Роман о Кама Сутре "Пустота храмов Кхаджурахо", 7 -11 глава / Ганжина Полина
 

Роман о Кама Сутре "Пустота храмов Кхаджурахо", 7 -11 глава

0.00
 
Ганжина Полина
Роман о Кама Сутре "Пустота храмов Кхаджурахо", 7 -11 глава

Глава 7

 

 

Утренний офис «Асти Оил» был удивительно пустынен. Два или три рачительных сотрудника, пришедших вовремя на работу, так и не смогли дать объяснение Лёльке, во сколько придёт секретарша Ирина.

 

Ольга присела на край диванчика возле лифта.

Лифт, издав пронзительный звон, распахнул свои двери. Сергей Витальевич стремительно вышел из кабины.

— Ольга Сергеевна, вы уже здесь? Замечательно. Где ваши вещи? Наша регистрация начнётся через два часа! Вы успеете попить кофе, а я смогу отдать последние распоряжения. Через 30 минут вы должны быть в фойе, — скороговоркой проговорил Сергей Витальевич.

 

— Какие вещи, какая регистрация? — в растерянности пробормотала Лёлька.

— Ольга Сергеевна, через несколько часов мы улетаем в командировку. Вы будете сопровождать меня в деловой поездке по Индии, где сможете познакомиться с владельцем компании и учредителями. Нам предстоит посетить несколько городов в разных частях Индии. Вам должна была вчера позвонить Ирина и предупредить.

 

— Но мне никто не позвонил и ни о чём не предупредил, — чуть не плача, сказала Лёлька.

— Сейчас всё равно нет времени устраивать разбор полётов. Езжайте домой и быстро собирайтесь, а ровно через час я за вами заеду, — тоном, не терпящим возражений, сказал Сергей Витальевич.

 

 

*****

 

 

Привычка мобилизоваться в экстремальных ситуациях выручила и в этот раз. Лёлька стремительно собрала вещи и задолго до появления Сергея Витальевича была с дорожной сумкой у подъезда. Регистрация в аэропорту прошла без задержек. Частный самолёт владельца «Асти Оил» был пропуском для быстрого досмотра.

Сергей Витальевич большую часть полёта просидел за ноутбуком и лишь за полчаса до прилёта поделился планами и целями поездки.

— Ольга Владимировна, мы уже подлетаем. В первом городе мы пробудем до завтрашнего утра. Утром на автомобиле мы с вами отправимся в Кералу. Если звёзды будут к вам благосклонны, то у вас будет время сегодня вечером на прогулку. Настоятельно рекомендую, а скорее, требую отнестись достаточно серьёзно к прогулкам — любой храм может быть опасен для посещения. На все экскурсии лучше ездить в группе. Воровство и грабежи в Индии — норма. А также хочу вас предостеречь от покупки каких-либо продуктов питания или воды на улице. Все перечисленные мной моменты и страхи небеспочвенны.

 

 

*****

 

 

В аэропорту Лёльку и Сергея Витальевича встречал с табличкой низкорослый индус. В отличие от своих собратьев, он выглядел достаточно опрятно, хотя по европейским меркам его одеяние оставляло желать лучшего.

— Здравствуйте, Сергей Витальевич, — почти без акцента произнес индус, — меня зовут Динеш, я буду вас сопровождать во время визита в Индию.

Директор представил Лёльку индусу, который ловко подхватил её чемодан и направился к выходу.

 

У входа в здание аэропорта, где тут и там сновали оборванные мальчишки-сорванцы, стояло множество припаркованных машин каких-то несуразных форм и моделей, но было видно, что каждый владелец даже самой старой колымаги считал себя богатым падишахом.

 

Индия — страна контрастов, в которой сочеталось низменное и высшее; страна соответствий и противоречий, в которых сокрыта мудрость веков. Страна непостижимых знаний и великих открытий, трепетно сохранившая всё многоголосие вековых традиций. Страна с удивительной природой, где наряду с дымчатыми горными вершинами соседствовали экзотические пляжи, тропические леса сменялись тихими заводями и песчаной пустошью.

 

Самобытная культура Индии, тронутая вычурностью современности, не могла не сказаться на впечатлениях. Хибары соседствовали с помпезным авангардом. Индианки в сари, заклинатели змей, да и просто толпы нищих, снующих то тут, то там, органично смотрелись средь роскошных фасадов храмов.

 

Индия — страна, живущая вне времени и пространства, свободная от стереотипов современности. Заповедная территория, где истинная любовь, целостные чувства сливались в одну симфонию жизни.

 

 

 

 

Из рассказа Алексея Владимировича

Индуизм. Атман. Брахма. Вишна. Шива. Карма. Сансара.

 

 

Третья религия в мире по числу последователей после христианства и ислама — индуизм.

Большинство индуистов верят, что душа (Атман) является истинной сущностью человека. В священной литературе указывается разное количество богов — и 33, и 333, и 3306 и 3339.

 

Наиболее влиятельными являются 9 богов, и каждый имеет свои специфические функции. В первую тройку, Тримурти, входят верховные боги — Вишну, Шива, а также Брахма, почитавшийся в прошлой эпохе. Во вторую тройку входят их жёны — Лакшми, Парвати и Сарасвати. Третью тройку богов образуют Брахман, Ганеша и Кама — не верховные, но чтимые индусами.

 

Согласно постулатам индуизма, боги бессмертны, но есть два исключения. Первым является Ганеша, вторым — Кама. Бог Кама умер, испепелённый огненным лучом разгневанного Шивы, но по просьбе Парвати Шива сделал так, чтобы Кама родился второй раз.

 

Создание мироздания, согласно мифологии Индии, началось с того, что единый Универсальный Дух пожелал разделить себя. Из Камы, или Желания, вышел во внешний мир первобытный бог мужского пола Брахма, который создал три мира (дольний, горный, царство вечного сна) и всё сущее. В древнеиндийской мифологии мотив разрушения и мотив единения идентичны. По мере развития пантеона появилась необходимость в двух других богах: Вишну и Шиву. Три бога, наделенные функциями создания, сохранения и разрушения, составляют основную группу индуистских божеств.

 

Брахма был создателем всего сущего, Вишну — хранителем, а Шива — разрушителем, но и создателем. Только разрушив всё плохое, можно создать что-то прекрасное. Чтобы подтвердить троичность божественной сути Древней Индии, достаточно вспомнить Шиву с его тремя ликами, каждое из которых выражает абсолютно разные эмоции и духовные состояния. Три бога нередко изображались в храмах вместе: они либо стояли вместе, либо их тела словно вырастали одно из другого.

 

Согласно восточной философии сансара или круговорот жизни вечен и всё ему подчиняется. Бесконечность мироздания, без зримого начала и конца. Мы приходим в этот мир младенцами, которые нуждаются в уходе, и заканчиваем свой путь старцами, которые также требуют опёки. Да и каждый отрезок своей жизни, каких бы целей и планов мы ни достигали, всегда нуждаемся в заботе и искреннем приятии других.

 

Загробная жизнь имеет два этапа. Первый этап называется сансарой. Второй — выходом из сансары. «Сансара» в переводе с санскрита — «странствование». Как таковое — это переселение души из одного тела (после смерти) в другое. Механизмом сансары является карма (поступок, деяние). Карма — закон перерождения. Индуисты говорят: «какова карма — такова и сансара». Второй этап загробной жизни для праведников обозначается термином «мокша» (избавление, освобождение). Мокша — слияние душ истинных праведников с душой Брахмана. Слияние это означает выход из сансары и понимается как высшее и вечное блаженство.

 

Глава 8

 

 

Летний июльский день близился к концу. Долгожданная прохлада пришла в окутанный тайной город. Лёльке совсем не хотелось спать. Облачившись в летний сарафан, она, никем не замеченная, выскользнула из номера.

 

Ольге удалось попасть на экскурсию в самый последний момент, когда она потеряла всякую надежду. Солнце уже стало готовиться ко сну, ласково спускаясь на маковки пальм. Лелька заплатила за экскурсию больше, чем планировала, — восемьсот рупий, хотя Сергей Витальевич говорил, что любая экскурсия в Бангалоре стоит не больше четырёхсот. Пронырливый водитель старенького автобуса, на котором и совершалась поездка по городу, видимо, почувствовав Лёлькино отчаяние, сославшись на отсутствие места в автобусе, потребовал за поездку вдвое больше, чем с остальных.

 

Гид на ломаном английском пыталась рассказать об истории удивительного храма.

Лёлька вглядывалась в многочисленные фрески на храме Шиву. Панно и фрески она видела много раз и во снах, и в книгах. Но ни одна искусно сделанная репродукция не могла передать затейливые изломы форм. Поразительная простота уникальных, совершенных фризов. Рукотворная, но фантастически неземная красота. Стоя возле храма, у Лёльки не было чувства отрешённости. Гармония всепоглощающей любви витала в воздухе и сливалась в упоительную симфонию единства души, разума и тела.

 

Индуска рассказывала небольшой группе, состоящей из нескольких индусов и трех европейцев, об истории создания храма, об изнурительных страданиях натурщиц, которые под палящим солнцем позировали не только как женщины, но и полностью заменяли мужчин-моделей.

 

Рассказ индуски абсолютно не заинтересовал Ольгу, она отделилась от группы, дабы иметь возможность прикоснуться к храму. Камни обладают великолепным свойством — хранить память не только рук, их обрабатывающих, но и впитывать в себя аромат таинства веков. Память — лучшее достояние всего сущего, в котором скрыто слишком много боли. Фрески храма были согреты не только прикосновениями солнца, но и чем-то неподдельно таинственным, и оттого казались ещё прекраснее.

 

Стены храма были испещрены различными надписями, которые Лелька силилась перевести, но без своего словарика сделать ей это не удавалось. Ольга, не выпуская фотоаппарат из рук, делала снимок за снимком, абсолютно завороженная необычайным зрелищем.

 

Неожиданно Лёлька почувствовала, что кто-то трогает ее за локоть. Она обернулась и увидела мило улыбающегося индуса, который встречал в аэропорту.

— Ольга Сергеевна, — промолвил Динеш, — вас ждет Сергей Витальевич.

— Что случилось? — стараясь как можно спокойнее, спросила Лёлька, огорчённая прерванной экскурсией.

— Сергей Витальевич послал меня за вами, так как через полчаса у него назначена важная встреча, на которой вы обязаны присутствовать, — ответил индус.

 

Лёлька, сделав последний снимок, покорно пошла к старенькому форду. «Я отдала почти недельную зарплату, — чуть не плача, думала Лёлька, — чтобы сделать несколько снимков». Надежды прикоснуться к искомой сути таяли с каждой минутой. Завтра они с директором должны будут ехать в Кералу, где жил владелец «Асти Оил». И вряд ли у Лёльки появится ещё одна возможность посетить этот буддийский храм.

 

Дорога до кафе «Виньла» заняла около тридцати минут, хотя Лёльке расстояние показалось очень маленьким. Бесчисленные повозки и телеги постоянно преграждали путь, толпы нищих, абсолютно не обращая внимания на автомобиль, шли нескончаемым потоком, так что большую часть времени старенький форд просто стоял на месте, не имея возможности ехать.

 

— Динеш, — обратилась она к индусу, — а почему бы нам не пройти пешком до кафе? Я уверена, что мы дойдём гораздо быстрее, чем доедем!

— Понимаете, Ольга Сергеевна, — отвечал Динеш, — Индия очень бедная страна, в которой не запрещено воровство. Воруют не только взрослые, но и дети, и даже мартышки. Воровство в нашей стране стало притчей в языцех. Вы уверены, что сможете пройти через рынок, ничего не лишившись?

 

Лёлька не боялась терять, а вернее, научилась глушить в себе боль от утрат. Подруги, друзья стремились к материальным благам, покупая драгоценности, дорогие авто, яхты, квартиры. Лёлька была равнодушна к различным проявлениям материального статуса, ей казалась нелепой и дикой пачка купюр — она унижала. Да, за деньги можно купить всё или почти всё, но перестанешь помнить о приобретенной данности, и она не преминет тебя продать. Безумен мир, которым правят только деньги и циничный расчёт. Самое ценное в жизни — человеческие отношения, чувства и время — не покупаются.

 

— Свою экскурсию и просмотр храмов вы сможете продолжить завтра, — прервал Лелькины рассуждения голос индуса.

— Сергей Витальевич сказал, что завтра утром вы, Динеш, отвезёте нас в Кералу!

— Нет, Ольга Сергеевна, завтра вы не поедете в Кералу, ваша поездка откладывается. Так сказал мне Сергей Витальевич, — ответил индус.

Остаток пути Лёлька провела в молчании, рассматривая сделанные фотоснимки.

 

 

 

 

Из рассказа Алексея Владимировича.

Брахма. Вишна и Кришна. Шива и Кама. Лингам.

 

 

Брахма (Праджапати — владыка) «подобен тысяче солнц» — могуч и непобедим. Брахма имеет четыре лика, четыре руки и спутанные волосы. Четыре руки Брахмы олицетворяют стороны света. Четыре лика — Веды: Риг, Саму, Яджур и Атхарву. Четки, которые он перебирает, символизируют время. Брахма держит большой палец ноги во рту, что символизирует вечность (замкнутый круг без начала и конца). Жена Брахмы — Сарасвати — богиня учености.

 

Вишна — это всеобъемлющее божество — начало, середина и конец мира. По мнению индусов, Вишна пребывает вне времени и пространства, в безмолвии тайны, и проявлениям нет конца. Прославился Вишна благодаря своим трём шагам, которыми он охватил всё мироздание: небо, землю и воздушное пространство. Сделав свои три шага, Вишну подчинил всё мироздание. Толкование и поиск смысла этих трёх шагов сегодня являют одну из важнейших задач ведийской религии. Три шага объясняют как движение солнца — от восхода к закату. Когда миру угрожает опасность, Вишну, исполненный участия и сострадания, спускается на землю в разных обликах: героя, человека или животного.

 

Чаще всего Вишну почитают в обликах Рамы и Кришны. Культ Рамы популярен на севере Индии. Рама — любящий и преданный супруг, храбрый воитель и справедливый царь. Самым значительным проявлением Вишну всё же является образ Кришны. Индуистские мифы и легенды перечисляют множество эротических подвигов Вишну, который, воплощаясь в облике вечно юного Кришны, является образом идеального любовника.

 

В детстве Кришна совершал много не только шалостей, но и чудес: убивал демонов, врагов. Однажды укрыл пастухов от бури, подняв пальцем гору и держа её над головами, как зонтик. В юности Кришна прославился любовными похождениями с пастушками, которых он очаровывал сладкозвучными мелодиями флейты. Пастушки были влюблены в Кришну, а тот охотно дарил благосклонность и ласки каждой. Любовные похождения Кришну в древнеиндийской философии рассматриваются как символ всеобъемлющей любви ко всему сущему на земле, как символ любви Бога к человеческой душе.

Кришна любил танцевать танец Раса-лила. Этот танец считается высшим проявлением неземной эротики, в которой отражается истинная сущность любви. В мифологии Кришну изображают танцующим со своей женой Радхой, а вокруг — пастушки. Тантрические сексуальные ритуалы часто воспроизводят легенду о Кришне, играющем с гопи (пастушки), которые требуют удовлетворить их сексуальные запросы. Пастушки символизируют сокровенный вихрь эмоций во время сексуального контакта. Круговой эротический танец Кришны с прекрасными гопи объясняют как невидимый круговорот сексуальных энергий в мире и вращение галактик в космосе.

 

Женщины Индии до сих пор очень любят представлять себя гопи, служащими Кришне. Любовные песни индианок выражают стремление к духовному освобождению через чувственность.

 

Шива — это необычайно яркий и противоречивый бог. Самая яркая черта Шивы — кажущаяся двойственность, проявляющаяся во всём. Двойственность выражена и в облике бога, и в его поступках. Шива — бог времени и смерти, только он способен всё разрушить до основания и заново создать. Смерть и разрушение — важная форма существования, хотя это и кажется странным. Гибель неизбежно предшествует созиданию, а новое рождение следует лишь за смертью. Поклонники Шиву уверены, что дело разрушения самое священное, и потому в столкновениях с другими великими богами — Брахмой и Вишну — Шива неизменно побеждает.

 

Лингам (фаллос) — божественное проявление Шиву — можно увидеть не только в шиваитском, но и в любом другом индийском храме. Лингам — фаллический символ Шивы, чаще цилиндрической формы с закруглённой вершиной. Основание — круг или квадрат — символизирует женское начало йони.

Существует легенда о происхождении лингама. В начале сотворения мира Брахма и Вишну заспорили о том, кто из них главный. Чтобы разрешить бесконечный спор между могущественными богами, явился Шива в виде огромного огненного столба. Могущественные боги принялись атаковать столб, но поняли, что не могут причинить ему никакого вреда. Тогда Брахма и Вишна решили обследовать огненный столб, чтобы найти начало или конец. Столб выглядел как всепоглощающий огонь. Брахма решил найти конец столба и стал белоснежным лебедем с горящими глазами, быстрым, как мысль. Тысячу лет Брахма летел вверх, но так и не долетел до вершины огненного столба. Вишну решил найти начало и превратился в огромного вепря и тысячу лет рыл землю, дабы найти начало огненного столба, но так и не дошёл до основания. Не найдя ни начала, ни конца, Вишну и Брахма опять встретились, а из огненного столба к ним вышел Шива, который объяснил истинную суть вещей. Высшее начало, абсолют, суть бытия и хранитель мироздания — именно Шива. За нанесённую боль лингаму он обязал Брахму и Вишну совершать почитание Линга-мурти.

 

В пантеоне любого народа всегда есть божество, отвечающее за самое искреннее и светлое чувство — любовь. Есть такое божество и в индийской мифологии. Эта роль предначертана Каме, что в переводе с санскрита — «чувственное влечение или любовь». Кама был сыном бога Вишну и Лакшми — богини изобилия, богатства и счастья.

 

По древней традиции Кама изображается в виде крылатого юноши, почти полной копии европейского Амура. Каму всегда изображали с луком из сахарного тростника, вместо тетивы в котором пчёлы, а стрелами служат цветы. В некоторых храмах этот цветок — лотос. Лотос — священный, жизнетворящий цветок не только в Индии, но и в Японии, и в Китае. Лепестковая часть и центр божественного цветка символизируют взаимодействие женского начала (йони) и мужского. Нераспустившийся бутон, распустившийся цветок и семена лотоса означали, соответственно, в восточных философиях прошлое, настоящее и будущее. Если же рассматривать сам цветок, то значений у лотоса много — это и плодородие, и процветание, и чистота, и духовность, и непрерывность, и символ вечного бытия, и божественная, и сверхчеловеческая суть.

 

На всех фресках Кама восседает верхом на вахане (ездовое животное богов) — Макаре. Макара Камы — это древнеиндийское мифологическое морское чудовище, сочетающее в себе черты дельфина и крокодила. Иногда Каму изображают сидящим верхом на павлине, тогда это символизирует нетерпеливое желание. Кама ездит по миру и стреляет своими стрелами в людей, возбуждая в них любовную страсть.

 

Согласно древнеиндийской легенде, Кама однажды избрал в качестве своей жертвы Шиву. После того как бог любви запустил в него цветочную стрелу, разозлённый Шиву испепелил Каму огнём третьего глаза. Однако, поддавшись на многочисленные мольбы Рати — жены Камы, Шива простил Каму и возродил его в обличии первого сына Кришны. В связи с этим Каму часто называют Ананга, или «бестелесный, лишённый тела».

 

Часто любовного бога Каму сравнивали с древнейшим богом огня Агни. Так же, как и Агни, Кама даровал вечно новый огонь, возрождал весну, дарил людям любовь к жизни и друг к другу. Индусы всегда усердно почитали Каму, посвящали этому богу многочисленные праздники, сопровождавшиеся песнями, танцами и любовными играми.

 

С именем Камы связан один из самых известных индийских трактатов — Кама Сутра, который посвящён эмоциям, страсти и истинной Любви.

 

Трактат о подлинной Любви, в которой нет тривиальности, бездуховности и обыденности. Постигший и осознавший магические таинства великого трактата сможет подарить воистину божественное наслаждение партнёру.

 

Латифа, цветок любви, может распуститься только тогда, когда нет никакого эго, когда нет желания господствовать, когда человек скромен, не пытается стать кем-то и готов быть никем.

Однако нужно помнить, что многочисленные божества индуистского пантеона — лишь различные проявления Единого Верховного Бога.

 

 

 

Глава 9

 

 

Внешний фасад кафе, в которое Динеш привёз Лёльку, был серым и безликим, но с небольшой веранды, пристроенной к кафе, открывался великолепный вид на площадь, где высилась статуя Будды со ступами Просветления.

 

Цель любой буддийской практики — полное развитие человеческого потенциала. Существует восемь форм ступ, которые отличны друг от друга по форме и содержанию. Ступа Лотоса символизирует рождение Будды, Ступа Просветления ознаменовала полное раскрытие потенциала разума, Ступа Совершенной Победы была построена после того, как Будда продлил свою жизнь на несколько месяцев.

 

«Ступа» в переводе с санскрита означает вершину. Большинство исследователей и учёных склоняются к тому, что строительство ступ связано с почитанием умерших. Первоначально эти священные курганы представляли собой холм, содержавший останки святого человека или реликвии, связанные с его жизнью. Со временем ступы преобразовались в высокие монументы со шпилями, внутри которых замуровывались священные буддийские реликвии. По буддийской космологии ступа символизирует мировую гору, чрез которую проходит ось, связующая мир людей и мир богов, способствующая сохранению мира во Вселенной. Буддисты верят, что обход священных мест — храмов или ступ — сулит очищение, просветление и накопление добродетельных намерений. Любое загаданное благое желание при обходе святого места обязательно будет услышано богами и исполнено. Ведь не столь важно, во что верить, — если помыслы и деяния несут чистые устремления, то они обязательно будут услышаны.

 

Именно на статую Будды со ступами Просветления, которая является главной в буддизме, и открывался прекрасный вид летнего кафе «Виньла». Каждый архитектурный элемент Ступы Просветления несёт в себе важную информацию, а также здесь можно обнаружить символы четырёх стихий и пятый элемент или пустоту, из которой появилось всё сущее.

— Ольга Сергеевна, вы хотели побывать в храмах Кхаджурахо. Вас завтра доставят в один из заброшенных храмов, я договорился о поездке, — сказал Сергей Витальевич.

 

 

 

 

Из рассказа Алексея Владимировича.

Будда

 

 

Будда, или «постигший истину», в миру Сиддхаттха Гаутама, живший ещё до нашей эры, не считается ни первым, ни последним Буддой. В буддийской философии, как объяснял в тёмном купе случайный попутчик, Буддой является любой, открывший драхму или постигший истину. Гаутама Будда является одним из звеньев Будд, продолжающихся с далёкого прошлого до незримого будущего. Но в истории Индии именно Гаутама Будда представал не в роли бога или спасителя, а скорее, учителя, способного вывести разумные существа из сансары.

 

Сансара, или круговорот жизни, вечен. Боги как личности не существуют, впрочем, как и сам человек, ограниченный пространством и временем. Нельзя отождествлять себя с толпой — ты потеряешь индивидуальность, дарованную свыше. В мироздании не существует двух одинаковых отпечатков пальцев — мы все разные. И только тот, кто сможет осознать тождество тела и души (Атмана и Брахмы), сможет вознестись над бытием и обрести высшее знание.

 

Согласно буддийской легенде, Гаутама родился в семье царя Магадхи. Принадлежность к царскому роду означала, что с самого рождения Сиддхаттха будет всю жизнь окружён роскошью. Гаутама женился, и у него родился сын. Однажды, выехав за пределы дворца, Сиддхаттха увидел отшельника, калеку, больного человека и труп. Тогда к Гаутаме и пришло осознание всей суровости жизни. Для познания истины и поиска возможного способа избавления рода человеческого от бед Сиддхаттха отказался от богатства и семьи и стал монахом-отшельником. В возрасте тридцати пяти лет к Будде пришло озарение, или пробуждение, после чего Гаутама и стали звать Будда Просветлённый. Тело Будды было кремировано, а прах разделён на восемь частей, которые разместили у оснований буддийских святынь — ступ Просветления.

 

 

Глава 10

 

 

Салют звёзд ласково коснулся покатой крыши благословенного храма. Игривые гроздья звёзд, повисшие на старинном фасаде, делали его чудным.

Одинокий монах, встретивший Лёльку у входа, жестом пригласил внутрь. Лёлька с большим трудом в полумраке храма пыталась разглядеть тёмные очертания статуй.

— Идите за мной, — сказал монах.

 

Лёльку проводили в дальнюю комнату, где её ждала молодая индианка.

— Здравствуй, меня зовут Леся, — произнесла девушка. Мне поручили рассказать тебе о самых загадочных ритуалах и таинствах нашей страны, и о великой Кама Сутре.

 

Истинной женщине свойственно умение, не навязывая себя и не требуя чего-либо от мужчины, стать незаменимой. Грациозное и величественное природное изящество присуще только восточным женщинам и непостижимо для остальных. Умение преподнести и подать себя так, чтобы врезаться в память навсегда. Пёстрые мелочи, которыми так любят украшать себя европейские женщины, скрывают природную красоту, которая сокрыта внутри. Никогда никакие драгоценности или наряды не смогут сделать душу привлекательной. Самое ценное — это человеческая душа. Именно душа — является тем храмом, в который хочется возвращаться.

 

Хотя в Индии мужчины тоже изменяют жёнам, но они вновь и вновь возвращаются к единственной. Выиграть женщина может у любого мужчины — это достойно восхищения, но проиграть — только любимому, и это святая, предначертанная обязанность.

У истинной любви нет норм морали, есть обоюдное веление душ — можно всё! Истинная любовь женщины — безмолвна, но она даёт ей небывалую силу, чтобы оградить единственного от треволнений. Равновесие великой мужской силы Янь целиком и полностью зависит только от женщины.

— Оля, — сказала индуска, — вам, наверное, известна старинная легенда о происхождении храмов в Кхаджурахо?

— Нет, — солгала Лёлька.

 

Конечно, Ольга прекрасно помнила легенду, которую прочла в одной из книг об Индии, но ей очень хотелось услышать этот рассказ от человека, рождённого в Индии.

 

Это старинная легенда о девушке, которую звали Эмавати. Она родилась и выросла в семье бедного священника — брамина. С ее красотой и изяществом во всей округе никто не мог сравниться. Эмавати очень любила купаться в речке, но днём она была вынуждена помогать своему отцу в храме, поэтому приходила на речку только по ночам. В одну из тёплых, звёздных ночей Эмавати увидел бог Луны. Он был сражён неземной красотой юной девы и, спустившись на землю, соблазнил её. После этой ночи у Эмавати родился ребёнок, и, чтобы избежать презрения родственников, Эмавати вынуждена была долгие годы скитаться по всей Индии. Ребёнок Эмавати вырос и основал династию Чандела. Будучи уже правителем Чандраварману приснился сон, в котором его мать велела построить храмы, изображающие человеческие страсти и суетность человеческих желаний.

 

Кхаджурахо — это великолепные храмы истинной Любви, отражающие красоту и силу человеческого влечения.

Лёлька много раз примечала в книгах фотографии и картины фасадов храмов Кхаджурахо, на которых отчётливо вырисовывались восхитительные тела женщин и мужчин в любовных позах, но ни в одной она так и не увидела внутреннего убранства.

— Леся, скажи мне, пожалуйста, а что находится внутри этих храмов? — спросила Лёлька.

— Внутри храма — пустота, — ответила индуска.

— Как — пустота? Неужели ни в одном из храмов нет даже каменного лингмана? — удивилась Лёлька.

 

— Идея построения храмов Любви такова, что только когда человек пройдёт насквозь сексуальность с полной осознанностью, все измерения и стадии, тогда он достигнет точки, в которой плотское удовольствие не будет иметь значения. Только тогда можно будет понять и постичь смысл внутренней пустоты храма, тщетность человеческих желаний и божественное начало оных. Закат страсти ярок, но несёт опустошение. Аллея чистой любви бесконечна, она вне времени и пространства. Зарево чувств истинно любящих людей не может быть минутным. Дыхание любви вечно. Ничто — это всё, а всё — это ничто!

— Мне это абсолютно непонятно, — попыталась возразить журналистка.

 

— Оля, — продолжала индуска, — ты счастлива. Ты абсолютно счастлива именно сейчас. Счастье — это бесконечный миг «сейчас», в котором нет ни прошлого, ни будущего. Если ты постоянно будешь терзаться воспоминаниями, то никогда не сможешь почувствовать духовную гармонию, которая в тебе сокрыта. Любое состояние, в котором ты пребываешь, — счастье, этап развития. Если это усталость и уныние — это всплеск души, говорящий о необходимости самопознания для поисков ответов на неразрешимые вопросы. Если это радость, то это предначертанная обязанность подарить тепло тем, кто рядом. Истина у каждого своя, но чужая не сможет быть искомой. Ложь никогда не перестанет быть абсолютной истиной, даже если в неё верят все. Жить нужно только своим умом. Только, познав и пропустив чрез сердце, сможешь понять дуализм мироздания. Существует множество путей и вариантов, и свой путь выбираешь сам, и только ты за него в ответе пред самим собой. Человек сам виноват во всех своих ошибках и просчётах, и нужно иметь огромное мужество, чтобы признать свою неправоту. А, признав, найти силы исправить.

 

— Хорошо, но как может быть счастлив человек, который, по стечению обстоятельств, стал инвалидом? Согласна — это крайность, но всё же!

— Лёля, ответь мне на другой вопрос — Кого ты считаешь счастливым человеком, не беря во внимание то, что услышала только что от меня?

— Ребёнка? — удивлённо спросила Лёлька.

— Именно! Ты абсолютно права! Родители и окружение навязывают своим детям рамки, превращая их в «маленьких взрослых», заставляя их привыкнуть к маске. Ты будешь счастлива всегда, но только если научишься извлекать удовольствие из каждой секунды, каждого мига своей жизни — так, как это делают дети!

 

Нежные звёзды заволокли тончайшим покрывалом тёмное небо и рисованную вдали горную гряду. Серебристый воздух, несущийся с заснеженных вершин, казался упоительно сладким в этом затерянном месте. Серебристая луна ласково коснулась покатой крыши храма. Благословенного храма, в котором Лёлька пробыла в забытьи почти три дня.

 

 

Из рассказа Алексея Владимировича.

О Любви. О храмах Кхаджурахо. О женщинах Индии.

 

 

«Влечение человека имеет три истока — душу, разум, тело. Влечение души порождает дружбу, разум — уважение, тело жаждет близости. У души два наслаждения: настаивать и требовать. У разума два желания: владеть и отдавать. У тела тоже два наслаждения: трение и прикосновение, выражающее нетерпение близости, ожидание обладания. К любви ведут скрытые наслаждения и страсть души. Любовь несет восторг, облегчение и нежность», — говорится в Кама Сутре.

 

Догматы индуизма рассматривают плотскую любовь как форму передачи энергии. Тантра — самое загадочное учение Востока — соединяет духовность и секс. Мирской и божественный миры не враждуют, а являются единым целым и могут существовать только благодаря своей полярности. Если утрачена полярность — потерян весь мир. Индусы искренне веруют в то, что человек, стремящийся к просветлению, должен пройти через чувственные соблазны мира и оставить их позади себя. Храмы Кхаджурахо — воссозданная и материализованная в камне энергия любви.

 

Кхаджурахо имеет длительную и весьма интересную историю. Храмы, прославившие в наши дни Кхаджурахо, были построены примерно за 200 лет. Это был период расцвета индусской сакральной архитектуры и пластического искусства Северной Индии. Эти храмы прославляют военные победы индийцев, одержанные в 930 — 1050годах.

 

Каменные барельефы прекрасно иллюстрируют историю жизни правителей времен Средневековья. Больше нигде в мире чувственная сторона человеческого бытия не отражена с такой изящной и интригующей откровенностью.

 

Существует много предположений, почему храмы Кхаджурахо были украшены подобным образом. Одни — настаивают на том, что изображения на храмах Кхаджурахо говорят о том, что все свои эротические фантазии следовало оставлять за стенами храмов. Другие — о том, что божества чисты от своих сексуальных желаний. Между тем эротические барельефы на храмах занимают лишь 10% от всей площади украшений храмов, а весь замысел древних архитекторов заключался в том, чтобы показать повседневную жизнь людей, о чем свидетельствуют остальные барельефы Кхаджурахо.

 

По преданиям, изначально было 85 храмовых построек, и в ходе раскопок отрыты многочисленные руины. Сохранившиеся двадцать пять храмов признаны ЮНЕСКО мировым наследием. Сооружения примечательны грандиозными размерами и удивительно гармоничной композицией, а также замечательно выполненными скульптурами. Здесь свыше 800 изображений богов и богинь, воинов и животных, музыкантов и танцоров, чувственных дев и, разумеется, знаменитых эротических сцен.

Уникальность храмов Кхаджурахо проявляется в том, что вопреки обычаю они не окружены стенами, а стоят на высокой террасе массива как бы в стремлении подняться выше.

 

Солнечные капли, касаясь уникальных фризов, оживляют композиции. Изящество реалистичных форм, непревзойденное мастерство, с которым они выполнены на каменных стенах, их разнообразие и изобретательность методов не имеют себе равных в других аналогичных стилях храмовой архитектуры. Эротизм является основной темой в храмах Кхаджурахо, существует несколько теорий, объясняющих наличие таких, иногда порнографических изображений, на стенах храмов.

 

Общепринятым объяснением является то, что эротические группы изображаются как митхуна (mithuna, соединение женского и мужского начала) — ритуал тантрического культа, согласно которому личное спасение может быть достигнуто только на основе непосредственного опыта — как духовного, так и чувственного.

 

Еще одна теория состоит в том, что сексуальный опыт человека, вне зависимости от стадии его развития, символизирует здесь слияние человека с божественным началом.

 

Третья теория настаивает на том, что эротические скульптуры, расположенные на наружных поверхностях храма и отсутствующие внутри, предназначены для проверки преданности верующего и предостережение его от вступления в святыню до тех пор, пока он захвачен плотскими желаниями.

 

Взгляд теряется в изобилии деталей. Эти храмы оформлены как головоломки, до сих пор являясь загадкой. Интерпретаций этих ребусов может быть великое множество. Может, поэтому, несмотря на многочисленные раскопки и долгое изучение архитектурного наследия, никто так и не приподнял завесу тайны над предназначением этого пышного сексуального изобилия. Исторически, сами храмы служили для проведения религиозных церемоний и обрядов. И только за их стенами были дозволены наслаждения, границы которых определялись лишь воображением участников.

 

О женщинах Индии можно рассказывать бесконечно долго. Большинство современных индийских женщин отличаются завидным изяществом. Обратите внимание на то, как ходят индианки. Прямые, как струна, с гордо поднятой головой, они несут собственное достоинство, стараясь его не расплескать. Возможно, секрет такой походки кроется в традиционном наряде индианок — сари. Эту одежду надо уметь носить. В Индии считают, что сари не только подчеркивает красоту женского тела, но также способно поведать о характере женщины, о благосостоянии семьи и о вкусе.

 

Искусству облачаться в сари девочек учат с 12 лет. Обернуться в шестиметровый кусок материи — задача непростая. Ткань очень легкая. Зачастую это тонкий шелк или хлопок, на севере страны — шерсть. Каждое полотно уникально, второго такого не будет. Меняется орнамент, варьируется сочетание красок.

Главное предназначение индианки — материнство. Считается, что женщина является средоточием активных сил природы в отличие от пассивного мужского начала. Она полна творческой энергии, способна созидать и разрушать.

 

Индийские женщины рано выходят замуж. Для них это повышение по рангу, ведь истинная сила индианки раскрывается только после замужества, все, что происходит в жизни женщины до того, — лишь прелюдия. Основные приметы замужней женщины — кольцо на среднем пальце ноги, серьга в носу и расположение точки посередине лба, а не между бровями, как до брака. Индийцы считают, что женщина дает мужчине магическую охрану: удачу в делах, благополучие и процветание. Она обладает энергией, без которой не может действовать мужчина.

 

Сакральную женскую силу символизирует ожерелье тали, которое жених завязывает невесте во время брачной церемонии. Тали означает, что мужчина отдает себя под магическую защиту женщины. Если нить ожерелья порвалась — жди плохих перемен в судьбе мужа. Здоровье и благополучие супруга полностью зависят от жены.

 

Наряду с достоинствами, быть женщиной в Индии не самая приятная миссия. Индийцы считают, что если вы родились женщиной, то ваша карма испорчена. Женская оболочка есть не что иное, как расплата за грехи в прошлой жизни. Счастье индианки непосредственно зависит от здоровья мужа. Остаться вдовой — все равно, что быть похороненной заживо. Поэтому индийские женщины до сих пор сжигают себя в погребальных кострах мужей. Обряд этот называется «сати».

 

Согласно легенде начало самосожжению положила богиня Парвати, явившаяся на землю в облике Сати. Отцу Сати очень не нравился муж дочери бог Шива. Старик отец устроил пир и пригласил всех богов, кроме Шивы. Сати восприняла это как оскорбление любимого мужа. В знак протеста она взошла на костер. После этого, чтобы доказать преданность мужьям, жены стали приносить себя в жертву огню.

 

Есть другая версия происхождения обряда «сати». В Средние века во время завоевательных походов на территории Индии существовал обычай «джохар». Когда осажденная врагами крепость уже не могла обороняться, женщины и дети собирались в одном помещении и сжигали себя, чтобы не стать добычей врага. Перед самосожжением, чтобы приглушить боль, женщины пьют наркотическое средство. Но боль настолько сильна, что первые же языки пламени отрезвляют вдову. В давние времена совершавший обряд брамин возвращал беглянку в костер при помощи дубины, которой бил женщину по голове, а потом длинным шестом заталкивал обратно в огонь.

 

Официально «сати» был запрещен только в 1987 г. Несмотря на запрет, ежегодно в Индии совершается по нескольку десятков обрядов. Если вдова настаивает на самосожжении, то она обязана подписать соответствующий документ, подтверждающий добровольность акта. Огонь для индианок является единственным избавлением от вдовьего существования. Считается, что смертью мужа боги наказывают женщину за грехи. Соответственно, именно она виновата в его смерти, за которые и должна расплачиваться всю оставшуюся жизнь.

 

После похорон мужа жена обязана отказаться от всех удовольствий. Она спит на голом полу, питается мучной похлебкой, все свои дни проводит в молитвах. К ней относятся как к прокаженной. Встретить на улице вдову — плохая примета, даже слуги держатся на почтительном расстоянии от хозяйки — вдовы. Она становится изгоем до конца своих дней.

 

Чтобы избежать этой скорбной участи, жены холят и лелеют своих мужей. Каждые пять лет женщина совершает обряд охранения мужа. Если супруг заболел, жена постится. Мужа никогда не называют по имени, так как произнесенное вслух имя укорачивает жизнь супруга. Обращается к нему на вы, омывает ему ноги, принимает пищу, только когда насытится супруг. Не садится в транспорте, если муж стоит. Никогда не идет рядом с ним, а чуть припаздывает. Одним словом, индийские женщины берегут своих мужей, как самое большое сокровище в своей жизни.

 

 

 

Глава 11

 

 

Лелька провела в храме почти три дня. Напиток для ритуалов «сома» обладал удивительными свойствами, позволяющими чувствовать себя в отличной форме без сна длительное время. Информация, полученная в храме от монахов, так потрясла её, что думать о чём-либо просто не хотелось.

 

Дальнейшее пребывание в Индии с сумасшедшими переездами из города в город, многочисленные поездки и встречи с инвесторами и партнёрами, в которых терялись или воровались вещи из личного гардероба, Лёлька провела в прострации.

 

Несчетные фестивали, ворох легенд и притч, рассказанных аборигенами, можно, наверное, будет опубликовать отдельной книгой. Но это всё потом. Сейчас — новая работа, новый город, и всё по-новому. И лишь вернувшись в город, к своему любимому кофе и размеренному ритму жизни, Лёлька в полной мере смогла понять и оценить полученную информацию от монахов.

 

*****

 

 

Дымка предрассветного тумана стала рассеиваться от робких солнечных прикосновений. Лёлька изящной походкой направилась к своему автомобилю. Сейчас — в офис, чтобы убедиться в том, что Ирина выполнит её указания. А потом прокатиться к морю, чтобы поведать таинственной воде о своих планах и достижениях.

 

Лёлька припарковала авто на стоянке и направилась к офису «Асти Оил»...

Она увидела его случайный бирюзовый взгляд. И была забыта нелепая суета жизни. Это было начало. Абсолютное начало без зримого конца. И стала понятна пустота храмов Кхаджурахо, в которой всё сущее не имело значения и смысла…

 

 

Послесловие

 

 

По переулкам мироздания гуляло яркое лето, нежно согревая не только изящество природы, но и лица людей. Изумрудная листва, нежась от солнечных поцелуев, веселила взор. Благоухание трав и цветов дурманило голову бесподобными ароматами. Теплый бродяжный ветер ласково касался маскарадных масок прохожих, обнажая истинно светлое начало в каждом лике.

 

Она увидела его лучистый взгляд в слепящем зареве многоликих улиц. Его магический бирюзовый взгляд, в котором было всё то, что она так долго искала. Несравненная мелодия истово безмолвной любви, зазвучавшая в камертонах её души, наполнила юдоль божественным смыслом. И, доселе непонятные, парадигмы судьбы, ранее не имевшие значения, обрели ценность, поманив в неизвестность. Его взгляд нежно коснулся её лица и позвал в бесконечно прекрасное далёко, откуда никогда не захочется возвращаться. И захотелось жить, дышать. Просто быть собой. Быть собой.

 

Её душа, растворяясь в желанном взоре, наполнила жизнь искомым звучанием. И ей уже не хотелось быть кем-то — она готова была быть никем… Она стала безмолвной тенью этого мужчины…. Она просто перестала существовать…. В этом просто не было смысла….

 

 

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль