Очень четкий по структуре и сюжету, выверенный и точный рассказ, в котором все детали связаны, и нет ничего случайного. Уже само название «Расстояние покоя» выбрано явно не случайно, в чем и убеждаешься, дочитав историю. Это расстояние, на которое главная героиня Гера отгородилась от жизни и людей, чтобы, как она считает, защитить себя. Только… знает ли она себя, помнит ли свою истинную историю? Весь рассказ становится поиском ответа на этот вопрос.
Как мы видим, ненависть – это то, что переполняет девушку изнутри и угнетает снаружи. Она ненавидит работу, погоду, всю свою жизнь, а ее саму ненавидят (даже так!) родители, бросают мужчины, у нее нет подруг, а все, что еще вспыхивает в ее памяти единственным светлым пятном – смутное воспоминание из детства:
она представила Старый двор. Свою мечту. Свое детство. Там было так хорошо и правильно. Золото одуванчиков в траве, белый песок в песочнице, смешная крошечная горка, под которой было темно и прохладно, и карусель...
В психологическом плане рассказ очень интересен и удивительно точен. Да, на каком-то этапе Гера вызывает понимание и сочувствие, но чем дальше, тем интенсивнее нарастает непонимание и даже неприятие ее поведения и поступков. Героиня действует будто против логики и здравого рассудка, а внутри читателя все протестует — «Почему так?!.» Да потому, что сознание девушки неумолимо удаляется от нормального, и нам приходится быть свидетелями процесса ее саморазрушения.
Итак, речь идет о девушке, совершившей в детстве очень нехороший поступок, благополучно об этом забывшей (вплоть до отрицания и проецирования вины на подругу), и неспособной жить полноценной жизнью, получать от нее радость и удовольствие. Конечно, можно возразить, что героине не повезло с работой, родней и друзьями… Можно. А еще ей, наверное, не повезло с порой года, погодой, цветом неба, и прочими вещами, которые кого-то другого вполне бы порадовали )
Следовательно, что-то не так с самой Герой… И тревожный звоночек ее сознание получает именно в странном желании найти некую карусель. Карусель, которой никогда не существовало.
Обращаясь к психоанализу (а весь рассказ воссоздает схему прохождения клиентом психоанализа) скажу, что психотравмы прошлого (особенно, детские) могут вытесняться сознанием человека в его подсознание, и оттуда диктовать ему комплексы и те или иные образцы поведения, реакции. Однако со временем, если травмы были сильны, они начинают все настойчивее требовать решения, и посылают сознанию различные сигналы — как тут, с каруселью.
Получив сигнал, Гера отправляется «в прошлое»: заходит в старый двор, звонит бывшей подруге, пытается что-то разыскать. На этом пути героиня встречает Сергея, который невольно принимает роль ее психоаналитика, помогая ей в «путешествии по прошлому». Он находит все больше странностей в воспоминаниях и поступках девушки, и пытается подвести ее к пониманию того, что с ней произошло и происходит дальше.
Однако, именно этот момент крайне опасный и болезненный даже в работе профессиональных психоаналитиков, поскольку человек с травмированным сознанием будет пытаться сохранить свою идентичность и сопротивляться открытию слишком жестокой для него правды. Это очень горькое лекарство — посмотреть в глаза своим собственным грехам, еще и осознать, какими помыслами ты тогда руководствовался. Потому Гера делает окончательный выбор между надеждой на исцеление и окончательным регрессом, толкая Сергея под колеса авто на то самое «расстояние покоя».
Тут мне хочется остановиться на еще одном немаловажном, а то и ключевом, моменте. Причина агрессивно-деструктивного поведения Киры-Геры в детстве — не страх перед мальчишками, и даже не страх перед наказанием от родителей. Я вообще не вижу у нее страха (что, кстати, тоже тревожный звоночек; у человека со здоровой психикой хоть какие-то страхи, но есть), однако вижу испепеляющее все желание «не быть никем» —
Когда заставляешь себя сама, это и значит «никто». Она — никто. Все еще. С того самого случая. И всегда будет, что бы ни придумала, как бы ни изменила свою память.
— Много ты знаешь, — произнесла она единственные слова, которые всплыли из багровой, подсвеченной злым зрачком светофора тьмы.
И вот тут, на мой взгляд, есть один не проясненный автором момент — кто внушил ребенку мысль, что он — «никто»? Скорее всего, кто-то из родителей, и для достоверности и полноты картины все же хотелось бы видеть хоть маленький намек на то, что нечто подобное действительно могло быть.
И еще. Рассказ написан сильной уверенной рукой. Схема и обоснование на уровне. Но я ловила себя на мысли, что еще совсем немного, и будет идеально… Возможно, это чисто вкусовой момент восприятия, однако от себя скажу, чего хотелось бы от текста еще. В тексте очень достоверно показаны и раздражение, и злость героини, ее метания и переживания. Читателю дали возможность влезть в ее голову… да. Однако, когда девушка все больше общается с Сергеем, гуляет с ним, вроде как меняется сама, — лично мне тут не хватило более «живых» ощущений. Мы как будто остаемся на уровне голого стального «рацио» (что было вполне обусловлено вначале рассказа), и так и не переходим хоть на время к более «выпуклому» мироощущению человека, который. по идее, постепенно начал пробовать влиться в более реальную, чем в его голове, жизнь. Хотелось бы вместе с героиней в этот момент почувствовать какие-то запахи, ощутить под ногами твердую/шуршащую почву, поймать легкое дуновение ветерка, вдохнуть полноту жизни, а потом… резко отказаться от этого всего, проваливаясь в черную пропасть.
Хотя финал в рассказе и без того шокирующий и очень сильный, а потому, вполне вероятно, мои придирки — это всего лишь придирки ))
Очень четкий по структуре и сюжету, выверенный и точный рассказ, в котором все детали связаны, и нет ничего случайного. Уже само название «Расстояние покоя» выбрано явно не случайно, в чем и убеждаешься, дочитав историю. Это расстояние, на которое главная героиня Гера отгородилась от жизни и людей, чтобы, как она считает, защитить себя. Только… знает ли она себя, помнит ли свою истинную историю? Весь рассказ становится поиском ответа на этот вопрос.
Как мы видим, ненависть – это то, что переполняет девушку изнутри и угнетает снаружи. Она ненавидит работу, погоду, всю свою жизнь, а ее саму ненавидят (даже так!) родители, бросают мужчины, у нее нет подруг, а все, что еще вспыхивает в ее памяти единственным светлым пятном – смутное воспоминание из детства:
В психологическом плане рассказ очень интересен и удивительно точен. Да, на каком-то этапе Гера вызывает понимание и сочувствие, но чем дальше, тем интенсивнее нарастает непонимание и даже неприятие ее поведения и поступков. Героиня действует будто против логики и здравого рассудка, а внутри читателя все протестует — «Почему так?!.» Да потому, что сознание девушки неумолимо удаляется от нормального, и нам приходится быть свидетелями процесса ее саморазрушения.Итак, речь идет о девушке, совершившей в детстве очень нехороший поступок, благополучно об этом забывшей (вплоть до отрицания и проецирования вины на подругу), и неспособной жить полноценной жизнью, получать от нее радость и удовольствие. Конечно, можно возразить, что героине не повезло с работой, родней и друзьями… Можно. А еще ей, наверное, не повезло с порой года, погодой, цветом неба, и прочими вещами, которые кого-то другого вполне бы порадовали )
Следовательно, что-то не так с самой Герой… И тревожный звоночек ее сознание получает именно в странном желании найти некую карусель. Карусель, которой никогда не существовало.
Обращаясь к психоанализу (а весь рассказ воссоздает схему прохождения клиентом психоанализа) скажу, что психотравмы прошлого (особенно, детские) могут вытесняться сознанием человека в его подсознание, и оттуда диктовать ему комплексы и те или иные образцы поведения, реакции. Однако со временем, если травмы были сильны, они начинают все настойчивее требовать решения, и посылают сознанию различные сигналы — как тут, с каруселью.
Получив сигнал, Гера отправляется «в прошлое»: заходит в старый двор, звонит бывшей подруге, пытается что-то разыскать. На этом пути героиня встречает Сергея, который невольно принимает роль ее психоаналитика, помогая ей в «путешествии по прошлому». Он находит все больше странностей в воспоминаниях и поступках девушки, и пытается подвести ее к пониманию того, что с ней произошло и происходит дальше.
Однако, именно этот момент крайне опасный и болезненный даже в работе профессиональных психоаналитиков, поскольку человек с травмированным сознанием будет пытаться сохранить свою идентичность и сопротивляться открытию слишком жестокой для него правды. Это очень горькое лекарство — посмотреть в глаза своим собственным грехам, еще и осознать, какими помыслами ты тогда руководствовался. Потому Гера делает окончательный выбор между надеждой на исцеление и окончательным регрессом, толкая Сергея под колеса авто на то самое «расстояние покоя».
Тут мне хочется остановиться на еще одном немаловажном, а то и ключевом, моменте. Причина агрессивно-деструктивного поведения Киры-Геры в детстве — не страх перед мальчишками, и даже не страх перед наказанием от родителей. Я вообще не вижу у нее страха (что, кстати, тоже тревожный звоночек; у человека со здоровой психикой хоть какие-то страхи, но есть), однако вижу испепеляющее все желание «не быть никем» —
И вот тут, на мой взгляд, есть один не проясненный автором момент — кто внушил ребенку мысль, что он — «никто»? Скорее всего, кто-то из родителей, и для достоверности и полноты картины все же хотелось бы видеть хоть маленький намек на то, что нечто подобное действительно могло быть.И еще. Рассказ написан сильной уверенной рукой. Схема и обоснование на уровне. Но я ловила себя на мысли, что еще совсем немного, и будет идеально… Возможно, это чисто вкусовой момент восприятия, однако от себя скажу, чего хотелось бы от текста еще. В тексте очень достоверно показаны и раздражение, и злость героини, ее метания и переживания. Читателю дали возможность влезть в ее голову… да. Однако, когда девушка все больше общается с Сергеем, гуляет с ним, вроде как меняется сама, — лично мне тут не хватило более «живых» ощущений. Мы как будто остаемся на уровне голого стального «рацио» (что было вполне обусловлено вначале рассказа), и так и не переходим хоть на время к более «выпуклому» мироощущению человека, который. по идее, постепенно начал пробовать влиться в более реальную, чем в его голове, жизнь. Хотелось бы вместе с героиней в этот момент почувствовать какие-то запахи, ощутить под ногами твердую/шуршащую почву, поймать легкое дуновение ветерка, вдохнуть полноту жизни, а потом… резко отказаться от этого всего, проваливаясь в черную пропасть.
Хотя финал в рассказе и без того шокирующий и очень сильный, а потому, вполне вероятно, мои придирки — это всего лишь придирки ))
Желаю автору вдохновения и удачи )