Коль улыбается счастье, тебе улыбаются люди;
Станешь молиться богам – боги услышат тебя...
Лукиан Самосский
За окном завывал и стонал ветер, а ослепительно-белые завихрения метели отплясывали неистовый колдовской танец. Льювин устало смотрел на безумные изгибы снежных потоков, изо всех сил стараясь не заснуть. Молодому магу было муторно и скучно. Ему отчаянно хотелось помечтать о солнечном лете и лесной тропинке под кружевной тенью свежей листвы, о полуночных плясках фей над чашечками ночных фиалок, о стремительном полёте драконов – да и мало ли о чём ещё!.. Но скрипучий и нудный голос мэтра Мхэддира, профессора теории подвигов, как жужжание назойливой, нахальной мухи, мешало сосредоточиться на своих мыслях и позабыть о том, что до конца этого абсолютно бесполезного урока осталось ещё почти двадцать минут.
Льювин зевнул и уткнулся носом в лежащую на столе книгу, стараясь изобразить прилежного студента, занятого поглощением ценных научных сведений. Однако скука была столь гнетущей и невыносимой, что на самом деле юноша даже не пытался вникать в то, что было написано в «Кратком пособии по теории подвигов». Вместо этого Льювин незаметно вытащил из-под учебника свою записную книжку и, немного подумав, принялся рисовать. Небрежными и резкими черточками он изобразил ствол, корни и ветви могучего дерева. Он уже принялся за листву, когда его приятель Улльдар, сидевший рядом, легонько толкнул его. Льювин, которого, несмотря на эту неожиданную помеху, ещё не покинул творческий порыв, нехотя поднял голову.
– Итак, студент Льювин, – скрипучий голос мэтра Мхэддира, сильно смахивающий на царапанье металла по стеклу, раздался над самым ухом юноши, – вы, конечно, без труда назовёте главные атрибуты героя?
В голосе профессора явственно слышалась издёвка – он давно заметил, что студент Льювин опять витает в облаках и занят невесть чем. Юноша хмуро посмотрел на тощую фигуру профессора, облачённую в серую хламиду, и без раздумий ответил:
– Предсказуемость, ограниченность и упрямство.
– Что-о?! – с носа почтенного Мхэддира, округлившимися глазами уставившегося на обнаглевшего студента, слетели очки, а угол стола, который случайно попал в поле зрения профессора, неожиданно задымился.
Льювин хладнокровно взглянул на поднимающуюся к потолку струйку сизого дыма, пожал плечами и спокойно произнёс:
– Это моё мнение, профессор. Если позволите, я готов обосновать его.
Профессор давно и не без оснований подозревал, что этот студент считает теорию подвигов бесполезным и морально устаревшим предметом. Обычно на его занятиях Льювин либо помалкивал, иронически перемигиваясь с приятелями, либо высказывался кратко и язвительно; но он всегда логически обосновывал свою позицию, так что профессору до сих пор не удалось отыскать слабое место в парадоксальных умозаключениях этого молодого нахала. Впрочем, мэтр Мхэддир не терял надежды когда-нибудь посрамить зарвавшегося студента.
– О, конечно, конечно, – ехидно подхватил он. – Как и всегда, вы высказываете несколько… гм, нетрадиционную точку зрения на привычные понятия. Но сейчас вы пытаетесь подорвать само основание теории подвигов…
– Вовсе нет, – нетерпеливо прервал его Льювин. – Я же назвал атрибуты традиционного героя. Возьмите любую легенду – разве с самого начала не ясно, как будет вести себя герой? Конечно, он будет доблестно размахивать мечом, круша всех и вся, но несмотря на это, в конце концов сложит голову под заунывный плач сказителей! А ведь во многих ситуациях дипломатия или простенькая военная хитрость сберегла бы не только его собственную жизнь, но и жизни многих других героев! Но традиционный герой всегда ведёт себя строго определённым образом, и упаси его Создатель хоть на полдюйма уклониться в сторону! Поэтому я и назвал предсказуемость одним из главных атрибутов героя. Теперь про ограниченность. Это тоже напрашивается само собой. Герою говорят – если ты поступишь так-то и так-то, получится то-то и то-то. Это обычно судьбой называют. Но ведь чаще всего есть и другие варианты поведения, ну, хотя бы ещё один, если внимательно приглядеться. Да только разве традиционный герой их видит? Нет, он, как баран, старается лбом стену проломить! Не отрицаю, проламывает – но ведь не только стену, а и голову тоже! Ну, про упрямство вообще просто. Когда кого-то предупреждают об опасности, он что делает? Старается её избежать. А герой, тот наоборот, стоит ему сказать, что впереди его ждёт смерть – он тотчас туда сломя голову помчится! Неудивительно, что все доблестные герои оканчивают свои дни в цветущие годы, когда только жить да радоваться!
Льювин умолк, чтобы перевести дух. Профессор Мхэддир немедленно воспользовался этой передышкой, чтобы вставить своё веское слово:
– Значит, вы полагаете, что большинство героев известных нам легенд ведут себя неправильно? А как же вы представляете себе истинного героя? Каковы его атрибуты? – профессор прищурился, вспомнил про упавшие очки, поднял их с пола, повертел в руках и едко добавил. – Жестокость, вероломство и сила, не так ли, студент Льювин?
– Ну, почему же, – по-прежнему спокойно отозвался Льювин. – Фантазия и решительность. Истинный герой в своих суждениях не зависит ни от кого, кроме своей совести. Он видит Мир не через мутное стекло навязанных иллюзий, а своими собственными глазами, и потому его поступки и слова кажутся неожиданными и странными. Это заставляет врагов сильнее бояться и ненавидеть его; но и друзья зачастую не понимают его. Тем не менее у него хватает смелости поступать так, как подсказывает ему сердце. Однако у истинного героя должен быть ещё один атрибут – удачливость. Мало достичь чего-то значимого – его ещё нужно суметь удержать, а вот это у традиционных героев крайне редко получается. Но если плоды их подвигов достаются неизвестно кому – часто даже врагам – какого… то есть я хотел сказать, зачем тогда было геройствовать?..
Угол стола, случайно подожжённый взглядом ошеломлённого профессора, ещё продолжал тлеть. Льювин покосился в сторону окна. На улице по-прежнему бесновалась метель, и в свисте ветра молодому волшебнику послышался одобрительный смешок. Профессор Мхэддир хотел что-то сказать, но нежная трель серебряных колокольчиков возвестила о конце занятия.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.