avatar
Критика Не на конкурс.
 
Я не люблю писать критические разборы. Потому что не умею. И скучно. Все эти условности, характеристики…
Но иногда чьё-то мнение способно меня подхлестнуть к попытке высказаться.
Поговорим о метафорах и о показавшихся странными Гуасу Мороти-Анья образах и описаниях.
Прав он или неправ?
С точки зрения рационального склада ума, прав.
 
Помню несколько захватывающих споров, случившихся в Мастерской. Например, когда помянутый здесь «Евгений Аллард Веллер» раскритиковал «Клубнику для кошки» автора Твиллайт. С точки зрения здравого смысла, он был прав. С точки зрения отношения к художественному переосмыслению действительности, он был удручающе скучен. (инвалид должен быть закомплексованным убожеством; невозможно видеть перед собой обнажённую модель, а рисовать цветы; и т. д...)
 
Но вернёмся к теме.
Акротири — мастер метафор. Она сыпет ими щедро, а потому всегда можно найти парочку непривычных, странноватых, смелых или гротескно-шокирующих. Мне нравится её читать именно по той причине, что она «вертит словами, как стеклышками в калейдоскопе» (стырено у самого себя из валентинки для Акротири).
У автора богатейшее воображение и необычное литературное мышление.
Критиковать метафоры легко. Особенно, если их не понимаешь. Можно придраться к таким метафорам, как «вязкий воздух» или «удушливое молчание», ибо это тоже как бы бессмыслица. Метафора может войти в читателя легко и непринуждённо, а может вызвать отторжение. Особенно в том случае, когда сознание работает рационально.
Могут ли метафоры быть спорными, то есть неудачными? Наверное, но вряд ли. Тот, кто воспринимает метафоры не интуитивно, а опираясь на логику, не способен выразится образно даже коряво, потому что метафора не придумывается, не составляется из слов как обычный текст, она приходит откуда-то свыше, она даётся. Или не даётся.
Вообще-то можно и без метафор писать прекрасные захватывающие тексты. Не помню, были или нет метафоры у Стругацких? По-моему, нет. Но это не мешало им быть фантастами №1 в своё время.
Тем не менее, именно метафоры придают литературному произведению особый аромат. Они как специи и приправы из слов, превращающих обычную жизнь в бытие.
 
Можно ли схватить человека за плечо и тащить? Человеку человека, вряд ли — пальцы коротковаты, а дракону с его когтищами, легко.
 
Мигающая тьма? Мне нравится.
 
«Стив, поскуливая, кое-как поймал землю ногами.» Пожалуй, соглашусь, не совсем удачно и физиологически сложновато.
 
«От овцы шёл острый запах, смешанный с навозом, землёй и мокрой шерстью». Мне не помешало, но можно написать «От овцы шёл острый запах навоза, земли и мокрой шерсти». Велика ли важность?
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль