- Записи (113)
- Комментарии (14367)
Конкурс крупной прозы /
Анс. Обзор конкурсных произведений
(617)
- Чепурной Сергей
- 7 августа 2015, 23:30
- 1
Сергей Чепурной говорит, что выбор сделан до начала повествования Алой буквы. А всё остальное катится по наклонной вследствие этого сделанного за кадром выбора. То есть, то, что нам кажется выбором, на самом деле — логика поведения персонажа в определённых, заданных условиях и при определённом характере. Вот и всё, что в данном случае говорит Сергей Чепурной.
Конкурс крупной прозы /
Анс. Обзор конкурсных произведений
(617)
- Чепурной Сергей
- 7 августа 2015, 23:21
Так ведь не зря ж поэтому некоторые критики и смотрят на «Портрет Дориана Грея» как на художественную автобиографию самого Уайльда. Эдакий «Герой нашего времени» по-викториански.
Конкурс крупной прозы /
Анс. Обзор конкурсных произведений
(617)
- Чепурной Сергей
- 7 августа 2015, 23:17
Не-не-не, это — две большие разницы. Или проектируется ситуация как результат некоего невидимого нами выбора, и мы имеем дело уже с определённой обстановкой, в которой героям просто не остаётся времени ни на выбор, ни на какие-то раздумья, а просто действовать по обстоятельствам; или же — ситуация Братьев Карамазовых, когда прямо в зале суда Катя ломает судьбу своего возлюбленного, хотя до этого она, по её признанию, давала лжесвидетельства с целью его спасти. Или же — метания Ивана Карамазова. Или же — вон тот его разговор с Алёшей, после которого тихий схимник Алёша отвечает «Расстрелять» (там речь об изверге одном шла)…
Я вот о чём говорил. Есть выбор, который — да, заложен в сюжетную линию романа. Есть сюжетная линия как результат некоего закадрового выбора. К этому выбору может относиться и набор качеств идеального героя, который потом, в ситуации псевдо-выбора, только подтверждает то, что заложено в него изначально. Пример? — да хотя бы тот же Тристан и Изольда. Или Айвенго Вальтера Скотта…
Конкурс крупной прозы /
Анс. Обзор конкурсных произведений
(617)
- Чепурной Сергей
- 7 августа 2015, 22:52
Убийство в данном случае — это гипертрофированное явление. Просто так более доходчиво объясняется человеку, что он убивает не только тех, кто вокруг себя, своим безрассудством, не только тех, кто ему дорог, но и самого себя. Метафорическое убийство человека в человеке, которому Уайльд придал конкретную осязаемую форму. Для пущей убедительности. И убийство портрета в данном случае — вполне закономерно. Убил другого — убил себя. Непробиваемая логика.
Конкурс крупной прозы /
Анс. Обзор конкурсных произведений
(617)
- Чепурной Сергей
- 7 августа 2015, 22:48
- 1
Отсюда вывод — установка на идею закладывалась за рамками романа. А весь роман эта идея постепенно реализовывалась. То есть, выбор священника в данном случае сделан до того, как начинается история.
Конкурс крупной прозы /
Анс. Обзор конкурсных произведений
(617)
- Чепурной Сергей
- 7 августа 2015, 21:54
- 1
Я так и подозревал, что этим дело закончится.
Конкурс крупной прозы /
Анс. Обзор конкурсных произведений
(617)
- Чепурной Сергей
- 7 августа 2015, 21:53
Ну а я — о Стругацких. Приплыли, называется…
Конкурс крупной прозы /
Анс. Обзор конкурсных произведений
(617)
- Чепурной Сергей
- 7 августа 2015, 21:51
Почему бездумно? Он осознавал. Но вот если бы он был другим — не таким совестливым, что ли — он мог бы и не пойти. Это — да. А так… Вы сами знаете, что «наказания без преступления не бывает. Ему бы надо было с бабами своими разобраться да пистолеты не разбрасывать где попало» ©. Тоже — не Готорн, но — в тему.
Конкурс крупной прозы /
Анс. Обзор конкурсных произведений
(617)
- Чепурной Сергей
- 7 августа 2015, 21:49
А Вы, когда читали Дориана Грея, верили в то, что он сможет остановиться на пол-пути? Я лично — нет. И как раз потому, что он — сын своего общества. Уайльд знал, о чём писал, и что описывал. И, возможно, поэтому роман вызвал такой скандал в Британии — он просто не оставлял Грею никакого шанса на выбор. Его сделали таким. И выбрали, по сути говоря — за него.
Конкурс крупной прозы /
Анс. Обзор конкурсных произведений
(617)
- Чепурной Сергей
- 7 августа 2015, 21:36
- 1
Но не текущего выбора. Есть некая предопределённость решений, которая заложена изначально человеком вследствие какого-то главного решения. Оно может быть не видно глазу. В обсуждаемом нами романе оно может выноситься за скобки. Но вот эти самые муки, о которых вы говорите — это его проявления. Говоря высоким штилем — расплата за совершённое ранее. То, что нам кажется и преподносится нам как результат свободного выбора.
Конкурс крупной прозы /
Анс. Обзор конкурсных произведений
(617)
- Чепурной Сергей
- 7 августа 2015, 21:32
Нет, изначальное падение — это у Жану-Батисту Греную.
Да вот тут тоже не так однозначно всё… Человек, рождённый без запаха, сначала пытается найти себе подобного; потом найти свой запах; а потом пытается его создать. И вот эта попытка создания — и есть его выбор в сторону первого убийства. Мне как-то это более ясно видится
Конкурс крупной прозы /
Анс. Обзор конкурсных произведений
(617)
- Чепурной Сергей
- 7 августа 2015, 21:29
Думаю, что там и не могло быть иного варианта развития событий. Возможно, Оскар Уайльд хотел сказать, что не все грехи можно замолить или исправить. Есть некая черта невозврата ))
Джет, прекрасно сказано. Но это — следствие изначальной посылки в романе. «Бойтесь равнодушных — именно с их молчания на земле происходят убийства и предательства». Это — не Оскар Уайльд, а всего лишь Бруно Ясенский, но — очень в тему. Изначальное равнодушие Грея и его погоня за удовольствиями — это то, с чем он уже появляется нам. Дальше — логика его поведения. А то, что он пытается исправиться… Вы считаете, это всерьёз? Он просто стремится избежать наказания. Успокоить совесть.
Нечто похожее у Стивенсона в «Джекиле и Хайде». Но там как раз выбор прописан: письмом доктора Джекила. Он подробно объясняет, почему он стал превращаться в Хайда. А у Уайльда мы только созерцаем…
Конкурс крупной прозы /
Анс. Обзор конкурсных произведений
(617)
- Чепурной Сергей
- 7 августа 2015, 21:23
Ну да, как раз это-то и отравляло ему радости светской жизни.
Конкурс крупной прозы /
Анс. Обзор конкурсных произведений
(617)
- Чепурной Сергей
- 7 августа 2015, 21:22
Не могло её то общество, которое и засадило её в тюрьму, в те времена простить. Не доросло оно ещё до такого прощения. И Эстер на интуитивном уровне это знала — с самого начала, когда выбрала этот путь с точки зрения общества.
И священник по той же причине встал к столбу. Это — не выбор как таковой; это — логика поведения персонажа.
Конкурс крупной прозы /
Анс. Обзор конкурсных произведений
(617)
- Чепурной Сергей
- 7 августа 2015, 18:35
В глобальном смысле я выбора не увидел. Конечно же, Алая буква — это роман о нравах и морали пуританского общества, но именно в силу этого у Эстер и нет никакого особого выбора. Она — дитя этого общества. Свой выбор она сделала за рамками романа. Результат — она в тюрьме. Она вышла из тюрьмы уже заклеймённой. И её история — эта история борьбы за существование. Но в условиях уже сделанного выбора…
Если угодно, это можно считать романом о последствиях выбора. Что, собственно, на мой крайне скромный взгляд, ничуть не менее интересно и достойно, чем роман с офигительным моральным выбором посередине сюжета.
Конкурс крупной прозы /
Анс. Обзор конкурсных произведений
(617)
- Чепурной Сергей
- 7 августа 2015, 18:31
А о чём таком глобальном мог переживать юноша, похожий на Аполлона, к тому же баловень судьбы?
Конкурс крупной прозы /
Анс. Обзор конкурсных произведений
(617)
- Чепурной Сергей
- 7 августа 2015, 18:30
Мы изначально имеем дело с падением — и в том, и в другом случае. Нас ставят перед фактом. И вопрос только в том, насколько умело подана та или иная история падения.
Выбор был бы в том случае, если бы посреди романа решалась судьба героя. Как в Гамлете, например. А так… По-моему, если здесь о чём-то и можно говорить, то о случае рока. О влиянии рока, рокового выбора на жизнь героя. Причём выбора, сделанного до начала повествования.
Поэтому я и считаю эти книги примером отсутствия морального выбора героя.
Лето, море, отпуск… - ЗАВЕРШЁНЫЙ ЛОНГМОБ /
Чепурной Сергей - Последний танец Мэри Джейн
(33)
- Чепурной Сергей
- 7 августа 2015, 18:12
Оффтопик
Если тут повторяющийся парный союз во второй части предложения, то перед последним «с» нужна запятая. А если это не парный союз. а тавтология, лучше сформулировать — «и сырье с продуктами питания», — потому что на данный момент получается запутанно.
Да, согласен. Упустил как-то. Подкорректирую обязательно.Успехов Вам!
Спасибо.
Лето, море, отпуск… - ЗАВЕРШЁНЫЙ ЛОНГМОБ /
Чепурной Сергей - Последний танец Мэри Джейн
(33)
- Чепурной Сергей
- 7 августа 2015, 16:52
Оффтопик
Да, еще — очень любите союз «и» ))
Да, есть такое. Он как раз настраивает на определённый стиль повествования — внешне спокойный, будто бы ни о чём, но напряжённый внутри. Но признаюсь — злоупотребляю им иногда. Хоть и воюю с этим.И в начале слегка усложненные фразы, дающие сбивчивый ритм; там еще где-то запятая пропущена…
Вы имеете в виду начало рассказа? Хотелось одним предложением дать всю картину в целом, не ратягиваться на описания в пол-рассказа. Меня и так обругали в своё время за излишнюю описательность антуража.«Против ожидания» — не лучше ли «вопреки ожиданиям»?
Я подумаю, Агата, спасибо за замечание. Изначально хотелось сохранить нелитературный стиль пересказа — ну или хотя бы привнести в рассказ оттенок пересказа. Но, наверно, не очень удачно…«Однажды одного бойца ранили»
— в общем-то, тоже старался выбирать именно повествующую форму… Но, возможно, и неудачно.Мне напомнило стиль Ремарка, — экзистенциально спокойный и в то же время глубоко драматичный.
Я люблю Ремарка, если честно. И то, что рассказ напомнил Вам именно его стиль — это для меня очень большой комплимент и в некотором роде даже показатель. Спасибо Вам — и за то, что прочитали, и за то, что напомнило
Конкурс крупной прозы /
Анс. Обзор конкурсных произведений
(617)
- Чепурной Сергей
- 7 августа 2015, 05:34
Не только Вы и не только в Мастерской.
По сути говоря, литературоведение давно уже запуталось в том, что есть что и на каком основании.