Мне даже странно, что такой хороший рассказ собрал так много положительных отзывов. :-) Слишком часто с весьма сильными вещами бывает отнюдь не так…
Про то, насколько удачно и выверенно выбрано название, здесь уже сказали. Добавлю от себя: возможно, стихотворение «малоизвестного румынского поэта» (подозреваю, что знаю, как поэта зовут и в каких румыниях он обитает...), на строке из которого построено название, стоило привести не полностью, а в виде цитаты-четверостишия. А может, и нет.
Конечно же, о том, что это именно с главной героиней,- а не с людьми и обстоятельствами вокруг неё, — что-то не так, догадываешься практически сразу. Но мастерство автора в том, что он до самого последнего момента завлекает нас надеждой о возможности хэппи-энда. Вплоть до самого момента покушения на убийство (почему-то романтиШному доброму Берману :-) хочется верить, что Сергей всё-таки выжил). Но, наряду с безоговорочным осуждением поступка героини, почему-то где-то на задворках моего сознания теплится сострадание к ней. Ведь это же надо умудриться — засадить себя в такой чёртов адище, в такую беспросветную безнадёгищу, что любой, протянувший руку помощи, в итоге рассматривается как враг, посмевший нарушить «территориальную целостность» и подлежащий уничтожению. Ведь она же, эта бестолочь Кира-Гера, на самом деле где-то в глубине души хочет, чтобы ей помогли. Но куда больше боится разоблачения, хотя скелетик-то её, честно говоря, не тянет на пожизненное стояние у позорного столба. (Кстати, это единственное не очень психологически достоверное место в рассказе — когда подруга через столько лет с лёту отвечает ей нежеланием разговаривать, как будто всё произошло вчера и смертельная обида ещё свежа. Уж не выдумала ли Кира этот телефонный разговор, не домыслила ли его? С неё станется...)
Что-то мне кажется, что героиня стала такой не только и не столько из-за своего поступка в детстве. Возможно, кто-то очень ей близкий и для неё авторитетный — безоговорочно её осудил. Возможно, именно это, а не сам случай с ямой, превратило героиню в то, чем она стала. И то, что мне вообще хочется над этим задумываться, что мне это интересно — лишнее доказательство реалистичности рассказа и мастерства автора. Успеха в конкурсе!
Мне даже странно, что такой хороший рассказ собрал так много положительных отзывов. :-) Слишком часто с весьма сильными вещами бывает отнюдь не так…
Про то, насколько удачно и выверенно выбрано название, здесь уже сказали. Добавлю от себя: возможно, стихотворение «малоизвестного румынского поэта» (подозреваю, что знаю, как поэта зовут и в каких румыниях он обитает...), на строке из которого построено название, стоило привести не полностью, а в виде цитаты-четверостишия. А может, и нет.
Конечно же, о том, что это именно с главной героиней,- а не с людьми и обстоятельствами вокруг неё, — что-то не так, догадываешься практически сразу. Но мастерство автора в том, что он до самого последнего момента завлекает нас надеждой о возможности хэппи-энда. Вплоть до самого момента покушения на убийство (почему-то романтиШному доброму Берману :-) хочется верить, что Сергей всё-таки выжил). Но, наряду с безоговорочным осуждением поступка героини, почему-то где-то на задворках моего сознания теплится сострадание к ней. Ведь это же надо умудриться — засадить себя в такой чёртов адище, в такую беспросветную безнадёгищу, что любой, протянувший руку помощи, в итоге рассматривается как враг, посмевший нарушить «территориальную целостность» и подлежащий уничтожению. Ведь она же, эта бестолочь Кира-Гера, на самом деле где-то в глубине души хочет, чтобы ей помогли. Но куда больше боится разоблачения, хотя скелетик-то её, честно говоря, не тянет на пожизненное стояние у позорного столба. (Кстати, это единственное не очень психологически достоверное место в рассказе — когда подруга через столько лет с лёту отвечает ей нежеланием разговаривать, как будто всё произошло вчера и смертельная обида ещё свежа. Уж не выдумала ли Кира этот телефонный разговор, не домыслила ли его? С неё станется...)
Что-то мне кажется, что героиня стала такой не только и не столько из-за своего поступка в детстве. Возможно, кто-то очень ей близкий и для неё авторитетный — безоговорочно её осудил. Возможно, именно это, а не сам случай с ямой, превратило героиню в то, чем она стала. И то, что мне вообще хочется над этим задумываться, что мне это интересно — лишнее доказательство реалистичности рассказа и мастерства автора. Успеха в конкурсе!