1.
Блажен внимающий пророчеству Господню
и поступающий по сказанному Им,
соразмеряя веком — вечность; ибо время —
близко!
Я, Иоанн, семи церквам,
стоящим в Асии: спасение и сила
и благодать вам от Того, Который есть
и был и будет, и от пред престолом
Его сидящих свЯтых семи духов,
и от десницы Божьей — Иисуса
Христа, Который есть свидетель верный
и первенец из мёртвых, и владыка
царей земных и пастырей. Ему,
нас возлюбившему и Кровию Своею
нас от грехов омывшему, — во веки
веков осанна, Сущему, аминь.
Блажен, кто слушает, но трижды — тот, кто слышит!
Грядёт Он с облаками, и узрит
Его во изумленьи всяко око,
и ниц падут пронзившие Его,
и возрыдают племена земные
пред Ним, грядущим с неба. Ей, аминь.
Я, Иоанн, ваш брат и соучастник
в терпении и в царствии и в скорби
Господней, был на острове, имевшем
названье — Патмос. И в воскресный день
я, пребывая в несмущённом духе,
услышал голос громкий, как бы трубный,
что говорил: Я — Альфа и Омега;
и повторял: Я — Первый и Последний,
Я есмь начало и конец; и то,
что видишь, в книгу напиши, а после —
пошли семи назначенным церквам,
стоящим в Асии: в Ефес, и в Фиатиру,
и в Лаокидию, и в Смирну, и в Пергам,
и в Филадельфию, и в Сардис.
Обратился
на голос я — увидел, обратившись,
семь золотых светильников, средь них —
подобный Сыну Человеческому; был
Он облечён в подир и опоясан
по персям поясом чеканным золотым,
Глава Его и волосы — белы,
как первый снег, как пенистая вОлна;
и очи — огнь пламенный; и ноги
Его подобные халколивану,
как раскалённые в печи; и голос
Его — как шум неисчислимых вод.
Семь ярких звёзд держал в своей деснице;
из уст Его, сверкая, выходил
меч обоюдоострый; и подобно
лицо Его — полуденному солнцу
сияющему в силе.
И когда я
увидел се, то пал к Его ногам,
как мёртвый. Но сказал мне Он: не бойся;
Я есмь Господь ваш, Первый и Последний,
и живый был, и воскресе из мёртвых,
и жив теперь, и буду жить вовек.
Ещё: ключи имею я от ада
и смерти. Так, напишешь, что ты видел,
что есть сейчас, и что случится после.
Разгадка ж звёзд, которые в Моёй
деснице, и светильников сия есть:
семь звёзд суть Ангелы семи церквей, а семь
светильников суть семь церквей.
2.
Напишешь
Ефесской церкви Ангелу: да, знаю
дела твои, и труд твой, и терпенье,
и что сносить не можешь ты развратных,
и испытал ты тех, кто называет
себя апостолами, и нашёл: они
не таковы. Они — лжецы. Ты много
переносил, для имени трудился
ты Моего и не изнемогал
в трудах. Но против то имею,
что ты оставил первую любовь
твою. Итак, прозрей ко Мне, и вспомни,
откуда ты ниспал, покайся и
твори дела, но новые; а если
не так — приду к тебе и сдвину с места
светильник твой. Но впрочем хорошо
в твоём раденьи то, что ненавидишь
ты, как и я, дела Николаитов.
Хотящий слышать — буде так! — да слышит,
что дух Господень говорит церквам:
от древа жизни Божия Эдема
вкушать дам побеждающему.
Смирнской
напишешь церкви Ангелу: дела
и скорбь, и нищету (богат ты впрочем)
твои Я знаю, и злословье тех,
которые назвались — иудеи,
а суть не таковы, но есмь лжецы
и свора сатанинская. Диавол
ввергать вас будет из среды в темницу,
чтоб искусить, и будете иметь
вы скорби десять дней — сего не бойся!
Коль скоро Мне до смерти будешь верен,
тогда тебе я жизни дам венец.
Хотящий слышать — буде так! — да слышит,
что Дух Господень говорит церквам:
ей, побеждающему да не принесёт
вреда вторая смерть.
Ещё напишешь
Пергамской церкви Ангелу: да, знаю
дела твои, и что живёшь ты там.
где сатаны престол, и что содержишь
Моё ты имя. Знаю: не отрёкся
от веры даже в дни, когда у вас
был умерщвлен свидетель Мой — Антипа.
Немного против всё ж имею, ибо
есть у тебя там слуги Валаама,
кто научил Валака ввесть в соблазн
сынов Израилевых, чтобы они ели
идоложертвенное и в любодеяньи
погрязли напрочь. Так и у тебя
есть сонм лукавых слуг Николаитов,
того ученья, что Я ненавижу.
Покайся и отвергни, а не так
ежель — приду к тебе я скоро, чтобы
сразиться с ними уст Моих мечом.
Хотящий слышать — буде так! — да слышит,
что Дух Господень говорит церквам:
ей, побеждающему ересь Валаама
вкушать дам манну сокровенную, и камень
ему дам белый також, и на камне
сём — новое написанное имя,
которого никто не знает, кроме
того, кто получает се.
Напишешь
и Фиатирской церкви Ангелу: да, знаю
дела твои, любовь, служенье, веру,
и ведаю терпение твоё,
и что последние дела твои от первых
гораздо больше. Но имею против
тебя немного: ибо попускаешь
ты лжепророчице — жене Иезавели
вводить во грех и лжу рабов Моих.
Я дал ей знак покаяться, она же
сей знак презрела. Вот, Я повергаю
её на одр, лубодеящих с ней —
в велику скорбь, и поражаю смертью
её детей до пятого колена,
и да уразумеет вся земная
желающая вразумиться церковь,
что Я есмь испытующий сердца
и внутренности; и воздам любому
из вас — по вашим же делам. А прочим,
кто не проникли сатанинских бездн
(«глубин» так называемых), глаголю:
иного бремени не наложу на вас.
Держите, что имеете, пока Я
приду, и только то. Кто побеждает
и до конца дела Мои блюдёт,
тому дам власть над варварами, будет
пасти язычников железным жезлом тот;
и сокрушатся оные, подобно
сосудам глиняным, во суетную пыль;
получит власть, как Я же власть имею
от Моего Отца. И яркий светоч
дам победившему Я — раннюю звезду.
Хотящий слышать — буде так! да слышит,
что Дух Господень говорит церквам.
3.
Сардийской церкви Ангелу напишешь:
ты носишь имя, будто жив, но — мёртв ты.
Так бодрствуй же и утверждай всечасно
близкое к смерти; ибо я не вижу,
чтобы дела твои пред Богом совершенны.
Что принял ты и что ты слышал — вспомни,
храни се и покайся, а ежель
не будешь бодрствовать, то на тебя приду Я
(в который час — не знать тебе!), как тать.
Но есть и в Сардисе немногие из паствы,
не осквернившие одежд своих, они
ходить со мной в одеждах белых будут,
ибо — достойны, ибо — не изглажу
их имена из книги жизни Я.
Хотящий слышать — буде так! да слышит,
что Дух Господень говорит церквам.
Филадельфийской церкви Ангелу напишешь
Я отворяю двери пред тобой,
и никому не можно затворить их;
хотя и сил имеешь ты немного,
однако имя Божие хранишь ты,
и не отрёкся слова Моего.
И аз воздам: лжецы и фарисеи
падут к ногам возлюбленного Мной,
и охраню в годину искушений,
которая грядёт неотвратимо,
чтоб испытать живущих на земле.
Се, укрепись и жди. Тебя за тщанье
столпом во храме Господа воздвигну,
и имя Бога напишу на нём; и града,
от Господа нисшедшего с небес
новопреставленного Иерусалима.
Хотящий слышать — буде так! да слышит,
что Дух Господень говорит церквам.
Лаодикийской церкви Ангелу напишешь:
ты ни горяч, ни холоден; о, если б
был хладен ты — или горяч!
Но как ты тёпл, тогда тебя извергну
из уст Моих. Ты говоришь: «богат я,
и не нуждаюсь»; а не знаешь, что
несчастен ты, и нищ, и наг, и жалок,
и слеп. Купить тебе советую — огнём
очищенное золото Моё,
чтобы воистину тебе обогатиться,
и белую одежду, чтоб одеться
и срам прикрыть; помажь глазною мазью
глаза свои и зрак прозри от бельм.
Итак, будь ревностен ко Мне; покайся; ибо
Я обличаю тех, кого люблю.
Хотящий слышать — буде так! да слышит,
что Дух Господень говорит церквам.
4.
И вот, взглянул я: дверь отверста в небе,
и прежний глас, со мною говоривший,
как звук трубы, сказал: взойди сюда,
и покажу тебе, чему быть после.
И был престол на небе, И Сидящий
на сем престоле обликом подобен
был камню япису и сардису; смарагду
подобна видом радуга была
вокруг престола. И престолов малых
имело быть числом двадцать четыре,
и на престолах, видел я, сидели
в одеждах белых старцы, золотые
на головах имевшие венцы.
И вот, подобное кристаллу море
стеклянное лежало пред престолом,
а посреди престола и снаружи —
животных четверо, исполненных очей.
И первое животное подобно
как будто льву, животное второе —
как бы тельцу, а третие имело
обличье человека, и орлу
летящему четвёртое подобно.
Вокруг тебя они есмь шестикрылы,
исполнены очей они внутри;
покоя не имея днём и ночью,
взывают: свят, Господь Бог Вседержитель,
Который был, и ныне, и грядёт.
И вот, когда животные четыре,
взывая, воздают благодаренье
Сидящему поверх и над, тогда
двадцать четыре близсидящих старца
венцы свои слагают пред пер столом,
и поклоняются Живущему во веки
веков, и говорят Ему: достоин
Ты, Господи, приять и честь, и славу,
и силу: ибо Ты един и благ,
и сотворил всё сущее, и волей
Твоею всё, что есть, сотворено.
5.
И видел я в Его деснице книгу,
внутри написанную книгу, и отвне
семью печатями скреплённую. И видел
я Ангела, взывающего громко:
достоин ль кто сии печати снять?
И не нашлось достойных. И об этом
я много плакал, но один из старцев
сказал: не плачь; вот тот, кто победил,
Давидов корень се, лев от колена
Иудина, и может, распечатав,
открыть Он сию книгу и читать.
И я взглянул, и вот, был светлый Агнец,
как бы закланный, о семи рогах
и семь очей имеющий, какие
суть духов Божьих семь. И Он пришёл
и книгу взял из Вышнего десницы.
И пали ниц животные и старцы,
имея каждый гусли и ещё
со фимиамом чаши золотыя,
и песнь поют, но новую: достоин
Ты книгу взять и снять с неё печать,
ибо заклан был Ты, и перед Богом
нас Кровию Своею искупил
из всякого колена и народа
и языка и племени; царями
соделал нас, священниками Богу;
и будем царствовать мы на земле.
Вокруг
престола слышал многие я гласы
и видел Ангелов, и старцев, и животных,
и сотни тысяч было их число,
тьмы тем, рекли которые: достоин!
И Агнец сей снял первую печать.
6.
В тот миг услышал я одно из четырёх
животных, говорящее мне громко:
иди и смотри
И я взглянул, и вот — конь белый, всадник
на нём сидящий лук имел и стрелы,
и золотой был дан ему венец,
и вышел он суть как победоносный,
и чтобы победить.
А светлый Агнец
вторую снял печать с заветной книги,
и слышал я животное второе:
иди и смотри
И я взглянул, и вот — другой конь, рыжий;
на нём сидящему взять мир с земли дано;
и чтоб друг друга люди убивали;
и меч был дан ему большой и страшный.
иди и смотри
А светлый Агнец третью снял печать,
и вновь животное мне громовозгласило:
иди и смотри
И я взглянул, и вот — конь вороной,
и всадник с мерою в руке. Среди животных
я слышал речь: три меры ячменя
или пшеницы меру — за динарий;
елея ж и вина не повреди.
Сквозь плоть вселенной время истекало,
и Агнец снял четвёртую печать,
тогда опять мне голос рек громово:
иди и смотри
И я взглянул, и вот — конь бледный, всадник
на нём, которому есть имя смерть; и ад
за ним, восставший, следовал; и власть
дана ему над частию земли
четвёртой — умерщвлять мечом и мором,
и голодом, и звЕрями земными.
Когда же Агнец пятую печать снял,
увидел я под жертвенником души
за слово Божье убиенных. Возвопили
они велиим гласом, говоря:
доколе, Святый Истинный Владыка,
не судишь и не мстишь за нашу кровь?
Но сказано им было: успокойтесь
на время малое, покуда ваши братья,
сострастотерпцы ваши, как и вы
убиты будут, и преполнят чашу,
и округлят последнее число.
И в миг, когда Он снял печать шестую,
произошло смещение пространства,
и сотряслась земная твердь, и солнце
соделалось мрачно, как власяница,
и кровью жертв наполнилась луна.
И звёзды вниз осыпались со свода,
как се смоковница, колеблемая ветром,
незрелые свои роняет смоквы.
И небо скрылось, свившись словно свиток;
и остров всяк, и всякая гора
двинулись с мест. И все цари земные,
богатые и бедные, рабы
и вольные, вельможи все и смерды
в пещеры скрылись и ущелья гор,
взывая скалам и камням: скорей падите
на нас, убейте нас, сокройте от лица
Сидящего на истинном престоле
и взгляда Агнца; ибо, как великий
пришёл День Гнева, кто убережётся?
7.
Четыре Ангела, на четырёх углах
земли стоящие, земных четыре ветра
держали, и всходил с востока солнца
инакий Ангел, Божию печать
имеющий, и крикнул он держащим
ветра земные, громко: не вредите
вы ни земле, ни морю и ни древу,
доколе знак не будет на чела
рабов и агнцев Божиих положен.
И слышал я число запечатленных:
сто сорок тысяч было и ещё же
четыре тысячи из всех колен
сынов Израилевых; по двенадцать тысяч
возлюбленных на всякое из них:
двенадцать тысяч — Гадова колена,
двенадцать же — Иудина колена,
двенадцать же — Рувимова колена,
двенадцать же — Левиина колена,
двенадцать же — Асирова колена,
двенадцать — Симеонова колена,
двенадцать — Неффаилмова колена,
двенадцать — Манассиина колена,
двенадцать — Иссахарова колена,
двенадцать — Завулонова колена,
Иосифова — такоже двенадцать,
Вениаминова — двенадцать же. Аминь.
После сего взглянул я и увидел
великое скопление людское,
которого ни счесть, ни обозрить
никто не мог, стояло пред престолом
в одеждах белых, пальмовую ветвь
имея всяк в руке своей. Спросил тут
меня один из старцев: кто сии
в одеждах белых, и пришли откуда?
Ответил я: ты знаешь, господин.
И он сказал: пришедшие от скорби
великой се, омывшие одежды
свои и чистой свЯтой Кровью Агнца
их убелившие, за что и пребывают
пред Богом ныне, служат Ему рьяно
они во храме Божием, и Он
в них обитает. Ни алкать, ни жаждать
они уже не будут, ибо Агнец
их подведёт к источнику живому,
и Бог отрёт любую их слезу.
8.
И в миг, когда Он снял печать седьмую,
соделалось безмолвие на небе…
Семь Ангелов, имевшие семь труб
в руках своих, стояли перед Богом.
И видел я: пришёл инакий Ангел
со золотой кадильницей, и стал
пред жертвенником, много фимиама
ему дано было, и возложил
он фимиам с молитвами всех свЯтых
на жертвенник, который пред престолом.
И от руки се Ангела пред Бога
вознесся дым; и взял он жаркий огнь
из жертвенника, и поверг на землю;
и голоса, и молнии, и громы
произошли от этого; и тотчас
семь Ангелов, имеющие трубы
знаменья, приготовились трубить.
И вострубил сначала первый Ангел,
и град и пламя, смешанные с кровью,
на землю пали, третью часть дерев
испепелив от кроны и до корня,
и вся трава зелёная сгорела.
И приложил к устам трубу второй
и вострубил. Одушевлённых тварей,
живущих в море, третья часть погибла,
и треть судов в пучину сокрушилась.
И третий Ангел вострубил, и пала
с небес звезда горячая — на треть
источников, и рек, и водоёмов —
всех пресных вод, для пития пригодных.
А имя сей звезде — «полынь». Отравой
полынною наполнилась вода,
и горечь выела огнём нутро людское.
И вострубил когда четвёртый Ангел,
поражена треть солнца, и луны,
и звёзд была кромешной тьмой. И слышал
я голос ниоткуда: горе, горе
живущим на земле от остальных,
уже к губам своим поднесших трубы!
9.
И пятый звук разверз молчанье мрака;
и отворилась кладязь бездны; чёрный дым
из кладязя, как из печи великой,
клубился, удушая свет; и с дымом
из бездн на землю вышла саранча.
И сказано ей было: не вредила б
траве земной и никакому древу,
а только — людям, кои не имеют
печать Божьей на своих челах.
Но не убив вредить, а только мучить
и уязвлять их ядом скорпиона
пять месяцев, пока не изнемогут.
В те дни искать все люди будут смерти,
но не найдут её…
По виду своему
ся саранча была коням подобна,
к сраженью приготовленным: венцы
на головах своих она имела
как будто золотые; и обличьем —
холодный лик наёмного убийцы;
и зубы у ней были, как у львов,
и волосы — как волосы у женщин.
Жестокий хруст и скрежет ея крыльев —
как боевых скрипенье колесниц;
хвосты ея суть жала скорпионьи;
и брони были, как бы из железа,
на ней неуязвимые. Царём
ей — ангел бездны, Аваддон-губитель.
Хотя одно уже минуло горе,
но горя два идут ему вослед.
И звук шестой, вострубленный над миром,
разъял пространство; и услышал голос
от одного из четырёх рогов
я жертвенника, коий пред престолом.
шестому Ангелу рекущий: отпусти
ты связанных ветрами при Ефрате.
И стало так. И освобождены
четыре Ангела те были, к умервщленью
назначенные трети человеков.
И две тьмы тем число я слышал войска.
И видел я в видении коней
и всадников же, огненные брони
и гиацинтовые на себе имевших;
и конский храп, переходящий в рёв,
подобный львиному, звучал; и изо рта их
и огнь, и дым, и сера выходили.
От сих трех язв — огня, дыма и серы —
погибла в муках третья часть людей;
ибо во рту, а такоже в хвостах же
коней смердящих сила заключалась,
и были те хвосты подобны змеям,
имели головы, и ими вред творили.
А прочие же люди, кто не умер
от этих язв, — не каялись в грехах
от рук своих так, чтоб не поклоняться
серебряным, и бронзовым, и медным,
и золотым, и каменным тельцам,
статуям, идолам, которые не могут
ни осязать, ни слышать, ни ходить.
И не раскаялись они в служеньи бесам,
ни в чародействе, ни в блудодеяньи,
ни в воровстве своём и ни в убийствах.
10.
И видел я другого Ангела: могучий
и солнцеликий он сходил с небес,
и облечён был облаком, и ноги
его — подобны огненным столпам,
и радугой осияна глава.
В своей руке открытую он книгу
держал. И ногу правую поставил
на море, ногу левую — на землю;
и вот, воскликнул страшно, и когда
воскликнул он, вослед заговорили
своими голосами семь громов.
В сей миг громоглаголанья я было
собрался написать сие, но голос
извне сказал мне: не пиши, но скрой,
что говорили семь громов.
И Ангел,
стоящий на земле и море, руку
простёр и клялся Господом во веки
веков Живущим, Сотворившим небо
и всё, что в нём, и море, и что в нём,
и землю многогрешную и всё, что
на ней, что время мира истекло,
и что отныне времени не будет.
Но в дни, когда седьмой вострубит Ангел,
свершится тайна Божия, как Он
благовещал рабам Своим пророкам.
И голос, что я слышал, стал опять
со мною говорить извне и сверху:
пойди, возьми ты книгу
из рук стоящего на море и земле.
И Ангелу сказал я: дай мне книгу.
Возьми её, — ответил он, — и съешь;
она горька во чреве твоём будет,
зато в устах твоих — сладка, как мёд.
И взял, и съел её я; и ся книга
в устах моих сладка была, как мёд;
когда же съел — во чреве стало горько.
И возгласил мне громко он: пророчь!
11.
Дана мне трость была, подобна жезлу,
и сказано: пойди, измерь храм Божий
и поклоняющихся в нём сочти. А внешний
двор храма исключи, не измеряй;
он дан язычникам, и будут они свЯтый
сорок два месяца сей город попирать.
И двум свидетелям Моим дам; во вретище
облечены, пророчествовать будут
тысячу двести шестьдесят последних дней.
Они суть две маслины, и пред Богом
земли — стоящие два светоча они.
И если кто захочет их обидеть,
то огнь из уст их выйдет и пожрёт
обидчиков; а если кто захочет
унизить их — то быть тому убиту.
Во дни пророчения небо затворить
они имеют власть, чтобы на землю
не падал дождь; и воды делать кровью;
и поражать живущих всякой язвой,
как только захотят, дана им власть.
Когда они свидетельство своё
окончат — зверь из бездны выходящий,
сразится и убьёт их, победив,
и трупы их на улицах оставят,
на улицах большого града, коий
духовно называется Содом
или Египет, где Господь распят наш.
И многие из многих же колен
смотреть три дня на трупы эти будут
и не позволят положить их во гробы.
И будут радоваться все и веселиться.
пошлют дары друг другу; потому что
сих два пророка мучили живущих
на всей земле. Но вот, спустя три дни,
вошёл в них дух от Господа живаго,
и оба стали на ноги свои;
и страх великий обуял смотревших
на них довольно.
Громкий голос с неба
сказал: сюда взойдите. И взошли
они на облаке на небо; и смотрели
на них враги их во оцепененьи.
И в тот же час и миг землетрясенье
произошло, и пала града часть
десятая во прахе, и погибло
семь тысяч человеческих имён,
а прочие объяты были страхом.
Второе горе минуло; но скоро
приидет третье горе.
Вострубил
седьмой — последний — Ангел, и раздались
слова хвалы: свершилось царство мира
и стало царством Господа во веки
веков. И вот, двадцать четыре старца,
сидящие пред Богом, пали ниц
и поклонились Богу, восклицая:
благодарим Тебя, что приял силу
Твою великую и воцарился. И
рассвирепели варвары, великим
и малым — дать возмездье, и убить
убивших землю.
И отверзся Божий
на небе храм, во храме же явился
ковчег Его завета.
12.
И случилось
великое знамение: жена,
во солнце облечённая; ногами
своими попиравшая луну,
на голове несущая корону
в двенадцать звёзд блистающих. Имела
она во чреве, и от мук и болей
рождения кричала.
И другое
знамение явилось в небе: красный
семиголовый огненный дракон
о десяти рогах и в диадимах
он был алмазных. Хвост его увлёк
треть звёзд со свода и поверг на землю.
И стал дракон перед женою, дабы
когда родит, пожрать её младенца.
И стало так. И мужеского пола
в мученьях родила она младенца,
которому народы надлежит
пасти железным жезлом. Но к престолу
её восхищено было дитя.
Сия жена же скрылася в пустыню.
И началась война. И Михаил
и Ангелы его сражались против
дракона; и сражались против них
дракон и ангелы его. Но не сумели
в сраженье устоять, и не нашлось
для них на небе места. И низвержен
великий был дракон и древний змий,
который именуется — диавол
и сатана, несущий миру зло
и обольщающий вселенную, и слуги
его низвержены со неба были також.
И услыхал я громкий голос: ныне
настало ввек спасение и сила
и царство Бога нашего и власть
Христа Его; поелику низвержен
лукавый клеветник, на наших братий
пред Богом клеветавший день и ночь.
Они его попрали кровью Агнца
и слово веры, и не возлюбили
души своей пред сим до смерти даже.
Итак, возрадуйтесь сему и веселитесь,
небес избранники! Но горе на земле
живущим и на море! ибо дьявол
сошёл к вам в сильной ярости, и зная,
что времени ему уже не много.
Когда ж дракон увидел, что низвержен
на землю, стал преследовать жену,
родившую младенца. И даны ей
орла большого были два крыла,
чтобы она летела в своё место
и скрылась там от змия, и питалась
там в продолженьи времени, времён,
полвремени. И змий пустил из пасти
вослед жены бушующую воду,
как реку, чтоб увлечь её рекой.
Но помогла жене земля: разверзла
уста свои и поглотила воду.
Рассвирепел дракон, и в брань пошёл
вступить со прочими от семени жены сей,
который чтут заповеди Божьи,
и кто свидетельство имеет Иисуса
Христа.
12.
И стал я на песчаном бреге
и видел: зверь взошёл из желчи моря
о семь голов, и десять диадим
на десяти рогах его сияли,
и знак хулы начертан был на главах.
Подобен барсу был морской сей зверь;
и ноги у него — как у медведя,
а пасть — как пасть у льва; и дал ему
дракон престол свой, власть свою и силу.
И видел я, что ранена была
одна из глав. Но рана исцелилась.
И вся земля дивилася, следя
за зверем, и дракону поклонились,
и говорили: кто подобен зверю
сему? и кто сразится может с ним?
Даны уста ему, глаголящие гордо
и богохульно, были; и дана
ему была власть действовать и править
сорок два месяца, и свЯтых воевать
и победить их; и да поклонятся
ему все те, которых имена
не обозначены в заветной книге Агнца,
закланного от сотворенья мира.
Хотящий слышать — буде так! — да слышит.
Кто в плен берёт — тот сам в плену исчахнет;
мечом убивший — от меча ж падёт;
и предающий — сам же будет предан.
Здесь вера и терпение святых.
И вот, увидел я другого зверя,
взошедшего из недр самой земли;
имел он два, подобных агнчим, рога,
и говорил изустно как дракон.
Он действует пред ним со всею властью
первого зверя, заставляя землю
и всех на ней живущих поклоняться
первому зверю, коий прежде на смерть
был поражён и коий исцелился.
И се, творит великие знаменья,
так что и огнь низводит пред людьми
с небес на землю он. И чудесами,
которые дано ему творить
пред зверем, он народы обольщает
и говорит живущим на земле,
чтобы они создали образ зверя,
который ранен в голову, и жив.
И дух вложить в поганый образ зверя
ему было дано, чтоб говорил
и действовал сей так, что убиваем
был всякий, кто не будет поклоняться
образу зверя. Сделает он то,
что всем свободным и рабам, великим
и малым нищим и богатым — будет
положено звериное клеймо
на руку правую их или на чело их,
и что никто не сможет ни купить
и ни продать товар, кроме того, кто
клеймо имеет, или зверя имя,
или число от имени его.
Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот зверя
сочти число; оно — от человека.
Число его — шестьсот шестьдесят шесть.
14.
И я увидел: на горе Сионе
стоит закланный Агнец, а за Ним
сто сорок тысяч и четыре, имя
Отца Его несущих на челах.
И — голоса, как звук большого грома,
как шум от множества быстротекущих вод,
как бы гуслистов тьмы на звонких гуслях —
соединённая ликующая песнь
и как бы новая, но скрыты этой песни
слова, никто не может научиться
ей, кроме искуплённых от земли.
Се те, кто жёнами не осквернился, ибо
они есмь девственники; те, кто вслед за Агнцем
идут, куда б Он ни пошёл. И из людей
они искуплены за тщанье веры.
В устах их нет лукавства; непорочны
они пред Божиим престолом.
И увидел
другого Ангела я, в середине неба
летящего. И Ангел сей имел
Евангелие вечное затем, чтоб
благовещать живущим на земле
и всякому народу и колену
и языку и племени. И рек
громовым голосом своим: убойтесь Бога,
воздайте Ему славу, поклонитесь
Творцу и Созидателю вы, ибо
настал великий час Его суда.
И вот, иной за ним явился Ангел,
рекущий громко, как бы трубно: пал,
пал Вавилон, проклятый город, коий
вспоил народы яростным вином
алчбы и блуда своего.
И третий Ангел
последовал за ними, говоря:
кто преклонил колена перед зверем,
кто поклонился образу его,
и кто клеймо звериное имеет,
тот будет пить вино уже другое,
вино отмщенья, цельное вино
ярости Божией из чаши Его гнева,
и будет мучим в сере и огне
пред Ангелами всеми и пред Агнцем;
и дым мучений будет восходить
к престолу Бога, и ни днём ни ночью
покоя знать клеймённые не будут.
Здесь вечное терпение святых,
кто соблюдает заповеди Божьи
и веру в Иисуса, Его сына.
И услыхал я голос: напиши:
блажены мёртвые отныне и вовеки,
кто умирает в Господе; они
да успокоятся от скорби и трудов,
и их дела пойдут вослед за ними.
И я взглянул, и вот, не как бы туча,
а — облако, и светлое; сидит
подобный Сыну Человеческому, и на
главе — венец, в руке же — острый серп.
И вышел Ангел изо храма и воскликнул
к Сидящему на облаке: пусти
на землю серп Твой и пожни, поскольку
приспело время жатвы. И поверг
Сидящий серп Свой, и была пожата
земля.
И вот инакий Ангел вышел
из храма в небе, такоже с серпом.
Другой же Ангел, огненный властитель,
от жертвенника вышел и вскричал:
обрежь серпом ты гроздья винограда,
ибо созрели ягоды на них!
И Ангел серп поверг на землю острый,
и виноград обрезал весь, и бросил
в великое точило гнева Божья.
И были ягоды истоптаны в точиле
за городом, и из точила кровь
стекала аж до конских узд.
15.
И видел
иное я знамение на небе,
великое и чудное: се, семь
прозрачных Ангелов, имеющих последних
семь язв, которыми кончалась ярость Божья.
И смешанное с Огнем видел море
стеклянное; и те, кто победил
самОго зверя, и звериный образ,
его клеймо, и имени его
число, стоят на том стеклянном море
и держат гусли Божьи и поют
песнь Моисея, Божия раба, и
песнь Агнца, говоря: дела Твои
велИки и чудны, бог Вседержитель!
и праведны и истинны пути
Твои, о Царь святых! Кто не прославит
Тебя, и кто Тебя не убоится
ибо един Ты свят. И все народы
пойдут и поклонятся пред Тобой,
ибо суды Твои уже открылись.
После сего взглянул я: вот, отверзся
храм скинии свидетельства на небе.
И вышли изо храма ко престолу
семь Ангелов, имевшие семь язв,
в льняную облеченные одежду.
Дало тогда одно из четырёх
животных Ангелам сим золотые чаши,
наполненные гневом Бога. Дым
от славы Божией объял пространство храма,
и в храм никто не мот войти и быть там,
доколе не окончились семь язв
последних Ангелов.
16.
И первый Ангел вылил
на землю свою чащу: и на людях,
клеймённых зверем, сделалась проказа,
и вспухли отвратительные раны
и гной потек из глаз у них.
И в море
второй из храма Ангел вылил чашу:
и море стало кровью мертвеца,
и всё одушевлённое погибло.
И третий Ангел вылил чащу в реки
и вод источники: и оные от гнева
Всевышнего соделались как кровь
И Ангел вод сказал: великий Боже,
Ты справедлив, и праведны суды
Твои над злом и паствою звериной:
за кровь пророков, пролитую ими
Ты дал им пить их собственную кровь.
Четвёртый Ангел вылил свою чашу
на солнце: и дано ему огнём
жестоки жечь людей клеймённых было.
И жёг их зной; и в ужасе они
хулили имя Бога, власть над сими
имеющими язвами; и вот,
не вразумилися.
И пятый Ангел вылил
на трон и паству зверя свою чащу:
и царство его сделалось мрачно,
и слуги его корчились в падучей,
и языки свои кусали от страданий,
и Бога доносили в исступленьи,
и не раскаялись в делах своих.
Шестой
из храма Ангел вылил чашу в русло
реки Ефрат: и высохла вода в ней,
чтобы готов был путь царям земным
от всхода солнечного.
Видел выходящих
из уст дракона, зверя, лжепророка
нечистых трех, подобных жабам, духов.
Это — бесовские, Антихристови духи,
творящие знамения; выходят
они к царям земли и всей вселенной,
чтобы собрать на брань их в оный день,
великий день судилища Господня.
И се, иду, как тать; блажен хранящий
свою одежду, чтобы не ходить
ему нагим, и чтоб не увидали
все срамоты его.
И он собрал их
на место страшной битвы, по-Еврейски
название его — Армагеддон.
Седьмой — последний — Ангел вылил чашу
свою на воздух: и из храма Бога
раздался громкий голос, говорящий:
свершилось! Небывалое затменье
сошло на мир, и время прекратилось,
и камни в пыль рассыпались, и твердь
земная сжалась судорожно, мрамор
дворцов расплавился, и дерево лачуг
сгорело напрочь. И великий город
распался на три части, города
языческие рухнули во прахе,
и Вавилон великий был вспомянут
пред Богом, чтобы дать ему испить
— и допьяна — вина из чаши гнева.
И всякий остров убежал, и гор не стало.
И град с небес, в талант величиною,
пал на людей, и вновь хулили Бога
они за язвы, потому что язва
от града весьма тяжкая была.
17.
Один из Ангелов, имеющий семь язв
сказал мне: суд над велией блудницей
тебе я покажу, на водах многих
сидящею; все кесари земные
с ней блудодействовали, и вином её
блудодеяний упивалась.
И повел он
меня в пустыню; в узрел жену я,
сидящую на звере, масть имевшем
багряную, семиголовом и
десятирогом: был он преисполнен
словами богохульными, сей зверь.
Жена ж сия в богатую порфиру
облечена была и в багряницу,
украшенную жемчугом и також
камнями драгоценными. Держала
в руке своей она златую чащу,
наполненную мерзостию блуда
и нечистотами разврата. На челе
ей начертание жены сей имя: тайна,
блудницам мать и мерзостям земным.
Я видел, что она пречистой кровью
упоена свидетелей Христовых
и агнцев плотин сыта: и, видя се,
дивился удивлением великим.
Но Ангел мне сказал: не удивляйся.
Зверь, что ты видел, был, и нет его,
взойдет из бездны — и пойдет в погибель,
и удивятся те, чьи имена
не вписаны Всеблагим в книгу жизни
от сотворенья мира, видя, что
зверь был, и нет его, и явится.
Здесь ум
имеет мудрость. Головы — семь гор,
блудница на которых восседает,
и семь царей, из коих пали пять,
и есть один, седьмой же не пришел,
когда ж придет, то быть ему недолго.
И зверь, который был, и нет — восьмой,
но из числа семи, пойдет в погибель.
И десять рог, которые ты видел, —
десять царей, которые ещё
не царствуют, но примут власть со зверем
на час. Они одни имеют мысли
и силу свою зверю предадут.
И будут с Агнцем брань вести, и Агнец
их победит; поскольку Он — Господь
господствующих. Царь царей, и те
кто с Ним, суть избранные Богом.
И говорит мне: воды, что ты видел,
блудница где сидит, суть племена
и языки и люди и народы.
И десять рог, которые ты видел,
сии блудницу так возненавидят,
что разорят её дотла и всю разграбят,
и обнажат, и плоть её съедят,
и предадут огню; ибо Всевышний
им положил на сердце — Его волю
исполнить, и отдать их царство зверю,
доколе не исполнятся слова
пророчества Господня. А жена же,
которую ты видел, — город есть,
великий город, царствующий ныне
царями над.
18.
После сего увидел
иного Ангела, сходящего, я, с неба,
великую имеющего власть
и землю осветившего. Воскликнул
он торжествующим и страшным гласом: пал,
пал Вавилон, великая блудница!
соделался жилищем бесов и
пристанищем Антихристову духу
и всякой мрази гнусной и нечистой,
и птице отвратительной, и злаку
ненужно сорному, и многим насекомом,
и пресмыкающимся; ибо напоила
она народы яростным вином
блудодеянья своего. Цари земные
с ней любодействовали, и купцы земные
разбогатели от её богатств.
И услыхал я голос, говорящий
с небес: народ Мой, выйди от неё,
чтоб не участвовать вам во грехах жены сей,
и не подвергнуться гонениям и язвам.
Ибо грехи её дошли до неба,
и Бог воспомянул её неправды.
Воздайте ж ей, как вам она воздала,
и вдвое ей воздайте по делам
её; и в чаше, где она доныне
приготовляла вам вино, сготовьте вдвое.
Ибо она, смеясь, имеет в сердце
своем слова: "царица, не вдова я
и не увижу горести!" — за то
в единый день придут к ней смерть и казни
и плач и глад, и будет сожжена.
И возрыдают с нею и восплачут
о ней цари земные, прах руин
и едкий дым пожарищ её видя,
и восклицая в страхе: горе, горе
тебе, великий город Вавилон!
ибо в единый час свершился суд твой.
И все купцы земные возрыдают
слезами горькими о ней, ибо никто
товаров их уже не покупает,
товаров золотых и серебрЯных,
и жемчуга и камней драгоценных,
и багряницы, шёлка и порфиры,
и древа благовонного, и всяких
изделий из слоновой кости и
из дорогих дерев, и из железа,
из мрамора и меди; не берут
корицу, фимиам, и мир, и ладан,
пшеницу и муку, елей и вина,
скот и овец, коней и колесницы,
и человеческие души и тела.
Плодов не стало у тебя, угодных чреву,
и всё блистательное удалилось прочь,
всё тучное бежало от тебя; и
ты не найдешь уже его. И те, кто всем
сим торговал, и кто обогатился
с её богатств, вдали от страха станут,
от страха пред мученьями её,
и там, вдали, восплачут: горе, горе
тебе, великий город, крепкий город,
одетый в шёлк, виссон и багряницу,
разубранный каменьями и златом
и жемчугом! Ибо в единый день
сошло на нет роскошество такое.
И кормчие, и все на кораблях
плывущие, и все корабледелы,
и все торгующие на море — все стали
вдали, и возвопили, и взрыдали,
и пеплом головы посыпали свои,
и плачем пенились, взывая: горе, горе
тебе, великий город, корабли нам
насытивший богатствами до палуб!
Ибо в единый час ты опустел.
О сем возрадуйтесь и веселитесь — небо,
Апостолы и свЯтые пророки:
Бог совершил ваш суд над ним.
И взял
один могучий Ангел в руку камень,
подобный жернову большому, и поверг
сей камень в море, говоря: с таким же
стремлением повержен будет город
великий Вавилон, и сгинет вовсе.
И голоса играющих на гуслях
и на свирелях, и трубящих в трубы
в тебе не слышно станет; никакого
художника, певца или поэта
в тебе уже не будет; стихнет шум
от жерновов работающих мельниц,
умрет светильник, захлебнувшись тьмою,
и не придет невеста к жениху;
и зарастет крапивой твое тело,
протухнет сердца и глаза ослепнут,
и изойдет вон дух твой: ибо были
купцы твои — вельможами земли,
и введены народы в заблужденье
твоими чарами и волшебством. И в нём
кровь найдена пророков и всех свЯтых,
и всех убитых на земле.
19.
Услышал
после сего на небе громкий голос
я многочисленного вроде бы народа,
который говорил: ей, аллилуйя!
спасение и слава, честь и сила
Всесправедливому! за то, что осудил
Он смертию жестокой любодейцу,
растлившую народы, и взыскал
Он кровь рабов своих от рук её преступных.
И изрекли вторично: аллилуйя!
И дым её всходил к престолу Бога,
как запах ладана.
И преклонили главы
двадцать четыре близсидящих старца
и пали ниц животныя четыре
перед престолом, говоря: аминь!
ей, аллилуйя! И услышал снова
народа многочисленного голос
я, как бы рокот сильный водопада:
ей, аллилуйя! ибо воцарился
Бог Вседержитель ныне и навек.
Возрадуемся ж и возвеселимся
и воздадим Ему хвалу и славу;
ибо настал брак Агнца, и супруга
Его уж приготовила себя.
И ей дано в виссон было облечься
чистый и светлый; коий же виссон
есть свЯтых праведность.
И говорил мне Ангел:
блажены званые на брачную вечерю, —
се напиши. И повторил: сии
суть истинные Божии слова.
И
увидел я отверстый небосвод,
и вот, конь белый, и на нем сидящий
есмь Истинный и Верный, Тот, Который
праведно судит и воинствует. Имел Он
знак имени, которого никто,
кроме Него, не знал. И облечен был
в одежду обагренную Он кровью.
И имя Ему было: "Слово Божье".
И воинства небесные вослед
за Ним летели на конях же белых.
Из уст Его — исходит острый меч,
чтоб поражать народы им; пасет их
железным жезлом, топчет Он точило
вина Господней ярости и гнева.
И на бедре Его написанное имя:
«Се Царь царей. Господь господ».
И я
увидел Ангела, стоящего на солнце;
и он воскликнул, обращаясь к птицам,
летающим по середине неба:
летите, собирайтесь на вечерю,
на Божию вечерю, чтоб пожрать
трупы царей и сильных и богатых,
трупы коней и трупы их хозяев,
трупы начальников и трупы подчиненных,
трупы свободных и рабов, великих
и малых трупы.
И увидел зверя
я и царей земных и рати их
бесчисленные, собранные, чтобы
сразиться им с Сидящим на коне
и воинством Его. Но схвачен зверь был,
и лжепророк, творивший чудеса
пред ним, какими обольстил принявших
он начертанье зверя, суть клеймо,
и поклонявшихся его изображенью.
И оба были брошены живьем
в озеро огненное, дышащее серой.
А прочие убиты были насмерть
мечом из уст Его: ей, вдоволь напитались
их трупами все птицы.
И увидел
я Ангела сходящего, который
имел большую цепь и ключ от бездны.
Он взял дракона, коий есть диавол,
и заковал его на десять сотен лет
нерасторжимой цепью, и низвергнул
его он в бездну, сатану и змия,
и заключил, и положил печати
над ним, чтоб не прельщал уже народы,
доколе не окончится сто лет
и девять раз по сто ещё; а после —
ему же дОлжно быть освобожденным
на малый срок.
И вот, увидел я
престолы и на них сидящих, коим
дано было судить иных, и души
убитых за свидетельство Христово
и обезглавленных за слово Божье, кто
не поклонился зверю, и не принял
клейма на руку правую свою
и на чело. И ожили они
и десять сотен лет с Христом царили.
А прочие ж из умерших, доколе
тысячелетний срок не совершится,
не ожили. Сие есть воскресенье
для праведников первое.
Блажен
и свят, имеющий участье
во первом воскресении, над ними
вторая смерть не возимеет власти;
но будут они Бога и Христа
священниками. А когда свершится
тысячелетнее заклятье, сатана
раскован будет и освобожден из
узилища, и выйдет обольщать
вселенную и все народы мира,
которые стоят на четырех
углах земли всей. Гога и Магога,
и собирать на смертную их брань;
число их — как песок морской.
И вышли
на широту земли, и окружили
стан свЯтых и возлюбленный Им город.
И огнь ниспал с небес от Бога, и
пожрал их. А диавол, их прельщавший,
был ввержен в огненное озеро, в геену,
где зверь и лжепророк плевались серой,
на муки вечные Им приговорены.
И вот, взглянув, увидел я престол, и
Сидящего на нем, и от лица
Которого вотще земля и небо
бежали прочь; и не нашлось им места.
И видел мертвых я, стоящих перед Богом,
и книгу всяк раскрытую держал,
иная ж книга — такоже раскрыта,
суть книга жизни; и судимы были
все по написанному в книгах, сообразно
делам своим.
И море отдало
всех мертвых, бывших в нем; и смерть и ад
отдали мертвых, кои были в них же;
и был судим всяк по делам своим.
И смерть и ад — повержены в геену.
Это — вторая смерть. Кто не написан
был в книгу жизни, тот вторично умер
и брошен был к диаволу в огонь.
21.
И стало небо — новое, и новой
соделалась земная твердь; поскольку
прежнее небо и прежняя земля
осуждены; и моря уже нет.
Я, Иоанн, увидел новый город,
пречистый свЯтый Иерусалим,
от Бога нисходящий, приготовлен
он как невеста к мужу своему.
И услыхал я громкий голос с неба:
се, скиния Всеблагого с людьми,
и обитать Он с ними будет; будут
они Его народом. И отрёт
Бог всякую слезу с очей их; смерти,
болезни, страха, горечи не будет
уже им, ибо прежнее прошло.
И говорит Сидящий на престоле:
творю всё новое. И рек мне: напиши;
ибо слова сии суть истина: свершилось!
Я — Альфа и Омега; напою
от вод источника возжаждавшего даром.
Я есмь начало и конец; сокрою
в Своей обители всех избранных и званных,
и победивший — всё наследует, и буду
Богом ему, и он Мне будет сыном.
А боязливых же, убийц и чародеев,
еретиков и алчных, и лукавых
и идолослужителей, и всех
угодных сатане — в огонь и серу!
и это — смерть вторая.
И пришел
ко мне один из Ангелов семи,
у коих были ранее семь чаш,
наполненные язвами семью
последними; и Ангел сей сказал мне:
пойди, я покажу тебе жену,
невесту Агнца. И вознес меня
он на гору, и показал мне город
великий свЯтый Иерусалим,
который исходил с небес от Бога.
Он славу Божию имеет. И светило
его — подобно драгоценнейшему камню,
кристалловидному смарагду. Обнесен
большою и высокою стеною;
двенадцать врат имеет и на них же
двенадцать Ангелов; двенадцати колен
сынов Израилевых имена и судьбы
на тех вратах начертаны. С востока
и с севера и с запада и с юга —
по трое врат. Стена его имеет
двенадцать оснований, и на них
двенадцати Апостолов и Агнца
написанные також имена.
Со мною говоривший — золотую
имел во длани трость для измеренья
стены и врат.
Сей город расположен
суть четвероугольником, длина
его такая же, как широта, есмь.
И он измерил город тростью на
двенадцать тысяч стадий. И длина
и высота и широта его равны.
И стену он измерил во сто сорок
четыре лОктя, мерой человечьей,
какая мера есть и Ангела. Стена
его построена из яписа, а город —
беспримесного золота работы.
Стены его двенадцать оснований
покрыты драгоценными камнями,
у всякого — свой камень: аметист,
сапфир, смарагд, топаз, вирилл и япис
и хризолит, и хризопрас и гиацинт,
и сердолик и сардоникс, и халкидон.
Двенадцать врат — двенадцать же жемчужин,
и каждые соделаны из цельной
жемчужины. Брусчатка мостовых суть
чистое золото, прозрачному стеклу
подобное. Но храма я не видел
в том городе; ибо Господь — и храм
его и Агнец. Город не имеет
нужды ни в солнце, ни в луне; как освещен
он славой Божией, светильник его — Агнец.
Спасенные во свете его будут
ходить народы, и цари земные
в сей город честь и славу принесут.
И в светлый день ворота его настежь
отворены; а ночи там не будет.
И не войдет нечистое ничто,
никто во лжи и мерзости погрязший
в пречистый город Божий, кроме тех,
чьи имена у Агнца в книге жизни
написаны.
22.
И Ангел показал
мне реку жизни, воды бытия,
незамутненные пороком и тщетою,
проистекающие от престола Бога
и Агнца. Среди улицы его
по обе стороны реки сей — древо жизни,
плодоносящее двенадцать раз в году;
и листья древа суть народов исцеленье.
Не будет проклятого боле; но престол
Бога и Агнца будет в нем, и будут
честно служить Ему рабы Его. Узрят
они лице Его, и на челах их
благословение Господне. Свет для них
се свет от Бога, и тепло — от Бога,
и пища — слово Божие, и власть
суть царство Вседержителя и Агнца.
И Ангел мне сказал: сии слова
верны и истинны; Господь пророков свЯтых
послал меня сказать рабам Своим
и показать им то, чему быть вскоре.
Я, Иоанн, сие прозрел. Когда же
увидел и услышал всё, то пал
к ногам я Ангела, пытаясь поклониться
ему; но Ангел мне сказал: смотри,
сего не делай, ибо сослужитель
тебе я и пророкам, твоим братьям,
и соблюдающим слова из книги сей:
не мне, но Богу поклонись смиренно.
И так сказал мне: слов не запечатай
пророчества сей книги; ибо время
близкО! Неправедный творит пусть
неправду; пусть погаже осквернится
нечистый; в правде — праведный пребудет,
и свЯтый освящается ещё.
Возмездие Моё грядет со Мною,
и каждому воздается по делам.
Блаженны те, кто чтят Его заветы,
чтобы иметь от древа жизни плод
и право им войти вратами в город.
А вне — убийцы, псы и любодеи,
и идолослужители, и всяк
лукавящий, и льстящий, и корыстный,
и предпочтивший Богу сатану.
Я, Иисус, послал гонца на землю
со словом откровения, затем
чтоб возвестить и засвидетельствовать: время
уже близкО! Я, корень и потомок
Давидов, говорю: да будет так!
И святый Дух глаголит: прииди!
И говорит невеста: прииди!
И слышавший да скажет: прииди!
И жаждущий пускай приходит, и
желающий пьет воду жизни даром.
Свидетельствую: всякий, кто приложит
к словам сей книге что, то на него
наложит Бог проклятия и язвы,
о коих здесь написало; а если
отнимет что от слов пророчеств сих,
то у того участие отнимет
Господь во книге жизни, в святом граде
и в том, что в книге сей написано. Аминь.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.