Тадер Орди «Дорога забытого знания»
Сложно писать рецензию после великолепного лирического отзывая Неи, но я все же попробую. Хочу сразу предупредить авторов, что я бываю критична и могу ошибаться в своих выводах и оценках. Но я все равно считаю вас талантливыми и умными людьми, а ваши тексты достойными и интересными произведениями. Плохие тексты я бы не стала читать вовсе.
В романе Орди Тадер меня прежде всего привлек и очаровал язык и плавный стиль повествования. Избегая витиеватостей, автор создает очень лиричные и красочные описания. Приземленные персонажи здесь говорят бессмысленными и скучными штампами, ловеласы сыплют высокопарным пафосом, тонкие натуры рассказывают столь же тонкие высокохудожественные истории. Образный ряд очень продуманный и зрелый. Особенно мне запомнилось дерево Джезраа, под которым нельзя совершать преступления и куклы-матрешки с лицами видных политических деятелей и обрывками столь необходимых в этом мире знаний внутри, таинственное место Кори, спрятанное в кольце неприступных гор и многие другие.
Еще меня привлекли нетривиальные идеи, положенные в основу задумки и авторского мира. Здесь маленькие истории человеческих судеб – источник ценного ресурса, информации, благодаря которому человек может на некоторое время обрести сверхспособности или усилить возможности своего тела. Но при этом люди, кажется, забыли, что информация и знания это не только способ для достижения эгоистичных целей, но еще и необходимое условие для совершенствования мира, научных открытий и технического прогресса, который бы позволил улучшить жизнь простых людей, вынужденных прозябать в нужде, голодать и воровать.
Здесь есть и своеобразный «золотой миллиард», сосредоточие всех благ, Институт, чем-то напомнивший мне неприступный «Замок» Кафки. Все мечтают туда попасть, прикоснуться к заветному благу, но удается лишь немногим, у которых хватит информационного ресурса, чтобы пройти таинственное и очень тяжелое испытание. Впрочем, возможно, важен вовсе не ресурс, а воображение и желание достигнуть цели во что бы то ни стало.
В заповедных закутках мира безо всяких благ цивилизации живут таинственные дикие племена, которые умеют использовать ресурс так, как и не снилось амбициозным ученым из Института, а по бескрайним дорогам катится вагончик музыкантов, которым истории нужны совсем не для того, чтобы запастись ресурсом, а для того, чтобы самовыражаться и делиться ими со всеми, кто придет послушать их песни. И еще большой вопрос, кто из них настоящие хозяева жизни – ученые или музыканты.
А вот центральную идею, она же главная интрига повествования, я разгадала довольно быстро где-то на середине первой части. Главную героиню, находят на поляне рядом с городом Нелоуджем, где расположен реабилитационный центр для таких, как она – стертых, лишенных памяти. Она обладает внешностью героини эпических сказаний и мистическим именем Кори, о значении которого она, впрочем, узнает далеко не сразу. Ее цель, ради которой она готова бездумно заплатить любую цену – вернуть себе утраченные воспоминания. Ведь без них, без воспоминаний, без выводов, сделанных из ошибок прошлого, человек обречен ходить по замкнутому кругу из одних и тех же неверных решений и стремлений. Именно это с Кори и происходит. Оставив позади себя след из загубленных жизней, пожертвовав любимым мужчиной и любимым делом – путешествием – Кори приходит туда, откуда она начинала. В то самое таинственное место Кори, куда нельзя пробраться через кольцо гор, можно лишь телепортироваться, набрав немыслимое количество ресурса, если украсть его у других, став вампиром и нарушив священный запрет – совершать преступления у древа жизни, что могло бы спасти многие жизни. Выхода нет, есть лишь бесконечный цикл, который героине придется пройти еще много раз, очищаясь духовно, становясь с каждым разом немного лучше, пока она все-таки не сделает тот единственно правильный выбор. Смысл бытия не в удовлетворении бесконечных амбиций и потреблении благ, не в слепой, беспощадной мести, а в том, чтобы просто жить, созерцать мир во всем его многообразии, слушать и рассказывать истории не для того, чтобы пополнять ресурс, а чтобы наслаждаться каждым словом и естественно любить. Людей и весь мир.
Роман состоит из трех частей, у каждой из которых свой жанр и свои особенности. Так в первой части находится много черт, характерных для антиутопии или дистопии, как сейчас модно называть. Здесь только ученые в стенах Института имеют доступ к благам, а остальные вынуждены прозябать в серости, как пираньи накидываясь на редких посетителей таверн, чтобы услышать от них заветные истории и пополнить ресурс. Преступникам здесь отрубают руки… но у них всегда есть шанс приставить конечность обратно, если они соберут достаточно денег, чтобы заплатить целителям. Стертых боятся, как чумы и допускают лишь на малооплачиваемые работы. Единственный шанс выбиться – пройти испытание и попасть в Институт. Либо бросить все и колесить по свету без гроша за душой. Но на это отваживаются очень немногие.
Вторая часть гораздо более лиричное и наоборот утопическое, почти идеалистическое описание дороги, турне в вагончике бродячих музыкантов по заповедным местам. Хотя, судя по всему, эта часть у автора любимая, и в рамках своего жанра, пожалуй, самая совершенная из трех, мне она понравилась меньше всего. Под конец я устала от бесконечных описаний природы, встреченных странных племен и сумасшедших отшельников, от мозаичных историй, которые никак не хотели складываться в общую картину, нанизываться на сюжетную нить. К примеру, я так и не поняла сути интриги с иллириумом, почему в долине в конце оказалось три кольца?
Я не пропускала куски, но порой входила в такой транс, что даже не запоминала прочитанная, а бежала глазами по строчкам, выискивая, когда же наконец случится что-то, что сдвинет замершее повествование с мертвой точки. И это произошло лишь в финале, когда Кори закономерно сделала свой выбор уйти от музыкантов и поступить в Институт.
Третья часть скорее производственный роман с детективной интригой. Мне она показалась самой цельной и приближенной к тому, как пишу я, поэтому я читала ее с гораздо большим интересом. Героиня попадает в тот самый Институт, начинает там свою карьеру и пытается по крупицам собрать свое прошлое: из откровений сумасшедшего, запретных изысканий амбициозного ученого и конечно книг самой обширной в мире библиотеки. Но ответ, заветный ключик к казалось бы разрозненным событиям кроется внутри нее самой.
Самая слабая сторона романа, на мой взгляд, персонажи. В смысле… их тут и вовсе нет. Они скорее сюжетные функции. Тот же Ким, возлюбленный главной героини, представляется не живым человеком из плоти и крови, а квинтэссенцией идеального мужчины, который будет всегда ждать героиню, сколько бы раз она его не бросала. Единственный момент, когда Ким для меня ожил, был в эпизоде с тварями, преследующими убийц. Остальных членов группы я увидела лишь в их статичных историях, а не в проявлениях их характеров здесь и сейчас, и не во взаимоотношениях и столкновениях характеров. В первой и третьей части с персонажами немного получше, там повествование не настолько растворено в созерцании красот природы. И все же живыми я увидела разве что художницу Зиэн, абсолютно счастливую своим призванием, и профессора Илина, чудака-альтруиста, который тайно выращивает культуры, которые бы избавили людей от голода. Остальные персонажи бледны и плоски на этом фоне. Антагонисты – Элеонора, Керон, Нирайя, подруги героини – Эми, Лори… Я даже имена вспоминаю с трудом, а про характеры и говорить нечего.
Главная героиня… Я не могу ее осуждать. И на мой взгляд, ее характер тоже выведен, как типичный, а не как что-то трепещущее и живое. Она как такой танк, который не задумывается, сминает он под своими гусеницами друзей или врагов. Справедливость… Уничтожить жизнь своей добродушной подруги Эми-Элизы без особого сожаления? Растоптать чувства Кима и Илина, которые отнеслись к ней со всей душой, помогали, чем могли? Даже когда убивает, она не мучается совестью. Не переживает, что за ней тоже может явиться некто не менее амбициозный и также страстно желающий отомстить… Кажется… Кори и Элеонора должны быть такими образами-близнецами, хотя сейчас это очень слабо ощущается в тексте. Автор не любит рефлексий, но вот его героине их очень не хватает, легких уколов совести, мыслей о том, что порой игра не стоит свеч и нужно остановиться, пока не стало слишком поздно.
И еще в какой-то момент я ощутила себя на месте этих девушек-ассистенток, с чьими жизнями так безжалостно расправилась героиня. За что? За то, что они не были такими амбициозными и мечтали просто жить и просто встретить свою любовь? Не по себе от мыслей о том, что такой вот душегуб разве что посмеется и ни разу не пожалеет. Что ему все равно, кого он уничтожает ради своей «справедливости».
Социальные отношения и психология здесь намечены едва заметной пунктирной линией. Многое приходится додумывать и достраивать в своей голове. Оттого конфликт с антагонистами выглядит недостаточно острым и мотивированным. Не хватило драмы, живых эмоций, трепещущих внутренних конфликтов персонажей. Потому я прониклась недостаточно. Мне бы хотелось, чтобы этот мир больше отражался в людях, в их взаимоотношениях и характерах, но пока он – лишь мелькание захватывающих пейзажей за окном поезда.
Есть такие произведения, после чтения которых я отхожу месяцами – не могу взять в руки другую книгу, не могу ни о чем думать, потому что я все еще там, в самой пучине того мира и героев, все еще живу им, страстно желаю продолжения и прощаюсь с героями, как с дорогими друзьями. В таких книгах я ныряю на глубину, насколько позволяют силы и созерцаю под собой уходящую в бесконечность бездну с движущимися внутри тенями. Но в романе Орди я лишь легко проскользила по поверхности, почти не увидев этой бездны, докрученных до конца идей и интриг, сложных неоднозначных характеров, лабиринтов человеческой психики. Мне не хватило объема. Впрочем, это не умаляет достоинств текста. Думаю, он очень понравится тем, кто любит сочный язык, длинные красочные описания, философские притчи и ребусы, над которыми можно ломать голову часами.
Несмотря на все мои критические замечания, я считаю, что это зрелая и достойная работа талантливого автора. И в последних строках хочу его попросить не удалять его, даже если через время все увидится в черном свете. Этот текст достоин того, чтобы жить.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.