avatar
Ударопрочный автор? Проверяем…
Прочитала рассказ влёт. И надолго задумалась — а почему же, всё-таки, рассказ от себя отталкивает? Отличный слог, богатые образы, вроде бы всё на месте — а отталкивает… Ответ пришёл позже. Но — всё по порядку.
 
Соответствие теме конкурса:
Частичное. Тема ночи на Купала вскользь упоминается, хотя не имеет ни сюжетообразующего значения, ни какого-либо иного — выбросите строчку из текста и для него ничего не измениться. Эротика же, напротив, присутствует в большом объёме, является сюжетообразующим явлением в произведении. Эротику можно было бы назвать условно женской — много психологизма, много образов, но… она уже где-то близка и к мужской.
 
Микроуровень.
1. Язык
Богатый, чёткий, ясный. Без вопросов.
 
2. Стиль
Профессионально сделано. Где нужно — коротко, где нужно — описательно. Образы и сравнения на месте, всё читается гладко и точно. Вопросов нет.
 
3. Фокал
Произведение «из головы главного героя». Ломки фокала не заметила, но несколько важных моментов стоит упомянуть: рассуждения ГГ о его прошлом — флешбеки в офицерскую военную жизнь выглядят вымучено, поскольку весь текст написан эстетствующим романтиком. Состояния на войне, обычно, к этому не склоняют.
 
4. Ляпы
Индивидуализирующими ошибками можно назвать иногда возникающее нежелание использовать уменьшительно-ласкательные варианты даже там, где они напрашиваются логикой: подушки пальцев — подушечки, живот — животик (для взрослого-то дядьки девочкин!). Но это мелочи.
Один выбивающий из картины ляп: (пропущено «не»)
Прикоснулся нежно и уверенно, готовый отдернуть руки.
Макроуровень
1. Тема
Тему можно обозначить просто: «сорок первая мужская фантазия». Если автор не знаком с сорока предыдущими, то вот тут они собраны все. Согласитесь, один в один? 41? Или всё-таки он — соединение №4 и №9? В любом случае, читая рассказ, тоже хочется прислушаться к внутреннему голосу. А он уверенно говорит о том, что читаю-то я, всё-таки, весьма вымышленную историю…
 
2. Композиция
Практически всё на месте.
Завязка — на отлично. Цепляет, держит, подстёгивает.
Развитие — без претензий.
Кульминация. Несколько затянуто, ИМХО, но, в общем и целом, тоже без особых придирок. Всё на месте — и повышенная эмоциональность и напряжение конфликта. Все сурово, по-мужски, без лишних соплей, в рамках выбранного фокального персонажа. Только, пожалуй, катарсис слишком затянулся, на несколько абзацев его автор любовно выписывал, что для такого маленького объёма, конечно, многовато.
Развязка. А вот тут хочется задуматься о морали и нравственности данного произведения в целом… Но с точки зрения композиции развязка тоже удалась — она ставит точку и беспощадно бьёт читателя прямо в сердце. Сорок первая мужская (и какая-то по счёту девичья) фантазии сбылись!
 
3. Сюжет
Прямолинейный, чётко выверенный, как работающий механизм. Шаг влево, шаг вправо отсутствуют. Потому в разных сценах получаются моменты, о которых автор успел подумать, но не успел написать (знание девицы об аллергии на клубнику ГГ, смутные военные воспоминания, разбитые всмятку о настоящее и размазанные всего по двум фразам, весьма странная семейная жизнь девицы, мимоходом выясняющаяся и прочее) — автор знает своих героев и понимает, а вот читателю их недодал. Недовес!
В сюжете оставлен хвостом один микроцикл — картины ГГ. Читателю ГГ объяснят, что ТАК видит женщин, но микроцикл сделан не с читателям, а с героиней и логично было бы такие объяснения дать ей, в самом финале, когда уже сидят в мастерской. ИМХО. Иначе остаётся неразвязанный узел в конце.
Вообще от рассказа веет набоковщиной: мужчина, у которого не всё в порядке в жизни, и девочка, которая очень хочет, не особо даже обращая внимания на то — кого. Штампы, из-за которых дальнейшие события рассказа легко стало предсказать.
Так называемая «одноногая собачка»: с первых слов о инвалидном кресле показалось, что автор начнёт давить на жалость, но этого не случилось — мастерства автору хватило, чтобы не скатиться в примитивизм. Это — отлично.
«Лолита»: с появлением Кошки уже стало понятно, что закончиться всё сексом, при чём девочка будет сама напрашиваться. Увы. Вот здесь читатель угадывает сразу — автору не удалось удержаться в рамках профессионализма. Впрочем, он, судя по всему, и не хотел. Не поэтому ли «первая ночь» девочки выглядит изнасилованием? Чтобы читателю хотелось, чтобы она получила и противоположный опыт? Медаль «Одноногой собачки» торжественно переходит к девице! Однако как у такого же автора, у меня нет ощущения, что автор хотел именно этого. Судя по всему хотел именно описать подловатого пацана девушки и более-менее спокойную «первую ночь», но — не вышло. Надавил на жалость. Зачем? Скорее для того, чтобы ГГ стал спасителем и рыцарем, чтобы на фоне мерзкого подлеца и мерзости потери девственности резко контрастировал со своими весьма скромными возможностями… Жаль, что не удержался — смотреться стало это, скорее, уже алогично. Девушка, пережившая насилие, сразу падает в объятия старшего друга. Вот пытаюсь это осознать — и не укладывается в голове. Она действительно Костика любила? Ждать собиралась? То есть — реально её мир представлений о мужчинах должен был пошатнуться после происшедшего. Ан нет! Стоит, не шатается. Нормально так — с одним, с другим… Нет, я не буду разбирать вопросы нравственности девицы, автор, нет-нет! Я лишь хочу внимание Ваше обратить на то, что образ получается недостоверным. То девушка вначале показывает себя весьма эмоциональной особой, которой важны отношения с Костиком (собственно они — единственное, что волнует её по ходу произведения), то вдруг резко меняется в сторону беззастенчивой сексоманки. Если бы читатель не смотрел бы на мир из головы персонажа, если бы автор не подсказывал читателю, как и что нужно воспринимать, то… я бы посчитала девушку успешной актрисой, которая совращает изголодавшегося по сексу мужика. Собственно, речь тут не о морали — можно писать о чём угодно! — речь только о том, что позиционирование героини и её фактическое поведение в рассказе разнятся, чем вызывают подозрения. ИМХО: с этим стоит чуток поработать. Хоть мостков больше проложить между героями! А то нет понимания — зачем столько времени спустя она тащится к своему работодателю на ночь, чтобы высказаться и переспать? Вот реально — ощущения динамщицы…
 
4. Герои и мир
Собственно, большей частью разобрала в предыдущем пункте. Но можно добавить ещё и то, что образ героя-рыцаря получился выхолощенный, доведённый до крахмала. Он тоже стал — не знаю какой по счёту, но — эротической мечтой молоденьких девушек: чуток требует жалости, но вполне самостоятелен; богатый, и со свободной квартиркой; одинокий; в возрасте — опытный и способный быть «папочкой», когда надо; готов заступиться; крутой — с военным прошлым, но романтик — цветочки рисует; и вообще — супер! — обслуживать будет только пальцами и языком, без всякой этой мужской грязи! Мечта! Как его только раньше не ухватили другие девушки-натурщицы?! Вот и получается, что встретились две рафинированные мечты и в соответствующем антураже, наведённом автором, осуществились. Рассказ — стопроцентное попадание в «больные точки» как мужчин, так и женщин! При том, к описанию самих героев вопросов нет — сделаны профессионально. О таких людях приятно читать, интересно думать, фантазировать. Поэтому точно рассказ будет на вершине рейтинга.
 
5. Название
Вызывающее интерес алогичностью, завлекающее, запоминающееся и, главное, находящее подтверждение в тексте. Название двойственное, поскольку подразумевает и реальную клубнику и, как все взрослые уже сообразили, соответствующие действия. При том, автор нисколько не опускается до уровня молодёжного сленга, а использует в этой двойственности названия слово, употребляемое в литературе со времён Гоголя, чем также вызывает уважение. В общем, название — выше всех похвал.
 
Положительные стороны текста:
— несомненно — стиль
— профессиональный сюжет и композиция
— умение автора находить больные точки читателя и бить именно по ним
— отличное название.
 
С уважением,
Кошка-читатель
 
ЗЫ: если автор вдруг окажется женского пола, то будут от Кошки ещё и пара реверансов за фокального персонажа.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль