Творческий поиск / Матосов Вячеслав
 

Творческий поиск

0.00
 
Матосов Вячеслав
Творческий поиск
Обложка произведения 'Творческий поиск'
мистический рассказ

 

 

Вячеслав Матосов

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК

(мистический рассказ)

 

Автор приносит огромную благодарность

великому исследователю историку

Эдуарду Шюре

 

1

 

В небольшом городке под Москвой Владимир, недавно закончив университет, преподавал историю в одной из школ. Он любил часто просматривать свою коллекцию открыток с изображениями работ известных художников и скульпторов.

Как-то раз его заинтересовала открытка с изображением скульптуры Моисея из гробницы Папы Юлия Второго работы известного скульптора Микеланджело Буонароти .

Эта скульптура находится в Италии в Риме в базилике Святого Петра.

 

Владимир углубился в изучение истории создания скульптором этого шедевра. Он прочитал почти всё, что было написано об этом историческом периоде работы скульптора над гробницей.

В книге одного экскурсовода он прочитал, что изображением Моисея с рогами скульптор был обязан ошибке переводчика Библии Иеронима с древнееврейского языка на латинский язык. В современном языке "иврит" слово "карнаим"обозначает и "рога " и "лучи".

Но Владимиру интересно было самому продолжить исследование этой ошибки.

Он поставил перед собой вопрос: "Неужели великий скульптор заблуждался ?".

 

Вот и сейчас, когда за окном умирал последний весенний луч дневного света, Владимир, сидя в спортивном костюме за столом, закончил подготовку к завтрашним урокам в школе.

Только настольная лампа с оранжевым абажуром мягко освещала стол и пространство вокруг него в его комнате. Идти спать пока не хотелось.

Отложив в сторону общую тетрадь конспектов для подготовки к урокам и том Всемирной Истории, он внезапно ощутил какую-то странную тишину в квартире.

 

Его старенькая мать уже легла в постель, и он решил вернуться к своему исследованию, — наметить, какие исторические материалы надо будет завтра поискать в городской библиотеке.

Он достал из рядом стоящего шкафа альбом со своей коллекцией, нашёл в нём эту открытку, положил её перед собой и задумался над тем вопросом, который мучил его в течении нескольких лет. Он старался понять, почему скульптор изобразил на голове Моисея рога.

 

Но время было вечернее, и Владимир всё-таки почувствовал усталость. Голова клонилась всё ниже и ниже к альбому, пока он не заснул. Ему снились сны...

 

2

 

Первый сон был таким.

 

Пять тысяч лет назад, выйдя из скифских полей и лесов, войска подошли к крепости воинов Чёрной расы.

Эти войска вёл Рама, начальник жрецов племени друидов, основатель культа Священного Огня.

Крепость из камня находилась на территории современного Кавказа.

 

Рама сидел на белом коне и был одет в короткий из холста белый хитон, похожий на индийский пенжаб. На его шее сверкало ожерелье из серебрянных дисков, а пояс из золотых пластин обвивал его тело. Вооружён он был коротким мечом и круглым небольшим щитом, обитым шкурой оленя.

 

Конец битвы был уже решён, — друиды пробили огромную дыру в крепостной стене. Они врывались туда светлым потоком, смешиваясь с чёрными воинами, почти обнажёнными и защищёнными только деревянными щитами.

 

Рама обернулся на крик воина друида, сопровождающего его, — справа во весь опор быстро приближался на сером коне чёрный воин. В замахе копья чёрного воина чувствовалась непримеримая ненависть к белой расе.

Копьё этого воина пронеслось совсем близко от плеча, но Рама успел натянуть свой лук и выпустить позолоченную смертоносную стрелу. Чёрный воин свалился с коня.

 

Слева Рама увидел своего воина-знаменосца, который нёс развевающееся как живое знамя друидов с изображением Овна с рогами, — символа главы мирного стада. Это был и символ объединения друидов.

Через несколько часов крепость воинов чёрной расы была полностью завоёвана друидами.

 

Во время победного пира Рама сидел на холме в окружении воинов в царственном головном уборе-тиаре, по бокам которого были изображены рога Овна. Тогда Рама вспоминал о явлении ему Божественного Разума, указавшего ему путь на Восток к Индии. Теперь он был готов идти туда.

 

3

 

Второй сон был таким.

 

Микеланджело Буанароти, великий итальянский скульптор и художник, отправился из города Каррары в каменоломни с двумя учениками— подмастерьями, чтобы отобрать большие глыбы мрамора для изготовления скульптур в Риме.

 

Вознице кареты, доставившей их, он приказал вернуться сюда в полдень и отпустил карету. Арочный вход в каменоломню внутрь горы находился перед ним и он решил вначале сосредоточиться для предстоящей работы. Для этого присел здесь же на ближайшее большое свежеотёсанное бревно, приготовленное для сооружения большой телеги для перевозки мрамора. Трава около входа была покрыта белой пылью из каменоломни. Доски, брёвна и щепки были разбросаны вокруг.

 

Подмастерья Джанни и Муцио в богатой одежде смущённо стояли перед ним, опустив руки и не зная, что делать. Они были присланы ему совсем недавно и он уже определил их как больших лентяев.

Затем он приказал:

— Вы должны внимательно осмотреть внутри первый от входа приготовленный блок мрамора, чтобы он был без дефектов. А затем, найти для себя здесь длинные жерди, которые вы будете использовать в качестве рычагов при погрузке этого блока на телегу. Завтра сюда прибудут рабочие для сооружения телеги и перевозки блока в мою мастерскую. Вы будете наблюдать за погрузкой и помогать им. Идите.

 

Подмастерья ушли под арку внутрь каменоломни, а Микеланджело стал оглядываться вокруг.

Весна 1505 года окружала его со всех сторон. Белые горы Апуанские Альпы, гордо возвышаясь, обступали это место и приносили сюда свежий горный воздух и, как бы, открывали ему путь для творчества.

 

Внутренняя глубокая страсть при изображении характеров людей в камне уже оставила свой отпечаток на его внешности. А внешность была незаурядной: несколько складок на лбу и под светло-карими глазами, раздвоенная борода и чёрные курчавые волосы, нос с горбинкой. Таким он выглядел в возрасте тридцати лет.

 

Из дорожного мешка Микеланджело достал книгу в коричневом переплёте, рабочий халат, голубой тюрбан. Затем встал и переоделся в эту рабочую одежду. Сложив свою богатую одежду в дорожный мешок, он снова сел на бревно, раскрыл книгу "Вульгату" Блаженного Иеронима в коричневом переплёте. Это был перевод Библии на латинский язык. И прочитал то место, где описывается сияние в виде рогов над головой Моисея. И сразу же задал самому себе вопрос: "Но, почему рога?"

— Так или иначе должен выглядеть Моисей? — спросил уже тихо вслух .

 

И тут же решил срочно возвратиться на постоялый двор, где остановился раньше на ночлег, чтобы сделать набросок будущей скульптуры на бумаге углём и потом пообедать.

 

Встав с бревна, Микеланджело подошёл к дороге, мощёной булыжником, и остановил проезжающую мимо повозку.

Скульптор сел на деревянную скамью рядом с возницей, укутовшимся в длинный плащ из серого сукна, спросил как того зовут и попросил рассказать что-нибудь об этом городе. Возница, имя которого было Флавио, был в хорошем настроении и рассказал об удивительной женщине-гадалке, предсказания которой часто сбывались.

— А, скажи-ка, Флавио, ты можешь меня отвести к этой женщине?

— Тут — недалеко. Я могу. А вы не испугаетесь, синьор? Странная какая-то, говорят тут о ней, — ответил Флавио, погоняя лошадь.

— Нет, я не испугаюсь, поезжай.

 

Проехав несколько минут по дороге, повозка свернула на узкую грунтовую дорогу. Прибыв на место, Микеланджело приказал Флавио подождать его.

 

Долго отряхивал скульптор белую пыль с сапог и одежды перед старым двухэтажным домом из белого камня, потемневшего от времени.

Открыв деревянную дверь, вошёл в небольшую прихожую комнату, где стояла простая деревянная скамья и лежал домотканный половик. Он снял голубой тюрбан, положил тюрбан на скамью и ещё раз отряхнул свой рабочий халат. И только после этого, постучавшись, открыл высокую дверь с какими-то странными узорами.

 

Войдя в большую полутёмную комнату, он увидел в глубине таинственную женщину, сидящую на большом резном деревянном кресле и покрытую синим шёлковым шарфом. Этот шарф ниспадал широкими складками с головы её к ногам.

Две красных свечи на длинных медных подсвечниках по углам тускло освещали комнату. Казалось, что тонкие солнечные лучи пробирались сюда очень осторожно между двух красных шёлковых штор.

Наполовину оплывшая белая свеча из воска в виде шара на красной скатерти освещала стол.

Ресницы женщины были опущены и было трудно различить черты лица её. Но, именно это таинство, плотно окружавшее её, заставило его приблизиться.

 

— Зовут меня Бьянка. Меня научила гадать на картах Таро старая цыганка. Да, я могу предсказать твою судьбу за небольшую плату, — внезапно и медленно проговорила она приглушённым и слегка хрипловатым голосом.

— А я — Микеланьоло ди Людовико ди Лионардо ди Буаноротто Симони. Скульптор. Ты, наверно слышала моё имя, — представился он.

Но увидев на столе потрёпанную колоду нарисованных карт, он воскликнул :

— Постой, постой, дай мне рассмотреть их!

— Но, только из моих рук, — строго предупредила гадалка.

Она с неохотой показывала ему эти карты, а он даже забыл о своём желании узнать судьбу. Они были нарисованы каким-то бездарным художником, но что-то в них привлекало его внимание. На некоторых были изображения рогов. И он задал вопрос:

— Кто эти властители?

 

И она ответила:

— Вот эта карта называется "Верховная жрица". Над головой этой женщины видны рога — символ духовной власти над миром. А на этой карте на подлокотниках кресла изображены головы животных с рогами. С рогами на древних картинах изображены бог Осирис, богиня Изида. У меня есть древняя монета с изображением Александра Македонского в шлеме с рогами.

 

Внезапно у Микеланджело возникла мысль зарисовать эти изображения и он попросил её подождать, а самому сходить в повозку за дорожным мешком, где у него был листы бумаги и уголь.

Но Бьянка предупредила:

— Я не могу разрешить тебе скопировать это. Эти изображения были начертаны на стенах усыпальницы в Древнем Египте и символизируют какие-то тайны, которые простому человеку знать не дано.

Тебя ждёт огромный труд и непреодолимые препятствия. Готовься!

 

Положив на столик несколько монет, он с каким-то духовным удовлетворением он покинул этот дом.

Переодеваясь перед повозкой, старался удержать в памяти эти изображения. Они, быть может, понадобятся для работы, подумал он.

 

Через несколько дней утром скульптор вошёл в свою мастерскую в Риме, переоделся в рабочую одежду и быстро закончил почти готовый эскиз на бумаге .

Теперь для него был ясен весь замысел изображения в камне. Это должен быть символ духовной власти, символ главы еврейского народа! И символ этот должен находиться над головой Моисея. Что это должно быть? Нимб?

Но нимб присутствует в Христианстве. Да, это должны быть рога!

И тут же он приступил к разметке углём доставленного блока мрамора для последующей обработки.

 

Вечером этого же дня он приступил к черновой проработке долотом и молотком основных элементов скульптуры в камне.

 

Для небольшого перерыва в работе он сошёл с выстроенного здесь деревянного помоста. Но зайдя с другого края блока камня, он вдруг увидел трещину, которую не заметил в каменоломнях, доверившись подмастерьям.

Может быть она появилась при перевозке на телеге от сотрясения? Под угрозой была вся огромная работа!

 

Всю ночь он промучился, пытаясь спланировать подготовительные работы для скорейшей доставки другого блока, а утром вышел с больной головой во двор, чтобы проветриться.

 

Внезапно к нему подскакал запылённый и усталый посыльный Папы Юлия Второго и передал ему пакет с печатью Джованни Медичи. Из письма Микеланджело узнал, что Папа скончался и Джованни вызывает его к себе для переговоров, связанных с предстоящей работой над гробницей.

Заплатит ли Джованни Медичи ту сумму, о которой договорился скульптор с Папой?

 

Пришлось ему бросить всю работу и уехать.

 

4

 

Третий сон был таким.

 

Лицо Моисея выглядело сумрачным, когда сошёл с горы Синай, неся скрижали откровения. Всё тело его было наполнено какой-то силой после встречи с Всевышним. Его шаги были лёгкими, как будто летел над песками Синайской пустыни с целью проучить свой народ.

 

Отстранив Иисуса Навина, встретившего его, Моисей спросил:

— Я слышу там поющие голоса. Что за веселье? Я видел с горы, как мой буйный народ поклоняется вылитому из золота тельцу. Но я упросил Всевышнего не губить мой народ. Я должен обуздать его!

 

Вдруг Моисей увидел вылитого из солнечного металла тельца. Моисею показалось, как будто, тот восседал там с наглым превосходством над всеми остальными. Гнев отразился на лице Моисея.

 

Моисей подумал о том, каким ещё несовершенным был его народ. Как можно уничтожить у него эти рабские черты?

Да, надо пропустить этот народ через многолетние скитания по пустыне, чтобы сменилось целое поколение. И чтобы не осталось никого из тех, кто вырос при фараоновом рабстве. Как же он сам допустил это?

Он хотел выместить свой гнев на чём-нибудь и, размахнувшись, бросил на камни скрижали. Их осколки не разлетелись в разные стороны, а легли на одно место и исчезли.

 

Аарон стоял рядом и с испугом смотрел на Моисея. И вдруг Аарон увидел, что светящийся нимб в виде круга над головой Моисея начал прогибаться дугой сверху вниз, принял форму полукруга, затем форму полумесяца и, наконец, превратился в два сияющих рога.

 

Но духовная сила Моисея не иссякла! Блаженный Иероним и Микеланджело не ошиблись! Над головой Моисея светились рога — символ духовной власти над его народом.

 

5

 

Проснувшись глубокой ночью, Владимир решил на следующий день написать статью о своём поиске в районную газету.

 

Вячеслав Матосов. Торонто. 2012.

 

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль