Кстати, вслед за статьей выше я написала тогда другую, но просто ввиду некоторых причин на этот сайт ее не принесла.
ОффтопикКак критикануть и не обидеть
В результате ответной реакции на «Вредные советы для критиков» нарисовалась в личной переписке и еще одна проблема. На этот раз боязнь обидеть молодого и ранимого автора своим негативным отзывом.
Не, если вам до лампочки, что ответит автор, проходите мимо.
Для начала определимся чего делать не надо. А не надо писать «понравилось» при этом натужно улыбаясь. Почему? Возьмем, например, меня. Отзыв «какую чушь ты написала» я еще как-то снести могу. И винить в этом случае буду себя любимую (нечего ерунду писать), а не критика. Но если я узнаю, что меня похвалили сквозь зубы, боюсь, я обижусь. Сильно. А когда я обижаюсь я становлюсь на редкость неприятной.
Ориентируясь на таких «оригиналов» как я, лучше не врите. Но не покидайте непонравившуюся тему. Думаете, помогли бедному автору, лишив его законного «фи»? Ну, ну, господин критик. Вы же еще и писатель, правда? Или себя таковым считаете. А писатель должен по определению уметь себя ставить на место других. Вот и поставьте. Вы написали «шедевр», выставили его на многолюдном форуме, видите, как бодро ведется обсуждение в соседних темах, а у вас тихо. Что вы подумаете? Что текст всем понравился? А то вряд ли. Так что своим молчанием вы разумному автору сильно поможете, ага, держите карман шире. Доведете до тихого творческого кризиса и даже не заметите.
Итак, отзыв, хоть и негативный, писать все же надо. Если вам, конечно, автора хоть немного жаль.
А теперь несколько советов — как.
1) Поищите в тексте сильные стороны, они помогают автору перенести ваш негативный отзыв. Нету? Совсем? Скажем правду — так бывает редко. Ну если вы нарвались именно на тот вариант, что же сделаешь, сочувствую, идем дальше.
2) Если вы знакомы с автором давно, а он написал «ерунду», так и скажите «у тебя есть гораздо лучшие работы, но эта, прости, не удалась».
3) Подготовьте автора к удару — придите в тему, подпишите внизу «мне не совсем понравилось». И задайте вопрос «высказать свои претензии или нет»? Если вы еще это оформите «грустными» смайликами, «мол, я не виноват, страшно извиняюсь», будет верх тактичности. Помните — на вежливость сдобренную доброжелательностью обижаются редко. А удар чисто психологически кажется мягче, когда его ожидают. Оттого и ответная реакция, как вы понимаете, будет адекватнее.
4) Напишите отзыв в технике «бутерброда». Для тех, кто не знает, поясняю. Техника бутерброда это нечто из раздела психологии. Дело в том, что психологи утверждают — человек подсознательно острее всего реагирует на начало разговора и на его конец. Потому если критику, литературную или вообще, построить по принципу «плюс-минус-плюс», то впечатления, оставленные после такого отзыва, будут скорее положительные, чем отрицательные. Еще раз для особо непонятливых — начинаем от похвалы, заканчиваем ею, а в середине ставим нечто наименее приятное.
5) Разговаривайте с автором на уровне партнерства. Т.е., как бы вы не были «умнее, выше, умудренее», автору этого показывать не обязательно. Проблема в том, что «менторский» тон переносят далеко не все взрослые люди, ладно, скажу иначе — менторский тон не воспринимает большинство авторов. По той же причине не используйте в отзыве категоричных высказываний. Например, пишите не «уберите из текста большую часть прилагательных, это убивает динамику», а «я считаю, что сцена была бы гораздо более динамичной, если бы вы убрали большую часть прилагательных». В таком случае, если автор встанет на дыбы, вы можете всегда отпрыгнуть в сторону и сказать: «Это мое личное мнение и ничего более». Я понимаю, что это звучит, как трусость, зато бережет критику нервы. Они у вас железные? Тогда можете меня не слушать. Только честно говоря, я в этом сильно сомневаюсь (у всех у нас есть предел выдержки).
Простые правила, правда? Как сказали бы некоторые мои друзья — а на черта мне надо знать эти правила? Да и вообще, почему я, гений, должен прислушиваться к крикам каких-то графоманов?
Да все просто — потому что вы критиковать пришли, а не гробить автора. А критика это все же помощь. Хотя да, ее часто почему-то используют как оружие.
Вот и все секреты.
Удачной вам обработки сетевых брильянтов.
В результате ответной реакции на «Вредные советы для критиков» нарисовалась в личной переписке и еще одна проблема. На этот раз боязнь обидеть молодого и ранимого автора своим негативным отзывом.
Не, если вам до лампочки, что ответит автор, проходите мимо.
Для начала определимся чего делать не надо. А не надо писать «понравилось» при этом натужно улыбаясь. Почему? Возьмем, например, меня. Отзыв «какую чушь ты написала» я еще как-то снести могу. И винить в этом случае буду себя любимую (нечего ерунду писать), а не критика. Но если я узнаю, что меня похвалили сквозь зубы, боюсь, я обижусь. Сильно. А когда я обижаюсь я становлюсь на редкость неприятной.
Ориентируясь на таких «оригиналов» как я, лучше не врите. Но не покидайте непонравившуюся тему. Думаете, помогли бедному автору, лишив его законного «фи»? Ну, ну, господин критик. Вы же еще и писатель, правда? Или себя таковым считаете. А писатель должен по определению уметь себя ставить на место других. Вот и поставьте. Вы написали «шедевр», выставили его на многолюдном форуме, видите, как бодро ведется обсуждение в соседних темах, а у вас тихо. Что вы подумаете? Что текст всем понравился? А то вряд ли. Так что своим молчанием вы разумному автору сильно поможете, ага, держите карман шире. Доведете до тихого творческого кризиса и даже не заметите.
Итак, отзыв, хоть и негативный, писать все же надо. Если вам, конечно, автора хоть немного жаль.
А теперь несколько советов — как.
1) Поищите в тексте сильные стороны, они помогают автору перенести ваш негативный отзыв. Нету? Совсем? Скажем правду — так бывает редко. Ну если вы нарвались именно на тот вариант, что же сделаешь, сочувствую, идем дальше.
2) Если вы знакомы с автором давно, а он написал «ерунду», так и скажите «у тебя есть гораздо лучшие работы, но эта, прости, не удалась».
3) Подготовьте автора к удару — придите в тему, подпишите внизу «мне не совсем понравилось». И задайте вопрос «высказать свои претензии или нет»? Если вы еще это оформите «грустными» смайликами, «мол, я не виноват, страшно извиняюсь», будет верх тактичности. Помните — на вежливость сдобренную доброжелательностью обижаются редко. А удар чисто психологически кажется мягче, когда его ожидают. Оттого и ответная реакция, как вы понимаете, будет адекватнее.
4) Напишите отзыв в технике «бутерброда». Для тех, кто не знает, поясняю. Техника бутерброда это нечто из раздела психологии. Дело в том, что психологи утверждают — человек подсознательно острее всего реагирует на начало разговора и на его конец. Потому если критику, литературную или вообще, построить по принципу «плюс-минус-плюс», то впечатления, оставленные после такого отзыва, будут скорее положительные, чем отрицательные. Еще раз для особо непонятливых — начинаем от похвалы, заканчиваем ею, а в середине ставим нечто наименее приятное.
5) Разговаривайте с автором на уровне партнерства. Т.е., как бы вы не были «умнее, выше, умудренее», автору этого показывать не обязательно. Проблема в том, что «менторский» тон переносят далеко не все взрослые люди, ладно, скажу иначе — менторский тон не воспринимает большинство авторов. По той же причине не используйте в отзыве категоричных высказываний. Например, пишите не «уберите из текста большую часть прилагательных, это убивает динамику», а «я считаю, что сцена была бы гораздо более динамичной, если бы вы убрали большую часть прилагательных». В таком случае, если автор встанет на дыбы, вы можете всегда отпрыгнуть в сторону и сказать: «Это мое личное мнение и ничего более». Я понимаю, что это звучит, как трусость, зато бережет критику нервы. Они у вас железные? Тогда можете меня не слушать. Только честно говоря, я в этом сильно сомневаюсь (у всех у нас есть предел выдержки).
Простые правила, правда? Как сказали бы некоторые мои друзья — а на черта мне надо знать эти правила? Да и вообще, почему я, гений, должен прислушиваться к крикам каких-то графоманов?
Да все просто — потому что вы критиковать пришли, а не гробить автора. А критика это все же помощь. Хотя да, ее часто почему-то используют как оружие.
Вот и все секреты.
Удачной вам обработки сетевых брильянтов.