В основном я буду писать про фэнтези, но и вне его некоторые сеттинги сосредотачивают огромный объём силы в своих загребущих руках. Куда смотрит антимонопольная служба? Изначально я хотел написать эссе со смыслом «Ну чё вы?», но затем при исследовании для примеров увлёкся и вдохновился кучей вещей. А также я вдохновился вдохновить других. Даже если одного писателя хоть одна вещь натолкнёт (даже через большой ассоциативный ряд) на что-нибудь интересное, то я не зря написал это эссе.
Большинство фэнтези сосредоточено на северной Европе: скандинавы с рунами и драконами, англосаксы с эльфами и гоблинами. Это база. В качестве примера цикл Бернхарда Хеннена «Логово дракона».
§ 1.1. Ещё базы
Артуриана: Не совсем мифология, а скорее романтический миф с жирно намешанными и взбитыми архетипами, которые писатели эксплуатируют даже неосознанно. Очень влиятельная вселенная образов. И очень популярна для ретеллинга, примеры: «Туманы Авалона» Мэрион Зиммер Брэдли и «Король былого и грядущего» Т. Х. Уайта.
Греко-римская мифология: Тоже чувствует себя в массовой культуре не как гость, а уже сошедший с ума наглый гость у слишком гостеприимных хозяев. Это, пожалуй, второй по популярности источник вдохновения после скандинавской и кельтской мифологий. Примеры: серия «Перси Джексон» Рика Риордана и серия игр «God of War».
И с египетской мифологией не надо слишком долго расшаркиваться, объясняя читателям, что это такое. Уникальна своей загробной космологией, отношением к телу и имени как носителю души и, конечно, волшебными палочками. Примеры: «Наследники богов» Рика Риордана, фильм «Мумия», игра «Assassin's Creed: Origins».
Ближневосточная мифология: Джинны, пройдохи-герои, ковры-самолеты, а если сюда ещё и эстетику пустыни включить, то у-у-у-у… («Дюна», «Колесо Времени», «Белый Песок», если включать пустыню, «Тысяча и одна ночь»). Второй кандидат на дальние экзотические земли в фэнтези, сразу после джунглей.
Восточноазиатская мифология: Она популярна, и популярнет, и популярнет с каждым днём. Уся, сянься, сюаньхуань, монахи, самураи, ниндзя… Примеры: аниме «Наруто», «Принцесса Мононоке», игра «Sekiro: Shadows Die Twice».
Христианская демонология и апокрифы: Тоже частые рейдеры книг, хотя часто остаются на периферии читательского внимания. Падшие ангелы, иерархии ада, иерархии ангелов, святые, скажем так: вольные трактовки «Божественной комедии». А какие там арки злодеев! Признаться, меня раньше смущали сеттинги фэнтези с ангелами, но ангелы сосуществовали с эльфами в определённый момент истории. Да и слово «ангел» — это просто название, хоть и несущее багаж ассоциаций. В книгах нет ограничений, что можно писать, хоть собак называй драконами. Примеры: цикл «Демониада» Арджуна Махешвари, серия игр «Diablo».
И даже когда авторы берут «экзотические» мифологии, они часто сводят их к стилизации под западный фэнтези-канон. Или просто заимствуют монстра другого (каюсь, я один из них).
§ 1.2. Жертвы подлого пренебрежения
Что мы знаем о славянской мифологии? Какие интриги плели против друг друга боги? Триглав, Велес, Мара… Почему короля-лича, мудро использовавшего обычную иглу для своей филактерии (хотя потом его понесло), называют Пленником Бессмертным? Почему у могущественной ведьмы костяная нога, а живет она в живой избушке на курьих ножках?
Существует много славянского фэнтези, но большинство из них — человекоцентристские истории, где магический мир примерно такой же, как в реальности: мифы, сказания, что-то далёкое или ретеллинги сказок. Иногда в жанре городского фэнтези — чуть-чуть былин, чуть-чуть чертовщины, стиль «миф рядом». Я же пишу о высоком фэнтези, где различные расы занимают важное место в повествовании, как дивьи люди, чудь белоглазая, волоты, а не просто названия для диких монстров.
Но всё же славянская мифология имеет какое-никакое присутствие, например, «Волкодав» Марии Семёновой, «Медведь и соловей» Кэтрин Арден, а где-нибудь да промелькнёт Chernobog. Я даже думал включить эту мифологию в базу, но точно нельзя сказать такого же про следующих красавиц...
Мифологии Сибири: Сказания азиатской части России мне кажутся криповыми. Что понятно, если ты живёшь в очень сильной глуши, на много километров нет других людей, только огромный густой лес, из которого в любой момент может вылезти какая-нибудь хтонь поздороваться. Но ещё эти мифологии — это тёмная матерья, древняя, живая и пугающая.
Якутская мифология: Три мира, связанные древом жизни — Аал Луук Мас. Есть злые духи абаасы, есть добрые айыы. Идеально ложится на тёмное шаманское фэнтези или мистическую космологию. Примеры: «Солнце в силках» Марины Сычёвой, фильмы ужасов «Иччи» и «Кукушка» (что я писал про крипоту?).
Бурятская мифология: Шаманизм, тесно связанный с природными духами: эхириты (духи гор, лесов, озёр), хадаг-хан (небесные покровители), а также бурхан — боги-благодетели. Духи могут вселяться, умершие предки часто продолжают жить рядом. Из примеров я могу только привести игру «Мор.Утопия», с культурой, частично вдохновлённой бурятской и степной традицией.
Башкирская мифология: Это мир, где небосвод держится на гигантском дереве, а мир разделен на три части: небесный, земной и подводный/подземный. Важную роль играют духи-хозяева (ия) гор, лесов и вод, а также культ предков. Особое место занимают сказания о батырах (богатырях) и эпические поэмы, такие как "Урал-батыр". В мифах часто встречаются образы волшебных птиц, как птица счастья Хумай (дочь небесного бога), и крылатых коней-тулпаров. Собственно, в качестве примера песня Homay группы AY YOLA.
Финно-угорская мифология: Основа для эпоса "Калевала". Это мир шаманизма, могущественных певцов-колдунов (вяйнямёйнен), мира мёртвых Туонелы. Пример: игра «Человеколось».
Балканская мифология: Своя система вампиров, благожелательный драконоподобный Змей, демоническое существо, вечный враг Змея Ала, персонификация разрушительной стихийной силы, крсник — это человек (часто рожденный в «рубашке»), чей дух во сне покидает тело, принимая облик животного, чтобы сражаться со злом. Эдакий шаман-охотник на нечисть. Множество практик гадания и народной магии. Стоит присмотреться любому автору городского фэнтези. Примеры: фильм «Лептирица», книга «Жена тигра» Теа Обрехт.
Тюркская и монгольская мифология: Вера в вечное Небесное Божество Тенгри, богиню земли Умай и подземный мир Эрлика. Шаманы, духи предков, эпические сказания, как «Манас» или «Гэсэр» (это уже готовые фэнтези-фреймы, только не освоенные). Примеры пришлось искать по похожести. «Поднебесная» и «Река звёзд» Гая Гэвриела Кея: Хотя это больше историческое фэнтези, основанное на средневековом Китае, в нем ощущается влияние соседних степных культур, «Песни утонувших» Г. М. Лонг: Фэнтези, где пантеон богов вдохновлены тенгрианством, игра «Ghost of Tsushima»: Хотя игра про Японию, вторжение монголов и их шаманские ритуалы показаны как чуждая, могущественная и пугающая сила. И «Мулан» сюда тогда.
Индийская мифология: Я пытаюсь избегать рекламных клише, но здесь действительно невероятно богатый и сложный мир. «Махабхарата» и «Рамаяна» — это уже готовые эпические фэнтези. Перевоплощения, войны богов, пантеон с Тримурти (Брахма, Вишну, Шива), множество аватар богов, асуры (демоны), апсары (небесные танцовщицы) и удивительное оружие (брахмастра), обладающее огромной разрушительной силой. Нет, реально мощное — сравниваемое с ядерным оружием. Потенциал огромен, но часто используется лишь поверхностно, хотя эта мифология постоянно где-то на границе коллективного сознания, в обнимку с эзотерикой и духовными практиками. Примеров достаточно, некоторые могут позавидовать: «Король-феникс» Апарны Вермы, «Сыны Тьмы» Гурава Моханти и видеоигры: «Raji: An Ancient Epic», «Asura's Wrath» и вкину сюда «Beyond Good & Evil 2» по знакомству (что-то там брахманское сквозит).
Иранская (персидская) мифология: Основана на зороастризме, культе огня, дуалистической борьбе добра и зла. Вселенная, где верховный бог света Ахура Мазда противостоит злому духу Ангра-Майнью (Ариману). Здесь есть место демоническим дэвам, ангелоподобным язатам, фейским пери и эпическим героям, как Рустам.
Хотел в примере уже влепить «Принца Персии», но у меня тут серьёзное эссе, так что я проверил, и первая трилогия идёт в ближневосточные сказки, а вот в играх 2008 и 2024 уже Персия: бог тьмы Ариман, бог света Ормазд (другое имя Ахура Мазды), птица Симург и прямо гора Каф. Другие примеры: «Трилогия Дэвабада» Шеннон Чакраборти: Хотя там — джинны и арабский мир, есть и дэвы и пери. Серия «Сказание об Арслане» (Arslan Senki) Тисато Накамуры и Хирому Аракавы.
Индейская мифология: Космогонии с кровью и звёздами, вселенные, где время течёт по кругу, а боги ходят по земле. У навахо есть истории о смене миров и людях-койотах. У ирокезов — легенды о летающих головах и каменных гигантах. Духи природы, тотемизм, концепция Великого Духа (Маниту). Сами индейцы представлены хорошо в медиа, но вот их мифология в лучшем случае служит скорее фоном и символизмом. Ну пусть будет DLC Tyranny of King Washington для Assassin's Creed 3.
Мифологии Мезоамерики: Это Ацтеки, Майя. Пернатый змей Кетцалькоатль, Тескатлипока — бог ночи с дымящимся зеркалом вместо стопы, человеческие жертвоприношения для поддержания движения солнца. Это сеттинг для очень мрачного и ритуального фэнтези. Примеры: игра Aztec: The Curse of the Mexique Bay, мультфильм «Дорога на Эльдорадо», аргониане из The Elder Scrolls, Шандора из One Piece. Ладно, я написал «мрачного и ритуального фэнтези», а сам привёл яркие и добрые примеры, но раз уж автор сам акцентировал внимание на своей ошибке, то её как бы и нет, да?
Аборигенные мифы Австралии: Их тема — анимизм. «Время сновидений» — это чистейшая магическая метафизика, даже звучит по-колесовременски. Не просто мифическое прошлое, а вечно существующее параллельное измерение. Песни создают реальность — пропевая песню в правильном месте, человек не просто вспоминает миф о сотворении, он участвует в нем, поддерживает реальность и подтверждает свою связь с землей. Радужный змей, создающий реки, и множество духов, населяющих каждый камень и дерево. Духи Мими настолько тонки и хрупки, что могут сломаться от сильного ветра, поэтому живут в расщелинах скал. Вот большой список примеров: Фильмы «Последняя волна», «Десять лодок», «Умник», книги «Терра Нуллиус» Клэр Г. Коулман, "Последний континент" Терри Пратчетта, «Допрос Ашалы Волк» Эмбелин Кваймуллина.
Африканские мифологии: Здесь духи, говорящие маски, богини-громовержцы, миры предков.
Мифология Йоруба (Западная Африка: Нигерия, Бенин, Того): Единый верховный и недостижимый бог-творец, Олодумаре. Однако люди взаимодействуют не с ним, а с Ориша — пантеоном могущественных духов или божеств, которые являются эманациями Олодумаре.
Мифология Конго (Центральная Африка): Верховный бог — создатель Нзамби а Мпунгу. Как и Олодумаре, он далек от дел людей. Центральную роль играют духи и предки. Нкиси — ритуальные предметы (часто статуэтки или сосуды), в которых обитают духи. Они не идолы, а скорее «контейнеры» или фокусные точки для духовной силы.
Мифология Догонов (Западная Африка: Мали): Обладают одной из самых сложных и детально проработанных космологий в мире. Их миф о сотворении мира повествует о боге-творце Амма, который создал всё сущее. Создание мира через спираль и слово. Номмо — это первобытные духи, часто описываемые как амфибии. Они считаются предками человечества, принесшими на Землю знания. Учитывая, как утверждается, что в эти древние знания включена информация о звездной системе Сириуса, включая наличие невидимой невооруженным глазом звезды-компаньона Сириус Б, это наводит на определенные мысли. Так что, если вам нужно будет ввести рептилоидов, то можете подвязать их гораздо глубже в историю Земли.
Мифология Ашанти (Западная Африка: Гана): Здесь центральное место занимают истории о трикстере, человеке-пауке Ананси.
Мифология Сан (Бушмены, Южная Африка): Одна из древнейших культур на планете. Ключевая фигура Цагн — непредсказуемый бог-создатель и трикстер, часто принимающий облик богомола.
Примеры: Книги «Дети крови и костей» Томи Адейеми, Трилогия «Темная Звезда» Марлона Джеймса, игры "Aurion: Legacy of the Kori-Odan", "The Wagadu Chronicles".
Мифологии Океании (Полинезия, Микронезия, Меланезия): Мир, где лодки пересекают измерения, где духи океана танцуют в вихре штормов. Где герои, как трикстер Мауи, вытаскивают острова из моря и крадут огонь с небес. Культ карго, вера в ману — безличную сверхъестественную силу. Прекрасная основа для морского фэнтези. Ну, пример здесь, думаю, никого не шокирует внезапностью: мультфильм «Моана».
Антарктида буквально пустой лист, terra nullius, и Арктика (народы Севера: саамы, инуиты, чукчи, ненцы). Часто используют «А вы знали, что там такое-е-е-е-е!».
Фух, это мы только прошлись по вершкам. Так сказать, погладили пальчиком поверхность слоёного коллективного сознания человечества. Но, как мы видим по примерам: нет-нет, да и да. Не совсем эти мифологии забыты. Так поговорим о забытых, древних мифологиях, которые не могут себя явить, из-за того что их носители давно потерялись в пыльных веках истории.
§ 1.3. Мифы мифов
Фракийцы, иллирийцы, кельты Центральной Европы: Дошли до нас через фрагменты: дикие боги, ритуальные убийства, обожествлённые кони, культ головы, жертвенные ямы, пение в бою, флейты из костей, культ животных. Почти не исследовано. Даже не зачатки пантеона, а черновик мифологии, в который можно вдохнуть вторую жизнь.
Этруски: Протоитальянцы. Их религия была мрачной и фаталистичной. Боги, такие как Тин (бог неба), Велс (бог подземного мира), и демоны (Ванф — крылатая вестница смерти) управляли сложной системой предсказаний и ритуалов, сосредоточенных на загробной жизни. Всё, что знаем — из могил. Веет что-то мистическое и некромантское.
Месопотамская (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия): Одна из древнейших мифологий. Энки, Инанна, чудовища-хаосы из Абзу. Конечно, говорим «Месопотамская мифология» — подразумеваем «Эпос о Гильгамеше». Но их другие эпосы полны мудрецов, химер, порталов, магических артефактов, обрядов смены царя — это готовый фреймворк для фэнтези, просто надо снять греческие очки.
Хеттская мифология: Мифология могущественной империи, соперничавшей с Египтом. Это сплав хурритских, месопотамских и хаттских верований, настоящий «плавильный котёл» древнего мира. Мы её почти не касаемся, потому что её архитектура чужда привычной линейности — это… Что это вообще такое? Распутанный клубок первобытных историй, где боги сменяют обличья, меняются ролями, и никто не объясняет почему.
Скифская и сарматская мифологии: Мир кочевых воинов, поклонявшихся богу войны в образе меча, воткнутого в землю, и богине-прародительнице со змеиными ногами. Это культура степей, курганов, золотых звериных украшений и жестоких ритуалов. Для мясистой героики вроде варвара Конана самое то!
Минойская культура (Крит): Знакома нам в основном через греческие мифы о ней — Минотавр, Лабиринт, царь Минос. Их собственная религия, с культом быка и богинями со змеями в руках, остается загадкой. Просто чужой сон. Кстати, «древняя женская минойская одежда» с «открытой и широкой душой». Минойцы не просто считали, что не нужно закрывать женскую грудь, как мужскую, но подчёркивали её платьем, чего я раньше не встречал в реальной истории. Но могу вспомнить пример из художественного произведения — «Месяц за Рубиконом» Сергея Лукьяненко.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.