А разве кто-нибудь слышит экологов? Кто-нибудь слышал Джеймса Ли?
Эльфы — это сказка. По-крайней мере именно так их воспринимают. Но, как вы правильно заметили, душа эльфа живёт в тех, кому не безразличен этот мир, в тех, кто готов отдать жизнь, чтобы сохранить его. Внося в мир сказку, мы пытаемя объяснить, что наш мир очень хрупок. Сказка учит нас лучше понимать действительность. А фэнтези — это и есть сказка, которая учит нашу молодёжь. Многие из ребят любят фэнтези, и если обычным способом до них не достучаться, то приходится прибегать к тому, что они поймут.
Пойми, мастерская создавалась, чтобы мы могли учиться, а некоторые пытаются её превратить в поле битвы за рейтинг. Вот почему наш админ сздал приватный режим, когда заглянуть могут только друзья.
К тому же всё зависит от комментатора. Порядочный комментатор поддержит автора, а то и подскажет, как исправить, а не унизит на глазах других авторов. Вот именно с этой ситуацией я и столкнулась на Дриме. Там просто размазывают, причём делают это те, кто ещё несколько лет назад сам получал нелестные комменты. А в тот момент, когда к ним присоединяются тролли, выдержать напор становится невозможно. Наверное, я единственная, кому это удалось. Вот почему я перетягиваю новичков к нам. Если будешь готова, дай знать. Помогу, чем смогу.
Вот это мне и не нравится. Я с этим сталкиваюсь повсеместно, но способов наказать наглецов немного. Хуже всего, когда оценивают произведение люди, у которых нет своих публикаций. По сути, они просто читатели, и самый слабенький автор имеет право послать их куда подальше.
Но, я боюсь, что и за содержание могут влепить не хило, если там, например, про любовь, а зашёл тот, кто любит только боевики.
А ещё хуже, когда произведение не вписывается ни в один из перечисленных жанров, но оъединяет сразу несколько. Такие произведения вообще оценивать очень сложно. К несчастью, здесь ты права. Так и тянет предложить создать группы любителей конкретных жанров (фэнтези, эротика, детектив, боевик...), чтобы в случае необходимости автор мог призвать ребят из соответствующей группы, чтобы получить адекватную критику. Три-четыре оценки дадут объективное педставление об уровне автора. Но где же этих ребят набрать? Вот ты бы пришла навыручку новичку? А вот мой голос в одиночку ничего не решит.
А вот оценку нужно ставить согласно возрасту автора. Я, к примеру, не жду, чтобы одиннадцатилетний автор (а я видела и таких) написал шедевр, но написанный без стилистических ляпов рассказ для него это уже достижение, а, если нет ошибок, достижение вдвойне. И неважно, что нет сложных предложений, состоящих из двух, а то и трёх причастных или деепричастных оборотов. И если уж быть совсем честными, то стоит признать, что без ошибок у нас напишут очень немногие. Порой у нас не удосуживаются проверить даже обычные опечатки, а вдь их выявляет Ворд.
А вот то, что ты не уверенна в себе — это плохо. Тебе нужно поверить в свои силы. Доверься немножечко своему чутью.
Я, конечно, могу переслать кое-какие материалы, которые могут помочь в построении сцен… но как сделать так, чтобы эти материалы были выставлены в каком-нибудь блоге, чтобы подсказать и другим ребятам?
Оставляю по мелочам, но могу переслать кое-что ещё. Если найду что-нибудь ещё интересное, опять сброшу.
ОффтопикКак написать идеальную сцену в романе
(сокращенный вариант)
Автор: Рэнди Ингермансон
Перевод: Эльвира Барякина
Художник: Иван Анчуков
Пытаетесь написать сцену, а она не звучит? В этой статье я расскажу вам, как решить эту проблему.
Возможно, вы думаете, что создание совершенной во всех отношения сцены невозможно. В конце концов, никто не может писать так, чтобы идеальным было каждое слово, каждая мысль, каждое предложение и каждый абзац. Да и что значит слово идеальный?
Если честно, то у меня нет однозначного ответа. Каждый понимает совершенство по-своему, и стиль — это дело вкуса. Но вы можете написать идеально структурированную сцену. И она будет звучать намного лучше неструктурированной.
Я собираюсь позаимствовать кое-что из книги Дуайта Суэйна «Приемы издающиегося писателя». Это одна из лучших работа о том, как писать художественную литературу. Если у вас нет этой книги — тем хуже для вас.
Для начала мы должны понять, что мы берем за точку отсчета. Откуда мы знаем, что такое совершенство? Ответ кроется в мотивации вашего читателя. Читатель покупает ваш роман потому, что вы обеспечиваете ему мощный заряд эмоций. Если вы пишете дамский роман, вы должны создавать у читательницы иллюзию, что она сама влюбилась. Если вы пишете триллер, читатель должен себя чувствовать так, будто он сам подвергается смертельной опасности и у него есть один шанс на миллион на спасение себя (или человечества). Если вы пишете фентази, пусть ваш читатель поверит, что он находится в другом мире, где все устроено по-другому и где есть место чудесам и магии. И т.д. и т.п.
Если вам не удается пробудить подобные чувства, можете считать всю задумку неудачной. Если удалось — вы на коне. Идеалом в художественной литературе можно считать книгу, которая наиболее эффективно вызывает в читателе требуемые эмоции.
Схемы построения сцены бывают двух видов: общая и детальная.
Общая схема очень проста. У вас есть всего два варианта: Дуайт Суэйн называет их «Причина и Следствие».
Причина состоит из следующих частей:
— Цель
— Конфликт
— Катастрофа.
Следствие состоит из:
— Реакции
— Дилемы
— Решения
Возможно, вы думаете, что пободное структурирование — это большое упрощение и что это низводит работу автора до писания по шаблону. Ничего подобного. Это низводит художественную литературу до двух схем, результативность которых доказали тысячи писателей.
Как было выше сказано, Причина состоит из трех частей: Цели, Конфликта и Катастрофы, каждая из которых в высшей степени важна. Возьмем героя, от чьего лица ведется повествование. Ваша задача — показать его так, чтобы читатель мог почувстсвовать себя на месте данного персонажа.
Цель: Цель — это то, что ваш герой хочет получить в начале сцены. Причина, почему у вашего персонажа должна быть цель состоит в том, что именно цель заставляет его совершать какие-либо действия.
Конфликт: Конфликт это препятствия, с которыми сталкивается ваш герой на пути к цели. В книге обязательно должны быть конфликты. Если персонаж достигает желаемого без конфликта, читатель начинает скучать.
Катастрофа: Катастрофа — это невозможность героя достичь цели. Не давайте ему добиться победы! Победа — это скучища! Если Причина оканчивается победой, у читателя нет повода для того, чтобы читать дальше. Пусть случится что-то ужасное. Пусть ваш герой повиснет над пропостью. Заставьте читателя перевернет страницу, чтобы узнать, что будет дальше.
Теперь рассмотрим Следствие.
Следствие состоит из трех частей: Реакция, Дилема и Решение. Опять же, каждый из этимх пунктов крайне важен для написания удачного Следствия. Уберите что-нибудь одно, и оно не будет работать. Важное замечание: Следствие всегда должно идти за Причиной. Причина заканчивается катастрофой и вы не можете сразу же начать еще одну Причину, которая начинается с Цели. Почему? Потому что если вы только что пострадали от серьезной неудачи, вы не можете просто так подняться и взяться за что-то другое. Вам нужно прийти в себя. Это основы психологии.
Реакция: Реакция — это эмоциональное следствие Катастрофы. Когда случается что-то ужасное, вы находитесь в некотором замешательстве. Вы не можете ничего с этим поделать. Так что покажите, что ваш герой достоверно реагирует на Катастрофу. Ему больно. Дайте читателю шанс пострадать вместе с героем. Возможно, вам потребуется показать, что прошло какое-то время. Это не время для дейстяия, это время для обдумывания ситуации. Время для рыданий. При этом вы не можете страдать вечно. В настоящей жизни если человек слишком увлекается горем, он теряет друзей. В художественной литературе такой герой потеряет читателей.
В итоге вашему герою нужно за что-то ухватиться: найти точку опоры и рассмотреть варианты решения. И проблема заключается в том, что у него нет этих вариантов.
Дилема: Дилема — это ситуация, в которой нет приемлемых вариантов. Если ваша Катастрофа — настоящая, у героя нет шанса на приятный исход из ситуации. Героя должен столкнуться с настоящей дилемой. Позвольте герою проработать различные варианты. Это даст читателю причину для беспокойства — и это хорошо. Он начнет гадать, что же будет дальше.
Решение: Решение — это выбор меньшего из зол. Это важно, так как решение заставляет героя вновь действовать. Люди, которые никогда не принимают решений, скучны — никто не захочет читать о подобном герое. Так что заставляйте своего персонажа решать и пусть это будет лучшее из решений, такое, какое читатель сможет уважать. Сделайте это и читатель будет должен переворачивать страницу за страницей, потому что теперь у вашего героя появится новая Цель.
Теперь вы попали в исходную точку. Вы начали с Причины, перешли к Следствию, а затем к новой Цели новой Причины. И так будет продолжаться до тех пор, пока вы не завершите повествование и не дадите герою либо Полную Победу, либо Полное Поражение. Смена Причин и Следствий будет вести читателя и он не сможет оторваться от нее. Вот это и есть идеал.
Однако это только половина дела. Я рассказал вам, как сконструировать Причину и Следствие в общих чертах. Но вам еще нужно прописать каждый абзац, во время которых герой плавно перейдет от первоначальной Цели к жуткому Конфликту, затем — к разрушительной Катастрофе, потом — к внутренней Реакции, следом — к ужасной Дилеме и, наконец, к хитроумному Решению.
Как же это сделать? Для этого следует рассмотреть Детальную Схему построения сцены.
Ответ кроется в том, что Дуайт Суэйн называет «Мотивационно-реакционными элементами» (для краткости МРЭ). Писать МРЭ нелегко. Но я сделал вывод, что это самая лучшая технология для повышения качества художественного произведения. Мне доводилось тренировать несколько писателей и основной проблемой для них было написание правильных МРЭ. Решение, которое я им предложил было следующим: они должны были тщательно проработать несколько глав так, чтобы каждая из них была цепочкой идеальных МРЭ. После нескольких глав техника давалась им все легче и легче. Затем я потребовал, чтобы они полностью переписали свои романы в этом порядке. Это ужасно тяжелая работа, но те, кто выжил после Школы молодого бойца, превратился в писателя совсем иного порядка.
Правильно выстроенные МРЭ — это волшебный ключ к написанию неотразимой художественной литературы. Можете верить, можете нет. Попробуйте и увидете сами.
Для начала нам потребуется углубиться в теорию.
Вы будете писать свои МРЭ, сменяя то, что ваш герой видит (Мотивация), на то, что он делает (Реакция). Это очень важно.
Мотивация — это внешняя, объективная причина действия героя, что-то такое, что ваш герой может видеть (слышать, обонять или чувствовать).
Вот простой пример: Тигр соскочил с дерева и бросился на Джека.
Отмечаем главные события: они объективны. Мы представляем Мотивацию так, как будто она снимается на видеокамеру. Ничто не показывает, что мы смотрим на сцену с точки зрения Джека.
Реакция имеет внутреннее и субъективное начало и вы представляете ее в том виде, как видит события ваш герой — изнутри. Реакция никогда не должна идти в одном абзаце с Мотивацией — иначе вы рискуете запутать читателя, а читатели этого очень не любят.
Реакция всегда более сложна, чем Мотивация. Когда вы видите тигра, в первые доли секунды вы можете испытать только одно чувство — страх (пока у вас есть время только на рефлекс). Но вскоре вы уже будете способны реагировать разумно: что-то сделать, о чем-то подумать, что-то сказать. Вы должны предствить перечень реакций вашего героя именно в этом порядке, иначе вы уничтожите иллюзию реальности.
Продолжаем пример: Волна адреналина прошла по телу Джека. Он вскинул ружье, прицелился и нажал на курок. «Сдохни, скотина!»
Теперь давайте проанализируем. Примечаем все три части Реакции:
Чувство: Волна адреналина прошла по телу Джека. Чувства прописываются в первую очередь, потому что они возникают почти мгновенно.
Рефлекс: Он вскинул ружье… Это происходит во вторую очередь как результат страха. Инстинктивный результат, который не требует обдумывания.
Рациональное действие и речь:… прицелился и нажан на курок. «Сдохни, скотина!» Это происходит в самую последнюю очередь, после того, как у Джека появляется время, чтобы обдумать свои действия. Он нажимает на курок — рациональный ответ на опасность. Он говорит — выражение его внутренних переживаний.
Из Реакции можно вычеркнуть одну или две части. Однако существует важное правило: какие бы части вы ни сохранили, они должны идти в правильном порядке. Если это Чувство, оно должно идти вначале. Если это Рефлекс, он никогда не должен идти впереди Чувства. Если это Рациональное Действие, оно всегда должно идти последним.
После Реакции идет другая Мотивация. Нельзя написать одну МРЭ и вздохнуть с облегчением. Вы должны написать еще, еще и еще. Реакция, которую вы только что описали, приведет к новой Мотивации, которая опять будет внешней и объективной, и которую вы опишете в отдельном абзаце.
Продолжаем начатый пример: Пуля задела левое плечо тигра. Кровь хлынула из раны. Тигр пошатнулся, взревел и вновь прыгнул на Джека.
Пишите каждую Причину и Следствие как череду МРЭ. Все, что не выглядит как МРЭ, следует вычеркнуть. Нельзя оставлять ни одно предложение, которое не несет в себе нужной информации.
Вероятно, вы думаете, что никто не сможет писать, следуя этим правилам. Вы попробавали и теперь сидите перед компьютером, боясь пошевелиться лишний раз, чтобы не нарушить ПРАВИЛО. Ну что ж, случилось то, что называется писательской блокировкой. В этом случае позвольте мне раскрыть последний секрет написания идеальной сцены.
Забудьте все правила. Напишите главу в обычной манере. Чувствуете себя лучше? Творческий процесс — это создание истории из ничего. Это тяжелая работа, это интересно, это никак не структурировано. Поступайте так и не сожалейте о правилах.
После того, как вы закончите с творчеством, отложите главу на некоторое время. Позже вы отредактируете ее, но сейчас еще не время. Сделайте что-то еще. Сходите в боулинг. Проведите время с теми надоедами, которые живут в вашей квартире (вы все еще помните их в лицо?). Сделайте что-то, что не относится к Написанию Книги.
Позже, когда вы будете готовы к анализу написанного, вернитесь за компьютер. Соберитесь с духом. Редактура — это процесс, противоположный Творчеству, и это всегда деструктивное действие.
Проанализируйте текст, который вы только что написали. Что это Причина или Следствие? Или ни то и не другое? Если это Причина, проверьте, есть ли в ней Цель, Конфликт и Катастрофа. Обозначте каждую из них в отдельно взятом предложении. Аналогично, если это Следствие, то обозначте Реакцию, Дилему и Решение. Если вы не можете отнести текст ни к Причине, ни к Следствию, выкидывайте эту графомань. Возможно, потом вы придумаете как ее использовать в качестве соннета, лимерика или технической инструкции, но этот кусок текста не является художественной литературой, и на свете не существует способа сделать его таковой.
Теперь, когда вы знаете, что вы написали — Причину или Следствие, перепишите ее МРЭ за МРЭ. Следите, чтобы каждая Мотивация была отделена от Реакции.
Проанализируйте каждую Мотивацию и удостоверьтесь, что все они объективны и имеют внешние причины. Забудьте о милосердии. Нельзя испытывать жалость к тому, что отравляет ваше произведение. Убейте все лишнее или оно убьет вас.
Теперь удостоверьтесь, что каждая Реакция является субьективной и имеет внутренние причины, которые кроются в сердце героя. Проследите, чтобы все они шли в правильном порядке.
После того, как вы закончите, займитесь редактурой стиля, грамматики, пунктуации и всего остального.
Поздравляю, вы написали идеальную сцену. Теперь делайте все то же самое снова и снова, пока не закончите книгу.
Сейчас я даю ей время освоится и понять, что здесь травли не будет, а пока собираю наших ребят с Дрима, так что ждём пополнение в рядах. В общем, всех дримовцев, которым ещё предстоит учится, ищите у меня в друзьях. Я своих не бросаю.
При подаче рукописи редактору выясняешь много чего интересного. Признаюсь, на одном только форматировании здесь завалят больше половины наших авторов. И у меня уже нет сил оставлять одну и ту же сноску всем подряд.
Оставляю ещё раз здесь в надежде, что хоть в этот раз увидят.
А ошибки у нас у всех есть, причём синтаксис такая штука, что она задевает даже самых сильных авторов. Нет, я уже не могу злиться на такие ошибки, в особенности у новичков с их детскими рассказиками и ошибками.
А в остальном… наверное, мне просто интуиция подсказывает, где нужно поддержать автора, а где можно развёрнуто объяснить каждую ошибку. Наверное, я просто чувствую, что делать и как в каждом конкретном случае подходить, с кнутом или пряником. И ещё ни разу не ошибалась.
Я лишь просто боюсь, что низкая оценка без пояснений сильных и слабых сторон произведения может надломить тех немногих авторов, в которых есть божья искра, но нет опыта. Раздельная оценка, естественно, выявила бы, что нужно подтянуть, а вот тот контингент, что ты перечислила, так им что раздельная оценка, что обычная — разницы никакой. Пройдут по головам ради рейтинга и ещё возмущаться будут, что их рейтинг недостаточно высок и кто-то отнимает их баллы. Мне эта возня из-за рейтинга ещё на стихах и прозе России надоела. С первым кубком у некоторых крыша слетает.
Скрытый текстГаленька, я до сих пор не понимаю, почему ты полностью уверенна, что ты получишь низкий балл? Неужели ты ставишь всои произведения вровень с тем, что нам приносят детишки десяти лет на Дриме?
Прости, но я не верю, что твоя оценка ниже семи баллов.
А за грамматику так тут у всех по принципу: Бог знает на пять, редактор на четыре, а насколько знаешь ты — посмотрим.
Я бы не была столь жестока, но боюсь Вы правы. Просто нужно быть очень внимательным, чтобы не ошибиться. Одна ошибка, одна опечатка и уже меняется весь смысл. Его друг, к сожалению, допутил ошибки слишком наглядные, чтобы можно было закрыть на них глаза.
ОффтопикВот почему я к каждому ищу свой подход. Иногда лучше всего сразу обратить внимание на сильные стороны и лишь потом указывать слабые. А иногда проще показать свой вариан той же самой сомнительной фразы, чтобы ошибка была очевидна.
Да, как жаль, что Вас не могут услышать наши новички на Дриме. Из Вас на Дриме получилась бы отличная вошебница (редактор). Таких людей там ой как не хватает!
Удачи Вам, Ула.
Скрытый текстУ принцев были ещё и матери, не только отец, а там поле деятельности чистое. Что мешает нам, не уходя от основного сюжета, рассказать что-то о каждой из женщин. А незаконнорождёные в других мирах. Даже на Земле упоминается культура эльфов, а Земля это место ссылки Корвина, а там уж тем более об эльфах с Арды не должны были бы знать.
Поясняю. Единорог появился задолго до создания Амбера. Дворкин увидел Камень на шее единорога. Вспомните столкновение Логруса и Знака Огненного Пути в Амбере. Их спор. Всякий раз, когда Желязны упоминает о единороге, он говорит «ОНА» не он, заметьте это! Оберон происходит от Дворкина и единорога. Таким образом единорог — женщина. Это же говорит нам и Желязны.
Теперь об Авалоне Корвина.
Авалон. Созвучное звучание Аваллонэ в эльфийском языке. Вы говорите, что валары совершенно не похожи на амберитов, и правы. Но валары похожи на единорогов, на детей Создателя. Вот Эмбер можно отнести к маям (младшим айнурам, ангелам). После долгих споров со свидетелями Иеговы я выяснила, что архангел Михаил — это Христос, но в небесном воплощении. Здесь принцип тот же. Один из младших ангелов уносит Судный Камень, и так он оказывается в руках Дворкина. Она принимает женский облик…
То есть амбериты дети лорда Хаоса и единорога. Правда здесь можно дать ещё раскладку по крови Хаоса, но это сейчас излише.
Третье. При повреждении Огненного Пути влияние Хаоса начало распространяться на все амберские тени, но Земли, где находился Корвин, это даже не коснулось. Получается, что Земля это не тень Амбера. Таким образом можно взять за основу всё, что написано в Библии. А вот как амбериты получили доступ в этот мир, это уже отдельный вопрос, который мне пока что раскрывать не охото.
Понимаете, нужно не просто копаться в первоисточниках, нужно немало перерыть их, чтобы появилась полнота картины. У меня эта полнота картины есть.
Теперь об Арде. Её создавали дети Сосздателя, айнуры, а не сам Создатель, так что ж ему в это время мешало заняться созданием Земли?
Таким образом что мы имееем: Землю, созденную Создателем, Арду, созданную величайшими из его детей и Огненный Путь созданный Дворкиным из силы Ока Змея (Судный Камень для амберитов). Предположим, вырви кто-то из детей Создателя или их мать глаз Змею и заточи его силу в рубин, Вы бы на месте Создателя позволили бы оставить подобный артефакт на Арде? А на Земле? Нужно было бы место, где можно было бы держать подобный артефакт, не опасаясь его влияния на свелые миры, на которые он неминуемо оказал бы своё влияние… А дальше…
… дальше болтун находка для шпиона...
К несчастью, ляпы сделал Бетанкур, а ведь у него было то, чего нет у большинства фанатов, записки автора. Да, произведение Хроники Амбера моя самая любима книга. Именно эта книга подтолкнула меня к творчеству, благодаря ей я начала рисовать, а потом и писать. Но мне кроме Корвина ещё очень нравится Бенедикт. А Вам?
Хуже нет, когда люди всё понимают, но думают, что если уж глобальная катастрофа произойдёт, то не на его веку. В этом вся психология наших людей. Вот и вы. Всё понимаете, и тоже надеетесь, что на ваш век всё это не придётся.
И Вам кажется странным, что единственная книга может перевернуть жизнь?
Да, мой ответ «да», я действительно полюбила эту книгу именно так. И, как ни странно, мне этот автор оказался ближе, чем мои соотечественники. Его герои мне гораздо ближе, чем все герои тех книг, что я читала до этой.
А Вам приходилось разыскивать несколько разных переводов, чтобы только понять, какой правельный? Как правильно читаются имена и почему в разных переводах они разные? Пытались ли вы когда нибудь найти любимую книгу на языке автора? Вряд ли. А я это делала. И я знаю, что я не одна такая. А пытались ли Вы рисовать к любимой книге иллюстрации? Конечно же, нет. Чтобы нарисовать иллюстрацию нужно представлять героя, словно он стоит перед тобой. Как видите, я знаю, о чём я говорю. Когда я говорю, что люблю книгу, это подразумевает всё то, что Вы перечислили и гораздо больше. Нужно научится думать, как любимый автор, чувствовать его главного героя, от имени которого идёт повествование, видеть перед собою, созданный им мир.
Скрытый текстПо этому поводу есть класскный амберский анекдот:
Корвин приветствует братьев после отражения атаки сил Хаоса:
— Пламенный привет! Пламенный привет!
— Корвин, с каких это пор ты их так любишь? — тихо спрашивает его Рэндом.
— Не могу же я прямо заявить: «Чтоб вы сгорели!»
(сокращенный вариант)
Автор: Рэнди Ингермансон
Перевод: Эльвира Барякина
Художник: Иван Анчуков
Пытаетесь написать сцену, а она не звучит? В этой статье я расскажу вам, как решить эту проблему.
Возможно, вы думаете, что создание совершенной во всех отношения сцены невозможно. В конце концов, никто не может писать так, чтобы идеальным было каждое слово, каждая мысль, каждое предложение и каждый абзац. Да и что значит слово идеальный?
Если честно, то у меня нет однозначного ответа. Каждый понимает совершенство по-своему, и стиль — это дело вкуса. Но вы можете написать идеально структурированную сцену. И она будет звучать намного лучше неструктурированной.
Я собираюсь позаимствовать кое-что из книги Дуайта Суэйна «Приемы издающиегося писателя». Это одна из лучших работа о том, как писать художественную литературу. Если у вас нет этой книги — тем хуже для вас.
Для начала мы должны понять, что мы берем за точку отсчета. Откуда мы знаем, что такое совершенство? Ответ кроется в мотивации вашего читателя. Читатель покупает ваш роман потому, что вы обеспечиваете ему мощный заряд эмоций. Если вы пишете дамский роман, вы должны создавать у читательницы иллюзию, что она сама влюбилась. Если вы пишете триллер, читатель должен себя чувствовать так, будто он сам подвергается смертельной опасности и у него есть один шанс на миллион на спасение себя (или человечества). Если вы пишете фентази, пусть ваш читатель поверит, что он находится в другом мире, где все устроено по-другому и где есть место чудесам и магии. И т.д. и т.п.
Если вам не удается пробудить подобные чувства, можете считать всю задумку неудачной. Если удалось — вы на коне. Идеалом в художественной литературе можно считать книгу, которая наиболее эффективно вызывает в читателе требуемые эмоции.
Схемы построения сцены бывают двух видов: общая и детальная.
Общая схема очень проста. У вас есть всего два варианта: Дуайт Суэйн называет их «Причина и Следствие».
Причина состоит из следующих частей:
— Цель
— Конфликт
— Катастрофа.
Следствие состоит из:
— Реакции
— Дилемы
— Решения
Возможно, вы думаете, что пободное структурирование — это большое упрощение и что это низводит работу автора до писания по шаблону. Ничего подобного. Это низводит художественную литературу до двух схем, результативность которых доказали тысячи писателей.
Как было выше сказано, Причина состоит из трех частей: Цели, Конфликта и Катастрофы, каждая из которых в высшей степени важна. Возьмем героя, от чьего лица ведется повествование. Ваша задача — показать его так, чтобы читатель мог почувстсвовать себя на месте данного персонажа.
Цель: Цель — это то, что ваш герой хочет получить в начале сцены. Причина, почему у вашего персонажа должна быть цель состоит в том, что именно цель заставляет его совершать какие-либо действия.
Конфликт: Конфликт это препятствия, с которыми сталкивается ваш герой на пути к цели. В книге обязательно должны быть конфликты. Если персонаж достигает желаемого без конфликта, читатель начинает скучать.
Катастрофа: Катастрофа — это невозможность героя достичь цели. Не давайте ему добиться победы! Победа — это скучища! Если Причина оканчивается победой, у читателя нет повода для того, чтобы читать дальше. Пусть случится что-то ужасное. Пусть ваш герой повиснет над пропостью. Заставьте читателя перевернет страницу, чтобы узнать, что будет дальше.
Теперь рассмотрим Следствие.
Следствие состоит из трех частей: Реакция, Дилема и Решение. Опять же, каждый из этимх пунктов крайне важен для написания удачного Следствия. Уберите что-нибудь одно, и оно не будет работать. Важное замечание: Следствие всегда должно идти за Причиной. Причина заканчивается катастрофой и вы не можете сразу же начать еще одну Причину, которая начинается с Цели. Почему? Потому что если вы только что пострадали от серьезной неудачи, вы не можете просто так подняться и взяться за что-то другое. Вам нужно прийти в себя. Это основы психологии.
Реакция: Реакция — это эмоциональное следствие Катастрофы. Когда случается что-то ужасное, вы находитесь в некотором замешательстве. Вы не можете ничего с этим поделать. Так что покажите, что ваш герой достоверно реагирует на Катастрофу. Ему больно. Дайте читателю шанс пострадать вместе с героем. Возможно, вам потребуется показать, что прошло какое-то время. Это не время для дейстяия, это время для обдумывания ситуации. Время для рыданий. При этом вы не можете страдать вечно. В настоящей жизни если человек слишком увлекается горем, он теряет друзей. В художественной литературе такой герой потеряет читателей.
В итоге вашему герою нужно за что-то ухватиться: найти точку опоры и рассмотреть варианты решения. И проблема заключается в том, что у него нет этих вариантов.
Дилема: Дилема — это ситуация, в которой нет приемлемых вариантов. Если ваша Катастрофа — настоящая, у героя нет шанса на приятный исход из ситуации. Героя должен столкнуться с настоящей дилемой. Позвольте герою проработать различные варианты. Это даст читателю причину для беспокойства — и это хорошо. Он начнет гадать, что же будет дальше.
Решение: Решение — это выбор меньшего из зол. Это важно, так как решение заставляет героя вновь действовать. Люди, которые никогда не принимают решений, скучны — никто не захочет читать о подобном герое. Так что заставляйте своего персонажа решать и пусть это будет лучшее из решений, такое, какое читатель сможет уважать. Сделайте это и читатель будет должен переворачивать страницу за страницей, потому что теперь у вашего героя появится новая Цель.
Теперь вы попали в исходную точку. Вы начали с Причины, перешли к Следствию, а затем к новой Цели новой Причины. И так будет продолжаться до тех пор, пока вы не завершите повествование и не дадите герою либо Полную Победу, либо Полное Поражение. Смена Причин и Следствий будет вести читателя и он не сможет оторваться от нее. Вот это и есть идеал.
Однако это только половина дела. Я рассказал вам, как сконструировать Причину и Следствие в общих чертах. Но вам еще нужно прописать каждый абзац, во время которых герой плавно перейдет от первоначальной Цели к жуткому Конфликту, затем — к разрушительной Катастрофе, потом — к внутренней Реакции, следом — к ужасной Дилеме и, наконец, к хитроумному Решению.
Как же это сделать? Для этого следует рассмотреть Детальную Схему построения сцены.
Ответ кроется в том, что Дуайт Суэйн называет «Мотивационно-реакционными элементами» (для краткости МРЭ). Писать МРЭ нелегко. Но я сделал вывод, что это самая лучшая технология для повышения качества художественного произведения. Мне доводилось тренировать несколько писателей и основной проблемой для них было написание правильных МРЭ. Решение, которое я им предложил было следующим: они должны были тщательно проработать несколько глав так, чтобы каждая из них была цепочкой идеальных МРЭ. После нескольких глав техника давалась им все легче и легче. Затем я потребовал, чтобы они полностью переписали свои романы в этом порядке. Это ужасно тяжелая работа, но те, кто выжил после Школы молодого бойца, превратился в писателя совсем иного порядка.
Правильно выстроенные МРЭ — это волшебный ключ к написанию неотразимой художественной литературы. Можете верить, можете нет. Попробуйте и увидете сами.
Для начала нам потребуется углубиться в теорию.
Вы будете писать свои МРЭ, сменяя то, что ваш герой видит (Мотивация), на то, что он делает (Реакция). Это очень важно.
Мотивация — это внешняя, объективная причина действия героя, что-то такое, что ваш герой может видеть (слышать, обонять или чувствовать).
Вот простой пример: Тигр соскочил с дерева и бросился на Джека.
Отмечаем главные события: они объективны. Мы представляем Мотивацию так, как будто она снимается на видеокамеру. Ничто не показывает, что мы смотрим на сцену с точки зрения Джека.
Реакция имеет внутреннее и субъективное начало и вы представляете ее в том виде, как видит события ваш герой — изнутри. Реакция никогда не должна идти в одном абзаце с Мотивацией — иначе вы рискуете запутать читателя, а читатели этого очень не любят.
Реакция всегда более сложна, чем Мотивация. Когда вы видите тигра, в первые доли секунды вы можете испытать только одно чувство — страх (пока у вас есть время только на рефлекс). Но вскоре вы уже будете способны реагировать разумно: что-то сделать, о чем-то подумать, что-то сказать. Вы должны предствить перечень реакций вашего героя именно в этом порядке, иначе вы уничтожите иллюзию реальности.
Продолжаем пример: Волна адреналина прошла по телу Джека. Он вскинул ружье, прицелился и нажал на курок. «Сдохни, скотина!»
Теперь давайте проанализируем. Примечаем все три части Реакции:
Чувство: Волна адреналина прошла по телу Джека. Чувства прописываются в первую очередь, потому что они возникают почти мгновенно.
Рефлекс: Он вскинул ружье… Это происходит во вторую очередь как результат страха. Инстинктивный результат, который не требует обдумывания.
Рациональное действие и речь:… прицелился и нажан на курок. «Сдохни, скотина!» Это происходит в самую последнюю очередь, после того, как у Джека появляется время, чтобы обдумать свои действия. Он нажимает на курок — рациональный ответ на опасность. Он говорит — выражение его внутренних переживаний.
Из Реакции можно вычеркнуть одну или две части. Однако существует важное правило: какие бы части вы ни сохранили, они должны идти в правильном порядке. Если это Чувство, оно должно идти вначале. Если это Рефлекс, он никогда не должен идти впереди Чувства. Если это Рациональное Действие, оно всегда должно идти последним.
После Реакции идет другая Мотивация. Нельзя написать одну МРЭ и вздохнуть с облегчением. Вы должны написать еще, еще и еще. Реакция, которую вы только что описали, приведет к новой Мотивации, которая опять будет внешней и объективной, и которую вы опишете в отдельном абзаце.
Продолжаем начатый пример: Пуля задела левое плечо тигра. Кровь хлынула из раны. Тигр пошатнулся, взревел и вновь прыгнул на Джека.
Пишите каждую Причину и Следствие как череду МРЭ. Все, что не выглядит как МРЭ, следует вычеркнуть. Нельзя оставлять ни одно предложение, которое не несет в себе нужной информации.
Вероятно, вы думаете, что никто не сможет писать, следуя этим правилам. Вы попробавали и теперь сидите перед компьютером, боясь пошевелиться лишний раз, чтобы не нарушить ПРАВИЛО. Ну что ж, случилось то, что называется писательской блокировкой. В этом случае позвольте мне раскрыть последний секрет написания идеальной сцены.
Забудьте все правила. Напишите главу в обычной манере. Чувствуете себя лучше? Творческий процесс — это создание истории из ничего. Это тяжелая работа, это интересно, это никак не структурировано. Поступайте так и не сожалейте о правилах.
После того, как вы закончите с творчеством, отложите главу на некоторое время. Позже вы отредактируете ее, но сейчас еще не время. Сделайте что-то еще. Сходите в боулинг. Проведите время с теми надоедами, которые живут в вашей квартире (вы все еще помните их в лицо?). Сделайте что-то, что не относится к Написанию Книги.
Позже, когда вы будете готовы к анализу написанного, вернитесь за компьютер. Соберитесь с духом. Редактура — это процесс, противоположный Творчеству, и это всегда деструктивное действие.
Проанализируйте текст, который вы только что написали. Что это Причина или Следствие? Или ни то и не другое? Если это Причина, проверьте, есть ли в ней Цель, Конфликт и Катастрофа. Обозначте каждую из них в отдельно взятом предложении. Аналогично, если это Следствие, то обозначте Реакцию, Дилему и Решение. Если вы не можете отнести текст ни к Причине, ни к Следствию, выкидывайте эту графомань. Возможно, потом вы придумаете как ее использовать в качестве соннета, лимерика или технической инструкции, но этот кусок текста не является художественной литературой, и на свете не существует способа сделать его таковой.
Теперь, когда вы знаете, что вы написали — Причину или Следствие, перепишите ее МРЭ за МРЭ. Следите, чтобы каждая Мотивация была отделена от Реакции.
Проанализируйте каждую Мотивацию и удостоверьтесь, что все они объективны и имеют внешние причины. Забудьте о милосердии. Нельзя испытывать жалость к тому, что отравляет ваше произведение. Убейте все лишнее или оно убьет вас.
Теперь удостоверьтесь, что каждая Реакция является субьективной и имеет внутренние причины, которые кроются в сердце героя. Проследите, чтобы все они шли в правильном порядке.
После того, как вы закончите, займитесь редактурой стиля, грамматики, пунктуации и всего остального.
Поздравляю, вы написали идеальную сцену. Теперь делайте все то же самое снова и снова, пока не закончите книгу.
Прости, но я не верю, что твоя оценка ниже семи баллов.
А за грамматику так тут у всех по принципу: Бог знает на пять, редактор на четыре, а насколько знаешь ты — посмотрим.
Да, как жаль, что Вас не могут услышать наши новички на Дриме. Из Вас на Дриме получилась бы отличная вошебница (редактор). Таких людей там ой как не хватает!
Удачи Вам, Ула.
Поясняю. Единорог появился задолго до создания Амбера. Дворкин увидел Камень на шее единорога. Вспомните столкновение Логруса и Знака Огненного Пути в Амбере. Их спор. Всякий раз, когда Желязны упоминает о единороге, он говорит «ОНА» не он, заметьте это! Оберон происходит от Дворкина и единорога. Таким образом единорог — женщина. Это же говорит нам и Желязны.
Теперь об Авалоне Корвина.
Авалон. Созвучное звучание Аваллонэ в эльфийском языке. Вы говорите, что валары совершенно не похожи на амберитов, и правы. Но валары похожи на единорогов, на детей Создателя. Вот Эмбер можно отнести к маям (младшим айнурам, ангелам). После долгих споров со свидетелями Иеговы я выяснила, что архангел Михаил — это Христос, но в небесном воплощении. Здесь принцип тот же. Один из младших ангелов уносит Судный Камень, и так он оказывается в руках Дворкина. Она принимает женский облик…
То есть амбериты дети лорда Хаоса и единорога. Правда здесь можно дать ещё раскладку по крови Хаоса, но это сейчас излише.
Третье. При повреждении Огненного Пути влияние Хаоса начало распространяться на все амберские тени, но Земли, где находился Корвин, это даже не коснулось. Получается, что Земля это не тень Амбера. Таким образом можно взять за основу всё, что написано в Библии. А вот как амбериты получили доступ в этот мир, это уже отдельный вопрос, который мне пока что раскрывать не охото.
Понимаете, нужно не просто копаться в первоисточниках, нужно немало перерыть их, чтобы появилась полнота картины. У меня эта полнота картины есть.
Теперь об Арде. Её создавали дети Сосздателя, айнуры, а не сам Создатель, так что ж ему в это время мешало заняться созданием Земли?
Таким образом что мы имееем: Землю, созденную Создателем, Арду, созданную величайшими из его детей и Огненный Путь созданный Дворкиным из силы Ока Змея (Судный Камень для амберитов). Предположим, вырви кто-то из детей Создателя или их мать глаз Змею и заточи его силу в рубин, Вы бы на месте Создателя позволили бы оставить подобный артефакт на Арде? А на Земле? Нужно было бы место, где можно было бы держать подобный артефакт, не опасаясь его влияния на свелые миры, на которые он неминуемо оказал бы своё влияние… А дальше…
… дальше болтун находка для шпиона...
Корвин приветствует братьев после отражения атаки сил Хаоса:
— Пламенный привет! Пламенный привет!
— Корвин, с каких это пор ты их так любишь? — тихо спрашивает его Рэндом.
— Не могу же я прямо заявить: «Чтоб вы сгорели!»