Нужна ли поэту теория стихосложения? / Крупные формы: поэмы, баллады, эссе. / Сатин Георгий
 

Нужна ли поэту теория стихосложения?

0.00
 
Нужна ли поэту теория стихосложения?

 

 

От добрых замыслов немного толку,

Когда твой слог коряв или неряшлив.

(Ли Гюбо. 1169-1241 гг. Корея)

 

 

Побудительным мотивом для размещения на сайте этой статьи послужил ответ одного из пользователей сайта на мой комментарий к его стиху. Я указал некоторые погрешности в стихе, желая, естественно, повышения качества этого произведения. В ответ я получил: "Прежде чем создать любой стих, я уже его вижу написанным на бумаге, уже знаю о его существовании на другом плане. Остаётся перенести его на бумагу в реалии. Поэтому говорить о "технических брачках" для меня вообще не имеет смысла как такого". В связи с этим высказыванием и возникает вопрос, вынесенный мною в заголовок статьи.

 

Вашему вниманию, коллеги — «непризнанные поэты», предлагается своего рода цитатник, составленный из высказываний как известных ученых — лингвистов, филологов, стиховедов и др., так и «продвинутых» сетевых авторов. В этом разделе цитаты подобраны с целью переубедить тех начинающих поэтов, которые настойчиво отвергают необходимость даже минимальных познаний основ теории стихосложения. Работы большинства названных авторов цитат приведены в конце этой статьи. Причем, указаны только те работы, которые можно найти через поисковик интернета и при желании бесплатно скачать. Надеюсь, вы продолжите этот список понравившимися вам работами.

 

"Стиховедение считается трудной частью словесности. Еще о Евгении Онегине было сказано: «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить».

Психологически это понятно. Стихи — это поэзия, поэзия — источник самого высокого эстетического наслаждения, простому читателю она представляется чудом. И вот это чудо предлагается разбирать по частям, вместо живых слов следить за безликими ударениями и созвучиями, «алгеброй поверять гармонию». Но ведь у этого процесса есть и другая сторона. Разве не интересно понять не только что именно кажется в этих стихах прекрасным, но и почему оно кажется прекрасным: как переплетение звуков, схожих и разных, ударных и безударных, «подстилаясь» под смысловое содержание стихотворения, придает ему выразительность, которой оно никогда не имело бы в прозе?" (М.Л.Гаспаров)

 

"К любому, кто занимается творчеством, предъявляется три основных требования: талант, мастерство и осмысленность, то есть в определенном смысле — возможность, умение и стимул.

Поэт должен сознательно или подсознательно ответить на три риторических вопроса: «Что написано?», «Как написано?» и «Зачем написано?».

Если для поэта его стихи — не поверхностное увлечение (никому не нужное) и он не обуреваем гордыней, не считает, что всего уже достиг и нельзя менять ни слова в его ниспосланных свыше произведениях, тогда в нашем случае ему необходима теория, поэтическая школа ...

Неумелость и беспомощность еще не означают отсутствие таланта." (М.Швец)

 

"Да, писать стихи гораздо проще, когда они идут изнутри, а не отталкиваются от теории. Тем не менее, чтобы стихотворение было не просто искренним, а красивым и наполненным смыслом, нужно хотя бы немножечко разбираться в технике."

(Т.Скоренко)

 

"Технике стиха можно и должно учиться. Талант поэта, истинное золото поэзии может сквозить и в грубых неуклюжих стихах — такие примеры известны, но вполне выразить свое дарование, в полноте высказать свою душу поэта — может лишь тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства."

(В.Брюсов)

"Прежде всего надо усвоить, что никаких стиховых «правил» в виде внешних, кем-то установленных норм нет. Есть определенные объективные условия построения поэтической речи и, в частности, стиха, и эти условия вступают в сложное взаимодействие с субъективными устремлениями творческой мысли.

Поэзия пользуется языком, живой речью, и законы этой речи не могут быть обойдены.

«Правила» не вырабатывал и тем более не придумывал никто. Они проистекают из норм языка, из норм мышления, из математических и психофизиологических норм ритма в их сложном взаимодействии друг с другом и с тем содержанием — идейным, предметным и эмоциональным, — которое стремились воплотить поэты, движимые, в свою очередь, бесчисленным количеством факторов, от узколичных до широкоисторических.

Теория стиха — это обобщенная практика; техника — приложение выводов теории к новой практике."

(Г.Шенгели)

 

"Поэтический мир поэта складывается не только из его образов и тем (материала), но еще из законов, связывающих образы в единое целое, которые, с известной долей условности, можно назвать инструментом.

Кроме основных (базисных) законов языка от грамматики до лингвистики поэтический язык живет (движется, развивается) по своим особенным законам — правилам стихосложения …

Почти в каждом стихотворении имеются: образы, рифмы, строфы, ритм, все вместе выражающие неповторимую индивидуальность автора." (М.Швец)

 

"Стих представляет собой особый тип речи, своеобразную выразительную систему, по-своему использующую самые различные языковые элементы и образующую новое и самостоятельно стилистически функционирующее языковое целое, подлежащее, в частности, и лингвистическому изучению. Стихотворный язык ни в какой мере не сводится только к ритмической его организации, на которую чаще всего указывают. Слово в стихе звучит иначе, чем в других типах речи, и играет значительно более самостоятельную роль. Стихотворные паузы представляют собой резко усиленные в своем качестве словоразделы внутри стихотворной строки и в конце ее. Несравнима с другими типами речи и звуковая организация стиха. Об этом свидетельствует не только рифма, но и вообще особая роль звука в стихе, его влияние и на интонацию стиха, и на его лексику." (Л.И.Тимофеев)

 

"Искусство требует жертв. И жертвой должен быть автор, а не его читатели и коллеги."

(Т.Бондаренко)

 

"Не обольщайтесь: если Бог не дал вам таланта, никакая технология не поможет. И не надо на это обижаться." (С.Щепотьев)

 

Рекомендуемая литература:

1. Тим Скоренко. Учебник стихосложения. Работа опубликована на сайте автора, который является автором и исполнителем авторской песни и сетевым поэтом (г. Минск). Работа полно и очень доступно рассматривает все основные вопросы теории стихосложения. Наиболее полезна для начинающих, да и «продвинутых» поэтов. В книге приведена очень интересная статья Леонида Каганова «Как не надо писать стихи».

2. М.Швец. Технология русского стихосложения.

С.Пб, «ЛЕКС СТАР», 2002. — 96 с.

Первая книга литературного (не профессионального) современного критика. Легко и доступно изложены основы современной теории и практики русского стихослагательства. Предназначается для молодых начинающих авторов.

3. Тимофей Бондаренко. Основы стихосложения — современный взгляд. Автор — сетевой поэт. Работа очень полемична. В основном посвящена ритмике стиха, в преломлении которой рассматриваются все основные стиховые параметры.

4. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х — 1925-го годов в комментариях. М., «Высшая школа», 1993 — 272 с.

Михаил Леонович Гаспаров (1935-2005 гг.) — известнейший советский и российский филолог-стиховед. В книге на примерах стихов поэтов «серебряного века» подробно рассматриваются все аспекты теории стихосложения. Очень интересное и полезное пособие для поэтов, особенно начинающих.

5. Шенгели Г.А. Техника стиха.

Георгий Аркадьевич Шенгели (1894-1956 гг.) — поэт, переводчик, филолог. «Техника стиха» — последняя и незавершенная его работа. В книге решается центральная стиховедческая проблема — взаимоотношение языка и стиха. Книга имеет более 300 стр. текста, хорошо иллюстрированного классическими стихами. Излагаются вопросы ритмики, размерности, рифмы, строфики. Написана доступным языком и вполне приемлема в качестве учебного пособия для поэтов различного квалификационного уровня.

6. Кожинов В.В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества. М., Алгоритм, 2001. — 320 с. Книга теоретизирована, сложна для начинающих поэтов. Рассматриваются вопросы содержания и формы поэзии, природы стиха, ритмики, интонации, размерности.

7. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., Аспект Пресс, 1999 — 334 с.

Учебное пособие, переиздание учебника 1931 г. Предназначено для студентов и преподавателей гуманитарных вузов. Рассматриваются вопросы поэтической лексики, стилистики, синтаксиса, метрики, тематики, жанры.

8. Н.А.Богомолов. Краткое введение в стиховедение.

9. Этика символистического стихосложения.

10. Б.И.Осипов. Русские стиховые системы.

11. К.Тарановский. О поэзии и поэтике.

12. В.Е.Холшевников. Основы стиховедения. Русское стихосложение.

13. В.Брюсов. Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам.

14. И.Сельвинский. Студия стиха.

15. Б.В.Томашевский. Поэтика.

16. Варлам Шаламов. Заметки о стихах.

  • В сказочной круговерти / Саркисов Александр
  • Тюрьма или крепость?  / Легкое дыхание / Изоляция - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Argentum Agata
  • Next 13-> / Крылья мечты / Сима Ли
  • Нас / В пути / point source
  • Мочалка, жаждущая справедливости. / Старый Ирвин Эллисон
  • Друг моего друга / Махавкин. Анатолий Анатольевич.
  • А был ли Бед Мороз? / А был ли Дед Мороз? / Скрипун Дед
  • Афоризм 415. О взятках. / Фурсин Олег
  • Время Героев / Тебелева Наталия
  • Птицы / KT-1
  • Лекарство / Art_Leon_Read

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль