Первая рецензия / Блог / О чем поет вереск / Зима Ольга
 

Первая рецензия

Отзывов на роман «О чем поет вереск» я получала много, но, наверное, рецензия — первая (причем именно о моей книге, а не том, что хотелось бы видеть, или насколько лучше можно написать) В общем, я считаю ее для себя положительной. Кое-что я уже применила из нее, кое-что отложила на потом.

Есть над чем задуматься и ярче показать те моменты, которые оказались недостаточно внятны для читателей. Линию любовного треугольника я решила убрать из аннотации, так как к сюжету она имеет отношение довольно посредственное.

Рецензентам я очень благодарна как за труд по написанию рецензии, так и за внимание читателей к роману после ее выкладки на ЛитЭра!

Оригинал живет здесь

ОСТОРОЖНО: спойлеры!

Над болотом туман, волчий вой заметает следы;
Я бы думал, что пьян — так испил лишь студеной воды
Из кувшина, что ты мне подала, провожая в дорогу,
Из которой я никогда не вернусь; жди — не жди, никогда не вернусь...

<…>И не ищи — ты не найдешь следов,
Что Воин Вереска оставил, уходя.
И не ищи в морозной мгле следов,
Что Воин Вереска оставил, уходя.
Мельница «Воин вереска»</right>

Роман Ольги Зимы «О чём поёт вереск» относится к циклу «Мир Под Холмами», но по сути – однотомник, его сюжет логически закончен. Относится к любовному фэнтези с тегами «драма», «маги» и «романтика».

Название
 
Джейн: Поэтичное. Будит любопытство и настраивает на романтический лад. Я загуглила фотографии вересковых пустошей и залипала на них, вместо того, чтобы писать отзыв.

Скарлетт: Именно поэтому мы так тянули с этим обзором. Согласна с Джейн, вереск в фэнтези уже стал символом романтики, трагичной любовной истории с концом в стиле «все умерли». А ещё обычно это красивые истории. И да, вереск сейчас красиво цветёт в Аптекарском огороде МГУ, очень красиво.

Джейн: Вереск у меня ассоциируется с пиктами-медоварами (ну куда уж без них), древними королями, друидами, прекрасными девами и другими дивными вещами. Так что на название я заманилась целиком и полностью. И роман мои ассоциации и ожидания оправдал сполна.

Скарлетт: Название действительно выигрышное: сразу видно, что автор владеет языком, если смог такое придумать. Эта метафора… Красиво.

Сюжет

Джейн: История о том, как два очень разных мужчины не могут поделить одну женщину.

Скарлетт: Любовный треугольник. Не ново, особенно в современном любовном романе. Правда, выбирает здесь не женщина, и мужчины оказываются сильными, а не… То, что мы обычно читаем в романтическом фэнтези.

Джейн: Да, любовный треугольник, но в красивой, необычной подаче. История противостояния двух миров. Человеческого мира галатов-кельтов и мира ши — Благого народа.

Скарлетт: Дальше идут спойлеры. Не думаю, что они помешают вам насладиться историей, ведь для таких сюжетов главное – психология и прописанный мир, а их не проспойлеришь. Но тем не менее. Мы предупредили.

Джейн: Король Благого народа обманом уводит жену своего друга Эохайда, человеческого короля. Руководствуясь скорее сиюминутным капризом, чем разумом, Благой король Мидир решает завладеть женщиной. Женщиной, которой пообещал дружбу и защиту.

Скарлетт: Собственно, для тех, кто знаком с кельтской мифологией, сюжет не нов. Фэйри, как известно, любят красивых женщин, и совсем неважно, что красивые женщины не всегда любят их. На самом деле, вроде бы по легендам ещё ни одна красавица в накладе не осталась, но я могу ошибаться. Мидир поступает как истинный фэйри: видит красавицу, делает стойку: «Хочу!», потом немного рефлексирует на тему, что это жена его друга, и вроде как нехорошо его обманывать. Но быстро приходит к выводу, что «да ну его к чёрту, он мне денег должен» и обманывает и жену, и друга.

Джейн: Похититель жён решает, что самый удобный способ соблазнения — внушить героине, что она супруга Мидира, а Эохайд тут ни при чем. Что с успехом и делает.

Скарлетт: Всё это сопровождается саспенсом и разными предупреждениями всех и вся, что Мидир за это заплатит. Потом. Когда-нибудь. Ибо врать нехорошо. На самом деле, поначалу эти предупреждения смотрятся красиво и интересно, но потом их становится много. Я, как читатель, уже уяснила, что врать нехорошо, что добром это не кончится. Всё, хватит.

Джейн: Мидир получает нежно любящую жену — Этайн. Пользуйся — не хочу. И тут его настигает карма. Да, вы верно угадали. Его волшебное величество влюбляется. Да как!

Скарлетт: Он и до этого был влюблён, правда, понятно это было только читателю и всем вокруг, но не Мидиру. В целом, очень жизненная ситуация.

Джейн: Не задумываясь о последствиях своих действий (я король, конечно, но мне на политику наплевать), Мидир наслаждается каждым мигом своего счастья. Забывая, что оно краденое.

Скарлетт: Тоже жизненно. Странно только, что его Благие земли стали разваливаться лишь в конце, а не потихоньку и постепенно – без монаршего догляду-то. Если король из койки выбраться не может, то это как-то… Перебор, на мой взгляд. Койки. Где-то здесь логика не стыкуется. С любовью. Вот.

Джейн: Счастливые часов не наблюдают, да еще и волшебном мире под холмами. Поэтому из сюжета вынуты девять лет, которые влюбленные проводят в Чёрном замке — резиденции Мидира.

Скарлетт: И мир за это время не-не, разваливаться не начал вообще, несмотря на саспенс. Всё хорошо, король резвится, о чём нам подробно сообщает автор. Где-то на пятом описании (красивом, не спорю и не подробном, а потому не пошлом, не ждите тут порно) его секса с Этайн, я начала зевать. На седьмом мне хотелось их обоих убить. Конфликт пропал как не бывало. Автор, я понимаю, что романтика и всё такое, но не пятьдесят же страниц без перерыва! Или сколько там страниц? Долго, короче. Я протестую! Даёшь конфликт, как в начале!

Джейн: В человеческом мире же проходит всего девять дней, за которые увенчанный рогами Эохайд успевает собрать армию, заручиться поддержкой друидов и отправиться в Благие земли отвоевывать жену.

Скарлетт: Видали, на что способен обманутый муж? В рекордные сроки – и тебе армия, и вход в волшебный мир, и… всё, короче. Вот что надо делать, если хотите заставить своего мужчину забить гвоздь. Рогами он это сделает ещё быстрее и качественнее! Чем молотком и ласковыми посулами (посулы – с вашей стороны).

Джейн: Эохайд берет в осаду Черный замок и даже успевает разгромить первое кольцо обороны. Разгром, кстати, опущен вместе с девятью годами счастья.

Скарлетт: А зачем? Любовные лобзания героя с героиней ведь интересней. Пятьдесят страниц длятся и длятся… Конфликт стучится им в дверь, но! Автор так просто не сдастся! Она расскажет читателям, как именно, когда и где была счастлива героиня с героем! И фиг вы сбежите.

Джейн: С момента вступления в игру обманутого мужа сюжет начинает проседать.

Скарлетт: В основном, потому, что автор этого самого мужа почти не показывает. Ну, по сравнению, с флаффом героя и героини.

Джейн: Появляются внезапные трое из леса, принцесса и два ее поклонника-принца.

Скарлетт: И этим автор заменяет конфликт! Читатель, тебе мало было любви героя с героиней? На тебе ещё – с другой героиней! Всех облюбим. Никто не уйдёт обиженным! Честное слово, ну перебор же…

Джейн: И временной скачок в девять лет тоже не выглядит плюсом.

Скарлетт: Да, это было эпично. Так, махом – прошло девять лет. Куда прошли, чего прошли, может, что поменялось за это время? Не, не поменялось. Герой любит героиню, она – его, все уголки в саду они уже опробовали. Наверное, автор так пожалел читателя. Джейн, представь, все эти девять лет были бы описаны? Так же, как предыдущие пятьдесят страниц. О, это был бы крах!..

Джейн: На протяжении нескольких глав Мидир, Этайн, королевский брат и королевский советник усиленно помогают новоприбывшей троице в их сердечных делах. С вражеской армией под боком, ага.

Скарлетт: Ну а чё? Это ж интересней, чем войну писать. Это ж для женщин. А женщинам война не нужна. И конфликт не нужен. Так? Надеюсь, что нет.

Джейн: Еще за время осады король успеет наладить отношения с братом, Мэллином, спасти его, дать Мэллину спасти себя.

Скарлетт: Единственное, что хоть немного разбавляет «вересковый мёд». Жаль, что это было коротко.

Джейн: Дальше будут войны (а то враги под стенами уже заскучали вместе со Скарлетт), интриги, коварные друиды, беременность королевы, и Мидир, все больше вязнущий в своем обмане.

Скарлетт: …И тут автор вспомнил, что у него же сюжет, а не только романтика!

Джейн: Понятно, что ничего хорошего ждать не стоит.

Скарлетт: Но чтоб настолько!..

Джейн: Король Благих земель нарушил слово, обманом завладев чужой женой. Читаешь и ждешь расплаты. И катарсиса, кстати, тоже ждешь. Мидир же Этайн искренне полюбил. Расплата — будет. А вот катарсис…
Когда тянуть дальше нельзя, Мидир признаётся. Рассказывает всю правду жене, которая ждёт от него ребёнка.

Скарлетт: Главное, вовремя.

Джейн: …И закономерно из любимого мужа в глазах героини превращается в тирана, деспота и предателя. Я затрудняюсь оценить реакцию Этайн. Одно точно — её дальнейших действий я понять не смогла. Обманутая женщина проклинает Мидира. Да так, что в Благих землях, а следом и в соседних, начинает творится форменное безумие. Армагеддон. Апокалипсис нау.

Скарлетт: Честно говоря, (как любитель подобных сюжетов) я согласна с автором: Этайн ведёт себя закономерно и достоверно. Плюс, её, кажется, ещё заколдовывают. Странно другое: автор даёт кульминацию – тот самый Армагеддон. Всё рушится, земли трясёт, вулканы взрываются и т.д. и т.п. Мне одной кажется, что после психологии в начале и более-менее психологии середины вот такая кульминация как-то… очень простой ход? Просто для автора. Описывать мучения Этайн, то, как она разрывается от одного мужа к другому (плюс ребёнок) было бы сложнее в разы, но читать – куда интереснее. Почему автор этого не сделала, а выбрала путь полегче? Не знаю и не хочу судить. Но это – не тот конец, которого ждёшь. Совсем не тот.

Джейн: Спасти гибнущую страну удаётся благодаря вмешательству бога из машины. Мидир теряет имя, в землях его народа перестают рождаться дети, истинно влюбленные обречены на смерть.
И на фоне этого семейное счастье Этайн и Эохайда.

Скарлетт: Ага, торжество психологии. Просто… Просто.

Джейн: Судьба ребёнка Мидира и Этайн раскрывается так путано, что я прочесала себе насквозь затылок, в попытках понять происходящее.

Скарлетт: Зачем вообще было вводить в сюжет эту беременность, если автор ею как сюжетным «крючком» не воспользовалась? Непонятно.

Джейн: Сногсшибательный контраст поэтичной, полной романтики первой половины романа и мрачной, богатой на экшн и проклятия второй части.

У меня было ощущение, что книга написана двумя разными людьми. Либо при написании концовки автор была в очень плохом настроении.

Скарлетт: Мне казалось, автор просто устала. Роман внушителен по объёму. Писался наверняка долго. Возможно, между первой и второй частью прошло время. Это плохо сказалось на сюжете.

Джейн: Завершение романа лично меня удручает.

Скарлетт: Не только тебя, Джейн. Не только тебя.

Герои

Джейн: Мидир, Волчий король, повелитель Благого народа. Роковой брюнет. Неистовый в страстях, талантливый и сильный маг, способный на удивительную человечность нечеловек. Влюблен по самые пятки в чужую-свою жену Этайн. За свой обман проклят, что принесет ему массу горестей, о да. А еще он древний бог.

Скарлетт: Как же он меня достал!.. Со второй части. Достоверность отсутствует. Основной мотив Мидира: любовь. Не знаю, он всегда был такой или от этой самой любви поглупел, но я не верю, что он хороший король, а по тексту романа вроде бы так и есть.

Джейн: Эохайд, король галатов. Обманутый муж, слишком поздно сообразивший, какое сокровище у него жена. Благороден, честен, насколько эти качества вообще могут быть присущи королю. Отправился воевать в подземный мир, надеясь вернуть украденную супругу.

Скарлетт: Олицетворение высказывания «ни себе ни людям». Собака на сене. С женой, пока её не украли, он не всегда вёл себя благородно и честно.

Джейн: Этайн, камень преткновения двух королей. Не ждите тут кельтский вариант Елены Прекрасной. Никаких общих черт с образом роковой женщины. Красива, умна (правда, умна), способна сопереживать, справедлива и честна. Сердце героини помещает в себе невероятной силы любовь. Ради такой женщины стоит повоевать. Околдованный Мидиром вариант Этайн немного похож на киборга. То есть, персонаж становится… менее ярким, что ли. Этайн-жена-Мидира заботлива, искренна и добра, и в то же время немного кукольна. Собственно, похититель и обращается с ней как с драгоценной куклой, то бережно погружая ее в зачарованный сон, то подсовывая поднос с лакомствами.

Скарлетт: Согласна с Джейн. Мне очень нравилась героиня в первой части. Как только Мидир заставил её себя полюбить, Этайн стала такой же дурочкой, как и сам король. «Ах, люблю, ах, моё сердце…» Это мило, но очень уж много!

Джейн: Мэллин, младший брат Мидира. Неугомонный, гиперактивный, во-все-дырки-затычка. Без участия Мэллина не обходится ни одна важная сцена. Совершеннейший трикстер. Отношения со старшим братом у персонажа не складываются, Периодически совершает безумные поступки, изрекает туманные пророчества и вообще, мастерски помогает находить выходы из тупиковых ситуаций. Не менее искусен персонаж в нахождении приключений на свою долю. Регулярно получает на орехи от брата и замкового повара.

Скарлетт: Единственный, кто разбавляет скучную вторую часть.

Джейн: Джаред, племянник Мидира и Мэллина. Советник короля. Мистер сосулька. Воплощенный глас рассудка. Сдержанный, корректный, правильный. Готовый пожертвовать собственным счастьем ради дорогого ему человека, эээ, то есть ши.

Скарлетт: Интересный герой, жаль, про него в романе мало.

Джейн: И еще много ярких, интересных, но совсем дальнеплановых персонажей.
В целом, проработка героев хороша. Разная манера речи, особенности поведения, все это есть. Персонажи привлекают, за их судьбой интересно следить. Добавляет удовольствия и колорит кельтских легенд. Когда в персонажах романа главных, второстепенных, ты можешь узнать прототип, это приятно.

Скарлетт: Согласна с Джейн. Работать с героями автор умеет, не поспоришь.

Джейн: Единственное, что меня смутило, так это ввод достаточно большого количества новых лиц в заключительных главах романа. Введенные последними персонажи описаны куда более скромно. На фоне разворачивающихся событий, понятно, не до проработки психологии новичков. Но вот мне “свежие” герои под конец старой истории показались притянутым за уши.

Скарлетт: И лично мне всё больше кажется, что и сюжет, и героев авто вводит не потому, что этого требует логика, а потому что так хочется. Отсюда неразбериха, странная концовка и боги из машины в лице некоторых героев, без которых можно было легко обойтись.

Мир

Джейн: О, этот непередаваемо дивный мир кельтских легенд! Я могу еще долго издавать восхищенные междометия. Мир романа хорош. Автор уводит тебя под холмы, где живут прекрасные бессмертные существа, где творится магия.
В романе создана страна древних кельтов, живущих по соседству с тем, кого сейчас мы зовем Дивным народом, фэйри, эльфами. Страна, где авторитет друидов огромен, где по земле людей могут бродить в поисках развлечения бессмертные ши.
Любовно проработаны описания земель, обычаев, одежды. В именах богов, в названиях чувствуется, приложенные старания.
Есть примечания и иллюстрации (ладно, ссылки на иллюстрации). Примечания, кстати, очень нужны, потому что разобраться в хитросплетениях обычаев и имен сложно. Что странно, к концу романа примечания пропадают. А вот необходимость в них — нет.

Скарлетт: В принципе, Джейн всё уже сказала. Добавлю только, что миром я наслаждалась – он очень красив. Я много читала фэнтези на основе кельтских легенд, в основном, зарубежного, и мало где видела проработку мира подобную этой. Мат. часть автор знает, любит – это огромный плюс. Уже за одно это автору спасибо.

Язык

Джейн: Поэтичный, богатый на описания, правильный. Повествование неспешно. Немало архаизмов, но они к месту.
Интересная особенность — в названии каждой главы обыгрывается слово “вереск”.
Вереск, вообще, лейтмотив романа. Мидир зовет свою возлюбленную Фрох — вереск, героиня ассоциируется с ним.

Скарлетт: Мне тоже нравится язык, он красив и гармоничен. Так что в качестве примера я просто приведу маленький отрывок из романа:

— Для вас я только друг! Как ярок сердца стук, как горек этот круг, как звонок серп луны, кем вы озарены… Это вам вместо цветов.

— Вы поэт!

— Я король. Кроме всевозможных законов и правил владения оружием и магией, в меня вколачивали основы стихосложения и знание танцев.

— Надеюсь, не палкой?

— Каленым железом, — усмехнулся Мидир, надеясь обернуть все в шутку.

Но Этайн не рассмеялась: посерьезнела, даже погрустнела.

— Пожалуй, цветы тоже не помешают, — щелкнул он пальцами, и с неба посыпались розовые лепестки. — Фрох* тянется к фроху.

Смех Этайн рассыпался по пригорку и погас. Мидир, уходя за грань пространства, рванул в небо.

Замер на высоте птичьего полета, осмотрелся. Ледяной ветер ласкал разгоряченную кожу и успокаивал дух.

Множество огоньков пылало подле елового леса, где собрались волки. В Черном замке горел серебристый огонек Джареда, ярко-алый — Алана. Танцующие пары в зале королей виделись цветными огнями, а вот желтой капельки Мэллина и впрямь не было видно нигде.

Вывод

Джейн: История украденной любви хороша. Завязкой, изложением, проработкой. Но конец. Именно окончание романа снизило балл оценки. Я не ждала хэппи энда. Я ждала внятного завершения, а получила “обожемойчтотутващетворится”. Внезапно зашедшие в сюжет новые герои, неожиданная смена повествователя, глобальные перемены в мире, скомканное объяснение происходящего.
Недоумеваю. Печалюсь.

Скарлетт: Те же мысли. Читая начало и завязку, я восхищалась, я думала, что нашла нового «любимца», что эта книга получит десятку… Увы, автор слила не только финал, но и середину. Я была очень разочарована. Такая проработка, такой конфликт, такое знание мат. части – и такие грубые сюжетные ошибки!.. Жаль. Очень жаль.

Впрочем, тем, кто не против читать флафф, долгий, очень долгий флафф без развития… роман подойдёт. Остальным рекомендую только первую половину. Она прекрасна.



Оценка: 7 из 10.
Мидир: "столько слов и все про меня?!"

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль