а когда очень хочется, но нельзя и я себе говорю «да ладно! а мне и не хочется!» — это лучше?
Нет, тогда человек говорит: «очень хочется, но нельзя» — это не самообман, это самоограничение, все к нему прибегают. Потому что иначе будет вседозволенность и хаос.
Например, всем же хочется, скажем, более комфортный дорогой автомобиль, но люди же как-то самоограничиваются: кто-то копит деньги, отказывая себе в чем-то другом, кто-то смиряется, что не может себе позволить роскошь. А так все бы у соседа угоняли, раз нельзя, но очень хочется.
я завидую людям, которые могут честно себе признаться — да, вот такой вот я есть, и если вам не нравится — это не мои проблемы.
А почему другие-то люди? Не другие, а ты же сама. У самой тебя есть какой-то нравственный закон?
Ну вот тривиальная такая нравственная дилемма: допустим, есть ты, у тебя нет денег, и есть какой-то ребенок, голодный до рвоты. Кругом ночь или пустошь, допустим, на дороге, магазинов нет, банкоматов нет, жилья нет. Есть, например, заправка и при ней — кафе, все. Ты украдешь еду в этом кафе для этого ребенка или пусть он ревет и рыгает от голода?
Или еще чуть круче: ты с этим ребенком зашла в кафе, попросила стакан воды с хлебом, мол, для голодного малого, а тебя поганой метлой: нечего оборванцев в кафе водить и редких посетителей распугивать! Ты не захочешь этого выгоняльщика стукнуть и еду все же украсть?
А если захочешь, стукнешь и украдешь, и нанесешь тяжелые травмы, совесть мучить не будет?
А если бросишь ребенка голодным — не будет? Совестно будет по-любому, и внутренний конфликт будет, и моральные страдания.
часто бывают ситуации, когда надо выбирать не из плохого и хорошего, а из равноценных вариантов, тогда внутренний нравственный закон, внутренние ценности все и решают. Но конфликт остается, хотя ьы и был честен с собой.
а разве нравственность — оправдание нечестности к себе? ему хотелось ударить Гайи, потому что тот провоцировал. и если бы он не ударил и говорил себе — какой я молодец, что сдержался… это было бы очень нравственно. и очень неискренне ))
Да? ))) А вот этот случай вообще целиком аналогичен нашим местным разборкам в сообществе. Смотри:
Например, автор А пишет заявку на разбор, Фиал назначает ему в критики автора Б. Автор Б пишет такой разбор, что автор А обижается, всерьез считая, что автор Б специально его высмеивает и провоцирует. Ему (А) оооочень хочется дать Б по морде за такие шуточки…
Но автор А помнит: 1) Если он это сделает — будет холивар и многие перессорятся, 2) Если он это сделает, то сам же будет выглядеть еще смешнее, 3) Есть еще Фиал, которой придется переживать, всех мирить и писать много добрыых писем, чтобы потушить конфликт, вместо того, чтобы писать что-то более полезное и интересное.
И как ты считаешь, лучше этому А сдержаться и внутренне похвалить себя, какой он нравственный молодец, или лучше во всю матушку проявить искренность и фигурально дать по морде Б?
он… не считал это предательством, разве нет? он верил, что спасает ее.
Как это нет? Он точно знал, что предает, потому что он точно знал, что сам бы счел этот поступок предательством, и что она его именно так и оценит. Иначе зачем бы ему было просить отца не выдавать?
но с его точки зрения я не ощущаю это предательством, потому что он это сделал не ради себя или кого-то другого — он ради нее это делал. из любви. а уж сколько зла из-за любви происходит — это же вообще классика )))
А если бы для нее и из любви, то он бы все ей рассказал и дал бы самой решать, что делать, помог бы советом или делом как-то что-то изменить.
Но если бы он так сделал, она точно побежала бы предупреждать Нара, и его интрига бы развалилась.
Нет, тут была рассчитанная подлость, и рассчитанное предательство доверия чего уж говорить-то. Сестра изначально была верна ему и искренна во всем, а он — уже нет. Он уже перестал ей доверять и с ней делиться.
и как раз это происходит из-за попытки разумом эти демонов придушить, а не выходит. только хуже. из-за того самого отсутствия внутренней честности.
Смотри выше историю с ребенком на заправке.
Или могу другую рассказать, реальнуюСмотри: есть мать, у нее двое детей лет 17-20, причем один — тяжелый инвалид с рождения. И вот мать узнает, что больна раком. Что ей делать? Отдать инвалида в хоспес, и пусть его там медленно убьют? Или навесить его вечным грузом на второго ребенка, который будет вынужден всю жизнь за ним ухаживать?
Как честность с собой поможет в такой ситуации не страдать и что-то выбрать, скажи мне? Примерно того же уровня моральная дилемма и у Нарайна, просто нравственный закон его немного иной, чем у тебя, и все.
И, пойми, я его не оправдываю, но я его понимаю. Я и Гайяри тоже прекрасно понимаю и не оправдываю, и даже Бораса, и вообще всех своих. Как и ты своих наверняка )))
ты особо внимания не обращай. ты же помнишь, что каждый видит только то, что у него болит. так и я своих личных тараканов выгуливаю на твоих героях — отсюда и такое восприятие. но, вдруг оно тебе было полезно или любопытно, мало ли )
Как честность с собой поможет в такой ситуации не страдать и что-то выбрать, скажи мне? Примерно того же уровня моральная дилемма и у Нарайна, просто нравственный закон его немного иной, чем у тебя, и все.
И, пойми, я его не оправдываю, но я его понимаю. Я и Гайяри тоже прекрасно понимаю и не оправдываю, и даже Бораса, и вообще всех своих. Как и ты своих наверняка )))