Освоившись в новой должности, в августе 1981 года я вышел на ракетном крейсере «Севастополь» в Индийский океан, командир корабля — капитан 2-го ранга Глагола П. Основной задачей крейсера был деловой заход в порт Виктория, о. Маэ, Республики Сейшельские Острова (РСО). Перед этим визитом я на крейсере «Дмитрий Пожарский» посетил порт Коломбо на острове Шри-Ланка, где в небольшой бухточке крейсеру с его длиной в 225 метров швартоваться было очень сложно, только благодаря опыту и хорошей морской выучке командира крейсера, капитана 1-го ранга Сергеева В.Н., впоследствии ставшего командиром эскадры, вице-адмиралом, корабль был ювелирно ошвартован кормой с отдачей якорей. Хорошую швартовку отметил и руководитель военного ведомства Шри-Ланка, который по моему приглашению посетил крейсер с группой высокопоставленных офицеров. Личному составу корабля была доброжелательно предоставлена возможность ознакомиться с достопримечательностями города и острова Шри-Ланка. После выхода из Коломбо мы на РКР «Севастополь» перешли к о.Сокотра, где ракетный крейсер принял участие в учении под руководством командира 8-й оперативной эскадры (8 ОПЭСК) контр-адмирала Хронопуло М.Н.
Остров Сокотра является главным островом архипелага Сокотра, включающего шест островов, из которых обитаемы три. Главный город о. Сокотра Хадибу с населением около 43 тысяч человек. Площадь острова 3625 кв.км. по договоренности в то время с правительством Народной Демократической Республики Йемен (НДРЙ) рейд о. Сокотра стал постоянным местом базирования 8 ОПЭСК ВМФ СССР. Для береговой обороны острова на побережье были установлены (врыты в землю) тяжелые танки «Иосиф Сталин». По рассказам, на о. Сокотра стремились попасть молодые военнослужащие НДРЙ в основном для того, чтобы дешево купить себе жену. Для сравнения: на материке за жену надо было платить 2,5-3 тысячи динар, а на острове 40-50 динар.
Для подготовки к учению командир эскадры пригласил меня на судно управления, где размещался штаб и политотдел эскадры. На судне я пробыл несколько дней, за это время меня более детально познакомили с особенностями несения кораблями боевой службы в этой оперативной зоне. Я поближе познакомился с руководством эскадры, с М. Н. Хронопуло и его заместителем, контр-адмиралом Семеновым В. И. мы были знакомы ранее, а с начальником штаба Ф. Н. Громовым, будущим главкомом ВМФ, адмиралом флота, непосредственно познакомились здесь. Тема для общения у нас с ним была. Он служил в той же эскадре, что и я, но в другое время. Взаимоотношения между ними сложились, как я понял, уважительные и добрые, что немаловажно для военной службы в тех особых условиях. Перед учением командир эскадры поручил мне проверить на готовность к совместным учениям ПЛ «Б-427», командир лодки капитан 2 ранга Огородников В.А. По замыслу учения подводная лодка при уклонении от авиации выполняла тактический маневр с покладкой на грунт. Несмотря на длительное пребывание в океане экипаж содержал корабль в хорошем состоянии, техника была исправна. Мне запомнилось что, на фоне палящего солнца и мощного загара у офицеров штаба, прибывших для проверки, личный состав ПЛ выделялся неестественной белизной тела, для них даже кратковременное пребывание на солнце было опасным. Много лет спустя мне довелось встретиться с одним из участников тех событий 1981 года, капитаном 1-го ранга Ивановым Виктором Андреевичем, в то время служившим помощником командира ПЛ, впоследствии ставшим командиром подводной лодки, продолжающим службу начальником факультета военного обучения в Дальневосточной государственной морской академии (с 2003 г. университет) имени адмирала Г. И. Невельского. На встречах мы часто с гордостью вспоминаем дела давно минувших дней, те нелёгкие походы, в том числе и в Индийский океан для защиты интересов Советского Союза. Вспоминаем конкретные события и с болью в сердце отмечаем, что нет теперь у страны океанского флота и некому отстаивать там интересы нашего государства.
В конце сентября 1981 года согласно распоряжению главнокомандующего ВМФ РКР «Севастополь» прибыл с деловым заходом в порт Виктория, РСО, о. Маэ.
Республика Сейшельские Острова образовалась в 1976 г. Население республики 65 тысяч человек. Столица — город и порт Виктория. Всего в составе РСО насчитывается 101 остров, из них 42 — гранитных и 59 — коралловых. Главный остров архипелага — Маэ — сложен из красного и черного гранита. Более 80% населения республики проживает на этом острове. Площадь острова 148 кв. км. До конца XVIII века постоянных жителей на Сейшельских островах не было. Первыми эти острова освоили в XVII-XVIII в.в. многочисленные в этих водах европейские пираты и корсары. Они сделали лесистые, богатые водой и живностью с хорошими стоянками для судов острова своими надежными убежищами. Сейшельцы рассказывали нам, будто на островах зарыты огромные клады — сокровища знаменитых пиратов, француза Оливье Вассера и англичанина Джона Тейлора. Нам показали, где кладоискатели с помощью мощной техники искали эти сокровища.
Правящая партия — Прогрессивный Фронт Народа Сейшельских островов — провозгласила курс на строительство социалистического общества.
Цель пребывания корабля в порту Виктория — демонстрация дружеских отношений и готовность оказать помощь народу Сейшел по нормализации обстановки в стране. Дело в том, что в июне 1977 г. в республике был совершен переворот. Бывший президент Джеймс Мэнчем, несмотря на поддержку Запада, был свергнут, и народ выбрал президентом Франса Альберо Рене. Новый президент был неугоден отдельным руководителям стран Запада, и ими предпринимались неоднократные попытки свергнуть правительство А. Рене. С этой целью 25 ноября 1981 г. с территории Южно-Африканской Республики (ЮАР) в аэропорту Виктории под видом туристов был высажен диверсионный отряд в количестве 44 человек, главарем которого был Томас Майкл Хор, который в 1964-1965 г.г. по поручению Чомбе командовал специальным карательным подразделением по борьбе с революционно-демократическими силами в Конго. Имел кличку Бешеный Майкл, позже бывший советник Чомбе в Катанге. В спортивных сумках «туристов» были замаскированы автоматы. При досмотре таможенник обнаружил спрятанный автомат и поднял тревогу. Диверсия была сорвана. Спасаясь, бандиты захватили заложников и самолет «Боинг-707», на котором вылетели в ЮАР. Диверсионно-террористические операции против народа Сейшел финансировались иностранными разведками, прежде всего ЦРУ. В этот период в Виктории находилось много иностранных граждан и не только туристов и коммерсантов, но и представителей иностранных разведок. Американцы построили на о. Маэ станцию слежения за спутниками, но сейшельцы считали, что из этого здания ЦРУ осуществляло руководство подрывной деятельностью против народа РСО. В этот сложный для страны период руководство Республики обратилось за поддержкой к Советскому Союзу. Когда на рейде порта о. Маэ встал на якорь ракетный крейсер «Севастополь», всем стало ясно, что прибыла поддержка Республике.
Перед выходом крейсера в Викторию, командир эскадры М. Н. Хронопуло, ссылаясь на указания главного штаба ВМФ, запретил выпускать личный состав в город и допускать на корабль республиканских представителей. Но на встречах руководители РСО высказывали неоднократные пожелания, чтобы как можно больше наших моряков ежедневно было в городе, что они готовы организовывать бесплатные экскурсии по о.Маэ и хотели бы побывать на корабле. То есть, им хотелось, чтобы Советский Союз в нашем лице продемонстрировал свое особое расположение и поддержку Республике. Об этом меня просил и посол СССР в РСО М. Г. Орлов. Я попытался решить эти вопросы через командира эскадры, но Михаил Николаевич был категорически против, опасаясь провокаций против личного состава на берегу. Также был против приема представителей РСО на корабле. Когда я об этом сообщил послу, он крайне расстроился и для решения этих вопросов хотел обратиться к начальнику генерального штаба МО СССР, с которым, с его слов, он был хорошо знаком. Этого допустить я не мог и пообещал, что решу вопрос сам. Что я и сделал, обратившись непосредственно с этой просьбой к главнокомандующему ВМФ. Разрешение было получено с проведением всех мероприятий под моей ответственностью. За такую самостоятельность в тот же день М.Н. Хронопуло высказал мне свое крайнее неудовольствие. И снова высказал опасение по поводу возможных провокаций против наших моряков в городе. Понимая это, мы тщательно готовили группы, а особенно старших групп. Особенно обращали внимание на взаимоотношения с местным населением с учетом того, что в городе много иностранцев. На вопрос одного из офицеров, как себя вести, если дело дойдет до физического оскорбления наших моряков, мною было разъяснено, что советский моряк должен уметь защитить не только себя, но и своего товарища.
Инцидент произошел на первом же выходе в город. К офицеру одной из наших групп стали приставать два иностранца европейского происхождения. Один их них вел себя агрессивно, стремясь спровоцировать конфликт. Офицеры и матросы всячески старались избежать осложнений, но когда иностранцы попытались хулиганить физически, им был дан достойный отпор и они быстро покинули место события, где собралось немало людей, наблюдавших за происходящим. Большинство из них одобрительно отнеслись к действиям наших моряков. После этого за весь пятнадцатисуточный период нашего пребывания в Виктории не было ни одного случая недоброжелательного поведения иностранных граждан по отношению к советским морякам.
По плану мы зашли в Викторию на неделю, но президент РСО А. Рене попросил нас оставаться как можно дольше, и нам продлили пребывание до пятнадцати суток. Кстати, брат бывшего президента тоже пытался установить с нами контакт: через нашего снабженца прислал мне презент — два ящика московской водки и сувенирные орехи коко-де-мер — морской кокос или двойной кокос. Эти плоды достигают больших размеров, до полуметра, и весят до 25 килограмм. О «чудодейственных» свойствах морских кокосов ходили легенды. Пальма, на которой созревают такие плоды, растет только на о. Праслен. Она считается одним из чудес растительного мира. Пальма занимает центральное место на сейшельском гербе.
Перед выходом из порта министр обороны РСО преподнес мне живой и сувенирный коко-де-мер. Подчеркнув при этом, что употребление этого ореха многократно повышает мужские «способности». Внешне, неочищенный морской кокос напоминает по форме сердце, очищенный становится похожим на женские бедра. Знаменитый гигантский орех стал самым популярным и желанным сувениром для туристов. О сувенирах, присланных братом бывшего президента, я сообщил послу СССР М.Г.Орлову и спросил, что с ними делать. Он сказал, что возвращать их не надо и что водка пригодится для последующих приемов.
В середине октября 1981 г. РКР «Севастополь» вышел из порта Виктория для перехода к о. Сакотра. На подходе к острову с командного пункта ВМФ мне поступило указание следовать в точку встречи с ПЛА для оказания медицинской помощи раненому офицеру. В точке встречи ПЛА всплыла, погода была штормовая. Оказалось, что командиру БЧ-5 при ремонте гидроаккумулятора была пробита лобная кость. Старшим на ПЛА был мой сослуживец по 7-й дивизии ПЛА на Северном флоте капитан 1-го ранга Фалеев О.М. Мы обсудили с ним ситуацию и решили, что в связи с невозможностью по состоянию моря использовать плавсредства послать на ПЛ вертолетом начальника медицинской службы крейсера. Как хорошо подготовленный специалист он должен был на месте определиться и доложить свои предложения по раненому. Пилоту вертолета был дан инструктаж, что он должен определиться с возможностью высадки и доложить об этом на корабль. Получив доклад о возможности высадки, я дал разрешение. Планировалась высадка на ходовой мостик ПЛ, но из-за сильной качки пилот опустил кресло на палубу. Начальник медицинской службы, капитан мед. службы Мужиченко, отсоединился от кресла, прыгнул на палубу в момент, когда ПЛА резко накренилась, и оказался за бортом в бушующем океане. Создалась критическая ситуация. Жизнь офицера была в опасности. Его мог спасти только вертолет. Другого варианта не было. Надо отдать должное высокой квалификации пилота. Он сделал все, что только было возможно для спасения человека. После нескольких зависаний с опущенным креслом доктор сумел зацепиться за кресло и держался, пока его не опустили на палубу ПЛА. Как выяснилось, раненому офицеру он оказал очень своевременную помощь. В связи с тем, что транспортировать раненого на крейсер было невозможно, я дал приказание начальнику службы оставаться на ПЛ. С О. Фалеевым мы договорились о новой точке встречи под прикрытием о. Сакотра. При очередной встрече доктор был забран на крейсер, а раненого переправили на подошедшее судно.
Позже, будучи в должности помощника командующего флотом, я стал причастным к назначению Олега Михайловича Фалеева на Тихоокеанский флот. Случилось так, что на нашем флоте не смогли найти кандидатуры на должность командующего флотилии подводных лодок. Северный флот предложил на выбор две кандидатуры, в том числе и О.Фалеева. Командующий флотом Геннадий Александрович Хватов спросил меня как бывшего северянина, знаю ли я предложенных кандидатов. Я ответил, что знаю и очень хорошо, что мы вместе служили и что во всех отношениях предпочтительнее О.Фалеев.
При возвращении отряда кораблей из Индийского океана в базу РКР «Севастополь» в Восточно-Китайском море потерял ход: из лопнувших трубок главного котла была упущена котельная вода. В это же время стал работать с перебоями испаритель пресной воды. Ситуация создалась критическая. Помощь мог оказать только эсминец «Влиятельный» 56-го проекта. На нем был запас котельной воды и самое главное командовал эсминцем толковый командир, хороший моряк и порядочный человек, капитан 2-го ранга Вихров Александр Андреевич. Погода была штормовая, заведенные несколько раз буксирный конец и шланг лопались. Наступил момент, когда командир крейсера доложил, что принять воду невозможно. Согласиться с этим я не мог. Дело было за полночь, температура воздуха минусовая, личный состав швартовых команд был порядком измотан, но необходимо было принять воду и обеспечить ход кораблю. Поэтому я сам пошел на ют, еще раз объяснил морякам сложившуюся обстановку, и мы снова начали заводить буксир. К рассвету нам удалось принять от ЭМ «Влиятельный» двадцать тонн котельной воды. За это время устранили течи в котлах, наладили и запустили испаритель. Ход крейсеру был обеспечен. Все это время за действиями наших кораблей с дистанции 15-25 кабельтов наблюдал японский СКР, и периодически облетал самолет «Орион» ВМС США.
Мне потеря хода корабля стоила здоровья, от переохлаждения был застужен нерв, парализована нога. Остаточное явление в виде хромоты сохранилось до сих пор.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.