Но в том-то и дело, что фашисты разбежались по всему миру и вон, в Канаде улики поставили да медком торгуют. А Канада их не выдает. И никаким раскаяньем там и не пахнет.
Так вот как раз как юрист Вы наверняка отличаете коллективную ответственность от индивидуальной. И вряд ли стоит подменять одно понятие другим.
Вот для примера у меня в детстве была шикарная книжка, большая богато иллюстрированная, изданная в СССР, называлась «Сказки народов Севера и Дальнего востока» И каждая сказка там была подписана: ненецкая сказка, эвенкийская сказка, якутская сказка, юкагирская сказка… Примерно такая же книжка кавказских сказок была, и отдельно — цыганских.
Какая еще страна может похвалиться подобным?
Ну вот если бы я был знаком с англоязычными книгами — теми, которые в Великобритании выпускают, — то наверняка бы там нашлись сборники кельтских легенд, валлийских, уэльских… И это я уже не упоминаю о «Песнях шотландской границы», изданных ещё Вальтером Скоттом…
Ох, Сергей, опять вы раздуваете спор о промытых мозгах, да?
Я о промытых мозгах, заметьте, не сказал ни слова. А то, что мы по-разному смотрим на одни и те же факты истории — это не промывка. Это нормально. Два разных человека не могут одинаково смотреть на одно и то же, особенно когда это касается различных спорных вопросов бытия. Промывка — это намеренное искажение фактов или замалчивание очевидных.
После 40-х жили у нас на Алтае, в свои региональных образованиях, всегда выбирали в главы администрации немцев, всегда имели свои СМИ на родном языке. До сих пор у нас есть районы компактного проживания немцев, несмотря на то, что в 90-е много уехало в Германию.
И вот что-то мне думается, что при всех этих пряниках, если бы в своё время им предоставилась возможность уехать — уехали бы. Просто уезжать, наверно, было некуда. Как тем полякам, которые в Северный Казахстан оказались высланы. Довелось мне как-то пообщаться с некоторыми из них — уже тут, в Украине. Это было интересное общение, смею Вас заверить…
А то, что в 90-е немцы с Алтая не все уехали — ну что ж, даже камень мхом обрастает…
А что с ними? Живут себе в Крыму сейчас, крымско-татарский язык даже признан одним из региональных языков делопроизводства. Если бы был геноцид, их бы не было, но они же есть, так?
Турки в 1915 году тоже геноцид армян устроили. Но ведь армяне-то есть. Но геноцид-то был. Хоть армяне и остались…
Аналогично. Чеченская республика была всегда, в том числе и при СССР.
Воспоминанья только потревожь я,
Всегда одно: «На помощь! Караул!»
Вот бьют чеченов немцы из Поволжья,
А место битвы — город Барнаул… (В. Высоцкий. Аж 1978 год.)
Вот и вы считаете, что русские вам виноваты, что вы плохо живете. А на самом деле — сами все, сами, никто вам не виноват.
А этого у меня нигде не сказано. Не стоит мне приписывать то, что я не говорил...
Это не те, что поляков, евреев, русских сами резали? Это были другие какие-то западные украинцы?
Председатель жюри 46-го Берлинского кинофестиваля (1996);
Президент Российского фонда культуры (с 1993 года по н/в);
Член президиума совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству;
Член совета по кинематографии при Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Член совета директоров ОАО «Первый канал»;
Председатель правления ООО «Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова»;
Член совета директоров компании «Синемапарк»;
Президент Московского международного кинофестиваля;
Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России;
Член комиссии Национальной академии искусств и наук России по выдвижению российских фильмов на «Оскар»;
Представитель России в Европейской киноакадемии;
Участник российско-итальянского Форума-диалога по линии гражданских обществ;
Член совета по информационной политике Союза России и Белоруссии;
Член конкурсной комиссии по созданию гимна Союза России и Белоруссии;
Член президиума Всемирного русского собора;
Сопредседатель совета Российского земского движения;
Член экспертного совета премии «Человек года»;
Почётный профессор ВГИКа;
Председатель попечительского совета конкурса студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна»;
Почётный председатель жюри Литературной премии имени Горького;
Член попечительского совета Благотворительного фонда поддержки творческого наследия Микаэла Таривердиева;
Председатель творческо-экспертной комиссии по присуждению премий Центрального федерального округа в области литературы и искусства;
Член общественного совета Приволжского федерального округа по развитию институтов гражданского общества;
Член попечительского совета по возрождению мужского монастыря Коренная пустынь (Курская область);
Член попечительского совета Фонда содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана;
Член попечительского совета Отечественного футбольного фонда;
Сопредседатель попечительского совета по сохранению наследия Соловецких островов;
Олимпийский посол заявочного комитета «Сочи-2014»;
Председатель Общественного Совета при Министерстве обороны;
Президент Совета Российского союза правообладателей
Член Попечительского совета благотворительного фонда Олега Дерипаски «Вольное дело»
Член Попечительского совета Благотворительного фонда Святителя Василия Великого
И я, наверно, должен поверить в то, что члены всех этих организаций не имеют собственного мнения, а лишь полностью согласны с мнением их председателя, сопредседателя, почётного председателя, почётного профессора, посла, президента, участника, представителя… И вообще его устами глаголет истина. А остальные все — нишкните перед ним…
И с какого бы это перепугу Германия извинялась бы за фашизм и Холокост — если б победила?
Или что-то в поведении фашистов в сорок первом, сорок втором, сорок третьем, сорок четвертом или даже в сорок пятом — свидетельствовало о том, что они раскаялись в совершенных преступлениях? Сами, внезапно? Может, Советской армии не пришлось раскаявшихся фашистов гнать до самого Берлина? Может, никто не бросал в бой в последние дни гитлерюгент? Может, никто из фашистов не мечтал о том, что вот-вот, еще день-два и будет разработано страшное оружие?
Или они все тикали в Бразилию, Канаду и Штаты — от великого раскаяния, может быть? ))) И потом скрывались всю оставшуюся жизнь — тоже наверно потому что раскаялись и мечтали понести заслуженное наказание? )))
Все очень просто. Если бы фашисты победили — то истребили бы всех евреев вовсе, по всему миру, и некому было бы заявить про Холокост ))) И не перед кем было бы извиняться.
И работали бы мы сейчас в рудниках. Если б вообще родились, что далеко не факт.
Джет, вот Вы ж даже не поняли смысла моего комментария, а почти слово в слово повторили всё, что сказал Мааэринн. А ведь я с первого раза всё понял, как ни странно. Повторять мне было вовсе не обязательно. А смысл моего послания был очень простым. И заключался в следующем: времена — не те. И современной Германии не было нужды в очередной раз извиняться за то, что она и так осудила очень и очень давно. Но она это сделала. Я не даю оценку этому поступку, хотя он мне весьма симпатичен — но в то же время я понимаю и другое: если человеку всю жизнь вдалбливать в голову, что он виновен изначально в том, что его предки когда-то совершили страшное преступление, в конце концов происходит обратная реакция: он задаёт вопрос «А почему я виноват в грехах своих предков?» Вы этого хотите — подобных вопросов? И то, к чему это может привести?
И дело вовсе не в том, что её победили. К этому — в том числе — и относился мой пассаж про Геббельса и Мать Терезу. Публичное покаяние в подобных вопросах — это не способ заработать для себя дополнительные бонусы в чьих-то глазах. Это именно порыв от души. А если задаться целью, то — повторю — можно и в жизни Матери Терезы найти корысть и желание заработать бонусы. Только вот я, наверно, странная натура — я не ищу подводных камней и второго дна в вопросах отношения к разным фактам истории и их моральной составляющей.
Не, Ир, это не разбор.В данном туре разбирать особо нечего по той причине, что мини действительно сильные. Тут уже я высказал только личные впечатления. Ну а что ошибки в глаза бросились… ну там они такие явные, что мимо них пройти как-то совсем было никак…
А за цветочек — спасибо. Надеюсь, никто из авторов не обиделся — я в этот раз и так старался очень мягко
. Её можно понять так, что девочка или попрошайничала, или сама промышляла таким вот оригинальным способом: подкладывала под ноги прохожим игрушки, затем быстро воровала у них кошельки и возвращала за символическую плату — вкусный обед. Даже если это и замысел автора (но тогда какая-то уж очень ловкая девочка получается), то концовка фразы — лишняя. Просто — «я тебя тут жду, жду...» И — ошибка: обычно невысказанная речь в виде размышлений, внутреннего голоса и т.д. оформляется кавычками, а не тире.
2.
Люди разного возраста с транспарантами и плакатами стояли и что-то кричали, гневно размахивая руками.
Почему ж они кричали «что-то», если и так понятно по сюжету, что именно они кричали? Профессор не слышал слов, но тем не менее прекрасно понимал. по какому поводу шум поднялся. То есть — ИМХО — эта фраза нуждается в переделке. И — та же ошибка, что и в первой миниатюре.
3. Понравилась. Обратная сторона сказки…
4. Эпиграфом к этой миниатюре вполне мог бы стать не мудрый Фирдоуси, а фольклорно-анекдотное: «Хоронили тёщу — порвали два баяна». Начало какое-то… чересчур циничное, что ли.
5. История+мистика, однако… Мериме напомнило — «Видение короля Карла Девятого». Только вот непонятно, чего же здесь больше: истории или мистики? И к чему относились последние слова женщины: к её видению или к болезни мальчика?
6. Тоже забавно — в духе третьей мини. Почему-то так и думал, что обязательно кто-то из авторов коснётся вечных тем.
7. По духу миниатюра родственна эпизоду из Терминатора-2, когда герои едут убивать учёного. Написана хорошо. И оборвана в интересном месте… Грамотно оборвана.
8. Какой сюжет знакомый…
9. Вроде и простенько, а — понравилось… «Мир меняется в зависимости от того, как человек на него посмотрит» (Роберт Хайнлайн).
Хорошие миниатюры. Есть предсказуемые, есть оригинальные, но все сделаны на очень хорошем уровне. Первым двум подправить технику — и всё будет супер. Спасибо, авторы.
Топ:
1 — №3 (тут и сомнений не возникло, и, наверно, даже сам автор в этом не сомневался).
2 — №9 (а всё-таки хочется иногда вот такой вот наивной веры в то, что ты сам можешь управлять собой и тем, что вокруг тебя...)
3 — №6, «Спор о добре». Просто — позабавило. Хотя на этом месте мог бы быть и №7.
Только о том, что виноват побежденный. В человеческом обществе это общепринятая практика: кого победили, того и судят, кого осудили, тот и платит.
Общепринятая — не всегда значит правильная. Особенно в вопросах вины и ответственности. И Россия, кстати, уже законодательно эту норму закрепила, отменив верховенство международного права на своей территории.
А это тут причем?
Это относилось к
Возможно, он был чистосердечен в своем порыве, но я не давал ему права выступать от моего имени. А кто дал? Почему он решил, что может говорить за всю Россию, независимо от того, что бы он ни говорил.
. Я, например, в его искренности не сомневаюсь. А кто ему делегировал такие полномочия… Те же, кто дал право Михалкову и Табакову прилюдно в своих выступлениях унижать соседний народ. Вы ж такого права не давали, не так ли? А они не только своё мнение высказывали…
А я утверждаю, что это именно так.
Значит, я утверждаю неэтичность данного высказывания.
И то правда… А такой термин, как советский человек (или «хомо советикус») Вам ни о чём не говорит? А геноцид по национальному признаку Вам ничего не говорит? Мне начать перечислять тех, кто изведал сие сомнительное удовольствие? Загибайте пальцы, Мааэринн, я историю не хуже Вас знаю:
— немцы Поволжья;
— крымские татары;
— чеченцы;
— западные украинцы;
— евреи (создание на Дальнем Востоке Еврейского автономного округа с центром в Биробиджане как раз и планировалось под еврейскую землю обетованную — пока Израиль не образовался).
А шуточки в стиле «Разделяй и властвуй» — как, например, отнять у Азербайджана Нагорный Карабах (при том, что он находится на его территории) и отдать его Армении?
А та ненависть, с которой из Средней Азии выгоняли в конце 80-х годов всех русских и русскоязычных — не результат ли этой самой национальной политики?
А Вы — про «казахское кино...» Знаете, «Весёлые ребята» и «Кубанские казаки» тоже снимались в 30-х — 40-х годах. Да только я сомневаюсь, что Вы, пересматривая их, верите в ту картинку, которая там изображена. В те колхозные столы, ломящиеся от изобилия, посреди послевоенного голода… В то веселье и радость на фоне еженощного страха (помните Ольгу Берггольц — «Хлопнула дверь… Не ко мне» или Ахматову — «Это было, когда улыбался только мёртвый, спокойствию рад...»?)
Вот такое вот «казахское кино от чукотских писателей»… А, кстати, про «чукотских писателей»: Вы можете, не подглядывая в Интернет, назвать хоть одного-двух из достойной плеяды сих монстров от литературы, которые бы прославились хотя бы на уровне Чингиза Айтматова или той же Светланы Алексиевич в бывшем СССР? Таких, чьими книгами бы зачитывались, восхищались, от которых спорили бы и негодовали, которые вызывали бы эмоции и чувства всесоюзного масштаба? Если не сможете — так, может, имеет смысл подумать об уровне и таланте чукотских писателей?
Германия, на минутку, проиграла войну. Потому и извинялась. А если бы выиграла, как думаете, извинялась бы? Или тогда не было бы холокоста?
История сослагательного наклонения не любит — на минуточку. И я б не стал утверждать, что немцы извинялись за фашизм только потому, что они проиграли. Это так же «этично» по отношению ко всей нации, как обвинить Иоанна Павла Второго в том, что он извинялся за инквизицию перед всем миром только потому, что инквизиторы не всех еретиков уничтожили. Если Вы хотите увидеть корысть в каком-нибудь поступке — Вы увидите её даже в жизни Матери Терезы. А если Вы захотите найти оправдание лжи — Вы найдёте оправдание даже Йозефу Геббельсу.
Тут если и надо стараться — на мой скромный взгляд — то лишь в том смысле, чтобы не переносить какие-то плохие черты отдельных людей на всю нацию целиком. Да, злое и негативное ярче воспринимается, но это — не присуще всей нации целиком. Если Европа страдает от арабского терроризма — значит ли это, что все арабы — террористы с рождения? И так можно сказать о каждом.
С брезгливостью ознакомилась с ее интервью: очень много лжи, презрения и гадости — и все это в сторону СССР и его приемника. Напоминаю, что Белоруссия являлась неотъемлемой частью СССР, а значит и ей достается немало грязи.
Долю ответственности за то, в чём Алексиевич обвиняла Россию, несут обычно не государства, а люди. Современной Германии не было нужды извиняться перед всем миром за Холокост и фашизм — но она это сделала. Россия — единственная из всех республик объявила себя полноправной правопреемницей СССР. Значит, она взяла на себя не только победы прошлого, но и его просчёты, ошибки, кошмары… И не Алексиевич в этом виновата. Почему-то все вцепились в неё — а ведь никто не вспомнил, как Ахеджакова костерила Россию на похоронах Рязанова. Никто не вспомнил слова Рязанова незадолго до смерти — о том, что именно он не может простить Ельцину. И что теперь — все мы ринемся клясть вдогонку ушедшего режиссёра и будем плеваться на его «Гараж» и «Иронию судьбы»?
Хотя, если бы она на весь мир не врала о нашей агрессии и злокозненности, я за нее была бы рада, как за писателя, но все портят ее низменные человеческие качества.
А вот — извиняюсь за нескромный вопрос — некий Дмитрий Дюжев в прошлом году в открытую извинялся перед украинцами за Россию. Он тоже лицемерил и врал?
И согласился бы с тобою, Ася, полностью, да вот из-за этого
я не хочу признавать национальности.
не получится…
Хотим мы или не хотим, но национальности мы всё равно будем выделять. И твой спор с Натальей Марущак по поводу названия — это тому доказательство. Пусть и невольное. Но это — частный случай. А главное — почему для нас будут важны национальности — это культура. Уникальность культуры и литературы как раз в том, что она хранит в себе этот национальный колорит. Русская литература тем и велика, что такую литературу можно было создать только в России. Янка Купала уникален тем, что он писал как белорус, а не как латыш или украинец. Герман Мелвилл, будь он каким-нибудь японцем, никогда не написал бы «Моби Дика» — и этим он уникален. И так — за кого не прицепись. И вот из этих уникальностей — заметь, национальных уникальностей — и складывается то, что ещё как-то придаёт человечеству человеческий облик.
В СССР пытались уничтожить национальности. Надо ли кому-нибудь напоминать, что получилось в результате этого?
А во всём остальном — ты права…
Что же до Алексиевич… если человек видит в России преемницу не просто СССР, а худших его черт (и здесь уже вспоминалось, что она написала и «Цинковых мальчиков») — то вина ли в этом Алексиевич?
Ведь если, Лина Львовна, взять кого-нибудь лучше всех, то все остальные будут хуже. А если взять кого-нибудь хуже всех, то все остальные будут лучше. Получается, что все лучше кого-то и все хуже кого-то. А лучше всех быть нельзя, потому что тогда нужно быть лучше самого себя.
А то, что в 90-е немцы с Алтая не все уехали — ну что ж, даже камень мхом обрастает…
Турки в 1915 году тоже геноцид армян устроили. Но ведь армяне-то есть. Но геноцид-то был. Хоть армяне и остались…Воспоминанья только потревожь я,
Всегда одно: «На помощь! Караул!»
Вот бьют чеченов немцы из Поволжья,
А место битвы — город Барнаул… (В. Высоцкий. Аж 1978 год.)
А этого у меня нигде не сказано. Не стоит мне приписывать то, что я не говорил... Это мы помним тоже…Не передёргивайте, пожалуйста. Моё
относилось к мнению, что немцы извинялись исключительно потому, что они проиграли. И простора для софистики здесь нет. Сказано всё достаточно ясно.И я, наверно, должен поверить в то, что члены всех этих организаций не имеют собственного мнения, а лишь полностью согласны с мнением их председателя, сопредседателя, почётного председателя, почётного профессора, посла, президента, участника, представителя… И вообще его устами глаголет истина. А остальные все — нишкните перед ним…
Джет, вот Вы ж даже не поняли смысла моего комментария, а почти слово в слово повторили всё, что сказал Мааэринн. А ведь я с первого раза всё понял, как ни странно. Повторять мне было вовсе не обязательно. А смысл моего послания был очень простым. И заключался в следующем: времена — не те. И современной Германии не было нужды в очередной раз извиняться за то, что она и так осудила очень и очень давно. Но она это сделала. Я не даю оценку этому поступку, хотя он мне весьма симпатичен — но в то же время я понимаю и другое: если человеку всю жизнь вдалбливать в голову, что он виновен изначально в том, что его предки когда-то совершили страшное преступление, в конце концов происходит обратная реакция: он задаёт вопрос «А почему я виноват в грехах своих предков?» Вы этого хотите — подобных вопросов? И то, к чему это может привести?И дело вовсе не в том, что её победили. К этому — в том числе — и относился мой пассаж про Геббельса и Мать Терезу. Публичное покаяние в подобных вопросах — это не способ заработать для себя дополнительные бонусы в чьих-то глазах. Это именно порыв от души. А если задаться целью, то — повторю — можно и в жизни Матери Терезы найти корысть и желание заработать бонусы. Только вот я, наверно, странная натура — я не ищу подводных камней и второго дна в вопросах отношения к разным фактам истории и их моральной составляющей.
И то правда…
«Все говорят, что мы — вместе.
Все говорят, но немногие знают, в каком...» ©
Не, Ир, это не разбор.В данном туре разбирать особо нечего по той причине, что мини действительно сильные. Тут уже я высказал только личные впечатления. Ну а что ошибки в глаза бросились… ну там они такие явные, что мимо них пройти как-то совсем было никак…
А за цветочек — спасибо. Надеюсь, никто из авторов не обиделся — я в этот раз и так старался очень мягко
1. Непонятна вот эта фраза:
. Её можно понять так, что девочка или попрошайничала, или сама промышляла таким вот оригинальным способом: подкладывала под ноги прохожим игрушки, затем быстро воровала у них кошельки и возвращала за символическую плату — вкусный обед. Даже если это и замысел автора (но тогда какая-то уж очень ловкая девочка получается), то концовка фразы — лишняя. Просто — «я тебя тут жду, жду...» И — ошибка: обычно невысказанная речь в виде размышлений, внутреннего голоса и т.д. оформляется кавычками, а не тире.2.
Почему ж они кричали «что-то», если и так понятно по сюжету, что именно они кричали? Профессор не слышал слов, но тем не менее прекрасно понимал. по какому поводу шум поднялся. То есть — ИМХО — эта фраза нуждается в переделке. И — та же ошибка, что и в первой миниатюре.3. Понравилась. Обратная сторона сказки…
4. Эпиграфом к этой миниатюре вполне мог бы стать не мудрый Фирдоуси, а фольклорно-анекдотное: «Хоронили тёщу — порвали два баяна». Начало какое-то… чересчур циничное, что ли.
5. История+мистика, однако… Мериме напомнило — «Видение короля Карла Девятого». Только вот непонятно, чего же здесь больше: истории или мистики? И к чему относились последние слова женщины: к её видению или к болезни мальчика?
6. Тоже забавно — в духе третьей мини. Почему-то так и думал, что обязательно кто-то из авторов коснётся вечных тем.
7. По духу миниатюра родственна эпизоду из Терминатора-2, когда герои едут убивать учёного. Написана хорошо. И оборвана в интересном месте… Грамотно оборвана.
8. Какой сюжет знакомый…
9. Вроде и простенько, а — понравилось… «Мир меняется в зависимости от того, как человек на него посмотрит» (Роберт Хайнлайн).
Хорошие миниатюры. Есть предсказуемые, есть оригинальные, но все сделаны на очень хорошем уровне. Первым двум подправить технику — и всё будет супер. Спасибо, авторы.
Топ:
1 — №3 (тут и сомнений не возникло, и, наверно, даже сам автор в этом не сомневался).
2 — №9 (а всё-таки хочется иногда вот такой вот наивной веры в то, что ты сам можешь управлять собой и тем, что вокруг тебя...)
3 — №6, «Спор о добре». Просто — позабавило. Хотя на этом месте мог бы быть и №7.
И то правда… А такой термин, как советский человек (или «хомо советикус») Вам ни о чём не говорит? А геноцид по национальному признаку Вам ничего не говорит? Мне начать перечислять тех, кто изведал сие сомнительное удовольствие? Загибайте пальцы, Мааэринн, я историю не хуже Вас знаю:
— немцы Поволжья;
— крымские татары;
— чеченцы;
— западные украинцы;
— евреи (создание на Дальнем Востоке Еврейского автономного округа с центром в Биробиджане как раз и планировалось под еврейскую землю обетованную — пока Израиль не образовался).
А шуточки в стиле «Разделяй и властвуй» — как, например, отнять у Азербайджана Нагорный Карабах (при том, что он находится на его территории) и отдать его Армении?
А та ненависть, с которой из Средней Азии выгоняли в конце 80-х годов всех русских и русскоязычных — не результат ли этой самой национальной политики?
А Вы — про «казахское кино...» Знаете, «Весёлые ребята» и «Кубанские казаки» тоже снимались в 30-х — 40-х годах. Да только я сомневаюсь, что Вы, пересматривая их, верите в ту картинку, которая там изображена. В те колхозные столы, ломящиеся от изобилия, посреди послевоенного голода… В то веселье и радость на фоне еженощного страха (помните Ольгу Берггольц — «Хлопнула дверь… Не ко мне» или Ахматову — «Это было, когда улыбался только мёртвый, спокойствию рад...»?)
Вот такое вот «казахское кино от чукотских писателей»… А, кстати, про «чукотских писателей»: Вы можете, не подглядывая в Интернет, назвать хоть одного-двух из достойной плеяды сих монстров от литературы, которые бы прославились хотя бы на уровне Чингиза Айтматова или той же Светланы Алексиевич в бывшем СССР? Таких, чьими книгами бы зачитывались, восхищались, от которых спорили бы и негодовали, которые вызывали бы эмоции и чувства всесоюзного масштаба? Если не сможете — так, может, имеет смысл подумать об уровне и таланте чукотских писателей?
И помнится мне, мы перешли на «ты».
И согласился бы с тобою, Ася, полностью, да вот из-за этого
не получится…Хотим мы или не хотим, но национальности мы всё равно будем выделять. И твой спор с Натальей Марущак по поводу названия — это тому доказательство. Пусть и невольное. Но это — частный случай. А главное — почему для нас будут важны национальности — это культура. Уникальность культуры и литературы как раз в том, что она хранит в себе этот национальный колорит. Русская литература тем и велика, что такую литературу можно было создать только в России. Янка Купала уникален тем, что он писал как белорус, а не как латыш или украинец. Герман Мелвилл, будь он каким-нибудь японцем, никогда не написал бы «Моби Дика» — и этим он уникален. И так — за кого не прицепись. И вот из этих уникальностей — заметь, национальных уникальностей — и складывается то, что ещё как-то придаёт человечеству человеческий облик.
В СССР пытались уничтожить национальности. Надо ли кому-нибудь напоминать, что получилось в результате этого?
А во всём остальном — ты права…
Что же до Алексиевич… если человек видит в России преемницу не просто СССР, а худших его черт (и здесь уже вспоминалось, что она написала и «Цинковых мальчиков») — то вина ли в этом Алексиевич?
Тоже слышал
Ну да, ну да...
Вот, кстати… похожий анекдот про шотландца.
Шотландец пересчитывает сдачу возле кассы. Раз, второй. третий… После пятого раза кассир, потеряв терпение, спрашивает:
— Ну что, всё правильно?
Шотландец отвечает:
— Да уж, так правильно, что ни пенса больше…