Из этого куска вообще ничего не понятно, да? Ни характеров персов, ни мотивации, ни ситуации…
Да. *вздохнула* Гайяри напоминает мне суслика: ты его не видишь, а он есть.
Гайяри присутствует в каждом отрывке, но я не могу сказать, кто такой этот Гайяри, о чем он думает, чем живет, о чем мечтает. Ну так, косвенно информация получена, но ммм… эта информация получена косвенно. Что это значит? Это значит, что я эту информацию получила, если меня спросят, я найду, что ответить, но ммм… моих чувств она не затронула. Ну, не то, чтобы совсем не затронула. Самый трогательный момент был момент из детства))))))))) Когда стала видна мотивация Гайяри. Его упрямство. Его желание стать лучшим
Но вообще я тебе искренне совету прочитать статью о фокале. Там разбирается на примерах, что такое фокал и с чем его едят
Спасибо)))) *улыбается* Когда дело доходит до расчлененки, я становлюсь беспристрастной)))
С Айсинаром, мне кажется, что ты его слегка придумала, а потом просто пыталась не видеть то, что есть, а подогнать под то, что придумала, и диссонанс стал мешать восприятию, нет?
Ммм… сейчас поясню на примерах
судя по всему, он неравнодушен именно к тебе – с тех пор, как ты впервые вышел на арену, не пропустил ни одного поединка. Он ест тебя глазами, как нищий горячую лепешку.
Вот после этих строк я представила себе охваченного страстью мужчину. У меня в голове сложился определённый образ. Затем этот образ получил в тексте косвенные подтверждения.
Только вот за этим взглядом слишком ясно виделся другой: такие же небесно-синие глаза, но шальные и дерзкие, полные восторга. И раскинутые руки, словно готовые обнять мир, и звонкий боевой клич – златокудрый демон, празднующий победу, самый юный и самый любимый зрителями боец орбинской арены, сын стяжателя республики Гайяри Вейз.
Но вот сейчас Гайяри здесь, живой и искрящийся силой, с сияющими глазами, с выбившимися из-под ленты кудряшками. И нет сил противиться желанию. Остается только разглядывать стройное тело, покрытое золотистым загаром, любоваться лоснящимися от пота мышцами, примечать бурые крапины запекшейся крови на груди и прилипшие к животу песчинки.
Т.е. я представила мужчину, который а) глядя на одного человека тут же вспоминает о другом и это в процессе обсуждения ВАЖНОГО дела, т.е. страсть перебивает работу б) мужчина не имеет сил противиться желанию, его влечёт к парнишке. А потом этот образ разбился о фразу.
Нет, сейчас, слушая отчет Геленна Вейза, Айсинар ни на миг не жалел, что отказался от его сына. Он понимал, что поступил правильно.
Т.е. ни на один крохотный миг не пожалел, что отказался??? КАК? *трет пальцами виски* Я не понимаю! Это. на мой взгляд, никак не вяжется с образом человека, хваченного страстью, который был создан тобой ДО этого. Пусть хотя бы на один крохотный миг, но всё же пожалеет))))) Это будет выглядеть правдоподобнее
он про себя все сразу знал. Другое дело, что ему не очень-то и нравилось то, что он про себя знает.
К сожалению, я не увидела этого в тексте *вздохнула*
Оффтопик
ты что, всерьез считаешь, что для мужчины это так: оттрахал, сбросил напряжение — и забыл, все? Всегда и в любом случае? А на кой чорт мы тогда семьи заводим, как думаешь?
Я такого не говорила))) *улыбнулась* Я говорила, что для меня, человек, охваченный страстью, живет инстинктами. Не потому что он плохой, а потому что страсть туманит разум. И пока пелена страсти не спадет, думать трезво охваченный страстью мужчина не начнет. Понимаешь?
Когда пелена страсти спадает? После того, как мужчина получает желаемое. Он получил желаемое и успокоился. Начал думать трезво. И таких примеров из жизни — вагон и три маленьких тележки. Потому что страсть — это слепое чувство. Это, как мотылек, летящий на огонь. Понимаешь?
А семьи мужчины заводят, 10001 раз обдумав все до малейших деталей))) Потому что семья для мужчины — это 100500 обязательств. Поэтому вызвать в мужчине страсть в тысячу раз легче, чем женить его на себе))))))))))))))))))))))
Не спорю Хорошие описания, красивые, но ммм… пока описания отдельно, остальной текст отдельно *вздохнула* вместе они не смотрятся. Как ммм… если надеть тельняшку к юбке с кринолином
эм… а меня вот описание площади и сада в самом начале заворожили просто непередаваемо. так что тут я бы ой как поспорила…
Понимаешь, само по себе они хороши. Правда хороши! Но это же идёт фокал Гайяри. Его ФОКАЛ. Представляешь себе, что это значит? *взяла в руки указку* Едешь ты на лошади, смотришь направо — здание мэрии, смотришь налево — красивый парк. А потом начинаешь ДУМАТЬ: вот, этот парк разбил мой предок 800 лет назад, столько народу над ним трудится, не покладая рук, целыми поколениями и бла-бла-бла. И всё это после долгого изматывающего поединка.
Вот ммм… мне сложно увязать эти мысли с этим персонажем. Честно. Мне кажется, он в большей степени удивлялся бы тому, что отец пришел посмотреть на его поединок. Вдруг! И гадал бы, зачем тот пришел. Может, серьезный разговор какой назрел? Или что-то в этом духе.
а то, что это взятка за выбор, от которого зависит судьба тысяч? тот самый выбор, над которым он думал в конце. как раз его сомнения и заставляют меня его уважать и считать мужчиной, который выше своей страсти.
Ну ммм… кто докажет, что это была взятка? *улыбнулась* И второй момент — что мешает взятку взять, а потом поступить по-своему? Третий момент, личное — это личное, работа — это работа. Зачем смешивать? Мужи отдельно, котлеты отдельно.
Ну ммм… если это и были душевные метания, то я не очень поняла их внутреннюю логику Ведь вариантов, как поступить, куча!
ты прости, что лезу, но у меня есть некоторые пунктики…
Ты — это ты. Я — это я. Поменялись мнениями, у каждой их стало два))))))))))) Так что, как ни крути, все остались в плюсе))))))))
Что я тебе хочу сказать… *трёт пальцем бровь, подбирая слова* если говорить в самых общих словах, то… ты усложнил себе задачу капитально, решив рассказывать историю с 3-4-5… (сколько их там всего?) фокалами от разных персонажей.
Плюс к этому одна из сюжетных веток — это история про Ромео и Джульетту, рассказанная на новый лад, но ммм… поданная открыто, с первых же строк. Хотя, думаю, это одна из твоих любимых фишек, и именно ради неё к тебе приходят читатели))))))))) *улыбается до ушей* Любовь между детьми враждующих партий. Знакомый сюжет
Но я отвлеклась.
Следующее слабое место — описания. Они у тебя больше напоминают вырезки из энциклопедии. Читаю первое предложение, скучно, взгляд тут же перебегает к началу следующего диалога. Причем, самые топорные, на мой взгляд, описания находятся в начале, что резко снижает желание читать дальше — я ещё не расчиталась как следует, не прониклась образом персонажа, не попалась на авторские крючки, а меня уже загрузили историей мира по самое горлышко. Понимаешь меня?
Описание №1От арены они свернули к центральной площади, сверкающей, как колотый сахар. Соседние здания – Форум, театр, городской архив и библиотека – облицованные белым мрамором и палево-розоватым ракушечником, отражали солнечные лучи, заполняя все вокруг ослепительным сиянием. И только в самом дальнем конце грозовыми тучами нависали гранитные своды семинарии и базальтовая глыба святилища, такая древняя, что, казалось, видела самих Творящих. Посередине площади вокруг каскада из двух больших и шести малых фонтанов благоухал вечноцветущий сад. Устроенный еще в те времена, когда пресная вода была главной драгоценностью этих мест, окруженный плеском ручьев и звоном струй, он непрерывно цвел вот уже восемь сотен лет: одни растения сменялись другими, садовники, что ухаживали за ними, приходили, старились и умирали, но сам сад был все так же юн и красив. Сейчас он пестрел разноцветьем азалий, утопал в прозрачной пене миндаля, манил ковром нарциссов, гиацинтов и крокусов.
Описание №2Они ехали по одной из главных улиц Орбина, широкой и прямой, выходящей на Пряный путь – знаменитый торговый тракт, прорезающий насквозь Поднебесные горы и соединяющий север и юг материка. Собственно, она и была Пряным путем, самым его началом, Стрела Диатрена, так ее называли. По хроникам Диатрен Объединитель, один из последних истинных магов, рожденный еще до Потрясения, проложил ее, пустив из лука всего одну зачарованную стрелу. И такими же стрелами пробил потом сквозь горы Пряный путь. Диатрен Объединитель, Диатрен Вейз был их родоначальником. Уж он-то наверняка делал то, к чему звала душа, а не бегал трусливо от своего дара. Поэтому его наследие кормит и возвеличивает его потомков вот уже шесть сотен лет.
А теперь перейдём от лирики к физике, т.е. к более детальному разбору произведения
1. Характер главного персонажа
Если честно, то ммм… из-за того, что фокала было 4, сам Гайяри (а я надеюсь, что именно он тут главный) как-то среди всех потерялся
Пока его образ тянется ближе к Арамису: когда мне выгодно, я мушкетёр, когда не выгодно я богослов, а по совместительству ещё и герой-любовник
Но ммм… образ кажется мне цельным. Симпатию вызывает. Особенно сцены из детства, когда Гайяри падал и вставал, а после поражения занялся фехтованием с маньячной упоротостью))))))))))))) Прям меня напоминает
К Айсинару вопросов больше. Гораздо! *нахмурилась* Его поведение подпадает под ту категорию, когда в дамских романах герои маются от надуманных причин и пытаются преодолеть высосанные из пальца препятствия. Так и хочется крикнуть: «Ты же мужик!»
Просто, понимаешь, я не очень поняла момент, когда он отказался от предложенного подарка. Он этот подарок хотел? Хотел. Ему его дали? Дали. Так в чем проблема-то??? Если дальше написано в тексте, что порядки там крайне нестрогие, и это, в сущности, ни к чему Айсинара не обязывает. Сегодня переспал, завтра забыл, как зовут. Мужская логика, нет?
В конечном счете, Гайяри — это не баба. Не залетит. Жениться на нём не нужно. А то, что это способ влияния/давления, так ммм… пока желаемого хочется, пелена вожделения заволакивает глаза и туманит разум, как только желаемое достигнуто, на Гайяри можно посмотреть уже трезвым взглядом, оценить, взвесить и измерить уже спокойно, без учёта влияния вожделения.
Т.е. в Айсинара как в мужского персонажа я не верю
А вот Салема мне понравилась)))) *разулыбалась* Искренностью своей, мечтательностью, влюблённостью. В её мире всё так просто и легко. НО! Когда был флешбек, действие показывалось, пока Салема совершала покупки, ей действия пересказывались. Пришла на свидание — действия снова стали показываться. Не хорошо! Покупки и сплетни — это важный момент. С их помощью можно объяснить социальное устройство, уровень развития общества, тонкости торговли, денежную систему, различные социальные статусы и т.д. И потом не придётся говорить в лоб, что народ ропщет на высокие пошлины!
Расскажи об этом из уст самих торговцев! пришла Салема на рынок, хочет купить отрез шелка, а ей — цена 10 золотых. Та в ответ: за что такая обдираловка??? Ещё вчера он стоил всего 4 золотых монеты. И т.д. Причем, это может говорить не сама Салема (всё же ей торговаться ни к чему), а какой-нибудь покупатель до неё, который был в лавке, рассердился на цену и ушел, а потом подошла она и всё купила, не глядя на цены. Ибо денег не считает))))))))))))))
2. Стиль
Мне не нравится, что ты в одних моментах рассказываешь, а в других быстренько так пересказываешь, чтобы герои побыстрее перешли от одной сцены к другой. Благодаря этому, чётко можно отследить все «проходные» моменты. Плюс к ним моменты, когда идёт речь автора с указанием исторических справок, разъяснениями географии и прочим, прочим.
Всё это лишнее. Город нужно показать через его жителей. Через оброненные фразы. Через эмоции. А у тебя знать будто изолированная! Живёт за стеклом))))))))))) А не по улицам каждый день ходит.
Следующее слабое место — фокал. Если персонажи разные, то ммм… построение фраз в их фокальных кусочках должно быть тоже разным. Быть может, не кардинально, но… читателю должно быть ясно с первой фразы, скажем, что повествование ведётся теперь не от лица Гайяри, а от лица Айсинара. Между ними разница в 13 лет, ты говорил? Так эта разница должна быть видна! Взрослый мужик не думает как юноша. Не теми же словами. Не такими же категориями рассуждает.
Как бы объяснить… *задумалась* ладно, попробую привести пример
Фокал РадыДевушка развязала пояс, осторожно сложила вышитую разноцветными нитками полосу на ивовой ветке, сняла синюю льняную запону. Скидывая рубаху, Рада думала о близящемся празднике Лады. Может, старших сестер в этом году замуж сговорят, тогда и ей ждать останется совсем немного. А то Яра уже год сватам отказывает, всё нос воротит. Скоро мамка с тятькой скажут ей: иди куда мы решили. Вот тогда-то сестра попляшет!
Оставив гребень на запоне, Рада поспешила к воде. Но только кончик косы вымочила, как почувствовала на позвоночнике горячий взгляд. Или леший её из кустов высматривал, или болотница из-под водной глади выглядывала! Ой, Леля, сохрани и обереги! Рада схватилась за ладинец и зашептала наговор от злых духов. Дальше пошла в воду, а взгляд всё блуждал по плечам, талии, бедрам горячим пятнышком. Не отставал, не испугался охранных слов, следовал за ней непрестанно.
Фокал Хайшана— Агрх… — негодующе прорычал Хайшан, видя, как ускользает желанная добыча. В два прыжка достигла девушка леса и скрылась между деревьев. Во все стороны разнесло эхо её испуганный крик. Как теперь нагнать? Молодой воин с ненавистью ударил кулаком по воде, поднимая целый сноп брызг, — вымочился по пояс, а желаемого не достиг. Засмеют на стоянке соратники. Ухмыльнется Батыр в седые усы да скажет с хитроватым прищуром: «Эх, молодежь… Куда член, туда и ноги. Да, видать, больно коротки они у тебя, ноги-то, за мыслями не поспевают». Перебравшись на другой берег, Хайшан плюхнулся на траву и растянулся во весь рост. Образ красавицы его обезоружил, пригвоздил к земле, обо всем забыть заставил. Был бы он постарше да поопытнее — давно бы уже накинул ей мешок или тряпку какую на голову да прямо здесь снасильничал. Всё с прибылью бы остался! А так… какой из него теперь воин?
Знаешь, в чём фишка? *улыбнулась* Это просто так, с первого взгляда не заметно, но в фокале Рады сначала идёт подлежащее, затем сказуемое, а в фокале Хайшана сначала сказуемое, а потом подлежащее. Не всегда, но часто. И от этого немного меняется ритм повествования. Напевность появляется))))) *улыбнулась*
Дальше возвращаемся к описаниям. Самый мягкий способ — это разбить их на 2-3 части и растащить по тексту, чтобы не было монолитных кусков описаний, через которые бы взгляд попросту перепрыгивал бы. Более кардинальный способ — сесть и поработать над фокалом, чтобы сократить авторские вставки до минимума, а сами описания давать только вместе с эмоциями/мироощущением персонажа. Пока у тебя персонажи отдельно, описания отдельно. И это меня расстраивает
3. Сюжет
На данном этапе я вижу несколько сюжетных завязок:
1. Ромео и Джульетта NEW!
2. Назревание конфликта и начала военных действий между двумя странами
3. Айсинар/Гайяри — история вожделения
4. Айсинар/Геленн — шахматная партия
Т.е. есть в дальнейшем будет мировой конфликт (война), социальный конфликт (прения на форуме, реформы, налоги) и кучка личностных конфликтов(тайная помолвка, стремление попасть в чужую постель). Мне всё нравится
Но ммм… социальный конфликт (непосредственно то, как ты его преподносишь) пока хромает в тексте на обе ноги, потому что не бывает социального конфликта в отрыве от социума. Иными словами: хочешь показать социальный конфликт? Покажи социум! Людей, простых, бедных, с которыми тот же Гайяри 100% сталкивался, которые недовольны текущим состоянием дел.
Пусть Гайяри заёйдёт после боя в пивнушку, ну там забредёт в какой-нибудь не шибко богатый квартал, закажет выпивки и наслушается всякого, разного, про себя и своего отца. Вспылит, скажем, задницы этому сброду надерет и вернется домой злющим. Почему нет?
А до этого Салема наслушается сплетен на рынке, склок и ссор в длинных очередях за дешевыми продуктами, жалобы, нищих и попрошаек.
И тогда у твоего социального конфликта исчезнет голословность. Ты уж не обижайся, но герои только и говорят, что там что-то где-то назревает. Говорят. И только. Но это ничем больше в тексте не подкрепляется. Я не вижу разгневанных на высокие налоги горожан. Никто не бастует. Не громит магазины после принятия лишних градусов в пивной. Обстановка спокойная, дружелюбная. Тишь да гладь))))))))) *улыбнулась* Так, где война?)))))))))))
По Салему и её жениха всё понятно. И достоверно на все 200%
А вот парочка Айсинар/Гайяри пока смотрится не убедительно. Я выше говорила — почему. Но могу ещё привести один занимательный пример посмеяться ради
Мужчина, как газ, занимает все предоставленное женщиной пространство в отношениях. При условии, что к этой женщине он не равнодушен. А у Айсинара этим и не пахло. Видимо, в штанах за давностью лет всё успело высохнуть))))))))) *хихикает* И инстинкты захватчика утихли.
Ты уж извини, что я злословлю на его счет. Я просто его не понимаю. Честно. Как можно было отказаться? КАК? Если уж ты чего-то хочешь, ты должен это получить. А тут… вначале говорится, что Айсинар объят желанием, а потом он мнётся, как девица на выданье. Ммм… явное противоречие. Раз уж пожирает взглядом и раздевает мысленно, должен раздевать до конца))))))))))))))) ИМХО
Пока так *трёт глаза* про тему в следующий раз поговорим. Ошибкой было читать и писать отзывы на два произведения сразу, в один день. По 3 часа внимательно чтения и раздумий вышло на каждое…
Но ммм… ты же знаешь, что ты умничка, и на самом деле написано всё очень и очень здорово, да?)))) *улыбается* А это я разбираю произведение по косточкам и каждую косточку обсасываю, потому что, если уж взялась разбирать, то разбираю на совесть?
Угу, а я как патологоанатом: сердце отдельно, печёнка отдельно
у меня все отзывы в стиле: сформулируй, что ты чувствуешь по поводу текста: хочется тебе плакать, смеяться, обнять весь мир или застрелиться. ну, и плюс если замечу странности/косяки/не пойму чего-то. а тут вон как… серьезно.
Потому что это стандартный читательский отзыв. А критический разбор — это оценка названия, выбранной темы, характера ГГ, сюжетного построения, стиля, затронутой проблематики и т.д. и т.п. Сочинение в школе писала на тему «Женская доля в пьесе „Гроза“ Островского» или «Образ Печорина как символ погибшего поколения»? Ну вот принцип написания критического отзыва близок к этому
Нужно сесть и скрупулезно во всем разобраться. Что есть Печорин? Какой у него характер? Почему такой характер? Что Печорин с этим характером делает? И т.д. и т.п.
А что именно «круто»?))) *смотрит с любопытством* Комплексный подход к решению поставленной передо мной задачи оставить отзыв на прочитанное произведение?)))))
А у меня есть выбор?))) *улыбнулась* Ну что, выбирая между «да» и «да». Я, пожалуй, склонюсь ко второму варианту и скажу: «да»
С законченностью проблематично, конечно, но вот разве о проблематике и основной мысли нельзя тут поговорить? Или мне об этом говорить легко, потому что я все произведения достаточно хорошо знаю?
Ммм… если я начну говорить о проблематике, то ммм… это даст работе Тигре определённую фору, потому что её произведения я, как раз таки, читала и в курсе, что там и как, а вот твои с Твил — нет. Поэтому вероятность того, что проблематика ваших работ будет мной не понята или перевёрнута с ног на голову, гораздо выше.
Если бы это были только рассказы, т.е. абсолютно самостоятельные произведения, о которых можно было бы судить в отрыве от основного произведения, я бы с удовольствием порассуждала бы насчет проблематики. А так… не хочу лезть в бутылку с узким горлом.
Ммм… очень сложно проводить оценку, когда требование к форме настолько размыто: рассказ, глава, отрывок… *вздохнула* ну да ладно.
В основе любого произведения лежат композиция (сюжет), характер главного героя и стиль. Это основные критерии, по которым оно обычно оценивается. Если бы в качестве формы был только рассказ, я бы к этим трём параметрам добавила бы ещё тему (основную мысль, проблематику) и законченность (полнота раскрытия темы).
Итак, первый кусочек — работа Тигры.
Прочитав вводный текст с описанием внешности персонажа и его проблемы, я получила некоторый готовый шаблон под названием «обнищавший дворянин». Вполне распространённый шаблон для исторической приключенческой литературы, которую я с детства люблю читать)))))))))))
Какие черты характерны для шаблона? Молодой мужчина имеет фамильную гордость, красивый титул, иногда — красивую внешность, но не имеет средств для ведения образа жизни, соответствующего его статусу. Гордость не позволяет ему а) жить проще (продать фамильный замок и купить на вырученные средства, скажем, мельницу или лесопилку, чтобы потом жить с её доходов) и б) смириться с мыслью о потере денег.
Стандартный выход из положения — выгодный брак с купеческой дочкой, чтобы менее родовитая была, но побогаче. Но, насколько я поняла, наш герой решил жениться на ком-то своего уровня, раз думал о том, в какой дом ему приводить будущую невесту. Для этого ему необходимы были деньги. И он кинулся в отчаянную авантюру.
И споткнулся на правиле №1: «Никогда не доверяй тёмным»
А затем на правилах №2 и №3 — «Не доверяй тёмным никогда» и «Тёмным никогда не доверяй» соответственно
Хотя правила, в сущности, простые)))
Но в итоге получил амнистию. Правда, не известно — с чего бы это такое счастье ему привалило? Но ммм… в вопросах гоблинской удачи я не авторитет, поэтому оставлю разбирательства с обоснуем на откуп авторской совести)))))))))))
1. Стиль
Меньше всего у меня замечаний по стилю, поэтому я решила начать с него))))))))))) *улыбается до ушей* Что сказать? Мне понравилось! Каждое описание работает на сюжет. Оно либо раскрывает характер ГГ, либо даёт представление о месте действия, либо выражает общее настроение сцены. Предложения не перегружены. Читается легко, я бы сказала — на одном дыхании. Вначале я прифигела от объема текста, но ммм… когда дочитала до конца, расстроилась.
«Это УЖЕ КОНЕЦ??? Как жаль...» — такие вот были эмоции))))))))
Единственное замечание, которое тут может быть уместно, на мой взгляд, ритм не меняется. Вроде бы там должна была быть погоня, но ритма погони нет, а сама погоня дана не ощущениями персонажа, а пересказом произошедших событий без его эмоциональной реакции на них. «Лошади понесли», «их удалось догнать». Вот между этими двумя кусочками текста нужно, на мой взгляд, вставить что-то типа:
«Мать! Мать! Мать! Шиссовы ублюдки, что б вас всех… Почему сейчас? И это — везение??? Да я этого гоблина найду и на валенки пущу!»
Потому что «лошади понесли» — это, во-первых, серьёзная накладка по времени (найди, догони да обуздай потом этих лошадей), а, во-вторых, претворение план в жизнь встаёт под угрозу. Девушка в карете могла разбить себе череп. Карета могла сорваться в овраг. Лошади могла повредить где-нибудь ноги и захромать на хвост)))) и т.д.
Без этого «мать! мать! мать!» дальнейшие слова о том, что персонаж вымотался и у него не осталось сил на душевные эмоции кажутся слабоватыми. Я в них лично не поверила. Потому что яркого всплеска эмоций/нервов/переживаний не было. Не было ощущения ножа у горла, чужого дыхания за спиной, скачущего ритма сердца — всего того, что я обычно ожидаю от погони.
Т.е. если собрать замечания в кучку и выделить из них главное:
1. В тексте есть места, где ты рассказываешь, и читатель переживает эмоционально вместе с персонажем всё, что происходит в тексте в режиме «здесь и сейчас». И моменты, где ты пересказываешь произошедшие с персонажем события, не давая при этом эмоциональной реакции персонажа, его ощущений, его отношения. В такие моменты читатель из текста выпадает. Ну мм… потому что слышать о чужой истории не так интересно, как переживать её вместе с героями
2. Темп повествования очень быстрый, динамичный, но ммм… иногда настолько быстрый, что просто идёт перескок с одного на другое. Без прочувствования момента. Без оценки сцены. И ммм… картинка, которую читатель видит, становится своеобразным окном поезда, который разогнался до космической скорости — всё размыто до одного серого пятна. Остановись, успокойся, выдохни. Если постоянно ускоряться, улетишь хз куда, далеко и надолго. Лучше вальсировать: один шаг быстро, два медленно.
2. Характер главного персонажа
Я уже говорила про шаблон, теперь попробую рассказать о том, как тебе его преобразовать в конкретный характер конкретного персонажа.
Морис, на мой взгляд, вышел цинично-ироничным, в жизни разочарованным. Он азартен, нагл и ему совершенно нечего терять, кроме головы на собственной шее. Плюс к этому у него есть амулет на удачу. Чем-то, если честно, напомнил Печорина. При этом ведёт себя импульсивно и малость иррационально. Спланировал всё в последний момент, наспех. Плюс поверил девушке, что та не убежит, и разрезал путы. Это выглядело иррационально))))
Если бы в тексте было чуть больше чувств этого персонажа, я бы в него поверила, но ммм… начиная со второго кусочка про маскарад, начался пересказ, поэтому самые яркие воспоминания о персонаже у меня связаны с его конём и геранью)))))))))) *улыбнулась* Если бы не было вводной (самого первого, не конкурсного куска), где персонаж возвращается к себе домой и испытывает эмоции, я бы им вообще бы не прониклась. Просто не успела бы. Потому что дальше (с куска про маскарад) все мысли/разговоры были только по делу. Никаких дополнительных переживаний. Никаких страхов. Никаких надежд. Никаких личностных реакций. Ну как, никаких? Следующие эмоции появились в финальной сцене, в доме с девушкой и священником, где персонаж начал мечтать и чувствовать.
Т.е. если собрать замечания в кучку и выделить из них главное:
1. Характер персонажа присутствует в начале текста и в конце. Из середины характер персонажа как бы выпал, потому что пошел пересказ событий/действие/экшн без учёта эмоциональной реакции/мыслей/чувств/оценки персонажем.
2. От шаблона персонаж отошел, но недалеко. Единственный момент — слом гордости — произошёл в конце, но ммм… к этому слому нужно было подводить читателя, а так… я оказалась не готова к тому, что персонаж — благородный шер, с фамильной гордостью и самомнением — вдруг взял и перестал быть гордым. Решил, что жизнь важнее чести. Внезапно. А когда обеднел, почему-то об этом не подумал))))))))))))) И когда невесту короля крал — тоже. Хотя догнали бы его (уже после свадьбы) — по головке бы не погладили. Родовая честь точно оказалась бы заляпана по уши — не отмоешь. И чтобы этого не произошло, он решил женить девушку на другом. Ради чести, насколько я поняла. Так что… не знаю… не клеится пока у меня образ в единое целое
3. Сюжет
Линеен. Начало — договор о похищении с Лонсом. Продолжение — описание приготовлений, выбор костюма к маскараду. Кульминация — само похищение. Развязка — свадьба.
При этом есть внезапное событие — предательство Лонса. Но ммм… нет самого главного — выбора главного героя. Точнее как. Выбор главного героя сейчас стоит в самом конце, а должен стоять хотя бы в момент кульминации. Почему так? Потому что в конце выбору главного героя не хватает обоснуя. Должны были произойти события, изменившие бы его позицию в какую-то сторону. Поэтому его выбор должен был быть ДО похищения. Хотя бы за 30 минут.
Хватило бы одной сцены: герой смотрит на себя в зеркало, примеряя маскарадный костюм, и думает — а стоит ли оно того, чтобы похищать невесту короля? Может, ну их всех? А с долгами как-нибудь иначе разобраться? Или обратиться к более влиятельным лицам, чем тёмный? И т.д.
Дальше герой принимает решение — таки невесту красть. Это его выбор. Взвешенное решение. Но ммм… взвешенное — значит чаши весов колеблются. И когда он смотрит на эту девочку, а уж тем более, когда слушает планы Лонса на её счет, на одну из чаш весов начинают падать камушки. К финальной сцене нужная чаша перевешивает, и герой плюет на гордость.
И с обоснуем тогда ситуация заметно улучшается. Заодно персонаж обретает человеческие черты: страхи, сомнения, неуверенность в чем-либо и т.д.
Т.е. если собрать замечания в кучку и выделить из них главное:
1. Середину нужно переписать. Убрать пересказ. Начать показывать события, включая в повествование характер персонажа с его моральной оценкой происходящего, сомнениями и совестью благородного шера, которому, в общем-то, похищать чужих невест (а тем более невесту своего короля) не комильфо. Совсем не комильфо. И зря он в это грязное темное дело вляпался.
2. Переписывание необходимо для обоснования изменения позиции персонажа в начале текста и в конце. То, что она поменялась, я вижу. Но вот, как и когда она поменялась, нет.
3. Описания нужны не только для передачи действия, но и для передачи эмоций персонажа, его жизненной позиции. Таких описаний не хватает. Их, на мой взгляд, нужно добавить
Когда пелена страсти спадает? После того, как мужчина получает желаемое. Он получил желаемое и успокоился. Начал думать трезво. И таких примеров из жизни — вагон и три маленьких тележки. Потому что страсть — это слепое чувство. Это, как мотылек, летящий на огонь. Понимаешь?
А семьи мужчины заводят, 10001 раз обдумав все до малейших деталей))) Потому что семья для мужчины — это 100500 обязательств. Поэтому вызвать в мужчине страсть в тысячу раз легче, чем женить его на себе))))))))))))))))))))))
Оставив гребень на запоне, Рада поспешила к воде. Но только кончик косы вымочила, как почувствовала на позвоночнике горячий взгляд. Или леший её из кустов высматривал, или болотница из-под водной глади выглядывала! Ой, Леля, сохрани и обереги! Рада схватилась за ладинец и зашептала наговор от злых духов. Дальше пошла в воду, а взгляд всё блуждал по плечам, талии, бедрам горячим пятнышком. Не отставал, не испугался охранных слов, следовал за ней непрестанно.
Если что, ты сам напросился)))))))))))))