Вячеслав Матосов
ОМУТ ЛЮБВИ
1
Я с моим мужем Николаем Гумилёвым вошли в то богемное кафе "Ротонда" ранним майским утром. Мы выбрали столик справа у окна, откуда был виден бульвар Монпарнас. Перебивая друг друга, мы начали делиться первыми впечатлениями об этом нашем свадебном путешествии по Парижу 1910 года.
— Аня, а ты помнишь тот сказочный Булонский лес, — продолжил восторженную речь Николай, любуясь моим белым нарядом — платьем и широкополой шляпой со страусовым пером.
Но я уже не могла внимательно его слушать. В тот момент я почувствовала на себе властный взгляд, в котором было что-то королевское. На меня смотрел сероглазый мужчина сидящий за соседним столиком. Этот взгляд нёс в себе что-то гипнотическое.
В одной его руке мелькал уголь, другой рукой он держал альбом. Наверное, он рисовал мой портрет. Николай тоже обратил внимание на этого незнакомца. Одет он был небрежно, но ярко: на нём была жёлтая куртка, широкополая шляпа и яркий платок на шее. Наверное, он был художником, — края рукавов его куртки были измазаны краской.
Вдруг я заметила на лице его выражение гнева. Он отодвинулся от столика вместе со стулом и обратился к Николаю по французски:
— Почему вы со своей спутницей говорите на русском? Это неуважительно по отношению к окружающим вас парижанам.
Сидящий рядом, зная вспыльчивый нрав этого мужчины, тронул его за рукав и что-то сказал, стараясь предупредить ссору.
Мой муж Николай не сразу повернулся. А затем с презрением остановил незнакомца на французском, увидев в нём очередного пьяницу :
— На каком основании вы собираетесь учить всех приезжающих в этот город культуре. А я, вот, могу поучить вас другой культуре. Культуре обращаться к незнакомым людям в трезвой манере.
Спас положение подошедший официант, предложив меню обеим сторонам начинающейся ссоры. Наскоро выпив по бокалу вина, тот незнакомец и сидящий рядом мужчина быстро расплатились с официантом и ушли прочь.
Но настроение было испорчено. И мы, наскоро выпив по чашечке кофе, вышли на бульвар. Вместе с нами вышли двое молодых парней парижан, которые тут же заговорили с нами. Они объяснили, что это был художник Амадео Модильяни со своим другом поэтом Жаном Кокто и что Амадео имел здесь репутацию большого скандалиста.
2
На следующее утро я сидел на своём обычном месте в кафе "Ротонда" и вспоминал встречу с той русской женщиной и её наглым спутником, который собирался проучить меня. Знакомый официант сказал потом, что это была поэтесса Анна Ахматова.
Если бы не Жан, то в то утро я, наверное, хорошо потрепал бы её спутника. Но в том случае могла вмешаться полиция. А это очень навредило бы мне .
Жан привёл меня домой и тут же оставил, сославшись на срочную работу с мелодией и текстом песни, — он был композитором.
Я упал на кровать и заснул тревожным сном с какими-то кошмарами. Чтобы отогнать эти кошмары прочь, я огромным усилием заставил себя встать. Облив голову холодной водой из кувшина, я тут же стал набрасывать её портрет.
У меня плохо получалось. Я рвал листы бумаги с набросками.
И в это утро, сидя здесь в кафе, я поймал себя на мысли, что снова хочу её увидеть! И, представьте, моё желание осуществилось!
Открылась дверь и… моя мечта явилась! Она стояла на пороге, часто дыша, и оглядывала зал. Мне понравился изгиб её шеи. Я тот час же достал альбом из сумки и начал набрасывать её портрет.
Увидев меня, она медленно подошла к моему столику, села напротив и обратилась ко мне по имени. Затем стала рассказывать, что у неё плохое настроение, она хочет отвлечься, но у неё нет знакомых в этом городе, и что я ей запомнился своим задиристым характером.
Поэтому она пришла в это кафе, чтобы встретить меня и прогуляться по Парижу.
Сразу же после её рассказа я закончил портрет! От такого восторга, что у меня получилось что-то выдающееся, я выронил уголь из моих пальцев и он упал к её ногам. Я наклонился, чтобы поднять уголь, и почувствовал себя её рабом. Всё! То, что я так желал, свершилось !
Когда мы вместе выходили из кафе, я твёрдо решил, что проведу эту ночь с ней!
И это мне удалось!
3
— Нет, эти сцены ревности мне окончательно надоели. Это невыносимо, — выслушивать такие слова от тебя. Нам нужно отдохнуть друг от друга, — быстро говорила я на ходу мужу Николаю. А он, как будто удивляясь, ответил:
— Анна, опомнись! Ты хочешь уехать из Петербурга?
И уже, собираясь в дорогу, я из спальни кричала:
— Я еду поразвлечься в Париж, у меня достаточно средств для этого!
Уже в дороге я обдумывала план действий. Где найти Амадео там? Может быть, в том же кафе?
4
И вот в августе 1911 года я снова приехала в Париж. Прямо с поезда пришла в кафе "Ротонда" и увидела Амадео за тем же столиком. Он рисовал чей-то женский профиль.
Внутренне протестуя, я обратилась к нему:
— Это должен быть мой профиль! Не так ли, месье Амадео!
Он поднял на меня глаза с листа бумаги и долго глядел на меня, наверное, прогоняя тот женский образ, который хотел изобразить.
Узнав меня, тут же продолжил:
— Анна, ты, как ангел-хранитель мой, то появляешься и исчезаешь. Я хочу снова изобразить тебя.
И принялся уже за мой портрет. Тогда, я помню, он был очень удовлетворён тем, что нарисовал, и спрятал в альбом тот лист.
Мы долго гуляли по Парижу и я тогда не заметила, как мы завернули в тот тупик Фальгьера, где он жил тогда. Мы читали тогда вместе стихи Верлена.
В той квартире мы как-то неуютно устроились среди незаконченных скульптур из камня. Он мне долго объяснял, какие образы должны нести в себе эти изображения. А потом, внезапно пробудившись от этих образных грёз, быстро прошептал:
— Я хочу нарисовать тебя. Раздевайся.
Уже обнажённая я легла на бок на кушетку, подпирая голову рукой.
— Какой у тебя божественный изгиб бёдер, — начал говорить он, беря со стола уголь и бумагу.
Но через несколько минут уголь и бумага были отброшены в угол и я почувствовала его поцелуи на моём теле. И мы нырнули в омут любви.
На следующее августовское утро он поднял меня рано и мы побежали в египетский отдел музея Лувр. Там он принялся рисовать меня в окружении египетских сфинксов и фараонов.
Через несколько дней мы оказались на вокзале, откуда я уезжала в Россию.
Паровоз, окутанный дымом, напомнил мне снеговика, от которого веяло холодом. Я поняла, что до этого момента была окутана какам-то горячечным бредом. Я хотела сказать Амадео что-то нежное, но надо было возвращаться к действительности.
И, сминая перчатки в руках, я произнесла:
— Не могу я остаться. Я вся там. Россия тянет к себе и ведёт по судьбе меня как поводырь слепую. Там — моя Родина. Я попытаюсь вырваться к тебе ещё раз, но не знаю когда. Что было, то — было. Я буду часто вспоминть тебя. До следующего свидания.
Амадео в тот момент понял действительный смысл сказанных мною слов и отдал молча мне в руки свёртки рисунков.
Я поняла, что всё здесь для меня — чужое и далёкое. Прерывая это затянувшееся прощание, решительно поднялась в вагон и закрыла за собой дверь.
Когда поезд двинулся, я сквозь капли дождя на стекле увидела, как он вытирает слёзы.
Творческая натура всегда проживает свои чувства очень глубоко. Но каждый раз, воплощаясь на холсте или в камне, художественный образ покидает человека-художника, чтобы дать место другому образу, думала я тогда.
" Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь,
И ночей наших пламенных чадом
Я к тебе никогда не вернусь".
Вячеслав Матосов. Торонто. 2018.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.