Сытные аннотации / Заглавие и аннотация. Готовим блесну на читателя / CocktailVision
 

Сытные аннотации

0.00
 
Сытные аннотации

Если блесна привлекла рыбу, она заглатывает крючки. Так вот, чтобы добыча не соскользнула, крючки должны быть сделаны из крепкого материала и держали на совесть.

Аннотация для произведения — это те самые крючки, которые надо делать крепко и на совесть. Технически, аннотация — это первая часть синопсиса произведения. Синопсис содержит краткое изложение сюжета. В нем обозначены завязка, конфликт и его развитие, кульминация, развязка. Из синопсиса полностью понятно, о чем произведение, как оно развивается и к чему приходит в результате.

В аннотации должны быть даны ответы на вопросы «Кто?», «Что?», «Почему?», «Почему нет?». Можно еще «Где?» для создания атмосферы.

 

Читатель хочет знать:

• О каком герое идет речь? Будет ли он и его проблемы интересны конкретно мне?

• Чего главный герой хочет? Какие у него стремления? Считаю ли я их достаточно ценными и понятными для себя?

• Почему герой этого хочет? Разделяю я или нет его убеждения, интересна ли мне его мотивация?

• Почему герой не может этого получить? Какие проблемы ему придется решать, и будет ли мне интересно в них копаться?

• В каком месте все происходит? Мне интересно там находиться?

 

Хорошие аннотации должны быть короткими и полностью раскрывать перспективы книги. Здесь недопустимы слабые слова, вызывающие расплывчатые образы. Каждое слово должно быть ёмким, а картина произведения в целом объемная.

 

Рассмотрим пример аннотации к роману Стивена Кинга «Кладбище домашних животных».

 

Луис Крид и не предполагал, чем обернется для него и его семьи переезд в новый дом. До сих пор он и слыхом не слыхивал о Вендиго — зловещем духе из индейских легенд. И уж тем более не догадывался, что рядом с этим домом находится кладбище домашних животных. Однако очень скоро ему пришлось пожалеть о своем неведении…

 

Кто? Луис Крид. Семейный человек.

Что? Хочет наладить новую жизнь и жить счастливо с семьей.

Почему? Он переехал в новый дом, его жизнь изменилась.

Почему нет? Ему угрожает зловещий индейский дух.

Где? Вероятно, американский захолустный городок, дом рядом с загадочным кладбищем домашних животных.

 

Это неплохая аннотация уже хотя бы потому, что в ней даны ответы на основные вопросы. Но образ получается слабым и расплывается. Мы поняли, что главный герой — мужчина с семьей. Но сколько ему лет, есть ли у него дети? Может, вся семья — это его престарелый дедушка? Слово «семья» неконкретно — это абстракция, за ней может быть все, что угодно. Всегда стоит иметь ввиду, что для нашего восприятия все и ничего — это одно и то же.

 

Дальше в аннотации дается завязка — жизнь героя изменяется, потому что он переехал в новый дом. Непонятно, переехал ли он из другого города или соседней улицы, что еще поменялось вместе с домом. Из-за того, что невозможно понять глубину изменений в жизни героя, невозможно четко представить, чего он вообще хочет. Мы лишь вывели общую мысль — наладить быт в новом доме. Это слабая мотивация для прочтения книги.

 

Сильным местом в аннотации должно, видимо, стать упоминание о зловещем индейском духе по имени Вендиго. Тут тоже промах. Зловещий дух — это собирательный образ. А что хочет этот дух? Они ведь тоже на чем-то специализируются: попугать, указать на клад, найти упокоение, убить, забрать душу. Да мало ли, что духу захочется. Здесь нам дали только ничего не говорящее имя (слабое слово без образа за ним). Последний жалкий аккорд: «Вскоре ему придется пожалеть о своем неведении». Это предложение — обещание невзгод для героя. Вместо конкретных проблем подаются абстрактные беды, которые невозможно представить в виде живого образа.

 

А вот аннотация к версии того же романа с другим переводом «КлаТбище домашних Жывотных».

 

Казалось бы, семейство Крид — это настоящее воплощение «американской мечты»: отец — преуспевающий врач, красавица мать, прелестные дети. Для полной идиллии им не хватает лишь большого старинного дома, куда они вскоре и переезжают.

Но идиллия вдруг стала превращаться в кошмар. Потому что в окружающих их новое жилище вековых лесах скрывается НЕЧТО, более ужасное, чем сама смерть и… более могущественное.

 

Данная аннотация более конкретна и создает четкий образ. Главный герой — состоявшийся человек с высшим образованием, врач. У него жена и двое детей. В контексте жанра ужасов наличие детей уже вызывает беспокойство, а, следовательно, и интерес. Большой старинный дом — это конкретика. «Старинный» выдает ассоциацию с пыльными тайнами из прошлого. Далее подается проблема — идиллия переходит в кошмар. Значит, герой будет хотеть вернуть идиллию, скорее всего, ему придется бороться за семью. Зловещий дух из первой аннотации подается как конкретное нечто, что могущественней смерти. Конкретика появилась из-за сравнения со смертью. То есть нам дают обещание, что будет поднята тема смерти, и ставят скрытый вопрос «А что, по-твоему, может быть страшнее самой смерти?».

 

Аннотация — это контрольный тест на вшивость произведения. Если автор долго пыжится, но не находит в тексте ответов на перечисленные выше вопросы, значит есть проблема на уровне сюжета. Если ответы есть, но, как не крути, получается расплывчатый и скучный образ, значит есть проблема на уровне идеи.

Читатель, как правило, ищет книгу с интересной для него темой и проблемой. Если он не понимает, о чем произведение, он и не будет терять время на его прочтение. Аннотация работает очень просто. Это завязка плюс проблема. А за решением добро пожаловать в текст книги. Если читателя заинтриговала завязка и ему нравятся подобные проблемы, он откроет книгу.

 

Подведем итоги.

Заглавие дает тему и настроение, аннотация обозначает проблему и раскрывает перспективы. Каждое слово должно быть сильным, конкретным и вызывать четкие образы через цепочки ассоциаций.

Никакую рыбу нельзя поймать на картонную блесну с леденцовыми крючками. Заглавие и аннотация — это блесна для читателя, и она должна быть сделана крепко и на совесть.

  • Что остаётся, когда вокруг пустота? / Галкина Марина Исгерд
  • Приключения в замке (из воспоминаний оруженосца) / Fantanella Анна
  • № 2 Ариса Вайя / Сессия #3. Семинар "Такая разная аннотация" / Клуб романистов
  • Подземка / Светлана Гольшанская
  • Сиви туниц / По памяти / Мэй Мио
  • Генетический шлак / Блокнот Птицелова. Моя маленькая война / П. Фрагорийский (Птицелов)
  • Рождённому в облаках / Песни снега / Лешуков Александр
  • 6 миниатюра / Чернушки / Непутова Непутёна
  • Грим / Климова Елена
  • красные сны / СЕРЕБРЯНАЯ ШПИЛЬКА / Светлана Молчанова
  • Запах дыма / Легия

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль