Ростов Великий не оказался таким уж и великим. Тридцать тысяч жителей, как заверил местный гид. Небольшой город. Пересечь его можно пешком за два часа, пройдя от Ярославского монастыря по Ленинской улице через центр и дальше.
По пути обязательно попадётся музей русского купечества в доме Кекина. Первый этаж – фойе. Там Вам предложат бахилы, а слева в закутке, если захотите, можете купить открытки и литературу, повествующую о достопримечательностях города. Среди разных наборов мне попался следующий: «Иван Васильевич меняет профессию в Ростове». Его я купил. На фотографиях запечатлены разные части ансамбля кремля, а в углу открытки, как пояснения – кадр из комедии Гайдая – вот тут снималась эта сцена, а здесь – другая. Пожалуй, фильм – одна из достопримечательностей города. И выставка песчаных фигур в центре Ростова, посвящённая киноленте «Иван Васильевич меняет профессию», ещё больше укрепила в этом предположении. Кстати о кремле. Это вам не нижегородский или московский кремль. Это не крепость. Защищать от врагов был призван Борисоглебский мужской монастырь XVI века. Судя по всему, облагораживали и реставрировали монастырь не так часто: облупившиеся росписи, заросшая территория, местами стены покосились и готовы упасть. Это не отгламуренная красота дивеевской обители, и от этого монастырь только выигрывает. Нет суетливости, чистый воздух, тишина, будто ты выехал на природу.
Но всё ж пару слов о доме купца Кекина. Те вещи, что представлены в разных комнатах (гостиная, столовая, рабочий кабинет и так далее), не все принадлежали ему и его семейству. В музее мы видим собирательный образ ростовского купечества девятнадцатого века, их повседневную жизнь, отражённую в простых предметах. Меня заинтересовала мухоловка. Стеклянный сосуд, что-то вроде кувшина в кувшине. Муха велась на приманку, залезала, а вылететь не могла. Я засомневался. Выбраться из этой ловушки насекомое смогло бы легко, или тогда мухи были глупее?
В женской части купеческого дома собраны предметы… Ну, ясно, что за предметы. Женские платья для выезда в свет, для обедов и ещё одно не очень привлекательное и бедно украшенное. Оно тоже, наверно, имело своё предназначение. Правда, мы не спросили какое. О разных милых вещичках (гребешках, заколочках и т. д.) я не говорю. Даже плойка есть. Видели мы и косметичку и были поражены — огромный ящик, больше похожий на дорожный. С таким не пройдёшься по улице; да и не надо, ведь косметичка предназначалась для домашнего пользования.
На той же улице, Ленинской, есть музей Царевны-Лягушки. Этот сказочный персонаж родом из тех мест, или точнее, из озера Неро, на котором стоит Ростов. Музей – это собрание сувенирных лягушек из бумаги, резины, стекла, глины всевозможных размеров. Есть даже из пластиковой бутылки. Царицы не все зелённые. Они разных расцветок и в разных настроениях: грустные и весёлые, озорные и удивлённые; те, что по парам, естественно, влюблённые. Даже позы у лягушек неодинаковы. Видел одну с вытянутой рукой, простите, лапкой. Она мне напомнила памятник Ленину.
Стеклянные стеллажи с сувенирами стоят вдоль стен, чередуясь со сценами из сказки про Царевну-Лягушку. И в центре музея, без этого никуда, — озеро — искусственный водоём, обложенный натуральным камнем, на поверхности бьёт маленький фонтан с голубой подсветкой, на дне лежит корона, а рядом с ней – сама царевна пруда. На берегу тоже лягушка. Того, чья монетка окажется внутри обода короны, ждёт счастье, исполнение желания. Так что, у нас никто не ушёл обиженным из музея.
В каждом уважающем себя городе должно быть своё ремесло. Что-то вроде фирменного знака. Например, Городецкая роспись, хохлома и так далее. В Ростове Великом – финифть. Что такое ростовская финифть? На отожжённую медную пластину наносится специальная краска – это будущий фон. Отжигается. Следующий цвет. Опять отжиг. И так далее вплоть до самых мелких деталей, которые рисуются тоненькой кистью в два-три волоска.
Мы посетили магазин и музей. На фабрику нас не пустили. Наверно, вредное производство. Беспокоятся о нашем здоровье. Отличие музея ростовской финифти от магазина в том, что в последнем есть ценники. Стоимость… хм, скажем так, высокая, ибо товар украшен серебром, поэтому скромный на вид перстенёк – тысяча рублей и выше. Изящный подстаканник – пятьдесят шесть тысяч. Икона или картина размеров с книгу – стоимость автомобиля. Но не забывайте, это не только серебро, но и ручная работа.
Завершающим аккордом программы был мастер-класс по раскраски глиняной свистушки. Мне достался кот. Он оказался упитанным, с хитрыми глазами. Хитрости, конечно, я ему добавил. Получилось славное животное, серое в белую звёздочку с косящим ехидным взглядом.
Свободное время мы потратили на прогулки по набережной озера Неро и по главной улице Ростова — Ленинской. Набережная – громко сказано. Это дикий замусоренный берег. Вода оказалась мутная, ибо на дне много ила. Кстати, название озера так и переводиться – «илистое». Мы долго шли, пока нам не попалось заброшенное строение. Не ясно, что это? Оглядев парадный вход с массивными колоннами в надежде найти поясняющую табличку, мы так ушли ни с чем. Добрались до Ярославского мужского монастыря, стоящего на окраине города. От него мы повернули обратно и вышли на Ленинскую.
Большое спасибо Уле за идейное вдохновение)))
Внутри Ростовского кремля.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.