Прошу прощения, что влезаю. Дальше много буковок, можно не читать )
Оффтопик
чужую мысль мешают правильно понять не расставленные или не правильно расставленные запятые?
Отчасти я вас могу понять. И продраться сквозь ошибки, например, в письме или отзыве на книгу — вполне реально. Но Джет прав тоже: знаки препинания в художественном тексте — это не аналог «правил», выдуманных формалистами и выполняемые «для галочки». Это такие же весомые штрихи в общей картине, как и слова. Вы ведь не станете спорить, что например, «пошёл», «побрёл» и «поспешил» — не одно и то же? Хотя казалось бы, пиши всюду «пошёл» — читатель-то общий смысл и так поймет…
Но задача именно художественного текста — глубже, нежели просто быть понятым. Мы ищем в литературе не только сухого перечня событий — мы ждём некоего эмоционального наполнения; хотим не просто узнать — но почувствовать. И тут разница между точкой и восклицанием, запятой и тире — колоссальна. Это ведь интонирование фраз и акцент событий. И столь нелюбимые вами правила возникли не на пустом месте — они возникли именно из акцентов. По сути, знаки препинания — это ориентиры в эмоциональном пространстве текста. И они могут быть весьма красноречивы — как в хорошем, так и в плохом смысле.
Ну и другой аспект… Ваш пример с чавкающим человеком тут не совсем подходит — поскольку хорошие манеры всё-таки не являются одним из основных достоинств человека. Хотя при поверхностном знакомстве они могут оттолкнуть, и вместо хороших отношений выйдет пшик. Почему, собственно, и важно учить детей хорошим манерам — это здорово облегчает и без того нелегкий путь понимания между людьми…
Но грамотно выстроенный текст — это куда больше, чем коммуникация и понимание сути. В общем, это так и есть, но на более глубоком уровне. Человек, сознательно выбирающий неграмотность, словно заявляет: я не уважаю ни язык своей страны, ни её культуру, ни собеседника. Но согласитесь — если кто-то с первой встречи даёт вам понять, что не уважает ваши чувства, то вряд ли вам захочется вникать в тонкости внутреннего мира такого человека?
Конечно, всегда можно гордо заявить: я — глубокая тонкая натура, умница и талант, а раз вы меня не поняли — сами вы ограниченные бездуховные люди. Но ведь задача человека мыслящего, тем более — литератора, который существует на стыке коммуникации и искусства, — найти наиболее выразительные средства для донесения своей идеи. Использовать то, что эту идею максимально подчеркнёт и прояснит. А не ляпать ваши словесные краски на «холст» кое-как, понимая, что вы небрежны, — но думая «и так сойдет»…
Прошу прощения, что влезаю. Дальше много буковок, можно не читать )
Но задача именно художественного текста — глубже, нежели просто быть понятым. Мы ищем в литературе не только сухого перечня событий — мы ждём некоего эмоционального наполнения; хотим не просто узнать — но почувствовать. И тут разница между точкой и восклицанием, запятой и тире — колоссальна. Это ведь интонирование фраз и акцент событий. И столь нелюбимые вами правила возникли не на пустом месте — они возникли именно из акцентов. По сути, знаки препинания — это ориентиры в эмоциональном пространстве текста. И они могут быть весьма красноречивы — как в хорошем, так и в плохом смысле.
Ну и другой аспект… Ваш пример с чавкающим человеком тут не совсем подходит — поскольку хорошие манеры всё-таки не являются одним из основных достоинств человека. Хотя при поверхностном знакомстве они могут оттолкнуть, и вместо хороших отношений выйдет пшик. Почему, собственно, и важно учить детей хорошим манерам — это здорово облегчает и без того нелегкий путь понимания между людьми…
Но грамотно выстроенный текст — это куда больше, чем коммуникация и понимание сути. В общем, это так и есть, но на более глубоком уровне. Человек, сознательно выбирающий неграмотность, словно заявляет: я не уважаю ни язык своей страны, ни её культуру, ни собеседника. Но согласитесь — если кто-то с первой встречи даёт вам понять, что не уважает ваши чувства, то вряд ли вам захочется вникать в тонкости внутреннего мира такого человека?
Конечно, всегда можно гордо заявить: я — глубокая тонкая натура, умница и талант, а раз вы меня не поняли — сами вы ограниченные бездуховные люди. Но ведь задача человека мыслящего, тем более — литератора, который существует на стыке коммуникации и искусства, — найти наиболее выразительные средства для донесения своей идеи. Использовать то, что эту идею максимально подчеркнёт и прояснит. А не ляпать ваши словесные краски на «холст» кое-как, понимая, что вы небрежны, — но думая «и так сойдет»…