Судьбоносная запятая / Sel Kalina
 

Судьбоносная запятая

0.00
 
Sel Kalina
Судьбоносная запятая
Обложка произведения 'Судьбоносная запятая'
Судьбоносная запятая

 

Две точки зрения

Верите ли вы загробную жизнь (жизнь души после смерти тела) или не верите, вопрос в том, как вы обосновываете свои убеждения. Чем вы их подкрепляете? Для кого-то достаточно «желтой прессы», кишащей повествованиями людей перенесших клиническую смерть. Убеждения других лежат в их культуре. Например, в противоположность основным мировым религиям, масса конфессий и деноминаций, таких как ортодоксальный иудаизм, иудео-христиане, адвентисты и некоторые другие протестанты не признают загробной жизни! Но цель данного исследования не состоит в том, чтобы ответить, кто правее! А показать, правомерно ли (или правильно ли) те и другие используют в своей полемике библейские тексты. И в данном случае речь пойдет о тексте записанном в Евангелии от Луки: «…истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43)

Любой исследователь Библии, конечно же понял, что это ответ Иисуса одному из разбойников, распятому вместе со Христом: «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук.23:39-43)

 

Итак, вот текст, который, по мнению людей верующих в загробную жизнь, безоговорочно свидетельствует в пользу их убеждений. Ибо, Сам Христос обещает покаявшемуся, что он ныне же будет с Ним в раю. Т.е., сразу после смерти. И вот здесь обычно начинается спекуляция религиозными чувствами людей, типа: «вы что, называете Христа обманщиком? Он же говорит, что сразу после смерти человек (покаявшийся) попадает в рай! Как можно после этих слов не верить в жизнь после смерти? Да вы богохульники, еретики и т.д.». Условно назовём их «дуалистами», т.е. разделяющими природу человека на две составляющие: тело и душа; и бытие человека на два этапа: до смерти (в теле) и после смерти (вне тела).

 

Для справки: те, кто не верят в сознательную жизнь души отделённую от тела после смерти, считают, что после смерти весь человек (душа, дух и тело) пребывают в покое, т.е. абсолютное отсутствие мыслей, чувств, деятельности и т.д. Это, так называемая, первая смерть! И покаявшиеся (или спасённые), будут воскрешены (т.е. восстановлены так же во всей целостности) при Втором пришествии Христа. И как написано в Книге Откровение: «… над ними смерть вторая(т.е. полное удаление из Вселенной) не имеет власти…» (Откр. 20:6). Следовательно, они будут продолжать жить в телах, а не в виде духов, но теперь они нетленны. Они будут возвращены в состояние Адама и Евы до их грехопадения!

Этих будем именовать «монеистами», т.е. считающими, что человеческая природа неразделима (где дух, душа и тело это лишь различные аспекты или углы зрения на деятельность человека); а бытие человека составляет только жизнь в теле (где смерть это альтернатива жизни, т.е. её отсутствие).

В свою очередь монеисты сталкиваясь с этим текстом утверждают, что: во-первых, частица же, это чисто славянская приписка. Во-вторых, в оригинальном греческом тексте, знаков препинания вообще нет (а это действительно так!), и что переводчики Библии произвольно поставили запятую перед словом ныне. И вот их обоснование: Христос умер на кресте вечером пятницы: «Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Иоан.19:31). Всю субботу Христос находился в могиле: «День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» (Лук.23:54-56).А в первый день недели Он воскрес, потому этот день и называется во многих странах «воскресенье»: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери … Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал» (Матф.28:1-6). А Апостол Иоанн добавляет к этой истории одну очень важную подробность: «Итак ученики опять возвратились к себе. А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Иоан.20:10-17). Итак, как Христос мог обещать разбойнику: «ныне же будешь со Мноюв раю», если Сам Он со дня смерти ещё «там» не побывал!!! А что РАЙ именно на небе свидетельствует Ап. Павел: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего небаон был восхищен в райи слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор. 12:2-4). Да и сами дуалисты верят в то, что Христос, когда умер, наоборот сошёл в АД и там одержал победу над силами зла! И опираются они на следующие тексты: «Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели». (Деян.2:31,32);и«потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал». (1Пет.3:18,19). Ну не можем же мы допустить, что всё это время душа покаявшегося, грубо говоря, за Христом таскалась. И где она была, когда Христос уже воскрес, а к Богу ещё не восходил??? И эти факты уже создают проблемы дуалистическому воззрению, и дают поддержку монеистам.

 

Плагиатор ли Лука?

Итак, если принять, что запятая стоит после слова «ныне», то фраза будет выглядеть следующим образом: «…истинно говорю тебе ныне, будешь со Мною в раю». И теперь, по идеологии монеистов всё, вроде бы, правильно. НО! Во-первых: Лука больше нигде не использует подобный литературный оборот!!! Возникает закономерный вопрос, «почему». Во-вторых: некоторые считают, что Лука заимствовал этот термин у других Евангелистов, но их фразы выглядят иначе, «истинно говорю тебе» без привязки к «ныне». (Сравните: Мф. 5:26; 26:34. Мк. 14:30. Ин. 3:3,5,11; 13 Иоан.3:5:28; 21:18). Следовательно, если Лука «плагиатор», то запятая должна быть всё-таки перед «ныне», а согласно выводам сделанным выше, ныне же со Христом, раскаявшийся разбойник никак не мог оказаться! Если он и оказался, ныне же после смерти на небе, то, как минимум, без Христа, Который на тот момент «еще не восшел к Отцу».

 

Альтернативные варианты

Некоторые искренние исследователи Библии, понимая, что и обещание Христа прощённому грешнику не может означать сиюминутного переноса в буквальный рай, и запятую перенести всё-таки нельзя, предлагают альтернативные варианты толкования этого текста, типа:

1) Обещание Христа означает, что разбойник прощён и уже «ныне», т.е. с этого мгновения верою может видеть и наслаждаться благами Царства Небесного. Как написано: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:20,21)

2) Более экзотический: так как «мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем;…[и] в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл.9:5,6,10), то после смерти разбойник перестанет воспринимать течение времени, и своё воскрешение будет воспринято им, как следующее мгновение, произошедшее с ним «ныне же» после смерти, сколько бы веков не миновало!

 

«Что написано? Как читаешь?»

Чтобы решить эту дилемму, нужно ответить на первый вопрос: что написано? А следственно и: кем написано? И как вообще этот написавший изъяснялся с читателем?

Апостол Лука. Не сочтите за грубость, но вообще-то Лука не был апостолом! Так как апостолами (т.е. посланниками) Христос назвал тех учеников, которые следовали за Ним при Его жизни на земле. Лука вообще не был знаком со Христом, и скорее всего даже не видел Его. Лука был спутником Павла: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас» (Кол.4:14); «Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса, Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои» (Флм.1:23,24). А Павел в свою очередь, так же не был свидетелем земного бытия Христа. Откуда же тогда Лука брал информацию для написания своих (как мы называем, Книг) писем своему другу Феофилу? Да просто Лука пишет об общеизвестных вещах, которые были на слуху у всех верующих. И он делится этими вестями со своим другом, который видимо мало об этом знает. Иначе, зачем такая систематизированность и подробность в обычном письме другу? Лука хочет, чтоб и друг, который, скорее всего язычник, поверил во Христа. Может быть, в его письме и есть точные цитаты Христа, но в 99% там присутствует индивидуальный стиль самого Луки, а не Христа. Цель Луки донести другу смысл произошедшего в Иудее, а не составить биографию Христа, как многие смотрят на Евангелия и потому их озадачивают некоторые различия между ними! И будучи врачом, а следовательно, человеком грамотным, Лука умело и красиво пользуется греческим языком.

Ныне же время разобрать само слово, которое в синодальных переводах переведено словом «ныне»:

Возьмём текст, так же принадлежащий перу Луки, описывающему прощание Павла с верующими из города Ефес: «И вот, ныне (νῦν) я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией. И ныне (νῦν), вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие. Посему свидетельствую вам в нынешний (σήμερον) день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию» (Деян.20:22-27)

Где: (νῦν) — ныне, теперь, настоящий, в данный момент времени.

(σήμερον) — ныне, сегодня, сей день.

Лука широко использует оба слова и видимо там, где нет необходимости отразить что-то конкретное, применяет одно или другое лишь для красоты текста. Но, когда желает донести что-то важное, то использует их в зависимости от присущего только им индивидуального смыслового оттенка.

Разберём вышеупомянутый текст: Павел утверждает, что:

1) Ныне (νῦν) Святой Дух влечёт его в Иерусалим. Ныне, т.е. вчера Дух от него этого не требовал, но и откладывать на потом это путешествие будет означать непослушание Духу, чего Павел себе не может позволить. Поэтому речь идёт о сейчас, о данном моменте времени.

2) Ныне (νῦν), он (Павел) знает, что это их последняя встреча, т.к. будет заключён в темницу. Он не знал этого наперёд, но знает это сейчас. Снова речь о данном моменте времени.

3) Ныне (σήμερον), он (Павел) считает, что имеет перед ними чистую совесть. А вчера, Павел поступал ли не по совести? Вряд ли! Павел говорит о сегодня, как об обстоятельствах, имеющихся на сегодняшний день. Ныне (νῦν) Дух ему повелевает идти в Иерусалим и, ныне (νῦν) Павел знает к чему это приведёт, то при нынешних (σήμερον) обстоятельствах, он свидетельствует, что чист.

Два примера:

1) Ребёнок поздравляет маму с женским днём 23 февраля. Мама говорит ему, что этот праздник не сегодня. В следующий раз он поздравляет её 8 марта. Мама говорит: вот теперь правильно. Итак, речь идёт о временных рамках, т.е. правильно именно в данный момент времени.

2) Ребёнок решил задачу неправильно и показал маме. Она попросила его решить задачу заново, что он и сделал исправив ошибки. Вот теперь правильно — сказала мама. Здесь же речь идёт о предмете, а не о временных рамках, т.е. правильно именно при данных условиях.

Ещё один текст из письма Луки. «И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня (σήμερον) надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне (σήμερον) пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лук.19:2-10). Очевидно, что сегодня(σήμερον) Христунадобно быть у Закхея не потому, что сегодня четверг или 9 мая, а потому, что «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее», а Закхей именно к этой категории и относится, т.к. он «начальник мытарей и человек богатый… грешный человек».

Для справки: Мытарь — сборщик податей в пользу Римской казны. Но для них был установлен определённый минимум того, что они должны были сдавать в казну, а остальное они имели право оставлять себе. Это практически, как полицай на оккупированной врагом территории во времена Второй мировой войны. И Заккхей стал (заслужил быть) начальником этих людей. Видимо это его и обогатило.

И когда Закхей решил изменить свой образ жизни и возместить ущерб тем, кто от него пострадал, то Христос лишь констатировал факт, что ныне (σήμερον) т.е. при данных условиях, Закхей поступает, как «сын Авраама»; «не все дети Авраама, которые от семени его»; «если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» (Иоан.8:39; Рим.9:7). И поэтому ныне (σήμερον), т.е. при данных условиях «пришло спасение дому сему».

 

Ну наконец-то!

Похожая ситуация происходит и в исследуемом нами тексте «И сказал ему Иисус:истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (оригинал: «καὶ εἶπεν αὐτῷ ἀμήν σοι λέγω σήμερον μετ᾿ ἐμοῦ ἔσῃ ἐν τῷ παρα­δείσῳ») (Лук.23:39-43). Злодей приговорённый к смертной казни признаёт: во-первых, что он совершил достойное смерти; во-вторых, что Иисус [даже] «худого» (ἄτοπος — странного, необычного, неприличного) ничего не сделал; и в-третьих, сказав: «когда приидешь в Царствие Твое», он исповедал, что признаёт в Иисусе Мессию.

Для справки: выражение «когда приидешь в Царствие Твое», в основном воспринимается, следующим образом: «когда вознесёшься на Небо к Богу». Но иудеи не мыслили о Мессии, как о небожителе! Для них Мессия это прежде всего Царь Иудейский (кстати, за это Его и осудили): «[царь Давид] Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его,… прежде сказал о воскресении Христа» (Деян.2:30,32). Разбойник имел ввиду: «когда воцаришься над Иудеей». Воззрения иудеев не выходили за рамки самой Иудеи. А в более широком контексте: «когда воцаришься в мире», так как сегодня князь мира сего — сатана.

Отвечая именно на это исповедание человека жившего когда-то преступником, Христос говорит: «истинно говорю тебе, ныне (σήμερον) (при таком твоём отношении, при этих обстоятельствах или теперь, когда ты всё понимаешь и делаешь правильные выводы) будешь со Мною в раю».

Именно эту главную мысль Лука пытается донести своему другу Феофилу, что никакое прошлое, не может помешать Христу спасти человека, если он поверит в Него. А о том, что с человеком происходит после смерти, в этом тексте нет и намёка. Так что, оставим запятую в покое!

С уважением, Sel Kalina.

  • Таррагоне / Городское / Армант, Илинар
  • Первые наработки / Старт на низких... / Санктум Андрей
  • Не заглядывай в окна / Пальчевская Марианна
  • Дед Мороз в Калиновке / Местные особенности Нового года / Хрипков Николай Иванович
  • Из пункта А / Казимир Алмазов / Пышкин Евгений
  • Обещание / Решетняк Сергей
  • Турбомент / Воронком Александр
  • Любовь цвета хамелеона / Асеева Мария Валерьевна
  • Снами целуются / Уна Ирина
  • песня ветра / Песня ветра / Морев Александр
  • Милый друг / 2013 / Law Alice

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль