умненькое (перепост, а откуда - не скажу).На одной из веток этого форума довольно взрослый участник поинтересовался у меня: «А собственно о чем писал этот самый Кафка, которого тут упоминают? В школе его не проходили, вопрос не ясен» В той ветке отвечать неуместно – там по бизнесу обсуждение. А ответить захотелось, так как вопрос просто прекрасен. Вопрос на миллион долларов! Это как спросить, в чем смысл жизни, или если ли бог а свете, или что такое счастье, или о чем писал Франц Кафка
Может быть, мое объяснение будет слишком вульгарным с точки зрения литературоведения, но я понимаю его именно так. И автор вопроса просил изложить попроще
Вообще знакомство с Кафкой у меня началось с Альбера Камю и его «Мифа о Сизифе» Его философская концепция показалась мне бесконечно красивой (мне тогда было 19 лет и большинство философских концепции казались мне красивыми…)
Многие стремятся к тому, чтобы получить доказательства или как-то прочувствовать гармоничность и осмысленность жизни. Вот, например, недавняя местная «эпидемия контента» на тему исторических изысканий господина Фоменко. Как же страстно людям хочется иметь объяснение происходящего, метод, разгадку, доказательство цельности бытия… Нас ведь как в школе истории учили? То средние века, то революция в Париже, то крещение Руси… Не складывалась общая картинка. А тут приходит Фоменко и выкладывает из этой мозаики какой-то сюжет… Наверное, именно определенность, логичность и стройность суждений и завораживали публику в этих глупостях.
Аналогично дело обстоит с историей литературного процесса – когда есть возможность проследить историю литературы от апокрифов до реализма в классической литературе, это тоже завораживает… Только потом, бац, и вам на голову выливают ушат холодной воды в виде модернизма, а затем постмодернизма, в основе которых та самая философия абсурда. И это уже почти про Кафку
Надо иметь виду, что у понятия абсурд есть как минимум два смысла. Ну, примерно, как у слова «идиот» — с одной стороны болезнь, а с другой — жизненное кредо. Так вот, понятие абсурда в трактовке Камю – это философская категория, которая характеризует противостояния между стремлением человека найти смысл жизни и Природой (Космосом, Вселенной… как угодно), которая непознаваема и бесконечна в принципе и по определению. А дальше, собственно, надо выбирать: либо кончать собой (зачем жить, если не за чем), либо создать себе зону комфорта посредством веры в бога, в науку, вообще, выдумав себе какой-то смысл происходящего. И третий путь (правильный, как полагал Камю): найти в себе силы и принять тот факт, что никакого смысла-то и нет. И тех, кто выбрал для себя такое «принятие без смирения» Камю назвал «героями абсурда».
Кафка умер за двадцать лет до того, как Камю написал «Миф о Сизифе». Впрочем, на мой взгляд, это не помешало ему быть «героем абсурда» в трактовке Камю в полной мере.
Отвечая на вопрос прямо, можно сказать, что Кафка писал об абсурдности бытия. Однако, на мой взгляд, нет ничего более гармоничного и жизнеутверждающего, чем «приятие без смирения». А то, как это изложено с художественной точки зрения в его романах… Любые мои слова будут лишними.
Может быть, мое объяснение будет слишком вульгарным с точки зрения литературоведения, но я понимаю его именно так. И автор вопроса просил изложить попроще
Вообще знакомство с Кафкой у меня началось с Альбера Камю и его «Мифа о Сизифе» Его философская концепция показалась мне бесконечно красивой (мне тогда было 19 лет и большинство философских концепции казались мне красивыми…)
Многие стремятся к тому, чтобы получить доказательства или как-то прочувствовать гармоничность и осмысленность жизни. Вот, например, недавняя местная «эпидемия контента» на тему исторических изысканий господина Фоменко. Как же страстно людям хочется иметь объяснение происходящего, метод, разгадку, доказательство цельности бытия… Нас ведь как в школе истории учили? То средние века, то революция в Париже, то крещение Руси… Не складывалась общая картинка. А тут приходит Фоменко и выкладывает из этой мозаики какой-то сюжет… Наверное, именно определенность, логичность и стройность суждений и завораживали публику в этих глупостях.
Аналогично дело обстоит с историей литературного процесса – когда есть возможность проследить историю литературы от апокрифов до реализма в классической литературе, это тоже завораживает… Только потом, бац, и вам на голову выливают ушат холодной воды в виде модернизма, а затем постмодернизма, в основе которых та самая философия абсурда. И это уже почти про Кафку
Надо иметь виду, что у понятия абсурд есть как минимум два смысла. Ну, примерно, как у слова «идиот» — с одной стороны болезнь, а с другой — жизненное кредо. Так вот, понятие абсурда в трактовке Камю – это философская категория, которая характеризует противостояния между стремлением человека найти смысл жизни и Природой (Космосом, Вселенной… как угодно), которая непознаваема и бесконечна в принципе и по определению. А дальше, собственно, надо выбирать: либо кончать собой (зачем жить, если не за чем), либо создать себе зону комфорта посредством веры в бога, в науку, вообще, выдумав себе какой-то смысл происходящего. И третий путь (правильный, как полагал Камю): найти в себе силы и принять тот факт, что никакого смысла-то и нет. И тех, кто выбрал для себя такое «принятие без смирения» Камю назвал «героями абсурда».
Кафка умер за двадцать лет до того, как Камю написал «Миф о Сизифе». Впрочем, на мой взгляд, это не помешало ему быть «героем абсурда» в трактовке Камю в полной мере.
Отвечая на вопрос прямо, можно сказать, что Кафка писал об абсурдности бытия. Однако, на мой взгляд, нет ничего более гармоничного и жизнеутверждающего, чем «приятие без смирения». А то, как это изложено с художественной точки зрения в его романах… Любые мои слова будут лишними.