Властелин словес /
Властелин словес № 7. ИТОГИ
(55)
- Профиль отключен
- 11 декабря 2014, 07:51
- 4
«Банк памяти» услужливо снабжает его картинками на любой вкус, и для того, чтобы представить пейзаж, внешность, интерьер, ему достаточно нескольких размашистых мазков. Воображение довершает остальное.
страшную картинку вы нарисовали, хотя уже и не картинка — реальность. Мир упрощается — видеоряд и клиповое сознание. При этом множество дополнительных смыслов проходит мимо (но без них, конечно, можно обходиться). Современный человек, видевший своими глазами очень многое, не нуждается уже в столь подробных, цветистых и кучерявых описаниях, чтобы получить в сознании картинку происходящего.
да, если единственная цель описания — ориентация на местности, когда необходимо представить интерьер, внешность героя — что-то вещественное и материальное. Как быть с атмосферностью произведения, раскрытием характера героя через убранство его комнаты, его костюм и пр.? Или все это тоже сброшено с корабля современности? Оттачивать описательное умение вне контекста произведения — упражнение, отставшее от современного состояния литературы примерно на век.
Любой процесс оценивается по результатам, не так ли? Прошло 7 туров Властелина — немного, и результаты назвать глобальными, конечно же, нельзя. Но они есть.
Знаю человека, который осознал, что описание — не есть просто перечисление предметов в «кадре».
Людей, которые, попробовав сделать описание, стали внимательно и критически читать описания в чужих текстах — и находят в том удовольствие.
Людей, которые не замечали, насколько заштампована наша речь. Да и сознание тоже.
Людей, которые сменили снисходительное отношение к описаниям на понимание сложности этой работы.
Человека, для которого описания стали возможностью остановиться и подумать, «постараться увидеть душу вещи» — то, о чем раньше и не задумывался. Говорит, мир стал как-будто интереснее.
Мелочи, конечно, но, мне кажется, важные. Для понимания не только литературного процесса, но несколько шире. Вероятно, всех этих результатов можно добиться и в процессе написания большого произведения. Но в большинстве случаев автор в состоянии вечного дефицита времени на творчество торопится за сюжетом, героями, оставляя мелочи или на потом (который не всегда наступает), или просто отмахиваясь от них.
Властелин — это проблема в фокусе, тренажер. Так начинающие художники занятие за занятием отрабатывают штриховку, светотень, разные техники.
Евгений, спасибо за ваше мнение. Само по себе то, что вы думали о смысле и бессмысленности всего этого (мы тоже, и продолжаем) — о многом говорит. Хотя бы о том, что конкурс получается не совсем пустым, смею надеяться.