Мы очень далеко уже ушли от сути рассказа, вам не кажется? Вы говорите, что не проти
 
avatar
Мы очень далеко уже ушли от сути рассказа, вам не кажется?
Вы говорите, что не противоречите, ну так смотрите:
Анс:
место, где опасно должны занимать те, кто с этой опастностью может бороться, это в любом социуме так
и туда их и отправляют
Лето:
смелый займет нору сам, а слабый может получить ее только от социума.
Так сам или отправляют?
А Джаспер что говорит? А вот что:
Очень такой про людей, не про сусликов. Один мальчик социально защищён (сын «старейшины чужого племени»), а второму приходится прятаться.
Это вот это вот побудило считать его, что мальчик пуглив не оттого, что социум такой, что весь вид его такой, а от социальной незащищенности:
Еще в безопасной темноте норки можно услышать, как перекликаются наверху соседи, обмениваясь последними новостями. Вроде бы беспечно, но готовые в любой момент подхватить сигнал тревоги.
так что ли?
И вы еще утверждаете. что говорите все одно и то же и именно о том же, о чем я задал изначальный вопрос?
 
Еще раз, самый последний.
Попробую не пропускать ни одной логической связки, если получится. А то, Джаспер прав, я слишком быстро угошусь «на хвосте идеи», пропускаю то, что считаю и так понятным, а выясняется, что не понятно.
Я не говорю, что в жизни не бывает так, как вы утверждаете. Я не говорю, что такого не бывает в человеческом обществе или что нельзя провести между человеческим обществом и рассказом, как сделал это Джаспер. Я вообще не собирался обсуждать жизнь в целом — она велика, и в ней бывает по-всякому. Я обсуждаю только рассказ и пытаюсь понять авторский замысел.
 
Я говорю вот о чем:
1) Основным фантдопущением этого рассказа является обмен умениями между молодыми представителями разной разумной жизни. Настолько разной, что этим представителям даже понять образ жизни друг друга сложно, почти невозможно. И в результате этого обмена ребята получают возможность не просто получить ненужное в их жизни умение, а «расширить горизонты» — узнать непохожих на себя, попытаться взглянуть на мир с их точки зрения. (Александрина, я прав? Рассказ об этом?)
2) Если я правильно понял, и рассказ об этом, то самая главная задача автора — показать именно разность этих двух персонажей: мальчика Грима и «неизвестно кого из норки» второго.
3) С Гримом все понятно — он мальчик, такой, как мы, как мы привыкли. Он в основном отражает нашу с вами точку зрения, только чуть более невинную, чуть более романтизированную — детскую, юношескую.
4) Сложнее со вторым. Потому что вот это:
Нора безопасна и глубока, однако нельзя провести там всю жизнь: в конце концов, голод заставляет выбираться наружу. И ты крадешься к выходу, ловя воздух чутко шевелящимся носом, насторожив уши, широко распахнув глаза. Чтобы при малейшем подозрительном шорохе нырнуть обратно: ночные охотники могут караулить добычу — тебя — неподалеку от входа.
Еще в безопасной темноте норки можно услышать, как перекликаются наверху соседи, обмениваясь последними новостями. Вроде бы беспечно, но готовые в любой момент подхватить сигнал тревоги. Нельзя успокаиваться при звуках знакомых голосов: ты живешь на отшибе, и умение прятаться — главная ценность в жизни. Если однажды не выйдешь к сородичам, мало кто обратит на это внимание. Разве что старейшины, которым положено помнить всех. Тебя забудут через день, и опустевшую норку займет самый храбрый или ненужный. Но все может сложиться и по-другому: если ты будешь осторожен, то дождешься дня, когда кто-то выроет нору чуть дальше твоей — ближе к такому опасному внешнему миру… Надо только дождаться.
не человек. А если и человек, то очень глубокая аллегория.
И тут, чтобы фант.допущение сыграло как следует, важна чистота этой аллегории, важно очень точно описать мир этого существа в заданных фантдопущением условиях. Иначе, если мир не будет описан точно, если автор вернется из фантастических условий в привычные нам — или образ рассыплется, или инакая точка зрения выйдет смазанной. В обоих случаях пропадет смысл в ярком фант.допущении — оно останется просто сказочной мишурой и все: блестит, но практического (или познавательного) смысла не имеет.
5) Теперь, каким я вижу менталитет персонажа в заданных фантдопущением условиях:
он любознателен и пытлив:
живет на неизведанном участке
и сам вызвался меняться умениями
и придумал сеть коммуникаций для племени
-----но эти его качества не поощряются в его же обществе:
все его общество пугливо, всегда начеку и прячется по первому сигналу опасности
его не ценят, могут даже забыть о его существовании
жить на окраине непрестижно, там место никчемных
будет хорошо, если кто-то поселится дальше, значит престижно жить в центре колонии, в безопасности
старейшины не считают, что обмен умениями поможет в жизни
никто более статусный и уважаемый не вызвался меняться
Т.е., еще раз: Он любознателен, пытлив и смел, но любопытство, смелость, экспансия, нововведения не считаются нужными и не поощряются обществом
6) Еще раз, чтобы все всё поняли: любопытство и смелость не поощряются в обществе этих существ, они не будут за такое хвалить, в их языке вообще может не быть слов с положительной оценкой этих качеств (таких, как: любознательный, пытливый, смелый, мужественный, храбрый) зато будет много слов с отрицательной оценкой (а у нас, у пытливых и смелых людей из мало, я вспомнил только: безрассудный, шальной, блажной — и все, да и то это приблизительный смысл. Разницу чувствуете?)
7) И спам этот персонаж при том что смел и любознателен, он — не бунтарь. Он соглашается с тем, что никчемный, что жизнь его страшна и ужасна, что его легко забыть — он сам принимает и спокойно излагает ту общественную доктрину, которая делает его изгоем, а не значимым и уважаемым членом общества (выше цитировал).
Если бы общество было другое или он сам бы взбунтовался, то он говорил бы не так, он бы хвалился своей смелостью и рассказывал не о том, как быстро ныряет в норку при опасности, а о том, как далеко ходит за добычей и так далее.
Из всего этого напрямую следует, что сказать от лица этого персонажа: мой дом займет смелый (положительная оценка!!!) — это значит скатиться от менталитета этого существа к менталитету человека.
Теперь всем все понятно или опять нет?
 
И теперь уж раз я целый час писал этот пост, то приведу и конечный вывод, хотя мне бы изначально хотелось, чтобы Александрина сама догадалась, что я имею ввиду, или мы бы подошли к этому постепенно в диалоге, или вообще бы не касались, если диалога не будет.
Фантастика (настоящая, а не антуражная, где фант.допущение только мишура) — это что-то сродни обмену умениями из рассказа. Фант.допушение позволяет вывернуть реальность и за счет этого получить свежий взгляд, иную точку зрения, с которой привычное выглядит по-новому. Таким образом можно лучше рассмотреть мировые взаимосвязи.
Поэтому очень важно, чтобы фант.допущение было основным сюжетообразующим фактором, чтобы оно влияло в целом на миропостроение лит.произведения, из него исходила логика мышления персонажей и складывание их убеждений и характеров. Именно это называется реализмом в фантастике.
А простое наложение фантастики на быт, без изменений мира и менталитета героев — просто антуражка, тот самый эскапизм.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль