Мария из Магдалы. Серия ДоАпостол. /
(7)
- Перепелкина Мария
- 15 ноября 2014, 20:02
В еретических и конспирологических изложениях
Конспирологические толкования
Мария Магдалина рассказывает апостолам об явлении ей Христа и его воскрешении, миниатюра из псалтыри св. Олбана, 1120-е гг.Образ Марии Магдалины и её место в истории христианства в культуре Западной Европы, (основывающейся на неясностях её личности для западной традиции), на протяжении долгих веков вызывает множество различных спекуляций. Основные сюжеты:
Магдалина была выставлена католической церковью как блудница нарочно. Цель — дискредитация той, кто на самом деле была самой любимой и лучшей ученицей Христа и захват власти над ранней Церковью мужчинами и в частности апостолом Петром. Источники — опора на апокрифические евангелия, в особенности от Филиппа.
Магдалина и Иисус Христос были женаты или же находились в телесной связи.
Магдалина родила Иисусу ребёнка, который впоследствии стал родоначальником династии Великих Хранителей Священного Грааля.
Никаких источников для этого, кроме текстов, признанных официальной Церковью апокрифическими или даже еретическими, нет. Точное авторство этих текстов установить невозможно, их датировка относится к нескольким столетиям после Распятия. И, разумеется, историчность существования Марии Магдалины — равно как Иисуса Христа, до сих пор не доказана.
Гностики
Образ Марии Магдалины играл важную роль в литературе гностицизма — еретического течения христианства с большим влиянием античной философии и язычества, где она выступала как получательница откровения («Пистис София», «Евангелие от Филиппа») и истинная восприемница заветов Христа.
Левий возражает Петру: «Петр, вечно ты гневаешься: вот и теперь рассуждаешь ты так о женщине [Магдалине] как противящийся ей. Раз уж Спаситель счел её достойной, ты кто такой, чтобы отвергать её? Действительно, прекрасно зная её, Он предпочел её остальным. Устыдимся и, облекшись в совершенного человека, что предписано нам, то исполним: возвестим Евангелие, не устанавливая запретов и законов, как велел Спаситель». Сказав это, Левий ушел и начал проповедовать Евангелие [от Марии].
— «Евангелие от Марии»[19]
[Господь любил Марию] более [всех] учеников, и он [часто] лобзал ее [уста]. Остальные [ученики, видя] его [любящим] Марию, сказали ему: Почему ты любишь ее более всех нас? Спаситель ответил им, он сказал им: Почему не люблю я вас, как ее?
— «Евангелие от Филиппа»[20]
Последователи Марии Магдалины (гностики) были признаны еретиками после того, как в III веке последователи 12 апостолов образовали единую церковь. Апокриф «Евангелие от Марии» (сохранилось два списка на греческом, и коптская копия), по мнению сторонников версии «истинной восприемницы заветов Христа», не был включен в Новый завет именно тогда, как результат победы над преданными Магдалине.
Другие гностические тексты о Марии:
«Вопросы Марии» — характеризуется кощунственными для ортодоксального христианина натуралистическими подробностями (напр. «Он помолился и взял Магдалину сбоку»), сохранился только в пересказе отца церкви Епифания Кипрского под названием «Панарион» (IV век), который, полемизируя с гностиками, частично пересказал этот текст[21].
«Родословие Марии» — не сохранился.
Катары и альбигойцы
В учении катаров, альбигойцев и их последователей, с их представлениями о первородной непорочности человека и изначально небесном происхождении творения, «перелепленного» Люцифером, отношения Марии Магдалины и Христа представляют теогамический (богосупружеский) характер.
Мария Магдалина, в отличие от многих апостолов, удостоилась скорбно предстоять Кресту на Голгофе, созерцая страдания и мученическую смерть Спасителя. И именно от его Страстей, от «священнобезумия любви» (Sacra follia amores) согласно представлениям альбигойцев, и было совершено чудо непорочного зачатия ею сына-наследника Иосифа Сладчайшего.
По трактовке Иоанна Блаженного, по рождении младенца она вскоре оставила мир и была приобщена Христом к небесному лику жён-мироносиц и введена богоневестой в Брачный Чертог (раньше, чем сама Богоматерь Мария).
Средневековые трубадуры (которых на территориях альбигойцев было много) называли ее «олицетворённой Чашей Грааля», «матерью царственной династии» и т. д.