Глоток воды из Леты /
(11)
- Змаевы Алекс и Ангелина
- 10 сентября 2012, 10:00
>Тогда не получается. Если взрослая личность родилась в позапрошлом веке, у неё должны быть другие взгляды на отношения полов.
А они и есть. Продолжительность жизни была несколько ниже, чем сейчас. Значить «баба Маша» родилась где-нибудь 1890-1900. Взгляды формировались на рубеже веков. А в деревне они тогда были даже проще, чем в городе.
> Не зря девочка упоминает, что читала переписку Коллонтай. Не понял, почему папа не спросил, где дочь взяла эту переписку в 1978 году.
Сходу на полках не удалось найти, но издание примерно 1970-го года. Массовый тираж. Оно все издавалось, просто особо не акцентировалось.
> Она, скорее, ведёт себя как человек начала сексуальной революции в России, ну, того времени, когда стал выходить «СПИД-инфо» и проблема матерей-одиночек в беседах бабулек на скамейках сделалась неактуальной.
«Сексуальная революция» перестройки это просто очередной поворот колеса.
А что до матерей-одиночек, то тут все сложнее. На отношение общества влияло два противоположных фактора:
— С одной стороны, женщина с ребенком — не девушка, грешница, распутница.
— С другой — точно не бесплодна, да и дети в крестьянском хозяйстве это доход, а не расход. (Даже если не рассматривать «подушную» нарезку наделов.)
И эти весы качались очень по разному. У северных и таежных народов почти до конца прошлого века перевешивал второй фактор. У Сибирского крестьянства — тоже. А вот губерниях центральной России, где сильнее влияние церкви и городов — первый.
Если идти дальше по времени, 20е годы, когда формировалось «взрослое» сознание «бабы Маши», то это время чем-то аналогично «сексуальной революции».
Пуританские взгляды с Советском Союзе начали укрепляться чуть позднее (на волне борьбы с «перегибами коминтерна»). И достигли пика в конце пятидесятых. Тогда «мать-одиночка» действительно стало ругательным.