Все же речь о «что», а не «как». Те кусочки авторского взгляда на мир, которые попали в текст «контрабандой», как часть целого, а потому — не детализированы. Можно и заострить.
1) Социальная система Основы.
Я вот не вижу там феминизма, вижу такой очень кривой и порочный матриархат с подменой истинных ценностей ложными.
На наш взгляд, «феминизм» — это сферический конь в вакууме. Маятник никогда не останавливается в точке равновесия. Так что — да, нечто кривое. Термин «матриархат» здесь неуместен, как и любой другой термин из прошлого — ничто не повторяется в точности.
Зачем бы мужчины стали весомо и в одностороннем порядке платить за обоюдно-приятный секс?
Ага. И с чего это «спонсоры» платят своим любовницам и вывозят их «в Геленджик»? А девчата ожидают от своих мальчиков «брюлики» в подарок…
Есть аргументы?
«Реальность, данная нам в ощущениях...»
2) Психология семьи кошратов и люди. Допустим, я верю, что сами коши привыкли к подобным семьям, и их ничто не смущает. Но люди? Почему они так легко все это приняли и так свободно и сразу вписались?
Для Бри и Миха любая семейная система одинаково незнакома. Хоть парная, хоть групповая (а «живущие вместе» родители Бри есть общественно неодобряемое отклонение). Хоть между собой, хоть с кошратами. А знакомое и понятное одиночество — не устраивает. Потому — берут, что предложено.
Почему коши так легко, практически мгновенно принимают решение взять инопланетянина в союз?
Потому что цивилизация, играющая изменчивостью, не станет заморачиваться на эту тему. В конце концов, «посольские» кошраты в чем-то ближе к людям, чем к своим соплеменникам. И этот, возможно, даже не первый прецедент. Не случайно на совете клана проверяли именно формальные признаки союза.
4) Ну и, наконец, роботский секс. Можете меня побить, но у вас не описана любовь, не описаны чувства. У вас партнерство и механический трах. И вроде как слова-то все время правильные, а ощущение такое, что нет эмоций. Вообще нет. Причем ни у кого их нет, ни у одного персонажа.
Начнем с замечания про чувства…
Они есть, вопрос — какие? Нет смеха — есть улыбка. Улыбается Рафа, приняв Миха в первом слиянии. Улыбается Мих, слушая Рафу во время возвращения от парома. Улыбается Лавиния, встретив «девочку» у своего дома.
Нет плача и воплей — есть грусть Бри при отчуждении родителей. Есть сочувствие Рафы.
А «взрывных» эмоций, «для телевизора», в мире действительно нет. Поскольку они — часть культуры. Это в христианстве порой было принято приглашать плакальщиц на похороны и «завывать» над гробом. У других за такое моментально бы вычеркнули даже и из людей, как «потерявшего лицо».
Теперь о любви. На наш взгляд, книжка больше всего именно о любви. Вопрос лишь в том, как ее определять. Наше определение было в «Последнем дне марта»:
— Любовь — кроме желания, это понимание и совместный путь.
Или древний текст Кама сутры:
«Три источника имеют влечения человека: Душа, разум и тело.
Влечение души порождает дружбу.
Влечение ума порождает уважение.
Влечение тела порождает желание.
Соединение трех влечений порождает любовь.»
Или определение Леви:
«Любовь измеряется мерой прощения,
привязанность — болью прощания,
а ненависть — силой того отвращения,
с которым ты помнишь свои обещания.»
На наш взгляд, между этими определениями нет противоречий, но ни в одном из них не фигурирует гадание на ромашке или страдание под луной. Не то чтобы мы плохо относились к романтике лунных ночей, но…
"— Все в мире имеет цену. Открыв свойства металлов, мы безвозвратно разучились делать каменные топоры и кремневые наконечники для стрел. Придумав кирпич, мы утратили искусство каменной кладки, которое поражает нас в неолитической архитектуре. Сделав письменность общедоступной и прагматичной, мы лишились каллиграфии. Скоростная печать убила экслибрисы. " (Розов. «Созвездие эректуса»)
И если в нашей культуре понятие «любовь» всю дорогу подменяется «личными заморочками», разве не пришло время сменить горизонт?
И тут, наверное, уже уместон говорить об исполнении.
1) Диалоги.
Я вот не вижу там феминизма, вижу такой очень кривой и порочный матриархат с подменой истинных ценностей ложными.
1) Диалоги.