еще об этом прекрасно знают все люди, имеющие детей))
И сами дети) К моему большому удивлению, большинство людей забывают свои детские годы. Забывают свои чувства, ощущения. К вопросу о моей «уникальности» — не думаю. Вряд ли. Скорее необычно то, что я это помню. Но наверняка и это не столь редкая штука — я же не проводил опросов на большом количестве людей…
Понимаешь, в чем тут дело… как мне кажется, очень многие дети уже в три-четыре года всерьез думают о таких вещах, которые мы обычно ассоциируем со «взрослыми». Но есть два важных фактора. Первое. У ребенка попросту нет достаточного набора слов, чтобы передать свои мысли. Он оказывается в роли, хм, бездарного писателя, неспособного выразить все свои идеи, поскольку, опять же, словарный запас его слишком беден. Второе, возможно, даже более важное, — маленький ребенок живет в «пограничной зоне»: он не всегда способен отличить воображаемое от реального. Хотя очень может быть — дети-то как раз более верно воспринимают «реальность», видя то, что мы уже разучились видеть и воспринимать, вбив себе в голову (точнее, нам вбили это взрослые) — что какие-то вещи «ненастоящие». Но я смутно помню, что в раннем детстве моя реальность была более многомерной. Хотя помню и то, что слов зачастую не хватало. Очень хорошо помню, что когда читал Трех мушкетеров впервые (мне было шесть), я не понимал разницы между цифрами 6 и 9 — и когда они встречались в книге, я шел к часам и считал, тыкая пальцем в цифры, чтобы понять смысл написанного. При этом, хотя это может показаться выдумкой, но смысл «Мушкетеров» я уловил практически полностью. Другое дело, что с возрастом мои приоритеты и оценки событий книги сильно менялись, как и отношение к героям…
Но я не об этом) А о том, что взрослым — даже любящим и внимательным мамам — крайне сложно понять, что творится в голове у совсем маленького и беспомощного человека. Мы априори отождествляем физическую беспомощность и бедный словарный запас с низким интеллектом. Или как минимум — с отсутствием мыслей. Это интуитивная ассоциация с животными — не умеет говорить, значит, не умеет думать; раз неспособен даже пуговицы застегнуть или «успеть» на горшок — значит, интеллектуально неполноценен. Да, для животных и недоразвитых взрослых это работает. Но для детей всё намного сложнее… И думаю, даже при том, что в голову к ребенку ты не влезешь при всем старании, но понимать, что в этой голове творятся многие странные и сложные вещи, — стоит )))
Понимаешь, в чем тут дело… как мне кажется, очень многие дети уже в три-четыре года всерьез думают о таких вещах, которые мы обычно ассоциируем со «взрослыми». Но есть два важных фактора. Первое. У ребенка попросту нет достаточного набора слов, чтобы передать свои мысли. Он оказывается в роли, хм, бездарного писателя, неспособного выразить все свои идеи, поскольку, опять же, словарный запас его слишком беден. Второе, возможно, даже более важное, — маленький ребенок живет в «пограничной зоне»: он не всегда способен отличить воображаемое от реального. Хотя очень может быть — дети-то как раз более верно воспринимают «реальность», видя то, что мы уже разучились видеть и воспринимать, вбив себе в голову (точнее, нам вбили это взрослые) — что какие-то вещи «ненастоящие». Но я смутно помню, что в раннем детстве моя реальность была более многомерной. Хотя помню и то, что слов зачастую не хватало. Очень хорошо помню, что когда читал Трех мушкетеров впервые (мне было шесть), я не понимал разницы между цифрами 6 и 9 — и когда они встречались в книге, я шел к часам и считал, тыкая пальцем в цифры, чтобы понять смысл написанного. При этом, хотя это может показаться выдумкой, но смысл «Мушкетеров» я уловил практически полностью. Другое дело, что с возрастом мои приоритеты и оценки событий книги сильно менялись, как и отношение к героям…
Но я не об этом) А о том, что взрослым — даже любящим и внимательным мамам — крайне сложно понять, что творится в голове у совсем маленького и беспомощного человека. Мы априори отождествляем физическую беспомощность и бедный словарный запас с низким интеллектом. Или как минимум — с отсутствием мыслей. Это интуитивная ассоциация с животными — не умеет говорить, значит, не умеет думать; раз неспособен даже пуговицы застегнуть или «успеть» на горшок — значит, интеллектуально неполноценен. Да, для животных и недоразвитых взрослых это работает. Но для детей всё намного сложнее… И думаю, даже при том, что в голову к ребенку ты не влезешь при всем старании, но понимать, что в этой голове творятся многие странные и сложные вещи, — стоит )))