avatar

Для меня греческое мышление двухмерно, потому что начало системы координат привязано к человеку, а изнутри себя мир воспринимается довольно плоско. К чести жизнелюбивых и любознательных греков, они с лихвой компенсировали это свободой мышления и широтой охвата.

Страдальцы в рясах вдруг обнаружили, что человек не в силах противостоять природе (животному, материальному, натуральному) не потому, что плохо старается, а потому, что — внезапно!- не только обстоятельства бывают сильнее, но и люди оказались разные, у некоторых достаточно внутренних сил быть человеком, а у некоторых явно не хватает. На мой взгляд, триаду здесь делает не бог (на него свалили все неувязки и сделали козлом отпущения), а само осознание роли внешних обстоятельств. Точка отсчета сдвинулась, человек стал частью системы координат, но не ее центром.

Гегель был поэтом от философии, он эту тройственность ощущал всей кожей, но как и средневековые монахи, не до конца понимал, с чем имеет дело, имхо, и постоянно оглядывался в сторону божественной сути.

 

Эпоха Возрождения добавила к этой системе координат движение, изменение — аналог современных представлений о времени. Изменение отрицает канон — и заодно закостенелые религиозные догмы. Нет, художники не развалили Темную эпоху. Они просто жили, чувствовали настроения вокруг себя и неосознанно перекладывали свои ощущения на холст, бумагу, в мрамор. На мой взгляд, гений художника — не видеть синий вместо зеленого или слышать особо малую разницу в тонах, но, скорее, быть способным отзываться, усиливать все особенное, что зарождается и накапливается вокруг. Делать эти изменения видимыми для других людей. Правда, художники того времени вряд ли рассматривали пустоту — этот кусочек линзы у них был заклеен надписью «Создатель всемогущ» )

 

Мне просто хотелось посочувствовать герою — он мечется в заколдованном треугольнике внутри самого себя, хотя вокруг него мир с неисчислымым количеством возможностей и вероятностей ( которых куда больше, чем могли насчитать схоластики). Пустота дает как минимум офигительное чувство свободы выбора )

 

Прошу прощения, что утомила.

Николая Гартмана не читала, но посмотрю, спасибо за него.

 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль