану поневоле становится стыдно за дела своего отца. Тана Майрахеса выводят из шатра, чтобы казнить, но с учётом его высокого статуса, т.е. отрубанием головы топором. Следующим за ним идёт тан Герион. Тот пытается отрицать свою причастность, пока это не становится бессмысленным. На вопрос «Почему?» у него нет достойного ответа, и Талиан принимает решение изрубить его тело на части и скормить свиньям (самая позорная смерть), что будет вполне достойно предателя. Тан Герион, по характеру невероятно гордый и самолюбивый, приходит от этого в неописуемую ярость – такую, что теряет контроль над собой и бросается на императора с кинжалом. Развязка: Талиан ранен, и только благодаря стремительным действиям тана Арадора не убит. Талиан в постели мучается от боли и размышляет над тем, что тот человек, которого он в большей степени подозревал, оказался ни в чём невиновен. А тан Майрахес, которого сложно было заподозрить в предательстве, продал страну врагу. В итоге, Талиан приходит к выводу, что ему не хватает жизненного опыта, чтобы, зная чужую мотивацию и характер, верно оценивать будущие действия.
Линия 5. Горячая голова Экспозиция: В замке тана Тувалора Талиан общался с Зюджесом и с Тиларом. Последний не нравился ему из-за излишней замкнутости и меланхолии, но, по закону авторского замысла подлости, именно Тилара тан Тувалор взял с собой в путешествие вместо весёлого и верного Зюджеса. Завязка: Тан Кериан первым встречает Талиана по прибытии в столицу. Благодаря близкому возрасту, лёгкости в общении и открытости, тан Кериан сразу завоёвывает симпатию у Талиана. Развитие: Во время путешествия от императорского дворца к месту битвы Талиан, Кериан, Фариан и Тилар всё время находятся вместе (в одной карете, в одной комнате на ночь и т.д.). На фоне молчаливого и замкнутого Тилара, внука тана Тувалора, Кериан кажется милашкой и очаровашкой, что только усиливает первоначальную симпатию со стороны Талиана. Но Фариан однажды замечает, что Кериан легкомысленный и часто идёт на поводу у собственных эмоций, что рано или поздно до добра не доведёт. Талиан не придаёт его словам большого значения. Кульминация: Во время битвы Тилар попадает в ловушку, из которой ему не выбраться живым без посторонней помощи. Тан Тувалор, потерявший почти всю семью, не способен сидеть и смотреть, как бесславно гибнет его внук, и бросается ему на выручку. Только противник именно на это и рассчитывал. Когда тан Тувалор прибывает на место, ловушка захлопывается.
Талиан оказывается перед непростым выбором. Забрав последний резерв, он бросается на помощь тану Тувалору, но прорывается к нему слишком поздно. Тилар мёртв, тан Тувалор смертельно ранен. Перед смертью тан Тувалор просит прощения у Зюджеса, что дал ему так мало времени мирной жизни.
Талиан преисполнен жажды мести, но вынужден отступить, уводя войска из заново захлопывающейся ловушки. Тан Кериан с ним категорически не согласен, он хочет отомстить. Талиан грубо затыкает его, на что тан Кериан обзывает императора трусом. Кериан решает отомстить за смерть тана Тувалора самостоятельно. Развязка: На следующее утро через реку гердеинцы перекидывают отрубленную голову тана Кериана. Минувшей ночью тот попытался совершить рискованную вылазку, которая закончилась неудачей для него самого и всех его солдат. Талиан вместо огорчения испытывает злобу, ведь тан Кериан зазря сгубил лучшую часть своих войск, участие которых было важным в предстоящей битве.
Линия 7. Война Экспозиция: У тана Тувалора есть сын Зюджес и внук Тилар. Первый представитель современного взгляда на мир, второй – средневекового. Тан Тувалор отдаёт предпочтение Тилару. Талиан с ним согласен. Завязка: Тан Тувалор с Тиларом и Талианом прибывают вместе с армией в провинцию тана Майрахеса, где преобладает современный взгляд на войну. Мнение Талиана меняется. Развитие: Таны Кериан и Герион успешно проводят ряд военных манёвров, и Талиан понимает, что риск и азарт – это круто. И тоже хочет быть крутым. Поэтому снова меняет своё мнение. Кульминация: Во время решающей битвы с врагом тан Деналион трусливо бежит; таны Майрахес и Герион предают страну; тан Кериан погибает глупой смертью; тан Анлетти, ведущий свою игру, предает императора лично. Спасение приходит к Талиану благодаря Келуну и Фариану — рубаке из простого народа и рабу.
Раньше для Талиана люди были средством достижения желаемого, не более. Теперь к нему приходит понимание, что народ – это не безликие фишки на доске, которые можно сдвинуть в любую сторону. Симпатия народа – это мощная сила, которую лучше иметь на своей стороне. Развязка: У Талиана два предателя, одинаково приговорённые к смертной казни. Тану Майрахесу отрубят голову топором, тогда как тело тана Гериона разрубят на части и скормят их свиньям. Талиан раз и навсегда решает для себя, что долг тана (императора) защищать и оберегать подчинённых ему людей, а не загребать жар их руками. Отсюда – сочувствие к тану Майрахесу.
Работа по заданию, часть #3Вопрос: Почему я хочу писать сейчас именно эту книгу? Ответ: Потому что я создаю мир, в котором мне будет максимально комфортно.
Основной ценностью в этом мире являются кровные узы. Семья там не пустой звук, а люди, которые любят тебя и готовы ради твоего благополучия рисковать собственной жизнью. Исключение — отец главного героя, но его роль в произведении стратегическая, т. к. задает первоначальный конфликт и основу для дальнейшего развития сюжета.
Другая большая ценность — преданность тану, императору и стране. Конечно, тут тоже есть исключения (тан Герион, тан Майрахес, Келун, тан Анлетти), но именно они, показывая разные взгляды и отношения к одной и той же ситуации, дарят читателю драгоценную свободу самому выбрать сторону, за которую болеть.
А плюрализм (одновременное существование множества равнозначных взглядов) — это третья ценность моего мира. Мира, в котором на территории одной империи спокойно уживаются восемь вероисповеданий и три правовые системы. Мира, в котором женщины участвуют в войне и в управлении страной наравне с мужчинами. Мира, где быть другим не означает быть изгоем.
Этим миром я хотела бы поделиться с читателями. Поэтому пишу. И именно поэтому допишу!
Могу по собственному опыту сказать, что эффект от похвалы в конце и похвалы в начале совершенно разный. Похвала в конце часто воспринимается авторами за издёвку, типо «тут ты слажал, там слажал, а вот здесь, молодец — скушай морковку, вроде бы ничего», в то время как похвала в начале вызывает эмоции типо «ты клёвый и текст у тебя клёвый, вот здесь только пару недочётов исправь, и будет вообще зашибись».
Думаю, тут больше дела в человеческой психологии, чем в содержании отзыва
Формула конструктивной критикиКОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА = ПОХВАЛА + ПОТЕНЦИАЛ + ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Похвала
Не бывает так, что все плохо. Всегда есть что-то позитивное. Хотя бы хорошее намерение, или полет фантазии, или оригинальность, или, на худой конец, трудолюбие. Вот это и надо похвалить.
Потенциал
Возможно, что-то несовершенно сейчас. Но у него есть потенциал стать лучше. Даже если проект (дело, вещь) безнадежен, потенциал может быть у человека, который набирается мастерства, опыта и т.д. Это тоже надо высказать вслух.
Предложение
А вот теперь можно заметить и недостатки. Но – обязательно предлагая альтернативу. Не «вот здесь не получилось», а «вот здесь можно сделать то-то и то-то».
Возможно, в сложившейся ситуации вам сможет помочь методика для составления «золотого» отзыва к произведению. Если интересно, то я для вас постараюсь найти на неё ссылку
Оказывается, многим авторам нужны профессиональные, типа академические отзывы. Короче — рецензии (не «рецки»!) А отзывы просто-читателей они часто воспринимают как наезд.
Когда я ещё только планировала проводить конкурс, у меня было желание собрать именно читательские отзывы без претензий на академичность и филологическую литературность. По той простой причине, что когда авторы пишут рассказы, отзывы к рассказам, рецензии к рассказам и всё это делают одни и те же люди, то получается «общий котёл», некая мелкая литературная тусовка со своими устоявшимися понятиями «круто» и «фуфло».
А по факту книги в магазине покупают читатели, т.е. самые обычные люди со своим мнением о качественном или некачественном продукте, который им поставляют производители книг. И это мнение, на мой взгляд, представляет бОльшую ценность, т.к. оно подкреплено рублём. Всё просто! Читатель не будет покупать книгу, которая ему не понравится. Пусть даже у этой книги будет куча положительных рецензий и рекомендаций.
Поэтому, с моей точки зрения, читательский отзыв — это более объективный показатель для автора, чем отзывы его коллег, особенно в том случае, если написан в вежливом и доброжелательном тоне.
В том числе и поэтому размер отзыва начинается от 1800 знаков. Чтобы читатель мог в вежливой форме донести до автора, что именно ему не понравилось и почему, как и то, за что автор может себя похвалить и скушать печеньку
Не уверена, что в полной мере ответила на ваш вопрос, но надеюсь, что хоть немного приободрила!
Я вас услышала. Посмотрим, что будет в следующем году. На данный момент у меня возникло несколько новых идей о том, как можно сделать конкурс более весёлым и привлекательным для читателей. Но, думаю, сам формат проведения не изменится. Это снова будет два параллельных конкурса для писателей и комментаторов
Надеюсь, роман будет продаваться электронно без бесплатной публикации. Ты столько времени и сил на него потратила. Хорошо бы, чтобы теперь эти труды хоть как-то окупились
Знаю, чего ждать от любого человека, понимаю любого, без проблем с любым взаимодействую, никто не ударит в спину и не сделает подлость — рай.
А я вот не уверена, что смогу с самой собой взаимодействовать без проблем))) Я буду хотеть быть лидером и другое «я» — тоже. Или наоборот — ни я, ни другое «я» не захочет взять на себя ответственность. Не мир, а жуть. Любое дело моментально обращается в конфликт, потому что сотни «я» хотят быть писателями, тысячи «я» инженерами, миллионы «я» учителями, а, скажем, менеджерами по продажам или девочкой на телефоне — никто. Победит сильнейший!
Идея: Требовать от кошки собачьей преданности бесполезно, но нет никого, кто мог бы сравниться с ней в охоте на мышей и крыс, уничтожающих запасы зерна. Так кошачья преданность принадлежит не хозяину, а дому, где она обитает. Этот факт нужно принять и жить дальше.
Линия 0. Преданность (основная)
Герои:
тан Тувалор с преданностью пса,
тан Анлетти с преданностью кота,
Талиан, тринадцатилетний император с преданностью семье,
Маджайра, пятнадцатилетняя сестра императора, любящая брата больше, чем перспективы, которые открывает власть.
Тема: Мы преданы тому, во что верим и любим
Идея: Собачья преданность слепая, пёс верен тому, кому присягнул на верность, пусть это хоть тёмный властелин; кошачья преданность избирательна и редко привязана к людям, кот предан своей земле и не терпит на ней беспорядков; преданность семье обеспечивает выживание рода.
Линия 1. Убийца императора
Герои:
тан Арадор, мужчина 40 лет, одевающийся по моде врага и подозреваемый в предательстве, т.к. именно в его провинции существует тайная организация «Убийцы Шалитша».
тан Анлетти, истинный убийца императора Гардалара.
Тема: Тварь ли я дрожащая или право имею ©
Идея: Таны приносят клятву на крови в верности императору, но император императору рознь. Бывает, что на троне сидит мерзавец, кровопийца, слабоумный, извращенец, трус или же просто безынициативный слюнтяй, губящий любое здоровое начинание. Позволено ли тогда ради сохранения империи убийство императора? Будет ли в этом случае его убийство предательством? Какое наказание ждёт тана, нарушившего данную им клятву?
Линия 2. Передача власти по наследству
Герои:
Талиан, тринадцатилетний мальчишка, воспитывавшийся в чужой семье вдали от дома.
Маджайра, его пятнадцатилетняя сестра, выращенная и выпестованная императорским двором.
Касилур, их двоюродный брат 20-22 лет, поднаторевший в управлении и политике.
Тема: Не всегда законный наследник получает титул
Идея: Когда вся власть сосредоточена в одних руках, характер и предпочтения личности становятся определяющим фактором в возвышении или упадке целого государства. Гуманизм и миролюбие, способствующие процветанию государства в спокойное время, во время войны способны привести его к гибели и, наоборот, решительный и храбрый правитель, не обделённый благоразумием, встав во главе войск, может воодушевить на борьбу целую нацию.
Линия 3. Рабство
Герои:
Талиан, тринадцатилетний император,
Фариан, его единокровный брат, рождённый рабом.
Меджас, капитан корабля, на котором Талиан прибыл в столицу на коронацию.
Тема: Сила кровных уз
Идея: Братская любовь способна размыть социальные различия, тем более что перед смертью все равны: и раб, и император.
Линия 4. Волк в шкуре овцы
Герои:
тан Майрахес, мужчина 30-32 лет, переметнувшийся на сторону врага, т.к. он отчаялся дождаться помощи от императора в урегулировании военного конфликта с зулунцами, более 15 лет не затухающего на подвластных ему землях.
тан Герион, крайне амбициозный мужчина 23-х лет из самой западной провинции империи, продавшийся врагу из собственного честолюбия.
Тема: Моя хата с краю
Идея: Показать разницу между людьми, столкнувшимися с войной на пороге собственного дома и вынужденных дать отпор врагу, и теми, кто с удовольствием развязывает войну на чужой земле, чтобы набить золотом свои карманы, ни разу не считаясь ни с людскими жертвами, ни с разрушительными последствиями.
Линия 5. Горячая голова
Герои:
Талиан, тринадцатилетний император,
Тан Кериан, пятнадцатилетний правитель самой северной провинции империи.
Тема: Храбрость и глупость
Идея: Показать трагические последствия, к которым приводит безрассудная храбрость, помноженная на юношеский максимализм, и рядом – настоящее мужество.
Линия 6. Истинный герой
Герои:
тан Деналион, трус, накануне решающей битвы покинувший поле боя,
Талиан, тринадцатилетний император, заразивший простых солдат идеей, что исход битвы зависит от их доблести и храбрости ничуть не меньше, чем от умелого командования,
Келун, предал своего тана, но спас империю.
Тема: Приказ приказу рознь
Идея: На войне нужно не только исполнять приказы, но и понимать, когда очередной приказ – это предательство против государства и нации.
Линия 7. Война
Герои:
тан Тувалор, мужчина 65 лет, похоронивший отца, братьев, сыновей и внуков, погибших в сражениях,
тан Майрахес, мужчина 30-32 лет, продавшийся врагу за одно только обещание остановить кровавую резню, не прекращающуюся на территории подвластной ему провинции последние 15 лет,
тан Кериан, потерявший отца и братьев на войне, но продолжающий считать, что лучшая смерть для мужчины – смерть с оружием в руках на поле битвы,
тан Герион, мужчина 23 лет, использующий войну как инструмент для получения выгоды.
Тема: Сравнение средневекового и современного взгляда на войну и допустимые потери в ней
Идея: Раскрыть выражение «достичь цели любой ценой» с разных точек зрения. Для тана Тувалора и тана Кериана – ценой собственной жизни и жизни подчинённых; для тана Майрахеса и тана Гериона – ценой потери чести, подлостью и обманом, но с минимумом человеческих потерь.
Экспозиция: Талиан воспитывался в доме тана Тувалора и привык считать, что преданность принадлежит ему по праву крови. Раз родился императором, то таны будут тебе преданы все без исключения. Иначе – они предатели и должны понести наказание.
Завязка: Тан Анлетти склоняет тана Тувалора на то, чтобы поддержать Талиана, а не его сестру Маджайру в борьбе за престол, приводя для этого множество весомых аргументов. С точки зрения тана Тувалора, его подговаривают совершить предательство.
Развитие: Благодаря интригам и явной поддержке тана Анлетти, Талиан занимает престол вместо своей сестры Маджайры, которой трон принадлежит по праву старшинства. Но у Талиана зарождаются опасения, что его нынешнее возвышение носит временный характер, а сам он лишь пешка в чужой игре.
Кульминация: За 2 часа до начала решающей битвы с врагом тан Анлетти предаёт Талиана, связывая его и пряча в сундуке. Место императора занимает его брат-раб Фариан. Талиан понимает, что под командованием предателей армия империи будет разгромлена. И ещё – что тану Анлетти выгодна его смерть, т.к. в этом случае тот сможет жениться на Маджайре (конечно же, во имя спасения империи и никак иначе) и самому стать императором.
Развязка: Тан Анлетти недооценил вклад Талиана как в стратегическое планирование битвы, так и в поднятие боевого духа войск. Армия империи разгромила врага и захватила в плен вражеского главнокомандующего. Чтобы «отыграть» предательство назад (по мнению Талиана), тан Анлетти преподносит всё так, будто бы его изначальным планом было спасение императора, но Талиан ему не верит. Чтобы заручиться доверием императора, тан Анлетти приносит клятву верности, что на время убеждает Талиана в его лояльности.
Линия 1. Убийца императора
Экспозиция: Тан Анлетти сообщает императору Гардалару о готовящихся военных действиях со стороны гердеинцев (жителей соседней страны) и предлагает принять меры. Но император слишком самонадеян. Он предлагает тану Анлетти убраться вон и не мешать ему пировать. Когда гердеинцы осадят столицу, тогда император доблестно разобьёт все их армии, и нечего раздувать из мухи слона.
Тан Анлетти взбешен. Армия гердеинцев превосходит числом, и, кроме того, гердеинцы заключили договор с ещё одним государством, а войну на два фронта империя точно не выдержит. Тогда тан Анлетти принимает решение убить императора Гардалара, чтобы спасти империю. Но ради наибольшей выгоды, он сговаривается с гердеинцами и преподносит всё так, что убьёт прославленного императора за деньги и добьётся, чтобы его место занял слюнявый сопляк, неспособный вести за собой армию.
На Маджайру в качестве наследницы гердеинцы не согласны, т.к. гердеинский посол долгое время был при дворе и знает, что Маджайра хоть и девушка, но обладает всеми необходимыми качествами правителя.
На золото, вырученное от сделки, тан Анлетти вооружает императорскую армию и нанимает наёмников.
Завязка: Талиан узнает о смерти отца, когда в замок к тану Тувалору прибывает императорский вестник. Подробностей не так много. Император Гардалар был заколот кинжалом в спину в своём кабинете. Свидетелей нет.
Развитие: Прибыв в императорский дворец, Талиан пытается узнать подробности смерти отца. Всё сходится к тому, что его смерть была выгодна гердеинцам (врагам), т.к. сразу после неё они пошли на империю войной. И ещё – орудие убийства изготовлено в провинции тана Арадора. Возможно, к делу причастна организация «Убийцы Шалитша»(наёмники, работающие за золото), т.е. это мог быть проплаченный кем-то заказ.
Талиан встречается с таном Арадором. Тот одет по последней гердеинской моде и в целом не вызывает к себе доверия. Более того, разведка тана Анлетти докладывает, что среди танов есть предатели. Подозрение падает на тана Арадора.
Кульминация: В ходе битвы был захвачен сундук с письмами, где хранилась переписка главнокомандующего вражеских войск с танами-предателями. Среди писем есть тан с инициалом «А». Талиан уверен, что это Арадор, хотя и оставляет возможность, что это может быть Анлетти. Также там есть письма к танам Героиону и Майрахесу. Талиан созывает совет танов, чтобы обличить и осудить предателей. Поняв, что его действия раскрыты и наказанием будет казнь, тан Герион покушается на жизнь Талиана.
Развязка: Тан Арадор убивает тана Гериона раньше, чем тот успевает убить Талиана, т.к. в действительности возглавляет организацию «Убийц Шалитша», но тщательно это скрывает. Император ранен. Личный врач тана Арадора занимается лечением Талиана, и тот быстро оправляется от раны. Император запутан и сбит с толку. Тан Арадор фактически спас ему жизнь, в то время как остальные таны бездействовали. Талиан понимает, что расследование зашло в тупик.
Линия 2. Передача власти по наследству
Экспозиция: Талиан живёт в глубинке и не знает, что отцу до него нет особого дела. Письма, 1-2 раза в месяц приходящие к нему из дома, уже несколько лет от лица отца пишет Маджайра, его старшая сестра. Неудивительно, что каждое письмо пропитано искренней заботой и любовью, ведь для Маджайры Талиан – это вся семья (их мать умерла в родах, не сумев подарить супругу третьего ребёнка).
Завязка: После смерти императора Гардалара тан Анлетти приходит к Маджайре и предлагает ей на выбор три варианта развития событий: а) меняется императорская династия б) либо она, либо брат умирают в междоусобице в) один живой, другой отдан в качестве гаранта союза. Маджайра выбирает третий вариант, соглашаясь стать невестой властителя соседней страны, чтобы заручиться поддержкой в предстоящей войне.
Развитие: В императорский дворец приезжает Талиан. У него куча вопросов к сестре, но Маджайра дала клятву молчать. Она готовит брата к коронации, оставляя тонкие намёки, чтобы при желании тот смог во всём разобраться. Но Талиан уверен, что сестра желает ему смерти. На эту мысль его навела Эвелина, дочь тана Анлетти, расписав выгоды, которые якобы получит Маджайра от его гибели (чисто по-женски, из нелюбви к Маджайре, т.к. Эвелина с Маджайрой давнишние соперницы).
Кульминация: Талиан успешно проходит коронацию и становится императором. В нём сильнее крепнут подозрения, что сестра планирует от него избавиться, потому что, сравнивая себя с ней, он находит её в гораздо большей степени готовой быть императрицей, чем себя. Талиан понимает, что его воспитывали как воина, а императору нужно быть ещё и управленцем, дипломатом, экономистом, реформатором и т.д.
Особенно остро это бьёт по самолюбию Талиана, когда он случайно слышит признание тана Тувалора, в котором тот преклоняется перед талантами Маджайры и сожалеет, что, не зная её, поддержал Талиана в незаконных притязаниях на трон. Но тут Маджайра приоткрывает часть правды, и Талиан узнает, кто на самом деле был автором писем.
Развязка: Войско во главе с таном Тувалором (и Талиан вместе с ним) отбывает из столицы. Маджайра едет с братом на одном коне, провожая его до границ столичной провинции. Их отношения заметно потеплели, и когда Маджайра желает Талиану победы, тот обещает без неё назад не возвращаться. А ещё клянётся приложить все усилия к тому, чтобы Маджайре не пришлось выходить замуж за старика (властителя соседней страны). Маджайра находит слова брата милыми, но не относится к ним серьёзно.
Линия 3. Рабство
Экспозиция: Из замка тана Тувалора в столицу Талиан плывёт на корабле капитана Меджаса. Это гребная триера, гребцы на которой – рабы, бывшие военнопленные. Несмотря на нападение раба, Талиан проникается сочувствием к этим людям и уговаривает капитана дать им через 5 лет службы вольную.
Завязка: На пиру после коронации перед Талианом выступают поэты, певцы и танцоры. Среди всех он замечает стройного гибкого юношу, слишком похожего на него внешне, чтобы это могло сойти за совпадение. От сестры Талиан узнаёт, что этот раб их единокровный брат, и приближает последнего к себе, назначая на должность личного слуги.
Развитие: От Фариана Талиан узнаёт подробности о привычках и характере отца. Нередко это приводит к спорам, т.к. образ идеального отца в голове Талиана рушится под давлением реальных фактов.
По ночам Фариану снятся кошмары. Когда отношения братьев налаживаются, Фариан раскрывает Талиану правду об истинном облике их отца, с головой погрязшего в разврате и пороке.
Кульминация: Перед решающей битвой тан Анлетти предлагает Фариану занять место венценосного брата, т.к. разведка донесла, что основной целью вражеских войск будет император. А император на данный момент является ключевой фигурой, т.к. только из-за него войска танов до сих пор не разбежались в разные стороны. Его потеря положит конец всему. Из любви к брату Фариан соглашается.
Развязка: Фариан погибает в битве. В его личных вещах Талиан находит записку с объяснениями, зачем и почему тот пошел на этот рискованный шаг, и преисполняется желанием дать людям, у которых отец или мать граждане империи, хоть какие-то права, в идеале – гражданство. Т.е. частично отменить узаконенное рабство.
Линия 4. Волк в овечьей шкуре
Экспозиция: Войско, следуя к месту предполагаемого сражения, останавливается в замке тана Майрахеса. Талиан ужасается бедности интерьера, скудной пище и юному возрасту всех слуг: мальчикам не больше 7 лет, девочкам – 11. Тан Майрахес не может предоставить положенное законом число войск, т.к. у него их просто нет. Талиану и тану Тувалору показывают лучших из лучших воинов, и это сотня девочек-лучниц в возрасте от 12 до 15 лет с безразличным взглядом. Сомневаясь в их боевых способностях, Талиан вызывает одну из девочек на поединок на деревянных мечах и проигрывает бой.
Завязка: Войско прибывает к месту сбора. С первого дня знакомства тан Майрахес проявляет удвоенную активность, чтобы заслужить благосклонность тана Тувалора. Его главный соперник – тан Герион, но тот отталкивает от себя высокомерным видом и язвительностью. Впрочем, и тан Герион, и тан Майрахес достаточно понимают толк в военной стратегии и тактики, чтобы тан Тувалор взял их в малый совет при генеральном штабе, т.е. фактически сделал своей правой и левой рукой.
Развитие: Талиан узнаёт, что среди танов есть предатель, который слил информацию о расстановке войск и стратегии прошедшего сражения врагу, и именно поэтому тан Тувалор был застигнут врасплох и убит. Подозрение падает на тана Арадора. Чтобы противодействовать шпиону, Талиан договаривается с танами, что пришлёт каждому персональную инструкцию о том, как действовать во время будущего сражения. Теперь каждый тан имеет лишь часть информации.
Тан Анлетти единственный, кому кажется, что он знает весь план предстоящей битвы целиком, т.к. именно он подал эту идею Талиану, а также составил инструкции для танов. Талиану требовалось лишь переписать готовые инструкции и скрепить их печатью. Но Талиан оказался непослушным мальчиком и внёс в инструкции тана Анлетти свои поправки, не ставя последнего об этом в известность.
Кульминация: Решающая битва выиграна, главнокомандующий вражеской армии взят в плен. Из палатки главнокомандующего изъят дорожный сундук с письмами, в котором содержится переписка с предателями. Теперь известны их имена: тан Герион, тан Майрахес и некий тан «А» (Арадор или Анлетти).
Талиан решает провести совет танов, чтобы принять решение по поводу Келуна, ну и заодно объявить имена предателей. Сначала он говорит имя тана Майрахеса, и тот кричит императору в лицо обо всём, что у него наболело. Талиану поневоле становится стыдно за дела своего отца. Тана Майрахеса выводят из шатра, чтобы казнить, но с учётом его высокого статуса, т.е. отрубанием головы топором. Следующим за ним идёт тан Герион. Тот пытается отрицать свою причастность, пока это не становится бессмысленным. На вопрос «Почему?» у него нет достойного ответа, и Талиан принимает решение изрубить его тело на части и скормить свиньям (самая позорная смерть), что будет вполне достойно предателя. Тан Герион, по характеру невероятно гордый и самолюбивый, приходит от этого в неописуемую ярость – такую, что теряет контроль над собой и бросается на императора с кинжалом.
Развязка: Талиан ранен, и только благодаря стремительным действиям тана Арадора не убит. Талиан в постели мучается от боли и размышляет над тем, что тот человек, которого он в большей степени подозревал, оказался ни в чём невиновен. А тан Майрахес, которого сложно было заподозрить в предательстве, продал страну врагу. В итоге, Талиан приходит к выводу, что ему не хватает жизненного опыта, чтобы, зная чужую мотивацию и характер, верно оценивать будущие действия.
Линия 5. Горячая голова
Экспозиция: В замке тана Тувалора Талиан общался с Зюджесом и с Тиларом. Последний не нравился ему из-за излишней замкнутости и меланхолии, но, по закону
авторского замыслаподлости, именно Тилара тан Тувалор взял с собой в путешествие вместо весёлого и верного Зюджеса.Завязка: Тан Кериан первым встречает Талиана по прибытии в столицу. Благодаря близкому возрасту, лёгкости в общении и открытости, тан Кериан сразу завоёвывает симпатию у Талиана.
Развитие: Во время путешествия от императорского дворца к месту битвы Талиан, Кериан, Фариан и Тилар всё время находятся вместе (в одной карете, в одной комнате на ночь и т.д.). На фоне молчаливого и замкнутого Тилара, внука тана Тувалора, Кериан кажется милашкой и очаровашкой, что только усиливает первоначальную симпатию со стороны Талиана. Но Фариан однажды замечает, что Кериан легкомысленный и часто идёт на поводу у собственных эмоций, что рано или поздно до добра не доведёт. Талиан не придаёт его словам большого значения.
Кульминация: Во время битвы Тилар попадает в ловушку, из которой ему не выбраться живым без посторонней помощи. Тан Тувалор, потерявший почти всю семью, не способен сидеть и смотреть, как бесславно гибнет его внук, и бросается ему на выручку. Только противник именно на это и рассчитывал. Когда тан Тувалор прибывает на место, ловушка захлопывается.
Талиан оказывается перед непростым выбором. Забрав последний резерв, он бросается на помощь тану Тувалору, но прорывается к нему слишком поздно. Тилар мёртв, тан Тувалор смертельно ранен. Перед смертью тан Тувалор просит прощения у Зюджеса, что дал ему так мало времени мирной жизни.
Талиан преисполнен жажды мести, но вынужден отступить, уводя войска из заново захлопывающейся ловушки. Тан Кериан с ним категорически не согласен, он хочет отомстить. Талиан грубо затыкает его, на что тан Кериан обзывает императора трусом. Кериан решает отомстить за смерть тана Тувалора самостоятельно.
Развязка: На следующее утро через реку гердеинцы перекидывают отрубленную голову тана Кериана. Минувшей ночью тот попытался совершить рискованную вылазку, которая закончилась неудачей для него самого и всех его солдат. Талиан вместо огорчения испытывает злобу, ведь тан Кериан зазря сгубил лучшую часть своих войск, участие которых было важным в предстоящей битве.
Линия 6. Истинный герой
Экспозиция: Вассал моего вассала не мой вассал ©. Императорская армия состоит из регулярных войск, подчиняющихся лично императору, и войск танов, подчиняющихся каждый своему тану. Император командовать войсками танов не может, только самими танами. Исключение – гибель тана на поле боя.
Завязка: После битвы, в которой императорская армия потеряла тана Тувалора, боевой дух солдат упал катастрофически низко. В армии начался разброд и шатания. Талиан, накинувший плащ, чтобы остаться неузнанным, прошелся по лагерю, наслушался разговоров у костров, и в какой-то момент вскипел. Он совершенно случайно обратился к Келуну и высказал ему всё, что думал об успехе армии в сражении, в частности, что битву выигрывают не генералы, а простые солдаты, потому что на поле боя есть ты и есть твой противник. Выживет либо он, либо ты. И это зависит не только и не столько от генерала, сколько от личного мужества и умений, которые со смертью тана Тувалора никуда не делись. И если у него (Келуна) кишка тонка вступить завтра в бой без победоносного генерала за спиной, то он просто-напросто трус и должен это признать.
Развитие: Проникновенная речь Талиана нашла отклик в сердцах простых воинов. За ночь настроение в армии изменилось, и к началу решающей битвы люди были энергичными и воодушевлёнными.
Кульминация: Во время битвы тан Деналион струсил и вывел свои войска из боя. Его люди были против, но они принесли присягу тану лично, поэтому не могли его ослушаться. Тогда Келун убил тана и сказал остальным, что т.к. тан мёртв, теперь они переходят под командование императора, а император приказал сражаться. Он же (Келун) как преступник понесет наказание, но не раньше, чем они выиграют эту битву.
Развязка: Возвращение войск тана Деналиона определило исход сражения. Наши победили. В глазах Талиана Келун стал истинным героем этой битвы, но совет танов осудил его за измену и приговорил к немедленной смерти. Талиан не мог отменить наказание, но в качестве способа исполнения приговора определил отсечение головы мечом – казни, которая применялась только для лиц императорских кровей. Так позорная смерть обернулась признанием мужества, что, в общем-то, создало опасный для знати прецедент.
Линия 7. Война
Экспозиция: У тана Тувалора есть сын Зюджес и внук Тилар. Первый представитель современного взгляда на мир, второй – средневекового. Тан Тувалор отдаёт предпочтение Тилару. Талиан с ним согласен.
Завязка: Тан Тувалор с Тиларом и Талианом прибывают вместе с армией в провинцию тана Майрахеса, где преобладает современный взгляд на войну. Мнение Талиана меняется.
Развитие: Таны Кериан и Герион успешно проводят ряд военных манёвров, и Талиан понимает, что риск и азарт – это круто. И тоже хочет быть крутым. Поэтому снова меняет своё мнение.
Кульминация: Во время решающей битвы с врагом тан Деналион трусливо бежит; таны Майрахес и Герион предают страну; тан Кериан погибает глупой смертью; тан Анлетти, ведущий свою игру, предает императора лично. Спасение приходит к Талиану благодаря Келуну и Фариану — рубаке из простого народа и рабу.
Раньше для Талиана люди были средством достижения желаемого, не более. Теперь к нему приходит понимание, что народ – это не безликие фишки на доске, которые можно сдвинуть в любую сторону. Симпатия народа – это мощная сила, которую лучше иметь на своей стороне.
Развязка: У Талиана два предателя, одинаково приговорённые к смертной казни. Тану Майрахесу отрубят голову топором, тогда как тело тана Гериона разрубят на части и скормят их свиньям. Талиан раз и навсегда решает для себя, что долг тана (императора) защищать и оберегать подчинённых ему людей, а не загребать жар их руками. Отсюда – сочувствие к тану Майрахесу.
Ответ: Потому что я создаю мир, в котором мне будет максимально комфортно.
Основной ценностью в этом мире являются кровные узы. Семья там не пустой звук, а люди, которые любят тебя и готовы ради твоего благополучия рисковать собственной жизнью. Исключение — отец главного героя, но его роль в произведении стратегическая, т. к. задает первоначальный конфликт и основу для дальнейшего развития сюжета.
Другая большая ценность — преданность тану, императору и стране. Конечно, тут тоже есть исключения (тан Герион, тан Майрахес, Келун, тан Анлетти), но именно они, показывая разные взгляды и отношения к одной и той же ситуации, дарят читателю драгоценную свободу самому выбрать сторону, за которую болеть.
А плюрализм (одновременное существование множества равнозначных взглядов) — это третья ценность моего мира. Мира, в котором на территории одной империи спокойно уживаются восемь вероисповеданий и три правовые системы. Мира, в котором женщины участвуют в войне и в управлении страной наравне с мужчинами. Мира, где быть другим не означает быть изгоем.
Этим миром я хотела бы поделиться с читателями. Поэтому пишу. И именно поэтому допишу!
Похвала
Не бывает так, что все плохо. Всегда есть что-то позитивное. Хотя бы хорошее намерение, или полет фантазии, или оригинальность, или, на худой конец, трудолюбие. Вот это и надо похвалить.
Потенциал
Возможно, что-то несовершенно сейчас. Но у него есть потенциал стать лучше. Даже если проект (дело, вещь) безнадежен, потенциал может быть у человека, который набирается мастерства, опыта и т.д. Это тоже надо высказать вслух.
Предложение
А вот теперь можно заметить и недостатки. Но – обязательно предлагая альтернативу. Не «вот здесь не получилось», а «вот здесь можно сделать то-то и то-то».