Думаю, любой. Только весь фокус в том, что не каждый сонет — это магистрал.
Ну вот, например, каков был мой магистрал:
Оффтопик
В начале было слово «тишина».
Затем явились звери, птицы, травы –
И ожила пустынная страна
Со своей тайной вековечной правдой.
Мгновеньем промелькнули времена.
Был быстрым ход их, был и величавым.
Сминала цвет колёсами война
И жадно Смерть объятья раскрывала.
И вширь, и ввысь взметнулись города,
И распахали уголки степные –
И мнилось: таинство исчезло навсегда.
Но рядом с нами есть миры иные.
Найти их нет особого труда,
Когда поймёшь, что степь – не есть пустыня.
Видишь? Он сам по себе просился, чтобы его расшифровали. Потому что вроде его и можно воспринимать как отдельный сонет, а вроде бы, если вчитаешься, чего-то и не хватает.
А секрет таков. Венок пишется с конца. Не с начала. То есть: сначала пишется магистрал, а потом его строки раскидываются по будущим сонетам как начало и конец. Они формируют то, о чём будет говорить тот или иной сонет в венке. А середину сонета уже можно наполнить, исходя из того, что уже есть. И наполняется она «на раз» — если есть магистрал. Потому что он — итог и квинтэссенция, а все остальные сонеты его просто расшифровывают.
Хотя вроде бы есть у меня стихи, про которые потом мне сказали, что это сонет, но это вышло совершенно случайно
Я бы хотел это почитать, если это возможно.
Просто для меня сейчас это именно так, как вы рассказываете, у вас было — воспринимаю как какую-то магию почти.
Может, что-то магическое в этом и есть, кто знает? Как и в любой другой стихотворной форме.
Лет эдак примерно десять назад я от сонетов шарахался как от огня, особенно видя «венки» Брюсова и Волошина. При всём том, что тома БВЛ с классическими европейскими сонетами были перечитаны ещё лет в двадцать. Потом был универ и один разговор с однокурсником. Уж не помню, о чём мы говорили, но речь зашла о венках сонетов. Я высказался в самом что ни на есть возвышенно-патетическо-благоговейном смысле, прибавив, что я так никогда не напишу, а он мне в ответ: «Тю, а что их писать-то?» А дальше он мне выдал секрет написания венка сонетов, да такой простейший, что я неделю ходил как мешком по голове стукнутый и думал: а как я сам до этого не додумался?.. При всём том парень тот, хотя и писал стихи, ни одного сонета или венка сонетов не написал за всё то время, что я его знал.
Ну я в конце концов возьми и напиши свой первый сонет. И не сонет, а сразу венок. По той схеме, какую он советовал. И «венок» родился у меня за пять дней. Вроде удачный, как мне кажется. С тех пор начал всерьёз интересоваться сонетами, ну а «Кот в мешке» этот интерес подогрел…
Самое интересное, что когда с тех пор мы с тем парнем пару раз пересекались и я вспоминал об этом разговоре, он в упор не помнил о том, что мы с ним об этом говорили…
Это я к чему рассказал-то. Научиться (или хотя бы начать учиться) писать сонеты — это намного проще, чем кажется на первый взгляд. На себе проверено. Просто нужно настроиться. И всё.
Как-нибудь в личку скину. Или… есть у меня мысль делать тут на МП свой сборник стихов в твёрдой форме. Если я эту мысль додумаю до конца и он всё же появится, я тебя туда приглашу.
если начистоту, то я в поэзии всегда была бунтарём ))) думаю, что некоторые каноны можно и пора переписывать. И строить новые. В конце-концов, кто знает, может, для кого-то наши эксперименты когда-то станут каноном
Хочешь бунтарства в сонете? Ну что ж, я кое-что тебе могу подкинуть для затравки:
«опрокинутый сонет».
«хвостатый сонет».
«половинный сонет».
«безголовый сонет».
«сплошной сонет».
«хромой сонет».
Ну и вишенка на торт: «триолетно-октавный сонет».
Это всё — не каноны. А сделать их канонами как раз и могут наши эксперименты. Ну а в остальном я с тобой, конечно же, согласен. Дух бунтарства привлекает всех, и я — не исключение.
я с тобой не согласилась сейчас, поскольку ранее ты отстаивал свою неправильную рифмовку вот и поговорили
Забавно. С учётом того, что всё же кое в чём во время нашей прошлой дискуссии ты согласилась. Но прикольно.
Про рифму я не говорю — там лично для меня проблем нет никаких.
Одно нарушение, что во втором катрене используются другие рифмы, чем в первом, как в английском сонете. Но это сейчас очень часто именно так пишут
Так вот это оно и есть. Да, я знаю, что сейчас так пишут. По-моему, Картуша это называла даже «итогом адаптации сонета в России». Но для двух катренов это — главное требование в сонете. И обрати внимание на одну вещь: смесь французской формы с английской не является каноном. А речь идёт о твёрдой форме. Да, в современном варианте, не спорю. Но от частоты её использования она не становится канонической. И честно тебе сказать, я не знаю, что нужно для того, чтобы эта форма получила признание. Пока же это выглядит именно что смесью. Более-менее удачной.
И вторая вещь: ты не забыла свою характеристику моего сонета? Там была «попытка сонета» со «смесью» и с неправильной рифмовкой. Тут при такой же неправильной рифмовке — полноценный сонет… Может, я чего-то не понимаю?
Это всё — проблема восприятия, Полина. Как, кстати, и озвученная ниже проблема, которая к разборщикам, разборкам и разборам на самом деле не имеет никакого отношения.
Думаю, любой. Только весь фокус в том, что не каждый сонет — это магистрал.
Ну вот, например, каков был мой магистрал:
В начале было слово «тишина».
Затем явились звери, птицы, травы –
И ожила пустынная страна
Со своей тайной вековечной правдой.
Мгновеньем промелькнули времена.
Был быстрым ход их, был и величавым.
Сминала цвет колёсами война
И жадно Смерть объятья раскрывала.
И вширь, и ввысь взметнулись города,
И распахали уголки степные –
И мнилось: таинство исчезло навсегда.
Но рядом с нами есть миры иные.
Найти их нет особого труда,
Когда поймёшь, что степь – не есть пустыня.
Видишь? Он сам по себе просился, чтобы его расшифровали. Потому что вроде его и можно воспринимать как отдельный сонет, а вроде бы, если вчитаешься, чего-то и не хватает.
А секрет таков. Венок пишется с конца. Не с начала. То есть: сначала пишется магистрал, а потом его строки раскидываются по будущим сонетам как начало и конец. Они формируют то, о чём будет говорить тот или иной сонет в венке. А середину сонета уже можно наполнить, исходя из того, что уже есть
. И наполняется она «на раз» — если есть магистрал. Потому что он — итог и квинтэссенция, а все остальные сонеты его просто расшифровывают
.
Я бы хотел это почитать, если это возможноСейчас выше напишу
.
Лет эдак примерно десять назад я от сонетов шарахался как от огня, особенно видя «венки» Брюсова и Волошина. При всём том, что тома БВЛ с классическими европейскими сонетами были перечитаны ещё лет в двадцать. Потом был универ и один разговор с однокурсником. Уж не помню, о чём мы говорили, но речь зашла о венках сонетов. Я высказался в самом что ни на есть возвышенно-патетическо-благоговейном смысле, прибавив, что я так никогда не напишу, а он мне в ответ: «Тю, а что их писать-то?» А дальше он мне выдал секрет написания венка сонетов, да такой простейший, что я неделю ходил как мешком по голове стукнутый и думал: а как я сам до этого не додумался?.. При всём том парень тот, хотя и писал стихи, ни одного сонета или венка сонетов не написал за всё то время, что я его знал.
Ну я в конце концов возьми и напиши свой первый сонет. И не сонет, а сразу венок. По той схеме, какую он советовал. И «венок» родился у меня за пять дней. Вроде удачный, как мне кажется. С тех пор начал всерьёз интересоваться сонетами, ну а «Кот в мешке» этот интерес подогрел…
Самое интересное, что когда с тех пор мы с тем парнем пару раз пересекались и я вспоминал об этом разговоре, он в упор не помнил о том, что мы с ним об этом говорили…
Это я к чему рассказал-то. Научиться (или хотя бы начать учиться) писать сонеты — это намного проще, чем кажется на первый взгляд. На себе проверено. Просто нужно настроиться. И всё
.
Хотите, я Вам открою один большой секрет из своей не очень давней юности?
Я обязательно загляну
.
Да, в них что-то есть такое… вечное, что ли. И всегда современное.Договорились
.
Конечно
. Тем более что он не будет в привате, а в свободном доступе, а я всем визитёрам рад. Так что можно было даже не спрашивать
.
Как-нибудь в личку скину
. Или… есть у меня мысль делать тут на МП свой сборник стихов в твёрдой форме. Если я эту мысль додумаю до конца и он всё же появится, я тебя туда приглашу
.
«опрокинутый сонет».
«хвостатый сонет».
«половинный сонет».
«безголовый сонет».
«сплошной сонет».
«хромой сонет».
Ну и вишенка на торт: «триолетно-октавный сонет».
Это всё — не каноны
. А сделать их канонами как раз и могут наши эксперименты. Ну а в остальном я с тобой, конечно же, согласен. Дух бунтарства привлекает всех, и я — не исключение.
Забавно
. С учётом того, что всё же кое в чём во время нашей прошлой дискуссии ты согласилась
. Но прикольно.
Надо тебя как-нибудь со своим венком сонетов познакомить… Пятилетней давности
.
Про рифму я не говорю — там лично для меня проблем нет никаких.
Так вот это оно и естьИ вторая вещь
: ты не забыла свою характеристику моего сонета? Там была «попытка сонета» со «смесью» и с неправильной рифмовкой. Тут при такой же неправильной рифмовке — полноценный сонет… Может, я чего-то не понимаю?
Ну если не считать того, что «это всё же не сонет», а лишь приближённая к нему форма...
, то написано хорошо
.
Честно сказать, я и в этой твоей «шутке» ничего шутливого не увидел, так что степень веселья, думаю, везде одна и та же
.
Ну, не знаю, не знаю… Может, и впрямь что-то с моим чувством юмора не то стало… Старею, знаешь ли.
Или же «в каждой шутке есть только доля шутки», как говорят классики
.
Да, Админ этого делать не будет. Но мысль-то не просто так возникла.
Ну ты ж понимаешь, Полина, что это может сделать только админ сайта…