- Записи (48)
- Комментарии (2782)
Литературные дуэли /
Реализм Х Фэнтези (Evoelyany Х Мааэринн) Дуэль завершена. Поздравляем победителя Эволани!
(706)
- Юханан Магрибский
- 6 марта 2015, 09:57
О! Если бы мне и жизни удавалось соблюдать такое каменное спокойствие, как в сети)))
Литературные дуэли /
Реализм Х Фэнтези (Evoelyany Х Мааэринн) Дуэль завершена. Поздравляем победителя Эволани!
(706)
- Юханан Магрибский
- 5 марта 2015, 20:19
- 3
ОТЗЫВ НА РАССКАЗ «Внуки бабы Тани»
Говорить об этом рассказе, пожалуй, сложнее всего. Думаю, потому, что я не привык читать такое и потому мало с чем могу сравнить, не хватает данных для анализа. Однако, попытаюсь.
Начну с рассуждения о направлении, к которому этот рассказ можно отнести. Многие отметили, что из четырёх конкурсных это единственный настоящий представитель реализма. Не следует ли задаться вопросом — почему? Почему «Прости нам долги наши» не реализм или, во всяком случае, отдалён от этого понятия куда больше, чем «Внуки»? Ответ на поверхности, но сформулировать стоит: во «Внуках» речь идёт о повседневной, окружающей нас действительности, есть множество подробностей и привязок именно к настоящему времени и месту. Действие рассказа невозможно перенести ни в США, ни в Китай, невозможно заставить героев жить 20 лет назад или 100 или через два десятка лет, в будущем. Мало того, автор пишет о той реальности, которую хорошо знает, пишет о быте, его окружающем, тогда как в «Прости нам долги» — Франция, а из примет времени — газеты. Вот и всё, что мы знаем. Это хоть во времена наполеоновских войн могло случится.
Ну хорошо, нет привязки ко времени, но ведь и нет никакой фантастики. Сюжет «Долгов» мог развернуться в любом веке с 19 по 21, но и что? Пусть это исторический рассказ, например. Относится ведь исторический рассказ к направлению реализма? Видимо, да, относится, да вот одна беда — как раз-таки отсутствие подробностей выводит его в другое, мнимое пространство, пространство притч, бродячих сюжетов, сказок и фентези.
Но чем же это плохо? А вот чем. У реализма есть великое орудие — мощнейший пласт действительно существующего и бывшего. Герой реалистичного рассказа может быть без ума от Достоевского, наслышан о Чехове и испытывать отвращение к музыке Шонберга. Он может путаться в истории Второй мировой, но отлично знать подробности Чеченской кампании, при этом профессионально разбираться котировках ценных бумаг голубых фишек. И всё это героя характеризует, придаёт значительную глубину рассказу, а от читателя требует одного — знания контекста (либо знает сам, либо посмотрит в Википедии, но котекст существует независимо от работы). Рассказ же из направления фентези (или притч), лишён этого, вне его самого стоящего знания, но обладает другой возможностью — всё, что происходит там, всё, что существует, происходит и существует только по правилам, установленным автором. Сюда можно подверстать и крутые сюжетные повороты, вряд ли возможные в жизни, но требуемые для художественного текста, любое волшебство да и просто любые чудеса. Так вот, выходит, что если лишить работу широкого информационного контекста, привязки к месту и времени, устранить подробности, но и не использовать широту авторской воли и авторских правил, рамки, в которые загоняется рассказ оказываются чересчур узкими, и мало что выживает после отсечения членов Прокрустом на его ложе.
Так вот, «Внуки» — реализм. Такой пишет и любит «Бирюза», например. Бытоописание, художественно обработанная современная, окружающая нас действительность.
К самому рассказу… Мало что могу сказать, правда. Думаю, он сделан хорошо. Все герои видны, представлены и показаны один за другим и весьма подробно, в них можно поверить. Огрехи, о которых говорила Твилл исправить можно, суть не в них. Спор двух нелюбимых автором героев очень увлекает. Вот это важно, мне кажется. Обыкновенно ты, Эр, очень любишь своих героев, а тут столкнулись лбами два мерзавца, которые, к тому же, прекрасно находят чем себя оправдать. Так вот художественно текст от этого становится сильнее — задумайся и учти в дальнейшем, мой тебе совет. Достоверное, точное изображение двух предельно неприятных, но разных и конфликтующих героев может очень оживить твой… эмм… репертуар.
Так, что ещё? Параллель, старшее поколение — муж и жена, младшее — брат и сестра. Первые лениво и привычно бранятся, почти неуязвимые для уколов друг друга, вторые переживают куда более глубокие потрясения, которые сметают мелкие обиды и желания. Рассказ, как видим, заканчивается на очень высокой и чистой ноте.
Но вот таким вопросом я задамся — а не идеализирует ли баб-Таню автор? Не пытается ли показать её прекрасным педагогом и прекрасным человеком? Задумаемся, ведь отец детей — её сын. Она его воспитывала, и воспитала гниду, к тоже же несчастную. Она воспитывала и директора — и что? Сказано прямо, что его крайне мало заботит судьба старой учительницы. А вот бы тут саму баб-Таню лишить этой благости. Чересчур строга? Просто неумна, хотя и ответственна? До религиозности коммунистична? м?
Литературные дуэли /
Реализм Х Фэнтези (Evoelyany Х Мааэринн) Дуэль завершена. Поздравляем победителя Эволани!
(706)
- Юханан Магрибский
- 5 марта 2015, 20:10
Это араб Маковского?)) Он орлом смотрит! смотрел бы я так, гляделся бы в зеркало всю жизнь напролёт)))
Литературные дуэли /
Реализм Х Фэнтези (Evoelyany Х Мааэринн) Дуэль завершена. Поздравляем победителя Эволани!
(706)
- Юханан Магрибский
- 5 марта 2015, 20:09
Давай, жду!
Литературные дуэли /
Реализм Х Фэнтези (Evoelyany Х Мааэринн) Дуэль завершена. Поздравляем победителя Эволани!
(706)
- Юханан Магрибский
- 5 марта 2015, 16:05
Кстати, а мне ответишь?))
Литературные дуэли /
Реализм Х Фэнтези (Evoelyany Х Мааэринн) Дуэль завершена. Поздравляем победителя Эволани!
(706)
- Юханан Магрибский
- 5 марта 2015, 13:56
- 1
Слушай, Джет. Мы все знаем, что ты умный и ты один понимаешь то, чего другим не понять никогда. И это очень здорово. Может, тогда других вообще убрать из дуэли? Мешают же…
Литературные дуэли /
Реализм Х Фэнтези (Evoelyany Х Мааэринн) Дуэль завершена. Поздравляем победителя Эволани!
(706)
- Юханан Магрибский
- 5 марта 2015, 13:34
Да что ты! Это ж мой любимый смайл. Портретное сходство.
Литературные дуэли /
Реализм Х Фэнтези (Evoelyany Х Мааэринн) Дуэль завершена. Поздравляем победителя Эволани!
(706)
- Юханан Магрибский
- 5 марта 2015, 13:00
Литературные дуэли /
Реализм Х Фэнтези (Evoelyany Х Мааэринн) Дуэль завершена. Поздравляем победителя Эволани!
(706)
- Юханан Магрибский
- 5 марта 2015, 12:45
Я старался
Литературные дуэли /
Реализм Х Фэнтези (Evoelyany Х Мааэринн) Дуэль завершена. Поздравляем победителя Эволани!
(706)
- Юханан Магрибский
- 5 марта 2015, 12:45
Ну вот увы мне, чутьё теряю.
Литературные дуэли /
Реализм Х Фэнтези (Evoelyany Х Мааэринн) Дуэль завершена. Поздравляем победителя Эволани!
(706)
- Юханан Магрибский
- 5 марта 2015, 11:56
Поздравляю победителя с победой Ура! Рассказы достойные.
Эр, твои тоже прекрасны, а всё же местами доработать нужно. Про внуков напишу ещё, хотя сложно будет писать… Кстати, угадать где чьё мне было сложно. Тебе я готов был приписать целых три рассказа.
Поздравляю с отличной дуэлью!
Литературные дуэли /
Реализм Х Фэнтези (Evoelyany Х Мааэринн) Дуэль завершена. Поздравляем победителя Эволани!
(706)
- Юханан Магрибский
- 5 марта 2015, 11:07
Доброй ночи!
Литературные дуэли /
Реализм Х Фэнтези (Evoelyany Х Мааэринн) Дуэль завершена. Поздравляем победителя Эволани!
(706)
- Юханан Магрибский
- 5 марта 2015, 10:57
Литературные дуэли /
Реализм Х Фэнтези (Evoelyany Х Мааэринн) Дуэль завершена. Поздравляем победителя Эволани!
(706)
- Юханан Магрибский
- 5 марта 2015, 10:57
Напишу вечером
Литературные дуэли /
Реализм Х Фэнтези (Evoelyany Х Мааэринн) Дуэль завершена. Поздравляем победителя Эволани!
(706)
- Юханан Магрибский
- 4 марта 2015, 23:00
- 5
ОТЗЫВ НА «Чудовище пустыни»
Мало что могу сказать, собственно, про сам рассказ. Очень простой сюжет, очень хорошо написан. Зато даёт повод для рассуждений о преимуществах фентези. Но по порядку.
Сюжет действительно прост и не нов. После Кинга людоедских рассказов — пруд пруди. Разумеется, это удар ниже пояса. Разумеется, это всегда работает, всегда пугает и приковывает внимание, как нарушение основного, с ветхих времён, когда и речи ещё не было, идущего запрета. Ровно такой же ход заставляет вострить уши при рассказах об инцесте, например.
Снова, как и в «Алых крыльях», трёхчастная композиция (говорю трёхчастная, что не совсем верно — в самом начале короткий эпизод из самого отдалённого прошлого, но скорее служит прологом, ничего не объясняющим, но ярким, по законам лирики построенным отрывком, передающим чувства, заставляющим читать дальше. Итак, трёхчастная композиция), но на этот раз основной рассказ просто обрамлён небольшими вставками, где колдуну-следователю дано задать несколько вопросов. Отвлекаясь, скажу, что сам очень люблю подобные сочетания: колдун-следователь, чрезвычайный и уполномоченный представитель отдела чародейства и волшебства министерства иностранных дел и прочие, одним своим соседством соединяющие бюрократию и необычное. Вероятно, это клише, но поделать ничего не могу, мне нравится, потому розочка автору.
И всё же. И всё же. Композиция. Здесь она кажется весьма оправданной. В первой части читатель в сжатом виде, без лишних слов, узнаёт о том, что вообще случилось и о чём далее будет речь идти, без этой вставки рассказ бы просто повис. Кроме того, автору удалось создать атмосферу… чего? Ну, техно-магии, если угодно: можно легко представить, что пустыня выжжена ядерной войной, а, может, и впрямь чары какие-то, потому и в Чудовище веришь и не веришь, а это ровно то, что нужно.
Последняя часть нужна для того, чтобы рассказ сделался притчей. «- Так где же чудовище? — А вы разве не поняли?» Это правильный вопрос. Да, чудовище приходило и не раз. Имя ему голод, или безумие. И место ему ровно в пустыне…
Вот ещё. Думаю, это просто совпадение, но если нет, то поклон автору. Дело в том, что по христианскому учению, несколько косвенно, но всё равно довольно определённо выходит, что бесы, злые духи, искушающие человека, живут в первую очередь в пустыне.
Зачем бежали четверо, а не двое? 1) Убийство, которое я осуждаю, но плодами которого пользуюсь 2) Убийство, с которым я согласен 3) Убийство, которое совершил сам.
Очень внятно описанный путь грехопадения, на примере двух друзей-товарищей невозможно было бы прописать такую нарастающую динамику. Потому, четверо — отнюдь не избыток, но необходимое число героев.
А написано здорово. Язык очень хорош. Тут даже останавливаться не стану.
Да, хотел ещё немного поговорить о преимуществе фентези… Вдумаемся, а фентези ли предложенный нам рассказ? Колдун-следователь легко заменяется на следователя в погонах, чары пустыни на давний взрыв водородной бомбы, чудовище на племена бедуинов или просто легенды о них. Что там ещё? Способность творить воду, из-за которой только и выжил наш герой. Скажем, он единственный из всех мог договориться с разведчиками/пограничниками, других бы просто убили. Почему? Например, только он знал язык. Или из знатной семьи. Словом, можно устранить волшебство из рассказа, не испортив его безнадёжно при этом. Но это всё равно будет фентези. Почему? А потому что это притча. В пустыне не чукча, еврей, немец и русский шли, а просто люди. Пиши автор реализм, он должен был бы указать культуру, к которой принадлежат герои, дать понятие об их социальном слое — всё это бы просочилось сквозь текст просто из их речи, многое мы узнали бы из имён, но всё это совершенно не нужно для рассказа. Фентези здесь — в первую очередь возможность уйти от лишней, обременяющей сложности, своеобразная чашка Петри, лабораторная среда.
Литературные дуэли /
Реализм Х Фэнтези (Evoelyany Х Мааэринн) Дуэль завершена. Поздравляем победителя Эволани!
(706)
- Юханан Магрибский
- 4 марта 2015, 22:23
Выше ответил
Литературные дуэли /
Реализм Х Фэнтези (Evoelyany Х Мааэринн) Дуэль завершена. Поздравляем победителя Эволани!
(706)
- Юханан Магрибский
- 4 марта 2015, 22:23
Вы меня вдвоём с Неей захвалите. Суэлинн и Синатра очень хорошие отзывы вам пишут, между прочим, при том не совпадающие по оценке, что любопытно. И подмечают они такое, что я пропустил. Но — приятно! Рад угодить.
Пойду на Чудовище писать отзыв
Литературные дуэли /
Реализм Х Фэнтези (Evoelyany Х Мааэринн) Дуэль завершена. Поздравляем победителя Эволани!
(706)
- Юханан Магрибский
- 4 марта 2015, 20:28
Когда ж такое было, что Эр есть, а меня нет?))) буду, да… Вон, один написал еще.
Литературные дуэли /
Реализм Х Фэнтези (Evoelyany Х Мааэринн) Дуэль завершена. Поздравляем победителя Эволани!
(706)
- Юханан Магрибский
- 4 марта 2015, 20:27
Спасибо. Дальше читаю))
Литературные дуэли /
Реализм Х Фэнтези (Evoelyany Х Мааэринн) Дуэль завершена. Поздравляем победителя Эволани!
(706)
- Юханан Магрибский
- 4 марта 2015, 20:24
- 3
ОТЗЫВ НА «Прости нам долги наши»
Слушайте, поправьте меня, если не так, но in читается как ан (в русской транскрипции), если речь о французском. Девушку должны были звать Мартан. Но, к делу.
Сильная сторона рассказа — сюжет и его подача. Слабые стороны — язык, скомканность финала, слабая насыщенность подробностями. Попытаюсь доказать своё мнение.
Итак, сюжет. Начало банально — газеты пишут, что пропала милая девушка, никому не делавшая зла, тут же мы узнаём, что брат Луи, Жак, слабоумен, и Луи побаивается Жака, кроме того очень раздражён, и срывается на пьяном отце, случившимся тут же. Отчего Луи боится Жака? Причин может быть много. Скажем, девушку убил Луи, а Жак видел. Пусть и слабоумный, но единственный свидетель. Или, например, Жак и Луи — близнецы (ну, пусть Жак не даун, а другим чем болен), тогда Луи отвратительно видеть собственное лицо, искажённое слабоумием. Может, Луи ревнует до озлобления, и только потому запирает Жака… Мы ведь довольно поздно узнаём, сколько может быть лет Луи. Без жены и детей, без возлюбленной, с седым отцом, покойной матерью и работает… пожалуй, ему лет двадцать, вряд ли многим больше, но и не похоже, что меньше. Но поначалу можно предположить, что Луи — глубокий старик. А, может быть, восьмилетний ребёнок. Или зрелый мужчина. Много чего можно предположить. Так вот, именно в этом и есть главное достоинство рассказа — на всём протяжении все события, все сведения, допускают огромное число толкований, но к концу рассказа, по всей сумме событий, эти толкования сводятся к одному достаточно точному решению. Это удерживает внимание, драматургия хороша.
Я говорил о скомканном конце… почему? Не знаю, как во Франции, у нас точно арестовали бы самого Луи. Всё же сходится. Зачем слабоумному убивать? Да и сможет ли он? А тут озлобленный, молодой, сильный мужчина… ему сложно было бы отделаться от подозрения.
Язык, которым написан рассказ одновременно избыточен и недостаточен. Много ничего не значащих вводных, явно не хватает ярких подробностей. Думаю, если бы не сюжетная необходимость, мороза не было бы тоже.
Что в итоге? По такому рассказу хорошо снимать короткометражку, у него хороший сюжет, сильная драматургия, но нам предложено его прочесть, а написан он довольно средне.