Понять и полюбить действительно могут идти рука в руке ) Да, понимание не всегда влечет за собой любовь, но и обоснованно отрицать что-то, не поняв — нельзя. А вот непонимание практически всегда влечет за собой нелюбовь, в «лучшем» случае — безразличие.
И отрицать, не понимая — как минимум, безответственно.
Относительно профессиональности реципиента произведений искусства, в т.ч. литературы.
Да, скажут. что читать умеют, кто запретит читать? Никто. Как и жевать не запретят всем умеющим)) Вот только восприятие в немалом проценте случаев и останется на таком жвачно-потребительском уровне. Ибо данный потребитель вполне может оказаться неспособен постичь замысел автора, а если и прочитает книгу, то чисто для развлечься. На что, конечно, имеет полное право… Хотя ему что Ницше, что дамский романчик в мягкой обложке или комикс — все наравне…
Однако индивид имеет право оставаться на примитивном уровне.
На что индивид не имеет права — пытаться понизить уровень окружающих его и уровень воспринимаемого им продукта на свой примитивный уровень.
Тут я всегда говорю жестко — если человек недееспособен, неполноценен — он не имеет права голоса в тех областях, в которых ущербен (хоть бы он тысячу раз считал себя идеальным).
… Специальное образование все же дает очень много для понимания произведения искусства в ином разрезе, а потом — на гораздо более глубоком уровне.
Да, система преподавания литературы в школах оставляла желать лучшего… Но стимул думать давала, и то же выписывание цитат тоже давало хороший опыт вникания в стиль и мысли автора. Изучая литературоведение, психологию и философию в университете, я открыла для себя совершенно новый способ восприятия литературы. Кстати, какое-то время поначалу это даже пугало. Помню, была почти паническая мысль, что я лишилась непосредственности, легкости восприятия ))) Позже все как-то гармонично влилось в способ мировосприятия и пугать перестало)
Понять и полюбить действительно могут идти рука в руке ) Да, понимание не всегда влечет за собой любовь, но и обоснованно отрицать что-то, не поняв — нельзя. А вот непонимание практически всегда влечет за собой нелюбовь, в «лучшем» случае — безразличие.
И отрицать, не понимая — как минимум, безответственно.
Относительно профессиональности реципиента произведений искусства, в т.ч. литературы.
Да, скажут. что читать умеют, кто запретит читать? Никто. Как и жевать не запретят всем умеющим)) Вот только восприятие в немалом проценте случаев и останется на таком жвачно-потребительском уровне. Ибо данный потребитель вполне может оказаться неспособен постичь замысел автора, а если и прочитает книгу, то чисто для развлечься. На что, конечно, имеет полное право… Хотя ему что Ницше, что дамский романчик в мягкой обложке или комикс — все наравне…
Однако индивид имеет право оставаться на примитивном уровне.
На что индивид не имеет права — пытаться понизить уровень окружающих его и уровень воспринимаемого им продукта на свой примитивный уровень.
Тут я всегда говорю жестко — если человек недееспособен, неполноценен — он не имеет права голоса в тех областях, в которых ущербен (хоть бы он тысячу раз считал себя идеальным).
… Специальное образование все же дает очень много для понимания произведения искусства в ином разрезе, а потом — на гораздо более глубоком уровне.
Да, система преподавания литературы в школах оставляла желать лучшего… Но стимул думать давала, и то же выписывание цитат тоже давало хороший опыт вникания в стиль и мысли автора. Изучая литературоведение, психологию и философию в университете, я открыла для себя совершенно новый способ восприятия литературы. Кстати, какое-то время поначалу это даже пугало. Помню, была почти паническая мысль, что я лишилась непосредственности, легкости восприятия ))) Позже все как-то гармонично влилось в способ мировосприятия и пугать перестало)