Глава 4. Соревнование разумов / Кафе на Лесной улице / Васильев Ярослав
 

Глава 4. Соревнование разумов

0.00
 
Глава 4. Соревнование разумов

Кафе на Лесной улице — необычное кафе. И не только потому, что одиноко спряталось в небольшом двухэтажном домике в окружении сосен. И не только из-за того, что слава заведения гремит далеко за пределами своего района, поэтому многие даже готовы сделать крюк по дороге в космопорт, лишь бы попробовать удивительный кофе, который варит хозяин заведения. Ещё кафе на Лесной известно тем, что его владелец Лех слывёт человеком азартным, легко загорается и потому часто уступает по мелочам… Но вот заставить его поспорить по какому-то серьёзному поводу очень сложно. А если уж всё таки удалось — Лех неизбежно выиграет.

Именно про то, что его опять хотят втянуть в очередное пари, Лех почему-то сразу и подумал, когда незадолго до самого закрытия к нему заглянул необычный гость. Владелец одной из крупнейших транспортных компаний Йохан Гривс в небольшое кафе просто так заходить не станет. Даже если знаком с хозяином лично. А мистер Гривс, судя по мокрому снегу на плаще и шляпе — март выдался с противной погодой, и на улице бушевал настоящий буран — даже приехал на городском монорельсе и шёл от самой остановки пешком.

Кафе работало до последнего клиента. Потому никого из завсегдатаев не удивило, что хотя формально уже пора было закрываться, сидевшего за столиком в углу старика никто не прогонял. Кто-то даже пожалел Леха. Официантка Дина сегодня отпросилась пораньше, потому убирать зал хозяину придётся одному, и домой он наверняка вернётся за полночь. Лех сочувственные восклицания принимал с подобающим озабоченным выражением лица. Его сейчас волновало совсем другое. С чем заявился Йохан? Они познакомились, когда Леху пришлось распутывать его семейные проблемы. Но с этой стороны, если верить газетам и светской хронике, всё по-прежнему в порядке. Компания «Транспорт-Галактик» тоже процветает. Вариант, что прожжённый бизнесмен вдруг пришёл за деловым советом к простому владельцу кафе, можно смело отмести в сторону. Так зачем?

Мистер Гривс дождался, пока уйдёт последний посетитель. Затем пересел на стул возле кассы и барной стойки — прямо напротив Леха. Тяжко вздохнул, почесал запястье и спросил:

— Здравствуйте ещё раз. Извините, что так поздно. Но у вас найдётся пара минут? В прошлый раз вы изрядно выручили моего внука…

Лех на этих словах хмыкнул. История с Гривсом-младшим тогда вышла прямо таки Шекспировских страстей. Хорошо хоть, в отличие от пьес великого барда, закончилось всё благополучно.

— Да ладно уж, Йохан. Я сразу понял, что у вас проблемы. Иначе бы вы не приехали тайно, аж на монорельсе. Отвыкли, наверное? Небось, последний раз катались ещё студентом?

Бизнесмен улыбнулся какому-то воспоминанию, затем потёр поясницу и, непроизвольно поморщившись, буркнул:

— Это точно. Я и забыл, какие там жёсткие сиденья. За столько десятилетий — и ничего не изменилось.

Дальше вернулись привычки прожжённого дельца. Все хвори были отодвинуты подальше, вместе с воспоминаниями о милых годах юности. Перед Лехом сидел матёрый волчара крупного бизнеса. Немолодой, усталый, но по-прежнему цепкий.

— Я пришёл к вам, друг мой, потому что и в самом деле не вижу иного выхода. Готов хвататься хоть за гадалок, хоть за хиромантов. А ещё лучше за вас, если слухи про вашу удачливость не врут.

Хозяин кафе побарабанил по столу, мысленно поставив плюс своей интуиции.

— На самом деле несколько преувеличивают. Но давайте расскажите, а я подумаю.

Гривс кивнул — его устраивает, понятно, что никто не хочет брать кота в мешке. И принялся объяснять.

— Вы, наверное, знаете, что наша корпорация владеет не только солидным транспортным флотом, но также имеет долю во многих космопортах, причем не только у нас, но и в Соединённых мирах.

Лех вежливо кивнул, хотя до этой минуты структурой бизнеса «Транспорт-Галактик» никогда не интересовался. Гривс, наоборот, воодушевился, залпом допил поставленную перед ним чашечку кофе и продолжил.

— Некоторое время назад к нам обратилась компания «Микротех». С предложением заменить везде диспетчеров компьютером последнего поколения. Сплошные выгоды. Все шесть смен — а это ещё и члены семей, замещаются всего лишь четырьмя операторами. Да ещё вдобавок компьютер самообучающийся, потому в состоянии прогнозировать поведение и пилотов, и техники. «Он знает про ошибку пилота ещё до того, как тот её совершит», — передразнил кого-то Йохан. — Директор столичного космопорта лоббирует идею, словно кувалдой бьёт. Наш совет директоров в полном составе тоже «за».

Гривс замолк, вытер губы салфеткой, потом тихо закончил.

— Против один я. И не только потому, что мне жалко увольнять столько хороших сотрудников. Моих людей.

Лех кивнул: патернализм в отношениях начальник-подчинённый не одно поколение был одним из столпов «Транспорт-Галактик».

— Понимаете, Лех… Я боюсь. Ни одна машина не может сравниться с человеком. Кончится всё катастрофой, дурацкой неучтённой случайностью…

Владелец кафе задумчиво посмотрел на гостя, потом побарабанил пальцами по стойке.

— И вы хотите сделать такой вот случайностью меня? М-м-м… Киньте-ка мне описание этого чудо-агрегата.

Гривс, заметив в глазах собеседника интерес, энергично закивал. Явно всё было готово заранее, так как стоило гостю коснуться экрана наручного коммуникатора, на компьютер кафе пришёл файл. Несколько минут Лех задумчиво смотрел в монитор и листал документы.

— Вот задачка… Но любопытная. Йохан, считайте, вы меня заинтересовали. И только не надо пока благодарностей и всего остального, — остановил Лех вскочившего было гостя. — Для начала договоримся насчёт испытаний.

Лех не стал доставать коммуникатор, а пробежался пальцами по сенсорному экрану возле кассы, набирая номер и включая громкую связь, но без видео. Директор космопорта ответил практически мгновенно. Явно ждал звонка.

— А, Лех? Доброго вечера. Я так и знал, что мистер Гривс пойдёт к вам. Он там рядом?

Лех приложил палец к губам, чтобы Йохан не выдал себя ненароком и ответил:

— Для начала, вас с приближающимся юбилеем.

— Спасибо.

— Теперь насчёт дела. Рад, что ничего объяснять не надо. Предлагаю небольшое пари.

На другом конце линии ненадолго затихло. Видимо, директор тоже поддался магии историй про везучесть Леха. Но быстро себя переборол.

— Договорились. Пари. Моя ставка — любая ваша просьба.

— Принято. Условия: через две недели я приду в лабораторию к вашему чудо-агрегату. С собой принесу… Не важно что. Пусть это останется секретом. И предложу сыграть в какую-нибудь игру. Если компьютер сумеет предсказать мои ходы, вы выиграли. Нет…

Директор рассмеялся.

— Не будет никакого «нет». И ваша ставка. Когда проиграете, уговорите вашего повара Андрея Северина, чтобы он поработал на праздновании моего юбилея.

— Договорились.

Лех отключил связь и подмигнул Гривсу.

— Ну вот. Через две недели тоже заглядывайте. А пока… — Лех на секунду в задумчивости взглянул за окно, где давно стемнело. — Своим ходом в это время ехать попросту глупо. Такси вызывать тоже не стоит, нечего светить ваш визит. Так что подождёте минут двадцать, пока я закончу с уборкой? Поеду домой, заодно и вас подброшу.

Йохан кивнул, чувствуя, как напряжение последних недель его отпускает. И даже дуэтом к хозяину кафе принялся насвистывать весёлый мотивчик.

Главный офис «Микротеха» выглядел небольшой — всего десять этажей — высоткой, в окружении парка, занимавшего несколько гектар. И пусть на самом деле комплекс напоминал айсберг, с многочисленными подземными уровнями, снаружи всё получилось очень красиво. Особенно сейчас, ведь за прошедшие дни снег окончательно стаял, и в город пришла весна. Поэтому Лех отпустил такси у ворот, а сам двинулся к центральному зданию по гостевой дорожке. Тем более что вещей у него почти не было — сумка на плече да клетка с попугаеобезьяной: цветастым полуметрового роста зверьком, в котором причудливо смешались черты птицы и животного.

К дверям гостевого холла Лех подошёл в умиротворённом и самом благодушном настроении. Чего не скажешь о встречающих: они явно спустились, как только охрана на входе предупредила о посетителе. И не ожидали, что визитёр окажется столь неторопливым. Лех тем временем поставил клетку на пол, успокаивающе похлопал по прутьям, расстегнул куртку и принялся осматриваться.

Холл весь состоял из пластика и хромированного металла, раскрашен в цвета логотипа корпорации — пурпурный, жёлтый и голубой. Аналогичных цветов были и костюмы сотрудников. Худощавой женщины лет сорока пяти с лицом, напоминающим лошадиную морду — бейджиком сообщал «генеральный инженер-конструктор». И начинающего полнеть и лысеть круглолицего мужчины «референта совета директоров». Лех сразу подумал, что выделиться среди встречающих эти двое решили не зря. Пусть гость сразу поймёт, кто здесь хозяин. И не ошибся. Едва двери за спиной захлопнулись, отсекая шум улицы и щебетание птиц, а Лех пожал в приветствии руку Йохану и директору космопорта, референт немедленно напористо затараторил:

— Здравствуйте, господин Лех. Меня зовут Аарон, это наш генеральный конструктор Грета Миллер. Я так понимаю, что именно вы поставили под сомнение эффективность нашей системы? Так вот, сразу хочу вас предупредить, что вы зря потратите своё и наше время.

Лех с улыбкой в уголках рта дослушал референта. Затем галантно поцеловал женщине руку:

— Приятно познакомиться. Меня никто не предупредил, что генеральный конструктор — женщина. Потому прошу меня извинить, — он развёл руками, — но я, увы, не догадался захватить с собой даже самый маленький букетик, — после чего взглянул на референта, улыбнулся уже открыто и сказал: — И вам здравствуйте, приятно познакомиться.

Конструктор застеснялась, к мужским комплиментам со своей некрасивой внешностью явно была непривычна. И чтобы скрыть смущение, агрессивно ответила:

— Спасибо. Но я всё-таки предпочитаю судить о человеке по делам, а не по полу. Вы поставили под сомнение возможности моей разработки.

Лех поправил на плече съехавший ремень сумки и согласился:

— Ну не так категорично. Но в целом — да. Ведь именно для этого мы сегодня и собрались?

Конструктор фыркнула, и референт заторопился вступить в дело.

— Я так думаю, что дела лучше обсуждать не здесь. Если верхняя одежда вам не нужна, предлагаю оставить в гардеробе и подняться наверх.

Когда все вышли из лифта на одном из административных этажей, Лех уточнил.

— Мне понадобится место, из которого ваша система не сможет меня видеть.

Мгновенно последовал ответ:

— Переговорная подойдёт?

Осмотрев предложенное место — небольшая комнатка в оливковых тонах, круглый стол в центре и пара каких-то цветов на подоконнике, окно прикрыто односторонним стеклом — улицу видно, снаружи зеркало, Лех кивнул. Потом достал из сумки сканер, извинился:

— Простите за осторожность, но всё должно быть по-честному.

И дотошно проверил комнату на предмет жучков и скрытых камер. Конструктор на такое недоверие высокомерно фыркнула, референт стал глядеть настороженнее. Сканер был не гражданский, а полицейский. Причём легальный — за дотошную работу систем безопасности здания сотрудник «Микротеха» был уверен. Человек, который имеет возможность одолжить подобную технику, совсем не так прост, каким кажется на первый взгляд.

— Всё в порядке. Итак, уважаемые господа.

Лех достал из сумки два комплекта для игры в шашки.

— Я предлагаю вашему компьютеру сыграть со мной в простую игру. Обе доски синхронизированы.

Он тут же продемонстрировал: стоило сдвинуть шашку на одной, как аналогично смещалась шашка на другой.

— Если ваше устройство сумеет предсказать мои ходы скажем… Пять игр подряд. Устроит?

Конструктор кивнула. Вслед за ней согласились и остальные.

— Так вот. Если мои ходы угадают, я признаю своё поражение.

Разработчик, не скрывая своего презрения, фыркнула.

— Глупость. Наша система расколет вас гораздо раньше. И не поможет даже то, что играть будет обезьяна.

Лех пожал плечами. Мол, не будем спорить раньше времени. Затем уточнил:

— Чтобы понять, с кем она имеет дело, вашей системе понадобится нас сканировать?

Теперь, тоже не скрывая превосходства, ответил референт:

— Любой предмет оставляет информационный след. Ещё только когда вы вошли в здание, наш компьютер выяснил и про вас, и про ваше животное всё. Даже то, про что вы давно забыли или никогда не знали.

— Вот и хорошо. Дайте мне полчаса на подготовку и можно начинать.

Комиссия наблюдала за игрой из кабинета референта. Стену напротив длинного стола целиком удобно занимал большой экран. Система разделила его на два сегмента: слева отображалась текущая позиция, справа — прогнозируемые ходы. Первые четыре игры правая часть экрана оставалась пустой. На пятый раз, когда на поле уцелело всего по три шашки с каждой стороны, суперкомпьютер отобразил дальнейшее развитие партии. Свой выигрыш в шесть ходов… Вот только противник внезапно принял откровенно глупое решение, и проиграл всего за два.

Правая часть экрана тут же снова погасла. Директор космопорта обеспокоенно взглянул на сотрудников «Микротеха». Генеральный конструктор на это откинулась на спинку кресла и безмятежно ответила:

— Ничего страшного. Я ожидала чего-то подобного. До этого шашки переставлял зверёк. Его выдрессировали соблюдать правила. А сейчас для большей случайности вмешался человек. Не переживайте. Система скоро расколет и его.

И действительно, ещё через семь партий компьютер уверенно отобразил развитие следующей игры с начала и до конца… И ошибся на первый же ход!

Йохан Гривс, не скрывая злорадства, посмотрел на коллег по комиссии. Директор переживал в открытую, постоянно вытирал лоб и шею платком. Сотрудники корпорации пытались сохранять внешнюю невозмутимость. Ведь отображающая прогноз половина экрана не гасла… Вот только совпадения предугаданных ходов было, словно компьютер тыкал пальцем в небо.

Одна партия, вторая, третья, десятая. Наконец конструктор не выдержала. С криком: «Невозможно!» — она выскочила и побежала в комнату к Леху. За ней отправились все остальные. Уже на месте женщина чуть притормозила в нерешительности, потому другие члены комиссии смогли её догнать. И в комнату они вошли вместе.

Лех стоял возле окна, прихлёбывал из крышки термоса кофе и жевал булочку. Заметив остальных, оторвался от вида на улице и произнёс:

— У вас очень красивый парк.

А попугаеобезьяна в это время увлечённо играла. Рядом с доской на столе стояла коробка и семь стопок карточек, отсортированных по цветным полоскам наверху. Противник сделал ход, шашка сдвинулась. Зверушка потрясла коробочку, что-то там схватила, потом кинула обратно. И с бешеной скоростью принялась перебирать стопку с фиолетовыми полосками. Достала одну из карточек, повторила манипуляцию с коробочкой и сделала ход.

Представители «Микротеха» и директор растерянно переводили взгляд с Леха на попугаеобезьяну. Наконец референт задал вопрос:

— Но как?!

Лех осторожно поставил кофе на подоконник:

— Я так понимаю, признаёте поражение?

И дождавшись, пока оппоненты согласятся, принялся объяснять.

— На самом деле всё очень просто. В коробке семь одинаковых бусин разного цвета. Наша красавица выбирает одну из них, причём на ощупь бусины абсолютно одинаковы. Дальше ищется карточка, у которой наверху полоска того же цвета и при этом совпадает позиция на доске. Разноцветными стрелками показаны ходы, ход тоже выбирается с помощью бусины. Так что следующий ход предугадать можно только с некоторой вероятностью, а мы договаривались — точно.

Лех усмехнулся:

— Всё оставляет информационный след. Да не всё. Бусины и карточки я распечатал в кафе на три-д-принтере. Там на день изготавливаются одноразовые стаканчики и салфетки. С городской сетью принтер не связан, да и расход картриджей каждый день настолько разный, что хоть слона печатай — никто не заметит. Самое сложное было научить играть нашу красавицу. Попугаеобезяны славятся своими способностями, но всё равно ушло почти две недели.

Лех допил кофе, завинтил крышку, убрал термос в сумку. Затем скормил остаток булочки зверушке, а пока она жевала, посадил в клетку.

— Доски и остальное оставлю вам на память. А сам, уж простите, спешу. Надо вернуть эту красавицу хозяину. Да и кафе скоро открывается. Всего вам наилучшего. Меня просто так выпустят? Или ещё надо пропуск подписать?

Референт подавлено кивнул. Лех подхватил сумку и клетку, вышел и уже в коридоре улыбнулся: из комнаты его нагнал искренний смех Йохана Гривса и злобное шипение директора космопорта.

— Чтобы я ещё хоть раз с ним заключил пари!

  • Прозрачность / Немирович&Данченко / Тонкая грань / Argentum Agata
  • В мире животных. Дятел / Близзард Андрей
  • Буря / Татарин Илья
  • путевое-дорожное / Венок полыни и дурмана / Йора Ксения
  • На море - Джилджерэл / Путевые заметки-2 / Ульяна Гринь
  • Эскизы №68 / Записная книжка / Панина Татьяна
  • Гражданская война глазами ребенка. / Кечуткина Анастасия
  • Высшая искренность / Блокнот Птицелова/Триумф ремесленника / П. Фрагорийский (Птицелов)
  • ФилОсаФ / Казанцев Сергей
  • Гл.1 Часть даже не первая / Записки Одинокого   Вечно-Влюбленного   Идиота… / Шев Вит
  • Ростов-Хортвол / Криков Павел

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль