Проклятая жизнь

0.00
 
княгиня алла
Проклятая жизнь
Проклятая жизнь

 

ПРОКЛЯТАЯ ЖИЗНЬ.

 

 

 

 

Мужу моему, ФЕДОРОВУ МИХАИЛУ ЕРМИЛОВИЧУ посвящается.

 

 

Вместо предисловия.

 

С легкой руки нашего президента страны Путина В.В. появилось новое выражение, ласково оскорбляюшее тружеников, которые и являются высшей ценностью любой страны. Выражение «Простой человек» стало определяющим для миллионов людей, живущих в России. А существуют ли простые люди? Каждый из нас, неизведанная планета. Кто-то должен управлять обществом, другому приходится создавать материальные блага. И не факт, что тот, кто управляет, достойнее и образованнее. Мой герой. «простой человек», сам стремился узнать о мире, в котором он живет, как можно больше. А господин Путин, имеющий высшее образование, окружённый советниками и референтами, будучи в Иркутской области, заявил, что стоки Иркутска попадают в Ангару, следовательно в Байкал. Получилось, Ангара впадает в Байкал. Это как надо было учиться в школе, чтобы не запомнить, что из Байкала вытекает только одна река, и это Ангара. Как надо не уважать народ, над которым ты влавствуешь, чтобы сказать такое, будучи в этом регионе. Имеющий четыре класса образования и курсы шоферов, Федоров, разбирался и в истории Российской империи, и в истории Византии. Он читал Монтеня и русскую классическую литературу. Живо интересовался современной политикой, имел собственное мнение по многим вопросам. Хотелось бы оставить память об этом человеке. Он не герой, не крутой, просто один из поколения детей военных лет. Его жизненный путь, путь дедушек сегодняшней молодёжи. Только уходят старики из жизни, и нет времени расспросить их о прошлом. В наш быстрый век у внуков нет времени послушать. Всё заменяет компик, телек и другие важные дела. Но придет момент, когда захочется узнать, откуда мы родом. Возможно, эта повесть о жизни одного из современников твоего деда, поможет понять себя.

СИБИРСКИЙ ХАРАКТЕР.

Говорят, сибиряки, народ особый. Этому могло быть много причин. Одной из них были суровые условия жизни. Выживали сильнейшие. Народ был здоровый. Надежность и независимость, выдержка, рассудительность были лучшими качествами новой общности. Коренное население земель вокруг озера Байкал состояло из бурят и эвенков. Они занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни. Русские первопроходцы и осевшие после каторжных работ, селились по долинам рек. Немногочисленным было русское население, но земли осваивались, границы охранялись, нашли уже золото в этих краях. Нерчинский завод стал строиться. Обеспечить продовольствием увеличивающееся население отдалённых окраин становилось хлопотным для казны и затруднительным делом. Не было ещё железных дорог, только лошадями вывозили всё, что требовалось для жизни. Долог был путь до Байкала. Возникла необходимость привезти в далёкие земли самих производителей. Крестьян из западных областей соблазнить поехать в далёкую страшную Сибирь, куда отправляли преступников на каторгу, было невозможно.

Местных жителей к земледелию приучить насильно нельзя, у них даже обувь была выполнена носками вверх, чтобы случайно не поранить землю. Могли ли они заняться её возделыванием? Хорошо, мясом снабжали заселяемые районы. Рыбу ловить тоже могли только переселенцы. Местное население было кочевым, охота и скотоводство позволяли им жить веками, не возделывая землю. Рабочие на приисках, служивый люд, строящиеся города, без хлеба и крупы прожить не могли. Всё надо было завозить обозами из западных областей. Необходимо было продовольствие для развивающейся окраины государства добывать на месте.

Вспомнили о гонимом уже более века непокорном народе. Это были старообрядцы, не принявшие новую веру в 1660 году. Ещё их называли раскольниками и жестоко преследовали. Своим монаршим указом 1762 года государыня Екатерина объявила полное прощение всем раскольникам, отправившимся осваивать новые земли. Обещалась помощь, отказ от преследования за веру, сохранение их обычаев и уклада жизни.С помощью людей, привыкших к тяжёлому крестьянскому труду, обречённых на вечное ущемление их интересов и постоянные преследования за веру, государыня решала множество проблем. Определила она и место для раскольников.

Двадцать лет продолжалось заселение прибайкальских земель переселенцами по государеву указу. От трёх до восьми лет добирались скитальцы до места проживания. Заканчивались средства и продукты, останавливалась семья на заработки. Продолжали путь тогда, когда были уверены, что не умрут от голода в дороге или на первом году жизни на новом месте. Ехали семьями, селились вместе. Первое время ни с кем не общались. Поэтому, и пришлось кстати, одно из названий таких общин, — семейские. Семейские, староверы, раскольники, все названия одной независимой общности, не принявшей новое толкование религии. Они продолжали проповедовать Старый Завет, в то время как официальной религией Государства Российского был принят Новый Завет.

Староверы были неоднородны в своей вере. Множество религиозных направлений порождало неоднородность и неприятие одного семейного толкования веры другими семьями. Каждая семья имела своего толкователя, уставщика. Темноверцы и светловерцы, поповцы и беспоповцы, единоверцы и общинники, это всё различные направления веры или толки. Они возникали по причине отсутствия общего руководства в толковании постулатов религии. Духовниками становились наиболее активные мужики из своей общины. У них хранилась старая религиозная литература, они умели читать, но понимали прочитанное, каждый по своему. Поэтому не было единого объяснения событиям, описанным в книгах. Это порождало споры и даже вражду в среде своего народа. С годами различие в толках становились всё непреодолимее.

Уже в новом веке в Загане построили первую старообрядческую церковь. Отличается она своей скромностью, покрашена в серебристый цвет. Стены внутри сплошь покрыты дощатыми древними иконами Сохранивший старинные иконы народ добровольно сдал свои ценности в храм… Службу в этом храме исполняет батюшка. Надобность в уставщиках отпала. Они сделали своё дело, сохранили веру в народе.

В сороковых годах прошлого столетия уставщики в семейских кланах были авторитетами и их наставления выполнялись. Невесту своему подрастающему сыну родители начинали подбирать заранее. Семейские села по всей Бурятии общались, семьи одного толка были знакомы между собой, не раз роднились. При создании новой пары, не любовь, решение уставщика было окончательным. Счастье в семейной жизни получалось, если просыпалась любовь у молодых после свадьбы. «Стерпится, слюбится», эта поговорка определяла отношение родителей к судьбе своих детей.

После революции гонению подвергалась любая религия. Политика государства была направлена на разрушение авторитета духовников всех направлений. Особо пропаганда безбожия работала в молодёжных организациях. Школа, училища, комсомол и пионерия в основе любых мероприятий несли отрицание веры в высшие силы. От постоянного давления, сдавались и люди среднего и пожилого возраста. Уже не совсем понятна была молодым история гонения староверов. Молодёжь выросла дерзкая, не верящая ни во что. Парень, присмотревший себе пару, и не думал просить совета у старших. Он должен жениться на любушке. А уж какого она толка, что у стариков на уме, его мало беспокоило.

Но одно оставалось незыблемо. Дружили между собой только семейские. Пусть из другого села, другого толка, но только свои, старообрядцы. Даже после многих лет агитации, невидимая граница между этими переселенцами и людьми другой веры оставалась. Во первых, за столетия они породнились между собой. Молодёжь дружила. Вместе ходили на одни вечеринки, там и встречались впервые глазами. Там и, ненароком, словом перекинуться можно было. На посиделках да на общих работах натягивалась первая хрупкая ниточка взаимной привязанности.

Особый характер староверов сибиряков не раз упоминается в литературе. Но в каждом народе имеются те, о ком складываются легенды, и те, о которых стараются не вспоминать. Сибиряки действительно отличаются от народов европейской части страны. Здесь происходил естественный отбор. В условиях сурового климата, при отсутствии врачей, безлюдья, выживали сильнейшие. Из восьми, десяти детей в семье, доживали до взросления меньше половины. Но это были самые сильные. Суровые условия рано делали детей умелыми помощниками в семьях. Основательность в делах позволяла не сделать опрометчивых шагов. Постоянная опасность, исходившая от беглых каторжников, учила быть не болтливыми. Жизнь рядом с дикими зверями, необходимость охотиться, не позволяла быть трусливыми. Надеяться только на себя и свою семью могли эти люди, защищаясь и добывая пищу для себя и семьи. Но была у них внутренняя вольница. Отсутствие видимого гнёта делало сибиряков более свободными в своих высказываниях. Каторжным трудом, добывая своё благополучие, уважали себя люди.

За несколько веков и выковала природа особый характер. Велика наша страна. Много красивых мест создано природой на её просторах. Есть горы высокие, равнины неоглядные, реки горные и равнинные стелятся в своих руслах. Но Бурятия собрала все сокровища. Горы с вечно белыми вершинами, воспетый в песнях Байкал, непроходимую тайгу с её пушным богатством, степи с их исцеляющим ароматом трав, сопки и заливные луга. Всё это было доступно для людей, имеющих только лошадей. С другой стороны, можно было ехать не один день, не встречая живой души. Простор, которого нет нигде, кроме Сибири. Свободным считал себя человек, привыкший жить за счёт своего труда на этом просторе. «До Бога высоко, до царя далеко», говаривали предки.

Самый злой бандит, варнак, по местному, получался из местных. Они промышляли грабежом, разоряя старателей, забирая пушнину у охотников. Поэтому своих бандитов опасались больше, чем беглых. Так вышло, что отец Михаила прошёл этот бандитский путь, изведал кривые дорожки. Ранний уход в изгнание, отсутствие материнской ласки и догляда, встреча с бандитами в возрасте становления характера, злость на власть, сделали из паренька уркагана. Не нам его судить, так сложилась его короткая жизнь. Успел полюбить честную сильную девушку, Ермила, оставить два сына для продолжения своего рода, и уйти в вечность в тридцать лет. За годы скитаний с отцом и за тюремные годы, он стал неуправляемым. Жениться он вообще не думал. Но встретил Аннушку, полюбил, и решил, что только она будет его женой. А уж, какого она толка, из какой семьи, никого не касается. Так и сказал своим старикам.

Тёмноверцами были Фёдоровы и беспоповцами Леоновы. Так случилось, что суждено им было породниться.

  • Ретиарий / Проняев Валерий Сергеевич
  • Неупокоенный / Веремейченко Николай
  • Часть 2 / Стоит ли злить ведьму? / Freeman Alex
  • Афоризм 485. О раздвоении. / Фурсин Олег
  • Легенда вересковой пустоши / Быкова Ксения
  • _6_Да, и как я могла жить в этом мире? / Струна души / Лейс Три-Де
  • Валентинка № 35 / «Только для тебя...» - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Касперович Ася
  • Post 09: Агония / Вьетнамский дневник / Jean Sugui
  • Страна моя... / Фотинья Светлана
  • Твои глаза / Меллори Елена
  • История третья "Сон" / Тонкая грань / Армант, Илинар

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль