Персональный блог: Эскандер Анисимов /
О том куда идёт искусство или о бездонной яме современности..
(234)
- Lodin
- 9 августа 2012, 10:40
- 2
То, что вы говорите — это не мораль, это предназначение. Мораль — это некоторые нормы поведения, соблюдая которые, индивид остаётся в взаимовыгодных отношениях с обществом и общественным мнением. Не более того. И уж тем более с Творцом она никаких связей не имеет. И даже нравственность — аналог морали, но для внутреннего мира человека, — тоже не имеет. По одной простой причине: слишком уж часто эта штука меняется и слишком много вариаций её существует.
Дикари в Африке до сих пор промышляют каннибализмом. Это аморально? Нет. Для них аморально — не есть убитых, это осуждается их обществом. Для так называемых варваров было в порядке вещей съесть печень убитого противника прямо на месте. Для язычников в порядке вещей были оргии и промискуитет.
То же, что вы сейчас называете моралью — это всего-навсего христианские нормы поведения. Которые, конечно, начинают разрушаться под действием времени и различных революций. Они порождают как дикие с точки зрения данных норм формы протеста — то, про что вы написали, — и такие же дикие формы защиты — это действия современных радикальных христиан, да и, пожалуй, креационизм. Но это не есть хорошо или плохо, это обычная агония очередных устаревших норм поведения. То же самое было с Римом на закате его существования.
А я сокрушаюсь из-за разрушения той морали, которую можно преподнести несколькими предложениями:
Это вы сейчас не мораль расписываете, а образ жизни. А образ жизни, как ни странно, особо не менялся на протяжении веков. Вы же историк, соотнесите крестьян конца XIX века и нынешнего «маленького человека» — и вы увидите, что ничто, по сути, не изменилось, только поднялся уровень благосостояния, а необходимость тяжёлого физического труда практически исчезла, заменившись на другие формы занятости. 1. Из человека делают потребителя.
Давайте не будем трогать теорию заговора, она всё равно ничего дельного не говорит. Из человека не делают потребителя, он сам, с самого начала времён — потребитель. Это его единственная задача. То есть экономика, как ей и полагается, ориентируется не на «светлое будущее», не следование пути к которому ей постоянно ставят в вину всякие «патриоты», а на вполне прозаические — биологические, по сути! — потребности человека. Совершенно прагматическое русло, естественное русло деятельности экономики как самоорганизующейся системы, физический закон, по сути. А его регулярно пытаются искусственно «прибить» к воротам «светлого будущего». А когда не получаются, начинают стонать: «потребитель», «потребитель»…
Так что это из разряда «Не любо — не слушай, а врать не мешай». Пытаться изменить естественный ход вещей — всё равно, что вставать с рогаткой против метеорита полутора километров в поперечнике.
2. Из человека делают существо, которое стремится лишь к удовлетворению первичных потребностей и ставит удовлетворение это на первое место.
Аналогично. Да кому это надо? Человек и так существо, стремящееся удовлетворить первичные потребности. Экономика только подстраивается под них. Всегда и везде мир тащила крохотная горстка людей, которые эти потребности превзошли — но они сделали это сами, наперекор существующей системе. Вот в этом и заключается суть естественного отбора.