Остров Манерон («Боинг-747») / Поднять перископ / Макаренко
 

Остров Манерон («Боинг-747»)

0.00
 
Остров Манерон («Боинг-747»)

1 сентября 1983 г. силами ПВО нашей страны в районе о. Монерон был сбит южно-корейский самолет «Боинг-747», вторгшийся в воздушное пространство над территорией Советского Союза. По заявлению Южной Кореи и США самолет был якобы пассажирским и, на нем летело 269 пассажиров. Для поиска обломков самолета и так называемых «черных ящиков» в район его падения были посланы корабли, суда ТОФ и рыболовецкие траулеры. С этой целью по тревоге я вышел в район поиска на БПК «Петропавловск», командир БПК — капитан 2-го ранга Клименок А. М., впоследствии ставший командиром эскадры, вице-адмиралом. На место событий БПК подошел 8 сентября 1983 г. Поиск уже вели тральщики сахалинской флотилии и рыболовецкие траулеры БМРТ и СРТ. Руководил поиском первый заместитель командующего Сахалинской флотилии контр-адмирал Ивлев А.В.

В общей сложности, в поисковой операции за весь период участвовало 69 вымпелов, в том числе: два больших противолодочных корабля (БПК) «Петропавловск» и «Одаренный», два разведывательных корабля (РЗК) «Сарычев» и ГС-7, четырнадцать морских тральщиков (МТ) «Трал», «Синегорье», «Заряд», «Хорошкин» с телевизионным искателем «Дельфин-1», МТ-27, МТ-82, МТ-167, МТ-238, МТ-447, МТ-831, МТ-750, МТ-240, МТ-242, МТ-193, два базовых тральщика (БТ) БТ-316 и БТ-447, три сторожевых корабля (СКР) «Иркутский комсомолец», СКР-74, СКР-75, три малых противолодочных корабля (МПК) МПК-4, МПК-37, МПК-155, два спасательных судна (СС) «Козьмино» с двумя глубоководными снарядами (ГС) «Тинро-2» и 2БИС (мини ПЛ) и ГИСУ «Гидронавт» тоже с двумя ГС, два гидрографических судна (ГИСУ) «Бриз» и «Таймыр», ГИС «Пегас», танкер (ТН) «Калечицкий», килектор КИЛ-32 с двумя ГС для СС «Козьмино», буровая установка (БУ) «Александр Мирчик», нефтеразведывательное судно с новейшим по тем временам водолазным комплексом и отработанными водолазами-глубоководниками, опускаемой телевизионной камерой и камерой для спуска водолазов перед выходом на дно (не выходя из камеры водолаз мог осматривать морское дно), судно было способно удерживать свое место с точность не хуже 1 метра, десять больших морозильных рыболовецких траулеров (БМРТ) «Анисимовка», «Берг», «Каренга», «Кожин», «Новокотовск», «Арково», «Публицист», «Диамир», «Агатовый», «Новосокольники», двадцать шесть средних рыболовецких траулеров (СРТ) «Свердлов», «Калининск», «Савелово», «Синегорск», «Везувий», «Сахалинск», «Сурск», «Колядинск», «Каратау», «Пограничник Ветрич», «Каримский», «Восточный», «Гаево», «Карский», «Степняк», «Неман», «Секур», «Секущий», «Тура», «Осма», «Токман», «Архипелаг», «Твердый», «Торопливый», «Туманный»… На БПК «Петропавловск» базировался вертолет. Одновременно в поиске участвовало до 50 кораблей и судов. Каждый вид поисковых средств имел определенные свои преимущества и недостатки. Так траление быстрее других давало результат по обнаружению и подъему предметов, но точность места их обнаружения была низкой, к тому же, производилось растаскивание фрагментов самолета, тралы часто выходили из строя, их не успевали заменять. Глубоководные аппараты более эффективны для обследования мест, где были затралены предметы. Обеспечивали визуальный осмотр и фотографирование, но имели ограничение по времени работы под водой и, соответственно, по обследованию площади, не могли поднимать предметы. Телевизионные камеры позволяли осматривать и фотографировать предметы, но имели низкую надежность и ограниченную поисковую способность из-за малой дальности видимости (до 10 метров). Гидроакустические средства не могли определять физическую природу объекта, требовалось обследование другими средствами. Наиболее эффективно и стабильно, независимо от погоды, с большой точностью, производило поиск судно БУ«Александр Мирчик». С помощью освещения его телевизионная камера могла обследовать в одной точке площадь до 1600 м.кв., производя фотографирование объектов.

От ВМС США вели поиск морской буксир МБ-167 «Нэрегензет», снабженный специальной аппаратурой поиска, СС «Консервер», крейсер УРО «Стеретт», фрегат «Беджер», эсминец УРО «Кэллагхен», СКР береговой охраны «Монро», танкер «Уичита». От Японии с американцами участвовали два СКРа PL-106, PL-111. Скопление кораблей и судов на небольшом участке поиска было очень плотным и это создавало большие сложности в организации поиска, а учитывая то, что каждая из сторон стремилась первой найти черные ящики, в которых была информация о причинах нарушения самолетом воздушного пространства СССР, то не обходилось без инцидентов. Так, увидев погружение подводного аппарата с экипажем для осмотра дня моря на глубине 380 метров, где были тральщиками обнаружены части самолета, американский фрегат, несмотря на поднятые сигналы на СС «Козьмино» «не могу управляться», «работают водолазы», стал преднамеренно опасно маневрировать, стремясь войти в район работы минилодки, создавая ей реальную угрозу при всплытии. Пришлось и нам, на БПК «Петропавловск» применить соответствующее маневрирование. Оно было опасным для фрегата. В результате ему пришлось прекратить свой маневр и отвернуть от района всплытия глубоководного снаряда. Позже командир фрегата в разговоре по УКВ высказался собеседнику в том плане, что русские не хотят совместно работать и ведут себя очень жестко. Ясно, что этот разговор был затеян для нас. Не все гладко было и у нас самих. Через пару дней после нашего прихода произошла смена руководителя поиска. Вместо контр-адмирала Ивлева А.В. прибыл командующий Сахалинской флотилией контр-адмирал А.И.Скворцов. Местом своего пребывания он избрал БПК «Петропавловск». Основная надежда обнаружить обломки сбитого самолета возлагалась на тральщиков ТОФ, БМРТ и СРТ с последующим осмотром мест обнаружения частей Боинга глубоководными аппаратами и водолазами с буровой установки «Александр Мирчик». Поэтому траление велось планомерно, круглосуточно. Естественно, когда тральщики идут с тралом в строю, они лишены возможности маневрировать. В один из дней три БМРТ шли с тралами поисковым строем «уступа». В это же время БПК «Петропавловск» следовал в другой район, курсом, заданным руководителем поиска и этот курс вел к опасному сближению с БМРТ, идущими с тралами. На неоднократные обращения командира БПК к руководителю с просьбой разрешить изменить курс, он отвечал отказом и взял управление кораблем на себя. В это время я находился в рубке оперативного дежурного, вел переговоры с КП флота. В рубку прибыл вахтенный офицер и доложил, что командир корабля просит меня срочно подняться на ходовой мостик. Выскочив из рубки, я увидел, что создана крайне опасная ситуация. Для избежания столкновения времени практически не оставалось, я вступил в управление кораблем и подал команду «на руль». Столкновения мы избежали, но все это происходило на глазах многих людей, в том числе, главного штурмана флота и офицера особого отдела КГБ, находившихся на мостике. С руководителем поиска у нас объяснения были краткие. Он спросил, зачем я это сделал. Я, естественно, ответил, что для избежания столкновения. На это он сказал, что сам бы за все отвечал. Но отвечали бы все. Он считал, что БМРТ должны были пропустить БПК, идущего под его флагом. Это была грубая ошибка.

На другой день прибыл командующий флотом адмирал В.В. Сидоров. Разбор был без моего участия. Перед убытием командующий провел совещание по дальнейшему поиску и при всех предупредил меня, что я буду отвечать за все, что здесь будет происходить. Мне это было понятно.

Через несколько дней в район поиска прибыли вице-адмирал Волобуев Е. М., возглавлявший противолодочную службу ВМФ, и помощник командующего ТОФ контр-адмирал Апполонов А. Н. Контр-адмиралу Сквороцову А. И. командующий флотом разрешил убыть на флотилию. Мне приказал возглавить штаб по руководству поиском. Кстати, и московский представитель ВМФ тоже повторил ошибку, связанную с вступлением в управление кораблем. И все повторилось, как было описано выше. Для объективности сделаю отступление. В 1963 году мне довелось служить в бригаде эсминцев Северного флота под командованием Е.М.Волобуева, в то время о нем отзывались, как об отличном моряке и толковом комбриге. Надо отдать ему должное — находясь на БПК «Петропавловск», он с большим знанием дела проверил корабль по противолодочной подготовке. При этом выявил много нарушений и, даже, фиктивные записи по отработке задач ПЛЗ-2 с ГБ-1, ПЛЗ-4, ПЛЗ-5, с ГБ-3, ГАУ-2, ЗПТУ-5. Было обидно за эскадру. Мне он высказал претензию за использование не по назначению противолодочного вертолета. Такой случай был. Надо было доставить офицера на берег. Я сделал правильные выводы. Правда, через несколько дней Е. М. Волобуев сам вынужден был обратиться с просьбой предоставить ему вертолет. Жизнь есть жизнь, все в инструкциях и положениях не предусмотришь. Через некоторое время он убыл в Москву. Мы остались с Апполоновым А. Н., но работать ему было трудно — мешала болезнь сердца. Приходилось больше лежать. Поисковые мероприятия осуществлялись круглосуточно, но конечного результата не было.

К концу сентября был дважды протрален практически весь район предполагаемого падения самолета, осмотрены с помощью глубоководных снарядов и буровой установки места, в которых были обнаружены части самолета. Обнаруживались и поднимались куски фюзеляжа, размером 1x1,5 метра с иллюминаторами, часть лонжерона, длиной два метра. На дне моря с глубоководного аппарата были сфотографированы обшивка кресла, куски фюзеляжа, ткань, до 30 метров длиной и другие предметы самолета. Был найден и поднят, утонувший до событий с самолетом смотритель с о. Монерон, но не было обнаружено никаких следов предполагаемых пассажиров «Боинга», а их, если верить сообщениям прессы, было 269 человек. Мы были уверены, что пассажиров в самолете не было, поэтому американцы, создавая у мировой общественности мнение, что Советский Союз сбил мирный пассажирский самолет, в то же время, стремились любой ценой завладеть «черными ящиками». Надо отметить, что когда мы нашли и подняли «черные ящики», средства массовой информации США и Южной Кореи резко снизили злобные выпады против СССР по поводу сбитого «Боинга». Ради справедливости надо отметить, что в организации поиска у нас было не все гладко, особенно на завершающем этапе. Прежде всего, это касалось взаимодействия с БУ «Александр Мирчик». Дело в том, что БУ ставилась задача не только обследование наиболее важных участков, но и подъем водолазами обнаруженных предметов, принадлежащих «Боингу». Таких предметов, особенно в период с 20 сентября по 11 октября, тральщиками, глубоководными снарядами, телевизионными камерами кораблей и судов обнаруживалось десятками. Предметы поднимались тральщиками при тралении или могли быть подняты водолазами. Глубоководные снаряды, оборудованные захватами (механическими руками), способны были поднять только малые предметы, типа журнала. То есть практически все предметы должны были поднимать водолазы. Водолазный комплекс был рассчитан на шесть человек одновременно, со сроком пребывания под водой каждого четыре часа в сутки. Спускаться водолазы должны были по два человека на два часа два раза в сутки. Подготовка к спускам занимала двое суток, сутки на компрессию и сутки на адаптацию. При этом надо отметить, что водолазы работали на гелии, которого на судне в начале было всего 800м3, позже доставили еще 1000м3, этого хватало на трое суток работы, а на весь период работы руководитель водолазов Журавлев Валентин Павлович требовал 8000м3. Гелий вырабатывался в городе Оренбурге. В.Журавлев и руководство БУ считали не возможным спускать водолазов на грунт для подъема всех обнаруженных предметов и предлагали производить поиск водолазами в режиме наблюдательной камеры или видеокамеры с фотографированием предметов. Водолаз в камере при освещенности прожектором видит предметы до 20-25м. При этом они полагали, что у водолазов увеличится работное время и размер обследуемой площади не в ущерб качеству, но командные пункты ВМФ и флота требовали подъема водолазами всех обнаруженных предметов. В адрес руководства БУ от штаба поиска все распоряжения шли только в устной форме, что потом дало им возможность при выяснении обстоятельств причины не выполнения планировавшихся мероприятий излагать в своих интересах. В итоге отношения выяснялись на уровне министерств нефтегазовой промышленности и обороны. Привожу дословно телеграмму и распоряжение от 10 октября.

Телеграмма от БУ «Александр Мирчик»: «Москва, заместителю министра нефтегазовой промышленности тов. Немчинову:

«Указаний подъема конкретных предметов в конкретных координатах до 9 октября не имели. Имели указания производить поиск по площадям радиусом 500 метров с глубинами 260-160 метров, с целью обнаружения объектов и установления координат. Производился поиск в указанных площадях телекамерой, а 7 октября выполнили работу водолазами по поиску в режиме наблюдательной камеры. Результаты докладывались руководителю работ. До настоящего времени не указан ни один объект для подъема. 9 октября получили первые указания прекратить поиск и готовиться к спуску водолазов на грунт для подъема любых обнаруженных объектов. 10 октября закончили компрессию. С 11 октября готовы приступить к водолазным работам.

Считаем неоправданным использовать водолазов для подъема мелких кусков обшивки и других мелких предметов разбросанных на большой площади.

Просим уточнить задачу.

Подписали Журавлев

Меркулов».

10 октября в 10.24 московского

Командующий флотом: «По докладу в районе 45 точки груда металла, обнаружил поисковый снаряд. Над этой точкой держать в любую погоду один — два корабля типа «Иркутский Комсомолец» и еще какой-нибудь, чтобы японские Кэйко Маару № 3 и 7 над этой точкой не проходили, иначе будет труба. Инструктаж самый жесткий, пусть держат днем и ночью сигналы «не могу управляться» и «произвожу траление».

Тральщики с ПДСТ над этой точкой не пропускать, пока мы не используем все возможности поисковых снарядов с механическими руками и может быть «Мирчик» для того, чтобы несколько раз пройтись над этой точкой.

Капитану «Мирчик» приказание на спуск передавать в четких формулировках от моего имени и за моей подписью с обратным репетованием, чтобы впредь не допускать двояких толкований.

Если погода ухудшится и поисковые снаряды опускать будет нельзя, ставьте над этой точкой «Мирчик» и каждые два часа долбите, долбите ему, чтобы спускал водолазов и поднимал предметы в первую очередь похожие на колбу диаметром — 15 см, длиной — 30 см, а также части радиоаппаратуры. И когда мы все эти возможности исчерпаем, тогда будем задействовать тралы с протяжкой не более 100-200 м, но для этого надо будет ставить вехи с расстоянием между ними 100 м».

В ночь на 11 октября БУ «Александр Мирчик» командным пунктом флота была поставлена задача произвести обследование ряда точек, где были обнаружены телекамерами, глубоководными снарядами или подняты тралами отдельные фрагменты самолета. Первый заместитель капитана БУ Меркулов Николай Алексеевич предложил обследование дна производить телевизионной камерой и водолазами в режиме наблюдательной камеры, с обнаружением обломков самолета, где предположительно могут находиться «черные ящики» выпускать на грунт водолаза для их осмотра и подъема. Предложение Н.Меркулова было разумным, но я знал, что КП флота на это не согласится. Самочувствие А. Апполонова в это время было плохим. Я не стал нагружать его этим вопросом и дал разрешение работать по предложенному Н. Меркуловым варианту. Нам повезло: уже на второй точке телекамерой а затем и водолазом на глубине 180 метров было обнаружено место падения самолета. Обломки «Боинга» были разбросаны по контуру самолета. Водолазы подняли оба «черных ящика», которые сразу же были отправлены в Москву. Расшифровка записей «черных ящиков» для нас ясности о намерениях Боинга не внесла. Американцы о найденных ящиках узнали быстро, так как мы прекратили активные поисковые мероприятия и начали доставлять на берег обломки самолета. В это же время с БПК «Петропавловск» велись активные радиопереговоры с БУ «Александр Мирчик» и КП флота. В том районе, где американцы искали «черные ящики», для дезинформации был установлен прибор, имитировавший радиомаяк «боинга». С этой же целью главнокомандующий ВМФ приказал: «С утра 29.09 с улучшением погоды в американском районе поиска сосредоточить не менее 15 судов и кораблей, в том числе три группы траления и одну группу слежения». Все это создало правдоподобную ситуацию нахождения в этом районе радиомаяка Боинга. Американцы на него клюнули и сосредоточили часть своих сил на этом приборе. Соответственно, стали меньше препятствовать нашим поисковым мероприятиям.

  • Я болею улыбкой детскою / 2019-2020 / Soul Anna
  • 2. автор Стеклянный еж - Ежики, в саду проснулись ежики... / Этот удивительный зверячий мир - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Анакина Анна
  • Спасибо / Рикардия
  • Мечта / Рикардия
  • Дождь моросит... / Затмение / Легкое дыхание
  • M. и С. Дяченко, "Шрам" - Мелоди / Рецензии / Reader
  • Валентинка №31. Для Птицелова Фрагорийского (Cris Tina) / Лонгмоб «Мечты и реальность — 2» / Крыжовникова Капитолина
  • Визит стоматолога. / Обычный день в проезде Старых  склепов. / Скалдин Юрий
  • Откровения Ёжика о тумане и его обитателях (Framling) / Лонгмоб "Смех продлевает жизнь - 4" / товарищъ Суховъ
  • И снова рассвет / Небесная песнь / Стрелова Полина
  • Замуж в Грязи / Lustig

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль